Тренинг для родителей - Тропинкой родительской мудрости

  • Работа с родителями
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тренинг для родителей - Тропинкой родительской мудрости, направлен на ознакомление присутствующих со стилями общения в семье; формирование ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения, содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы, рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных типов общения. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.Тренинг для родителей - Тропинкой родительской мудрости, направлен на ознакомление присутствующих со стилями общения в семье; формирование ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения, содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы, рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных типов общения. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
Иконка файла материала Тропинкой родительской мудрости. Тренинг для родителей..doc
Тренинг для родителей. Тропинкой родительской мудрости Семья ­ одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период  существования. Семья, родственники ­ своеобразный центр формирования личности  ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба,  взаимная поддержка отца и матери для ребенка ­ пример для подражания. Именно  поэтому актуальным в работе практического психолога ДУЗ является повышение  уровня психолого­педагогической компетентности родителей. Цель: ознакомление присутствующих со стилями общения в семье; формирование  ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психологически  здорового подрастающего поколения.  Ход проведения. 1. Упражнение «Знакомство» Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.  Психолог. Доброго дня и здоровья вам желаю! Сегодня мы с вами пообщаемся в  тесном, семейном кругу, ведь детский сад ­ это одна большая, дружная семья. Но  сначала нам нужно познакомиться поближе. Сделаем это с помощью презентации.  Перед вами на столах есть цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры и т.д. Ваша  задача ­ за 5 минут создать рисунок или аппликацию, которые рассказали бы нам о  вашей семье. Затем вы называете свое имя, демонстрируете результаты творчества и  говорите несколько слов о членах своей семьи.  Во время проведения тренинга родители создали очень интересные рисунки, на  которых были изображения: небо с луной (отец), солнышко (мать) со звездочками  (детьми); дуб (папа), елка (мать), лисичка (дочь) , ежик (сын); петух, курица и двое  цыплят; рыбки в пруду; семья львов и др. Правила работы в группе. Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и  регламентации работы.  Психолог. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться  определенных правил.  Я зачитаю их, а вы обсудите и выберите те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:  • Говорить долго и не по теме.  • Говорить четко и конкретно.  • Перебивать друг друга.  • Правило «поднятой руки».  • Быть пассивным и мрачным.  • Быть активным, принимать участие во всех видах деятельности.  • Правило хорошего настроения.Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто­то хочет внести коррективы?  Ожидания Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.  Психолог. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме  отпечатка стопы. Запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи.  Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Пейзаж», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома к холму Родительской Мудрости.  Стикеры надо прикрепить в начале пути, то есть около дома.   Мозговой штурм Психолог. Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание  ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых  фразах, афоризмах.  Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном  воспитании? Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках. Когда отец говорит «так», а мать ­ «сяк», растет ребенок, как сорняк. Что учат дома дети, то знают и соседи. Умел дитя родить, умей и научить. Какой явор ­ такой забор, какой отец – такой и сын. Яблоко от яблони далеко не падает. Информационное сообщение «Стили воспитания». В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение  взаимодействовать с детьми ­ очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как  найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все  происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.  В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают  семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью.  Однако, опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая­то женщина уже третий раз рекламирует  преимущества стирального порошка?  Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15­20  минут в день. Из них 10­12 приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что  в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная,  либеральная.  Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно­ насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка,  требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого  у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по  отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания всемье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в  семье.  Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями.  Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие,  задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым,  озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм,  упрямство, капризность, завышенная самооценка.  Родители ­ сторонники демократического стиля воспитания ­ уважают личность  ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела  важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого  ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним  свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях  прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские  черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.  Упражнение «Сказки нашего детства» Цель: рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных  типов общения.  Участники объединяются в три группы.  Каждая группа получает фрагмент сказки с определенной моделью семейного  общения (сказки «Колобок», «Дедова дочь и Бабина дочка», «Ивасик­Телесик» или  другие, по выбору психолога.)  Задача каждой группы ­ драматизировать фрагмент сказки, другие команды должны  догадаться, о каком именно стиле семейного воспитания идет речь.  Обсуждение:  ­ Что было для вас непривычным?  ­ Каковы ваши ощущения от работы?  ­ Сложно было выполнять задание?  ­ Сложно было распознать стили воспитания по драматизациям? Разминка «Почтальон» Цель: снятие эмоционального напряжения.  Психолог. Вы активно работали, поэтому настало время для отдыха.  Каждый участник получает листок бумаги с названием города.  Ведущий говорит: «Почта идет из Киева во Львов и из Харькова в Черкассы».  Игроки, чьи города названы, должны как можно быстрее поменяться местами. В это  время ведущий пытается занять свободное место. Игрок, место которого заняли,  становится ведущим. Если ведущий скажет: «Почта идет во все города», ­ тогда  местами должны поменяться все участники.  Упражнение «Правила для ребенка» Цель: установление ограничений для детей.  Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничиваетсяуказаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены  устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети  маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем  изменить ограничения и запреты на правила поведения.  Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ».  Например:  ­ Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда,  когда светит зеленый огонек светофора.  ­ Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь.  ­ Не кричи так громко / Будем разговаривать тише. ­ Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.  Обсуждение:  ­ Сложно было выполнить задание?  ­ Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?  Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не  провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных  правил. Рекомендации для родителей  1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства  и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ..,».  2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать  нельзя, потому что ...».  3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает  нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою  активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива  заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.  4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут  повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о  наказании за несоблюдение правил. Рефлексия Психолог. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши  ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на холм Родительской  мудрости, если же ожидания сбылись частично ­ ставьте стикеры на тропе между  домом и холмом.  Упражнение «Аплодисменты» Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.  Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить  на одной ладони улыбку, на другой ­ радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо  крепко­накрепко соединить в аплодисменты.  До новых встреч!  Источник: газета «Психолог дошкілля». №10 (15) октябрь 2010Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь