Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание"
Оценка 4.6

Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
психологическая работа +1
Взрослым
16.04.2018
Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание"
Тема для всех нас близкая и знакомая. Для начала давайте разберем почему и из-за чего происходит эмоциональное выгорание. Профессия педагога очень энергоемкая. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. И сегодня проблема сохранения психического здоровья педагогов особенно актуальна. С каждым годом растут требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Тренингмой.docx
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление  педагогов с приемами само регуляции. Задачи:  Знакомство с понятием эмоционального выгорания  Обучить педагогов способам регуляции психоэмоционального  состояния;  Снижение уровня эмоционального выгорания учителей.  Планирование мероприятий по профилактике эмоционального  выгорания. . Материалы и оборудование: презентация на тему эмоционального  выгорания, слайд с картинками, листы бумаги, карандаши, ручки, соль,  цветной мел, тарелка с водой релаксационная музыка,  Ход тренинга I. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания  педагогов» Я рада вас приветствовать сегодня здесь. Мне очень приятно, что вы  пришли. Я надеюсь, что наше занятие пройдет в приятной дружественной  обстановке.  Тема занятия­тренинга "Профилактика эмоционального выгорания  педагога".  Тема для всех нас близкая и знакомая. Для начала давайте разберем  почему и из­за чего происходит эмоциональное выгорание. Профессия педагога очень энергоемкая. Она требует огромные  интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. И сегодня проблема сохранения психического здоровья педагогов особенно  актуальна. С каждым годом растут требования к личности педагога, его роли  в образовательном процессе. Изменения в системе образования также  поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Вместе с учебной нагрузкой растет нервно­психическое напряжение, переутомление. Все это усугубляется различными страхами: страх быть  покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх  перед контролем.              Такая ситуация может привести к эмоциональному истощению,  известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально  выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и  агрессивностью, категоричностью и жесткой само цензурой. Эти проявления  значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост,  стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога  претерпевает ряд деформаций и он становится абсолютно закрытым и  невосприимчивым к любым новшествам и переменам. Психологическая причина болезни Долгая неразрешенная  эмоциональная проблема Самокритика, страх Ощущение обреченности,  тяжелые мысли, горечь Черствость, отказ от  радости В каком органе  проявляется  болезнь Высокое давление Головная боль Желудок Сосуды Хроническое нытье Печень Повторяйте себе несколько раз в  день Я с радостью отпускаю прошлое, я  спокоен Я люблю и одобряю себя Я люблю себя. Я с радостью  освобождаюсь от прошлого. Я принимаю радость и хочу замечать все  хорошее. Любовь наполняет меня с  каждым ударом сердца. Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу. Сегодня мы научимся приемам, которые помогут вам избежать и  предупредить эмоциональное выгорание Естественные приемы регуляции организма:  смех, улыбка, юмор;  размышления о хорошем, приятном;  различные движения типа потягивания, расслабления мышц;  наблюдение за пейзажем за окном;  рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других  приятных или дорогих для человека вещей;  мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);  "купание" (реальное или мысленное) в солнечных лучах;  вдыхание свежего воздуха;  чтение стихов;  высказывание похвалы, комплиментов кому­либо просто так. Конечно, нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками  управления своим психоэмоциональным состоянием. В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:  эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);  эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);  эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности). II. Практическая часть Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду Покажи мне – и я запомню Вовлеки меня – и я пойму и чему­то научусь» Человек усваивает: 10% того, что слышит  50 % того, что видит, 70 % того, что сам переживает, 90 % того, что сам делает. 1. Упражнение «Поза Наполеона» Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки  вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде  ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен  показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся  группа или большинство участников показали одинаковое движение. Комментарий ведущего Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки  показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или  нежелание работать. 2. Упражнение "Молодец!" (5­мин.) Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального  напряжения. Инструкция. Разделиться на два круга ­ внутренний и внешний, встать лицом  друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны  сначала  представиться ирассказать о своих достижениях, а во внешнем круге ­ хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: "А это ты (имя) молодец ­ раз!  А это ты (имя) молодец ­ два!" и т.д., при этом загибая пальцы. Участники  внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и  все повторяется.  Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте  хвалящего и хвастуна. Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов… 3. Упражнение «Лестница»  Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном  промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем  участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением  лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое  местонахождение на лестнице на сегодняшний день.  По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы: — Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз? — Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице? — Что мешает Вам находиться наверху? — Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх? Упражнения на снятие напряжения. «Дышите глубже» При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или  раздражительности нужно дышать так.  Вдох ­ пауза ­ выдох Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование  фаз должно быть следующим  вдох­выдох­пауза    .  III   . Основная часть. Цель нашего занятия — создать модель, которая помогла сохранить наше  психологическое здоровье. Я приглашаю вас творческую мастерскую (педагоги садятся вокруг стола, на  котором стоит соль). Смотрите, на столах насыпана соль. Для чего ее можно использовать? Мы сейчас попробуем соль жизни превратить в радость. Несколько минут я предлагаю вам побыть наедине с собой и прислушаться к  своим ощущениям. Спросите себя «Что я сейчас ощущаю, переживаю,  думаю?». Можете на минутку закрыть глаза для того чтобы прислушаться к  себе. Сосредоточьтесь на несколько секунд на этом вопросе и подумайте, с  помощью каких цветов смогли бы отразить свое эмоциональное состояние. Откройте глаза. Сейчас мы будем создавать вашу радугу настроений. Перед вами соль и разноцветный мел. Выберите первый цвет соли который  чем­то напоминает то что вы ощущали сейчас. (Дополнительно вы можете  выбрать уже готовую окрашенную соль.) Насыпаем немного соли на листок и начинаем ее окрашивать мелом.  Высыпаем. Только делайте это очень аккуратно, чтобы не перемешать слои  песка, иначе вместо радуги в бутылке у вас получится песок грязно ­  коричневого цвета. Итак, приступаем Следующий цвет и т.д. пока вы не заполните ваш сосуд радужного настроения. Можно взять проволочку и попытаться создать какой­либо рисунок очень  аккуратно, чтобы не перемешать лишние слои. Вот так творят египетские  мастера создавая творческие рисунки из песка. Это можно делать в группах с детьми, красить соль можно с помощью мела. Итог: Продемонстрируйте свой шедевр. Посмотрите на радугу в бутылочке  (баночке) внимательно и скажите, что приходит вам в голову, когда вы на  него смотрите ­ ассоциации. Имеет ли это с вашими ощущениями внутренним  состоянием, что­то общее? Вывод: мы сейчас учились выражать свое внутреннее состояние, все что  накопилось в душе с помощью творчества. Трудно бывает понять, а тем более  выразить словами то, что чувствуешь – зато более легко изложить в  творчестве, к тому же это снимает накопленное психическое напряжение,  помогает успокоиться или просто сосредоточиться.  Мы сейчас с помощью невидимого мостика соединили мир фантазий и мир  реальности.  У вас, это классно получилось. Рекомендации. 1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не  вытеснять их в психосоматику.  Как это можно сделать в условиях работы в  школе. — громко запеть; — резко встать и пройтись; — быстро и резко написать или нарисовать что­то на доске или листе бумаги; — измалевать листок бумаги, измять и выбросить. 2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи , а не  прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по  энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют  успокаивающе. 3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события  прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным  энергетическим проводником. 4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом! И заключительным этапом тренинга предлагается провести релаксационное  упражнение. 5. Упражнение » Источник»  Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза.  Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст: «Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц.  Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на  этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в  окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места,  где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в  вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь  встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она  способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она  протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она  протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем —  разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы  чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его  энергия ­ вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник,  в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется» . По  окончании упражнения участникам предлагается медленно открыть глаза. 11. Рефлексия.  Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит  всех участников за внимание и участие в тренинге.

Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание"

Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание"

Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание"

Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание"

Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание"

Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание"

Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание"

Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание"

Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание"

Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание"

Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание"

Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание"

Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание"

Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018