Тренинг гармонизации детско – родительских отношений в неполных семьях, направлен на обучение эффективному взаимодействию родителей с детьми, конструктивной поддержке и помощи детям при переживании изменений в структуре семьи.Ознакомить родителей со стилями семейного воспитания детей и с характерными ошибками родителей при разводе, со способами эффективного взаимодействия, бесконфликтного воспитания и правилам эффективного наказания детей.Тренинг гармонизации детско – родительских отношений в неполных семьях, направлен на обучение эффективному взаимодействию родителей с детьми, конструктивной поддержке и помощи детям при переживании изменений в структуре семьи.Ознакомить родителей со стилями семейного воспитания детей и с характерными ошибками родителей при разводе, со способами эффективного взаимодействия, бесконфликтного воспитания и правилам эффективного наказания детей.
Релаксационные упражнения
способствуют эмоциональной саморегуляции
Упражнение «Поплавок в океане»
Инструкция:
Займите удобное положение, дышите легко и свободно, расслабьтесь,
закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У
вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут вас
ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть
вас, но вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти
погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли
дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Оставайтесь в этом
состоянии столько, сколько вам захочется. Какие возникают ощущения, когда
вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?
Упражнение «Плывем в облаках»
Инструкция:
Займите удобное положение, дышите легко и свободно, расслабьтесь,
закройте глаза, представьте, что вы находитесь на природе, в прекрасном
месте. Теплый, тихий день. Вам приятно и вы чувствуете себя хорошо. Вы
абсолютно спокойно. Вы лежите и смотрите на облака – большие, белые,
пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха
вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и
плавно поднимаетесь на встречу большому пушистому облаку. Вы
поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.
Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки, ноги
свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако
медленно начинает опускаться вниз, все ниже и ниже. Вы уже на земле, а ваше
облако полетело к себе домой, оно улыбается вам. А вы улыбаетесь ему. У
вас прекрасное настроение! Сохраните его на весь день!Тренинг
гармонизации детско – родительских отношений в неполных семьях
педагога – психолога 1 категории Л.В.Александровой
МДОУ: ЦРР – д/с 1к. «Весна»
Цель:
Обучение эффективному взаимодействию родителей с детьми,
конструктивной поддержке и помощи детям при переживании
изменений в структуре семьи.
Задачи:
1.Исследование семейной ситуации и чувств, в контексте семейных
отношений (индивидуальная диагностика: беседа, проективная методика
«Моя семья» и др.)
2. Ознакомить родителей со стилями семейного воспитания детей и с
характерными ошибками родителей при разводе.
3. Ознакомить со способами эффективного взаимодействия, бесконфликтного
воспитания и правилам эффективного наказания детей.
4. Обучить родителей способам конструктивной поддержки и помощи детям.
Вводная часть
1.Знакомство участников тренинга. Участники называют свое имя и те
данные, которые хотят о себе сообщить.
2.Принятие правил работы в группе.
3.Рефлексия на тему «История моей жизни». Участники высказываются по
очереди. Ведущий в процессе рассказа задает дополнительные вопросы. Но не
следует слишком долго останавливаться на одном участнике. Для стимуляции
групповой динамики ведущий может после рассказа участника обратиться к
остальным участникам или к кому – либо из них (если видна необходимость
вовлечения кого либо в активное обсуждение) и спросить, что они
переживали во время рассказа, какие мысли пришли им в голову.
Основная часть
Мини – лекция на тему «Стили семейного воспитания. Правила
бесконфликтного воспитания и эффективного наказания детей»
Причинами нарушений воспитания являются:
нарушения, в силу различных причин супружеских отношений (смерть,
развод, измены, эмоциональная холодность, несоответствие характеров и т.д); игнорирование взросления ребенка, стимулирование сохранения у детей
наивности, игривости и другие «сюсю», а с большим не интересно, поэтому и
падает уровень требований к ребенку. Типичная ситуация – бойкий ребенок,
смело умеющий просить все, что хочет и неуверенный, винящий себя во всех
неудачах с ним родитель. Может быть 2 варианта: психоастеническаие черты
личности родителя или отношения родителя с его собственными родителями;
фобия «утраты ребенка» неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличение
представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т. д. или ранее
перенесенные ребенком тяжелые заболевания, особенно длительные, страх
потерять ребенка после развода приводит к исполнению всех пожеланий
ребенка, мелочной опеке;
неразвитость родительских чувств (эмоциональное отвержение, жестокое
обращение, гипопротекция)
Стили воспитания
«Гиперпротекция» ребенку уделяется крайне много времени, внимания и
сил и воспитание становится центральным делом жизни родителей.
«Потворствование» родители стремятся удовлетворить максимально и
некритически любые потребности ребенка, «балуют» его. Здесь наблюдается
типичная психологическая защита – «рационализация» (они говорят, что
ребенок исключительный или растет без отца (матери) или то, что сам
родитель не смог получить и на ребенка проецирует свои нереализованные
потребности).
«Чрезмерность требований запретов» «все нельзя», родители тревожны.
«Недостаточность требований – обязанностей» минимум обязанностей.
«Неустойчивый стиль» резкая смена стилей от строгого к либеральному.
«Жестокое обращение» жестокое реагирование на незначит.нарушение.
Практика психологического консультирования показывает, что
причинами отклонений характера, возникновению психогенных
нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний у детей
являются устойчивые сочетания различных черт воспитания.Правила бесконфликтного воспитания
Правило 1. Ограничения, требования, запреты должны быть в жизни каждого
ребенка, чтобы избежать попустительского стиля воспитания. Правило 2.
Ограничений, требований, запретов не д.б. слишком много и они д.б. гибкими,
не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями
ребенка (бегать, прыгать, рисовать ит.д.), чтобы избежать авторитарного
стиля воспитания и неконструктивного способа разрешения конфликтов. Эти
2 правила вместе являются особым чувством меры, мудростью родителя в
решении вопросов «можно», «нельзя», «следует» Правило 3. Поддерживайте
самооценку вашего ребенка, которая формируется исключительно
родителями. Необходимо безусловно принимать ребенка, активно слушать его
переживания и потребности, бывать вместе (гулять, читать, играть),
поддерживать успехи, не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется
сам и помогать если просит сам, делиться своими чувствами (доверять),
конструктивно разрешать конфликт, использовать в повседневном общении
приветливые фразы «Мне хорошо с тобой», «Мне нравится как ты …..»,
«Давай сделаем вместе», «Ты конечно же справишься», «Как хорошо, что ты унас есть», обнимать ребенка 8 – 10 раз в день, а когда добьетесь хороших
результатов можно уменьшить до 4 5 раз в день. Правило 4. Правила
(ограничения, требования, запреты) д.б. согласованы взрослыми между собой.
Если мама одно, бабушка другое, папа третье – ребенок не в состоянии
усвоить правила, привыкнуть к дисциплине и пока взрослые воюют между
собой, он добивается своего.
Правило 5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, д.б. скорее
дружественно – разъяснительным, чем повелительным. Правило 6.
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохо. (от «+»
к «0», чем к « «). «Плюс» любимый пирог, поездка на рыбалку, поход в
зоопарк, цирк, прогулка, т.е праздник в семье. Зона радости – это «золотой
фонд» вашей жизни с ребенком, его зона ближайшего развития, основа
доброжелательного общения и залог бесконфликтной дисциплины.
Методы эффективного взаимодействия, конструктивной поддержки
Упражнение «Социоматрица»
способствует определению границ психологического пространства членов
семьи.
Материалы: листы А4, фломастеры.
Ведущий просит участников тренинга нарисовать спираль с 8 – 10 витками,
подписать цифрами и ранжировать по значимости для себя людей (членовсвоей семьи, друзей, сотрудников и т.д.). Далее собираем все листы и
анализируем полученные социоматрицы участников без фамилии. Затем
ведущий знакомит участников в доступной форме с существующими в
психологии нормами гармоничного межличностного взаимодействия (на 1
месте партнер – супруг (а), на 2 дети и т. д.) В психологической практике
часто встречается вариант, когда на первом месте оказываются дети, что
приводит к искажениям в супружеских отношениях.
Упражнение «Оранжевые очки»
Цель: осознание положительных, оптимистичных эмоций, развитие умений
находить позитивные впечатления в повседневном взаимодействии.
Материалы: очки с оранжевыми стеклами
Ведущий просит одного из участников одеть реальные или воображаемые
оранжевые очки, которые пропускают только положительные впечатления и
рассказать, о ….(своей зарплате, посещении ресторана, своей семье и др.)
Участники группы следят за рассказом и протестуют, если правила
нарушаются.
Упражнение «Золотая рыбка»
Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие навыков
оптимистического мировосприятия.Инструкция. Каждый участник перед группой делает короткое сообщение на
тему: «Какие три желания я попросил бы выполнить золотую рыбку».
Обсуждение.
Легко ли было выбрать три желания? Не остались ли какие – либо желания
забытыми?
Может ли ваши желания выполнить кто – либо другой, помимо золотой
рыбки?
Можете ли вы сами что – либо сделать для выполнения ваших желаний?
Попросите записать высказывания для последующего анализа. Некоторые
желания могут быть тут же «исполнены» с применением метода
психотерапии (методики «психодраматической пробы будущего»)
Упражнение «Эгоцентризм»
Цель: преодоление эгоцентризма, снижение чувства одиночества.
Ведущий коротко рассказывает о том, что очень часто причиной одиночества
является излишний эгоцентризм. По очереди встают участники; задача
каждого – говорить что угодно, но главное, чтобы в рассказе не встречались
слова «Я», Мне», «Мое». После того, как хотя бы одно слово закралось –
выступающего просят сесть на место. Определите время выступления.
Упражнение «Извини»
Цель: обучение способам извинения и примирения.Ведущий просит участников вспомнить конфликтную ситуацию и трудно
выйти из нее. Предлагается разбиться на пары и проиграть данную ситуацию,
с обязательным условием, что необходимо просить прощение у партнера
(купить цветы, фрукты и т. д.). Как правило, конфликт прекращается тут же.
Если партнер очень раздражен, кричит, то предложите перенести разговор на
другое время, когда партнер остынет, успокоится: «Извини, ты горячишься,
продолжим в другое удобное время. А пока я подумаю над твоими
доводами». После выполнения упражнения обмен мнениями. Ссора
(некрасивый спор) однозначно вреден!
Медитативные и релаксационные упражнения («Волшебное дерево»и
др)
Заключительная часть.Члены группы оценивают приобретенный опыт и
испытанные эмоции, дают позитивные или негативные комментарии. Это
помогает освободиться от сдерживаемых эмоций.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь