Тренинг личностного роста - ПОЗНАВАЯ СЕБЯ, направлен на создание благоприятных условий для работы группы, подробно ознакомить участников с основными принципами обучения, вместе продумать и принять правила работы именно этого конкретного коллектива, начать освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия, приступить к освоению активного стиля общения и методов передачи и приема обратной связи.Тренинг личностного роста - ПОЗНАВАЯ СЕБЯ, направлен на создание благоприятных условий для работы группы, подробно ознакомить участников с основными принципами обучения, вместе продумать и принять правила работы именно этого конкретного коллектива, начать освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия, приступить к освоению активного стиля общения и методов передачи и приема обратной связи.
Тот человек не свободен,
кто сам себе не хозяин.
Эпиктет
ПОЗНАВАЯ СЕБЯ
Тренинг личностного роста
Каждый человек — это книга, надо
только суметь прочитать ее.
УильямЧенин
г ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ
Цель занятия . Данная встреча начинает тренинг, поэтому в первую очередь необходимо
создать благоприятные условия для работы группы, подробно ознакомить участников с
основными принципами обучения, вместе продумать и принять правила работы именно этого
конкретного коллектива, начать освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия,
приступить к освоению активного стиля общения и методов передачи и приема обратной связи.
Рекомендации ведущему. Вашей основной задачей во время тренинга, особенно на его первых
занятиях, является создание наиболее благоприятных условий для активной самостоятельной и
продуктивной работы над собой каждого участника. Вам нужно понять, что в данной ситуации
вы не учитель, который должен «научить жить», вы лишь помогаете каждому изучать себя и
других людей, понять свои чувства, контролировать собственные мысли и поступки. У вас нет
права судить, плох или хорош тот или иной человек в группе. Каждый оценивает себя сам и
определяет меру своей ответственности. Ваша задача — помочь определить критерии и выбрать
систему оценки.
Наиболее оптимальная позиция ведущего — позиция друга, понимающего и доброжелательного,
внимательного и взыскательного и, главное, способного помочь любому стать самим собой. Вы
только помогаете, всю основную работу проводит сам участник. Вам не следует подчеркивать
свое превосходство над остальными, ссылаясь на жизненный опыт, наличие специальных знаний
и профессиональную Подготовку. Это не совсем корректно. Вы должны помогать группе в целом
и каждому.
Для этого вы на первом и последующих занятиях:
1. Организуете, обсуждение и принятие правил работы группы, а затем четко следите за
их выполнением, при необходимости каждый раз разъясняя то или иное положение.
2. 2.Объясняете цель очередного упражнения, подробно излагаете инструкцию к заданию
или
процедуре, отвечаете на все вопросы, а затем контролируете ход и правильность их
выполнения.
3. Проводите детальный анализ сложившейся ситуации после очередного упражнения или
этюда, давая возможность всем желающим высказать собственную точку зрения,
поделиться
своими переживаниями и ощущениями, связанными с целями и задачами тренинга и
конкретного занятия.
4. Контролируете эмоциональное состояние каждого из участников и группы в целом и в
случае необходимости оказываете психологическую поддержку, изменяете
последовательность
ранее запланированных упражнений, дозировку психологической нагрузки, вплоть до
полной
остановки работы на некоторое время.
5. Подводите итоги всех упражнений и занятий, зачитываете текст домашнего задания и
комментируете его. В ваших интересах позаботиться о том, чтобы на итоговом занятии
или
вконце каждого подростки высказали свое мнение о ваших успехах в роли ведущего.
Психологический комментарий . Учитывая сложность процессов, возникающих во время
работы, а также чрезвычайно важную роль ведущего в организации и проведении социально
психологического тренинга, вам желательно пройти курс обучения в качестве рядового
участника.
1. Знакомство
В начале нашей работы каждый из вас оформит визитку, где должно быть указано тренинговое
имя. Вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого,
реального политического деятеля, литературного героя и т.п. Предоставляется полная свобода
выбора. Ваше трениговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти
визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочесть. В
дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться друг к другу по этим именам.
У вас есть 5 минут для того, чтобы выбрать имя, оформить визитки и подготовиться к
взаимному представлению. Основная задача его — подчеркнуть свою индивидуальность.
Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу вас запомнили. Для этого мы садимся
рядом, образуя большой круг. По очереди, называя себя, вы объясняете, почему взяли именно
данное имя на время тренинга. При этом необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки,
качества, умения, привязанности и т.п.), которые действительно отличают вас от окружающих,
являются стержнем вашей индивидуальности.
Рекомендации ведущему. Следует позаботиться о карточках для оформления визиток. Можно
нарезать их из плотной бумаги или взять обычные библиографические карточки. Также следует
иметь под рукой булавки, ручки, карандаши. В случае, если несколько участников выберут себе
одинаковые имена, вы должны посоветовать им найти вариант данного имени, например: Соня,
Сонечка, Софи, Софья и т.п., или взять другое.
Это нужно для целого ряда упражнений и этюдов, чтобы не ошибиться при обратной
связи, заполнении анкет. И главное — каждый член группы должен с первых минут занятий
почувствовать свою особенность даже в такой детали, как имя. Подчеркните, что участники
должны внимательно слушать друг друга, чтобы запомнить отличительные качества каждого.
После окончания представлений попросите вспомнить своеобразие друг друга. Для этого
предложите каждому участнику по очереди назвать индивидуальность сидящего, например,
слева от него и так далее, пока каждый не сделает попытку вспомнить то, о чем говорил при
знакомстве сидящий слева. Если ктото затрудняется сделать это, пусть ему поможет любой
желающий.
Психологический комментарий . Первое упражнение тренинга должно настроить участников
на серьезное отношение к делу. Даже простейшее приветствие и знакомство могут дать многое
для понимания человека. Нужно учиться запоминать полученную информацию, проявляя
внимание не только к внешности индивида, но и, к смыслу его слов. Уже с данного упражнения
члены группы должны понять, что основной принцип, помогающий понять себя и других, — это
внимание к человеку
2. Правила нашей группы
После того как выбраны имена и состоялось первое знакомство, можно приступить к изучению
основных правил социальнопсихологического тренинга, особенностей этой формы общения. В
каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать
основными, наиболее типичными. Сейчас мы обсудим главные из них, а затем приступим к
выработке условий работы именно нашей группы:
2.1. Доверительный стиль общения. Для того чтобы получить наибольшую отдачу, добиться
того, чтобы участники максимально доверяли друг другу, следует в качестве первого шага к
практическому созданию климата доверия предложить принять единую форму обращения друг
к другу на «ты». Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от
возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д.
2.2. Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, чтоони чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно
стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с
другими людьми. Срабатывает механизм психологической защиты, Но основная задача нашей
работы — превратить
группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время
самых разнообразных проявлений характера, поведения, умения быть самокритичным и
правильно реагировать на критику, лучше узнать себя и свои
личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует их
именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
2.3. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы
откачиваемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым
уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа:
«Большинство людей считают, что ...» — на такое: «Я считаю, что ... »; «Некоторые из нас
думают... » — на «Я думаю ... » и т.п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других.
Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли» — на конкретную реплику: «Оля и Соня не
поняли меня».
2.4. Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем
по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания высказаться искренне и откро
венно, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по
отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не
обижается на высказывания других. Мы испытываем только чувство признательности и
благодарности за искренность и откровенность; дающий же оценку должен проявить
терпимость, чтобы помочь товарищу раскрыть себя.
2.5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время
занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о
переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними,
способствует самораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
2.6. Определение сильных сторон личности. Во время занятий (в ходе упражнения или его
обсуждения, в процессе выполнения заданий или этюдов) любой из нас стремится подчеркнуть
положительные качества человека, с которым мы работаем вместе. Каждому члену группы
надо сказать как минимум хоть одно хорошее и доброе слово.
2.7. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего
мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем
высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера
общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты совершил
плохой поступок».
2.8. Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у
каждого из нас есть определенные симпатии, ктото нам нравится больше, с кемто более
приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся поддерживать отношения со всеми
членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем,
2.9. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в
любую минуту мы реально включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя,
партнера и коллектив в целом. Не замыкаемся, даже если услышали в свой адрес чтото не
очень приятное. Не думаем только о собственном «Я», получив много положительных эмоций.
Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны окружающие.
2.10. Уважение говорящего. Когда высказывается ктото из товарищей, мы его внимательно
слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом
показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не
перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лить после этого задаем
свои вопросы, благодарим или спорим с ним.Рекомендации ведущему. Вы подробно объясняете участникам эти правила, даете
исчерпывающие ответы на все возникающие вопросы. После обсуждаются поступающие от
участников предложения об изменении правил или добавлении новых. Вы даете возможность
высказаться желающим, выслушиваете все сказанное и проводите дискуссию. После
голосования окончательно согласованные и принятые правила являются законом для работы
группы.
Если когото эти условия не устраивают, он должен принять решение: принять их и следовать им
во время работы или не начинать занятия совсем. Свой выбор каждый делает самостоятельно,
без советов и давления со стороны. Вам также не следует навязывать свое мнение.
Психологический комментарий. Обсуждение, и принятие правил — очень серьезный и
ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания их участниками тренинга
будет строиться работа группы, особенно на первых занятиях. Поэтому на процедуру
объяснения, обсуждения и принятия правил нужно отвести достаточное количество времени,
чтобы потом постоянно не возвращаться к ним.
«Друзья мои, я потерян день!»
Тит
3. Мои добрые дела
Это знаменитые слова императора Тита, сказанные им однажды за обедом, когда он вспомнил,
что за целый день никому не сделал ничего хорошего. Доброе отношение к людям, к близким,
родным и просто знакомым должно проявляться не только на словах, но и в конкретных делах.
Вспомните: какое конкретное доброе дело вы сделали вчера, кому сказали доброе слово? Кто
был этот человек? Что вы при этом чувствовали? Как он вас отблагодарил? Какими должны
быть, по вашему мнению, формы благодарности? Сколько своих добрых дел вы смогли
вспомнить? Способны ли вы на добрые дела? Если нет, то что вам мешает? Вы все время в ответ
ждете благодарности в виде подарка или услуги? Или вы так заняты своими делами, что вам
просто некогда заниматься добрыми делами? Проанализируйте свои привычки. Есть ли среди
них привычка делать добро?
Доброта лежит в основе взаимоотношений людей. Это крайне
Рекомендации ведущему . Вы даете 5 минут для того, чтобы участники письменно ответили на
заданные вопросы, записали добрые дела, сделанные для людей. Затем группа садится в
большой круг и участники по очереди высказываются, комментируя свой рассказ и отвечая на
вопросы. Это упражнение можно проводить либо в большом кругу, либо в микрогруппах по 7 —
8 человек.
Психологический комментарий.
важно для эффективной работы тренинга. В самом начале участники должны настроиться на
доброе отношение друг к другу, иначе им будет трудно искренне выполнять правила игры, они
не смогут доверить свои сомнения и радости, говорить все, что думают. Поэтому одно из
первых упражнений тренинга призвано настроить на доброе отношение к другому через
воспоминания о своих добрых делах. Это одновременно и установка на постоянные добрые
дела. На занятиях следует периодически возвращаться к этой теме. Выступление участника
остальные должны внимательно выслушать и поблагодарить его за готовность быть
откровенным. Это одно из принципиальных требований, которое должно быть в центре внимания
ведущего. Только научившись именно так воспринимать слова другого человека, можно
увидеть себя его глазами. Это открывает возможности для дальнейшего личностного развития.Многие люди испытывают страх перед
размышлениями и в еще большей степени перед
обучением.
Н. Энкелъманн
4. Знаешь ли ты себя?
Многие из нас боятся реальной жизни и поэтому предпочитают витать в облаках. Ответьте на
предлагаемые вопросы «да» или «нет», и вы узнаете, насколько вы прагматичны или
романтичны.
1. Получив газету, просматриваете ли вы ее, прежде чем начать читать?
2. Едите ли вы больше обычного, когда расстроитесь?
3. Думаете ли вы о своих делах во время еды?
4. Храните ли вы письма от близких людей?
5. Интересует ли вас психология?
6. Боитесь ли вы ездить на большой скорости?
7. Избегаете ли вы мысли о смерти?
8. Любите ли вы помечтать перед сном, лежа в постели?
9. Способны ли вы сильно устать и после 8часового сна?
10.
Делитесь ли вы с другими личными трудностями?
11.Читаете ли вы любовные романы?
12.Избегаете ли вы одиночества?
13.Бывает ли так, что изза неприятностей вы заболеваете?
14.Случалось ли вам в задумчивости проехать нужную остановку?
15.Возникало ли у вас желание жить в другом городе?
16. Считаете ли вы характер человека наследственной чертой?
17. Смотрите ли вы фильм до конца, если он о любви?
Обработка результатов теста
Подсчитайте количество ответов «да» и за каждый такой ответ запишите себе 5 очков. У вас
должна получиться определенная сумма, например 45. Интерпретация результатов
От 75 до 85 очков. Пожалуй, вы прячетесь от действительности. Не мешало бы изредка
взглянуть в глаза реальных событий. Это поможет лучше сориентироваться в жизни и
несколько оградить себя от неприятностей.
От 55 до 70 очков. Ваши мечты не всегда сообразуются с реальной жизнью. Вам это мешает, но
не уделяйте этому слишком много внимания и душевных сил. И не ищите совершенного
разрешения всех жизненных проблем. Ведь звезды сияют даже тогда, когда их не видно. От 30
до 50 очков. Вы смогли установить равновесие между иллюзиями и реальностью. И хотя вам все
же свойственна некоторая мечтательность и даже сентиментальность, вы вполне соизмеряете их
с действительными возможностями.
От 5 до 20 очков. Вы чрезмерно заземлены, прагматичны. Вам не хватает романтичности, она
пошла бы вам на пользу. Жизнь, конечно, вещь серьезная, но нередко чувство юмора помогает
преодолевать препятствия.
Рекомендации ведущему. Целесообразно заранее приготовить несколько экземпляров вопросов
(по одному экземпляру на двоих) и раздать их участникам. В этом случае не придется читать
вопросы. Также следует приготовить чистую бумагу и ручки тем, кто забудет их принести. Если
будете читать вопросы, то читайте не более двух раз. После того как все ответят на них, вы
зачитываете интерпретацию ответов каждому, комментируя эти результаты по желанию.
Психологический комментарий . Процедура тестирования помогает настроить членов группы
на изучение самих себя, а это и есть основная задача данного тренинга — закрепление навыков
самоанализа, более глубокое самораскрытие и на этой основе возможность изменить себя.
Естественно, это не профессиональный тест, по которому можно определить те или иные
характеристики личности. Такой задачи и не ставится. Как и любой другой, данный тест — лишь
материал для дальнейшей работы. Участникам следует сказать, что результаты помогут в ходе
тренинга глубже разобраться в себе. Даже если когото они обескуражат или снизят рабочийнастрой, объясните, что нужно отнестись ко всему спокойно, как к новой возможности обрести
уверенность и уважение "к своей личности.
Мое физическое «Я»
На занятиях этого тренинга мы будем анализировать свои привычки и личностные качества.
Человек — это не только психойотия, у него есть еще и тело. Знаете ли вы свое тело? Когда
последний раз вы измеряли свой рост, вес? Запишите свои основные физические показатели:
цвет глаз, волос, рост> вес, объем груди, талии, бедер, размер обуви, одежды, головного убора,
перчаток.
Наверное, многие из вас не смогут сразу назвать точные данные. Напишите хотя бы
приблизительные. Дома вы внесете необходимые коррективы. У вас есть 5 минут на заполнение
таблицы. Тот, кто уверен в своих ответах и готов поделиться с аудиторией, будет внимательно
выслушан.
Рекомендации ведущему. Целесообразно заранее приготовить необходимое количество таблиц
с основными физическими показателями и раздать их участникам. Если вы будете зачитывать
показатели, то делайте это не более двух раз. После того как все будет заполнено, объедините
группу в большой круг и дайте возможность желающим высказаться. Подчеркните, что следует
говорить не только о фактической стороне, но и о тех чувствах, которые возникли во время
выполнения этого упражнения.
У многих это упражнение вызывает серьезные затруднения, в частности они не знают своих
антропометрических данных.
Психологический комментарий . Это упражнение призвано сформировать установку на
восприятие себя в единстве физического и духовного начал. Участники должны настроиться на
внимательное отношение не только к движениям своей души, своим переживаниям, но и к
своему телу, которое во многом определяет наше отношение к жизни.
6. Я тебя помню
Наше занятие подходит к концу. Мы узнали много нового и интересного друг о друге. А что вы
запомнили о своих товарищах? Запишите в таблицу «Индивидуальность» суть высказывания
каждого участника о себе, т.е. вспомните то, что он говорил во время знакомствапредставления
в самом начале этого занятия, а затем добавьте свои ощущения и представления о его личности,
которые сформировались за время общения. Нужно вспомнить каждого члена группы. Их имена
написаны на визитках, не перепутайте, тем более что вы могли запомнить не всех. Будьте,
пожалуйста, внимательны. Индивидуальность
Тренинговое
имя участника
Мое представление о
его индивидуальности
Его собственное
высказывание
На это вам отводится 10 минут. Потом все садятся в большой круг, и каждый по очереди
зачитывает свои записи, обязательно исправляя неточности в графе «Его собственное
высказывание», если об этом просит автор. Любой участник имеет реальную возможность
услышать представление о себе, которое сформировалось в ходе первого занятия. Желательно,
чтобы каждый из вас зафиксировал все высказанное вам и сохранил записи до конца тренинга.
Рекомендации ведущему . Во время заполнения таблицы не забудьте включить музыкальное
сопровождение, позаботьтесь о том, чтобы у всех были бумага и ручки, удобные места для
работы. Должны быть созданы условия видеть тренинговые имена членов группы или в крайнем
случае возможность подойти и посмотреть визитку того человека, чье тренинговое имя забыто.
Психологический комментарий. Смысл этого упражнения в том, чтобы любой имел реальную
возможность услышать представления, которые сформировались о нем у остальных участников в
ходе первого занятия. Кроме того, члены группы понимают, что тренинг не просто игра или
приятное общение. Это довольно трудная и ответственная работа. Многие из них, не сумев
припомнить ни одной индивидуальной особенности партнеров, чувствуют себя дискомфортно.
Пусть это послужит толчком для более серьезного отношения к предлагаемым упражнениям и
этюдам.7. «Свет мой, зеркальце, скажи...»
Помните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»? Чтобы получить новую
информацию о себе, царица время от времени доставала свое волшебное зеркальце и прика
зывала ему:
«Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румяней и
белее?» А как часто вы задаете подобные вопросы самому себе? С этого занятия и в течение
всего тренинга вы будете много раз отвечать на вопрос: «Кто «Я»?» Возьмите лист бумаги и
ответьте на этот вопрос несколько раз. Будьте искренни, не обманывайте себя. Все, что вы
напишете, останется у вас. Если захотите, можете поговорить об этом с другими. А теперь ваши
5 минут. Отвечайте на вопрос: «Кто «Я»?» Рекомендации ведущему . Это упражнение
проводится на всех занятиях. Записи участников целесообразнее собрать для того, чтобы они не
забыли их дома и могли постоянно вносить изменения и добавления в список ответов на этот
вопрос.
Психологический комментарий . Данным упражнением задается глубокая личностная
установка на постоянный внутренний самоанализ. Учащиеся будут работать над этим вопросом
на всем протяжении тренинга, каждый раз возвращаясь к нему и, главное, к своим ответам.
Причем от занятия к занятию записи могут меняться вместе с изменением представлений
человека о себе самом.
8. Ласковое имя
Это домашнее задание. Вспомните и напишите, какими ласковыми именами вас называют ваши
родные, близкие люди, знакомые. Задумайтесь: кто и в каких случаях это делает чаще? Когда от
вас чтото требуется? Когда обращаются с очередной просьбой? Когда у собеседника просто
хорошее настроение? Какие чувства вы испытываете в ответ на такое ласковое обращение? Что
хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему?
Что мешает проявить теплые чувства благодарности? А теперь вспомните и запишите, кого и
когда вы называете ласково. Это ласковые уменьшительные слова, например, от. имени
человека: Галочка, Галчонок — или название птицы, животного: медвежонок, цыпленок, —
может быть, просто прозвище, но очень ласковое? Что вы при этом испытываете сами? А люди,
как они реагируют на ласковое обращение?
Рекомендации ведущему. Попросите участников завести отдельную тетрадь или блокнот для
выполнения домашних заданий. С одной стороны, это воспитывает добросовестное отношение
к делу, с другой — систематизирует получаемый в ходе самоанализа материал. Подчеркните, что
на следующем занятии сданными записями группа будет обязательно работать.
Психологический комментарий . Задание стимулирует эмоциональное раскрытие индивидов,
так как оно обращено к самым приятным минутам их жизни. Его выполнение многих заставляет
задуматься о характере отношений с родными и близкими, обратить внимание на собственную
манеру и стиль общения. После выполнения такого упражнения заметно теплеет атмосфера
среди участников тренинга.
9. Откровенно говоря...
Одной из последних процедур каждого занятия является анкетирование. Вам нужно закончить
предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение. Будьте предельно
откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему лучше подготовиться к работе, сделать
обучение более полезным для вас и группы в целом. Откровенно говоря...
Дата занятия______________
Мое тренинговое имя________________
1. Во время занятия я понял, что ...
2. Самым полезным для меня было ...
3. Я был бы более откровенным, если ...
4. Своими основными ошибками на занятии я считаю ...
5. Мне не понравилось...
6. Больше всего мне понравилось, как работал (а)...
7. На следующем занятии я хотел бы ...
8. На месте ведущего я ...Подпись
_____________________
Рекомендации ведущему
. Бланки анкеты целесообразно заготовить заранее. Если их нет, то текст просто зачитывается, а
участники на чистом листе бумаги пишут свои ответы и сдают ведущему. Их нужно
внимательно просмотреть, обобщить и сделать для себя необходимые выводы, прежде всего в
плане подготовки к занятиям, которые вы наметили для данной группы. Психологический
комментарий . Систематическое проведение анкетирования, которое предусматривает
тренинг, помогает обучающимся выработать прочные навыки ответственного отношения к делу,
к самим себе. Вопервых, чтобы заполнить анкету, нужно активно участвовать в занятии, во
вторых, необходимы определенные навыки самоанализа (и то, и другое — это задачи тренинга).
Втретьих, участнику нужно обладать достаточным мужеством, чтобы указать собственные
ошибки и сделать замечания ведущему. Все это способствует решению целей и задач тренинга,
дает хорошие результаты.
10. Подведение итогов
Занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем м, но, если чтото осталось в
душе, особенно неприятное или тревожное, выскажитесь вслух прямо сейчас. Не уносите домой
камень за пазухой. Не всегда легко сказать комуто, что он обидел вас, но еще труднее
переживать чувство обиды, так и не сказав об этом обидчику. А вдруг вы не так поняли его, и
совсем другой смысл он вкладывал в слова, которые вас обидели. Итак, кто хочет взять слово?
Рекомендации ведущему. Дайте возможность желающим поделиться своими высказываниями.
Не торопите группу и для этой процедуры отведите до 10 минут. Обратите внимание на тех, кто
чувствует себя неловко, неуверенно, отрешенно. К ним нужно обязательно подойти после
занятия. Напомните участникам о месте и времени следующего занятия, перечислите, что
понадобится для работы. Визитки с тренинговыми именами лучше оставить у себя, иначе многие
их забудут дома.
Психологический комментарий . Без проведения этой процедуры нельзя заканчивать работу.
У членов группы должна быть последняя возможность сказать то, что их тревожит или мучает..