Тренинг гармонизации детско – родительских отношений в неполных семьях

  • Мероприятия
  • doc
  • 04.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тренинг гармонизации детско – родительских отношений в неполных семьях, направлен на обучение эффективному взаимодействию родителей с детьми, конструктивной поддержке и помощи детям при переживании изменений в структуре семьи.Ознакомить родителей со стилями семейного воспитания детей и с характерными ошибками родителей при разводе, со способами эффективного взаимодействия, бесконфликтного воспитания и правилам эффективного наказания детей.Тренинг гармонизации детско – родительских отношений в неполных семьях, направлен на обучение эффективному взаимодействию родителей с детьми, конструктивной поддержке и помощи детям при переживании изменений в структуре семьи.Ознакомить родителей со стилями семейного воспитания детей и с характерными ошибками родителей при разводе, со способами эффективного взаимодействия, бесконфликтного воспитания и правилам эффективного наказания детей.
Иконка файла материала ТРЕНИНГ гармо-зации дет-род. отн. в непол-х семьях.doc
Релаксационные упражнения  способствуют эмоциональной саморегуляции                                     Упражнение «Поплавок в океане» Инструкция:                                                                         Займите удобное положение, дышите легко и свободно,                расслабьтесь, закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас,   но   вы   опять   выныриваете   на   поверхность.   Попытайтесь   ощутить   эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Оставайтесь в этом состоянии столько, сколько вам захочется. Какие возникают ощущения, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?                                       Упражнение «Плывем в облаках» Инструкция: Займите   удобное   положение,   дышите   легко   и   свободно,   расслабьтесь, закройте   глаза,   представьте,   что   вы   находитесь   на   природе,   в   прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно   и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно   спокойно.  Вы   лежите   и   смотрите   на   облака   –  большие,  белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно   поднимаетесь   на   встречу   большому   пушистому   облаку.   Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки, ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно начинает опускаться вниз, все ниже и ниже. Вы уже на земле, а ваше облако полетело к себе домой, оно улыбается вам. А вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение! Сохраните его на весь день!Тренинг гармонизации детско – родительских отношений в неполных семьях педагога – психолога 1 категории Л.В.Александровой МДОУ: ЦРР – д/с 1к. «Весна» Цель: Обучение эффективному взаимодействию родителей с детьми,  конструктивной поддержке и помощи детям при переживании  изменений в структуре семьи. Задачи:  1.Исследование семейной ситуации и чувств, в контексте семейных  отношений (индивидуальная диагностика: беседа, проективная методика  «Моя семья» и др.) 2. Ознакомить родителей со стилями семейного воспитания детей и с  характерными ошибками родителей при разводе. 3. Ознакомить со способами эффективного взаимодействия, бесконфликтного воспитания и правилам эффективного наказания детей. 4. Обучить родителей способам конструктивной поддержки и помощи детям. Вводная часть 1.Знакомство участников тренинга. Участники называют свое имя и те  данные, которые хотят о себе сообщить.  2.Принятие правил работы в группе. 3.Рефлексия на тему «История моей жизни». Участники высказываются по  очереди. Ведущий в процессе рассказа задает дополнительные вопросы. Но не  следует слишком долго останавливаться на одном участнике. Для стимуляции групповой динамики ведущий может после рассказа участника обратиться к  остальным участникам или к кому – либо из них (если видна необходимость  вовлечения кого ­ либо в активное обсуждение) и спросить, что они  переживали во время рассказа, какие мысли пришли им в голову. Основная часть Мини – лекция на тему «Стили семейного воспитания. Правила  бесконфликтного воспитания и эффективного наказания детей» Причинами нарушений воспитания являются: ­ нарушения, в силу различных причин супружеских отношений (смерть,  развод, измены, эмоциональная холодность, несоответствие характеров и т.д);­ игнорирование взросления ребенка, стимулирование сохранения у детей  наивности, игривости и другие «сюсю», а с большим не интересно, поэтому и  падает уровень требований к ребенку. Типичная ситуация – бойкий ребенок,  смело умеющий просить все, что хочет и неуверенный, винящий себя во всех  неудачах с ним родитель. Может быть 2 варианта: психоастеническаие черты  личности родителя или отношения родителя с его собственными родителями; ­ фобия «утраты ребенка» ­ неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличение  представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т. д. или ранее  перенесенные ребенком тяжелые заболевания, особенно длительные, страх  потерять ребенка после развода приводит к исполнению всех пожеланий  ребенка, мелочной опеке; ­ неразвитость родительских чувств (эмоциональное отвержение, жестокое  обращение, гипопротекция) Стили воспитания «Гиперпротекция» ­ ребенку уделяется крайне много времени, внимания и  сил и воспитание становится центральным делом жизни родителей. «Потворствование» ­ родители стремятся удовлетворить максимально и  некритически любые потребности ребенка, «балуют» его. Здесь наблюдается  типичная психологическая защита – «рационализация» (они говорят, что  ребенок исключительный или растет без отца (матери) или то, что сам  родитель не смог получить и на ребенка проецирует свои нереализованные  потребности). «Чрезмерность требований запретов» ­ «все нельзя», родители тревожны. «Недостаточность требований – обязанностей»  минимум обязанностей. «Неустойчивый стиль» ­ резкая смена стилей от строгого к либеральному. «Жестокое обращение» ­жестокое реагирование на незначит.нарушение. Практика психологического консультирования показывает, что  причинами отклонений характера, возникновению психогенных  нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний у детей  являются устойчивые сочетания различных черт воспитания.Правила бесконфликтного воспитания  Правило 1. Ограничения, требования, запреты должны быть в жизни каждого  ребенка, чтобы избежать попустительского стиля воспитания. Правило 2.  Ограничений, требований, запретов не д.б. слишком много и они д.б. гибкими,  не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями  ребенка (бегать, прыгать, рисовать ит.д.), чтобы избежать авторитарного  стиля воспитания и неконструктивного способа разрешения конфликтов. Эти  2 правила вместе являются особым чувством меры, мудростью родителя в  решении вопросов «можно», «нельзя», «следует» Правило 3. Поддерживайте  самооценку вашего ребенка, которая формируется исключительно  родителями. Необходимо безусловно принимать ребенка, активно слушать его переживания и потребности, бывать вместе (гулять, читать, играть),  поддерживать успехи, не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется  сам и помогать если просит сам, делиться своими чувствами (доверять),  конструктивно разрешать конфликт, использовать в повседневном общении  приветливые фразы «Мне хорошо с тобой», «Мне нравится как ты …..»,  «Давай сделаем вместе», «Ты конечно же справишься», «Как хорошо, что ты унас есть», обнимать ребенка 8 – 10 раз в день, а когда добьетесь хороших  результатов можно уменьшить до 4 ­5 раз в день. Правило 4. Правила  (ограничения, требования, запреты) д.б. согласованы взрослыми между собой.  Если мама одно, бабушка другое, папа третье – ребенок не в состоянии  усвоить правила, привыкнуть к дисциплине и пока взрослые воюют между  собой, он добивается своего.  Правило 5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, д.б. скорее  дружественно – разъяснительным, чем повелительным. Правило 6.  Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохо. (от «+» к «0», чем к « ­«). «Плюс» ­ любимый пирог, поездка на рыбалку, поход в  зоопарк, цирк, прогулка, т.е праздник в семье. Зона радости – это «золотой  фонд» вашей жизни с ребенком, его зона ближайшего развития, основа  доброжелательного общения и залог бесконфликтной дисциплины. Методы эффективного взаимодействия, конструктивной поддержки                           Упражнение «Социоматрица»  способствует определению границ психологического пространства членов  семьи. Материалы: листы А4, фломастеры.  Ведущий просит участников тренинга нарисовать спираль с 8 – 10 витками,  подписать цифрами и ранжировать по значимости для себя людей (членовсвоей семьи, друзей, сотрудников и т.д.). Далее собираем все листы и  анализируем полученные социоматрицы участников без фамилии. Затем  ведущий знакомит участников в доступной форме с существующими в  психологии нормами гармоничного межличностного взаимодействия (на 1  месте партнер – супруг (а), на 2 дети и т. д.) В психологической практике  часто встречается вариант, когда на первом месте оказываются дети, что  приводит к искажениям в супружеских отношениях.                            Упражнение «Оранжевые очки» Цель: осознание положительных, оптимистичных эмоций, развитие умений  находить позитивные впечатления в повседневном взаимодействии. Материалы: очки с оранжевыми стеклами Ведущий просит одного из участников одеть реальные или воображаемые  оранжевые очки, которые пропускают только положительные впечатления и  рассказать, о ….(своей зарплате, посещении ресторана, своей семье и др.)  Участники группы следят за рассказом и протестуют, если правила  нарушаются. Упражнение «Золотая рыбка» Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие навыков  оптимистического мировосприятия.Инструкция. Каждый участник перед группой делает короткое сообщение на  тему: «Какие три желания я попросил бы выполнить золотую рыбку». Обсуждение. ­ Легко ли было выбрать три желания? Не остались ли какие – либо желания  забытыми? ­ Может ли ваши желания выполнить кто – либо другой, помимо золотой  рыбки? ­ Можете ли вы сами что – либо сделать для выполнения ваших желаний?  Попросите записать высказывания для последующего анализа. Некоторые  желания могут  быть тут же «исполнены» с применением метода  психотерапии (методики «психодраматической пробы будущего») Упражнение «Эгоцентризм» Цель: преодоление эгоцентризма, снижение чувства одиночества. Ведущий коротко рассказывает о том, что очень часто причиной одиночества  является излишний эгоцентризм. По очереди встают участники; задача  каждого – говорить что угодно, но главное, чтобы в рассказе не встречались  слова «Я», Мне», «Мое». После того, как хотя бы одно слово закралось –  выступающего просят сесть на место. Определите время выступления. Упражнение «Извини» Цель: обучение способам извинения и примирения.Ведущий просит участников вспомнить конфликтную ситуацию и трудно   выйти из нее. Предлагается разбиться на пары и проиграть данную ситуацию,   с обязательным условием, что необходимо просить прощение у партнера  (купить цветы, фрукты и т. д.). Как правило, конфликт прекращается тут же.  Если партнер очень раздражен, кричит, то предложите перенести разговор на  другое время, когда партнер остынет, успокоится: «Извини, ты горячишься,  продолжим в другое удобное время. А пока я подумаю над твоими  доводами». После выполнения упражнения  обмен мнениями. Ссора  (некрасивый спор) однозначно вреден!  Медитативные и релаксационные упражнения («Волшебное дерево»и  др) Заключительная часть.Члены группы оценивают приобретенный опыт и  испытанные эмоции, дают позитивные или негативные комментарии. Это  помогает освободиться от сдерживаемых эмоций. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь

Посмотрите также