Тренинг по арт-терапии «Коллаж обновленной реальности или мечты», направлен на актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса, на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие. стимуляция самовыражения через образы и символы, эмоциональная рефлексияТренинг по арт-терапии «Коллаж обновленной реальности или мечты», направлен на актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса, на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие. стимуляция самовыражения через образы и символы, эмоциональная рефлексия
Тренинг по арттерапии «Коллаж обновленной реальности или мечты»
Концептуальное введение:
Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка), техника создания картины
или графического произведения путем применения различных наклеек из
плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и
т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов. Техника
коллажа может использоваться в композиции произведения для усиления
значимости двух аспектов: 1) чисто формального, когда художественный
образ создается размещением или наслоением друг на друга определенных
материалов, различной формы, цвета и т.д. и 2) иллюстративного (например,
так называемый фотомонтаж), когда изобразительный материал на
определенную тему вырезается из книг и журналов и благодаря перемещению
из обычного контекста в непривычное окружение получает новую
интерпретацию[1]. Считается, что технику коллажа изобрел Жорж Брак в
1910, хотя примерно в то же время свои первые коллажи создал и Пикассо. С
1912 оба художника систематически работают в этой технике, коллаж
становится характерной особенностью живописи синтетического кубизма.
Период кубизма в творчестве обоих художников характеризуется поисками
радикально новых способов создания картины, поэтому они стали включать в
свои живописные и графические работы фрагменты газет, этикетки от
бутылок и т.п. печатные материалы. Добавление к художественному
произведению таких элементов поражало зрителей тем, что «реальный мир», с
его собственными пространственными и тактильными качествами, был
соединен на полотне с иллюзионизмом живописи. Эта смесь реальности и
иллюзии в дальнейшем часто усложнялась использованием живописных
«обманок», имитировавших поверхность дерева, мрамора и т.п.
Среди первых, кто заимствовал у кубистов технику коллажа, были
футуристы, работавшие в Италии до Первой мировой войны (Карло Кара,
Джино Северини). Их коллажи наполнены жизненной силой и энергией. Часто
сюжетом становился противоречивый мир современной техники: шум,
скрежет колес поезда и лозунги протеста передавались с помощью
включенных в композицию столкновений слов и фрагментов предложений.
Как новую, нетрадиционную технику коллаж использовали дадаисты,
разочарованные бессмысленностью современного общества и несоответствием
традиционного искусства их воззрениям (Курт Швиттерс, Ханс Арп).
Коллажи дадаистов наилучшим образом выражали отрицание искусства как
приятного для глаза изображения жизни. Будучи составленными из предметов
ежедневного окружения человека, они сами принадлежали к сфере «жизни». В
отличие от тщательно продуманных соотношений форм в искусстве, в
коллаже подчеркивались элементы случайного, импровизированного,
которые, как считали дадаисты, более присущи жизни, чем искусству.Например, Ханс Арп разбрасывал как придется элементы будущего коллажа
по предназначенной для него поверхности и затем приклеивал их.
Последователями дадаистов были сюрреалисты. Их привлекало отсутствие
связи между отдельными элементами коллажа, что составляло прекрасную
параллель миру сна, свободных ассоциаций и других проявлений
подсознательного, которые они стремились раскрыть. В отличие от кубистов
сюрреалисты подчиняли форму и цвет образному содержанию произведения.
Например, Макс Эрнст вырезал гравюры из старых научных каталогов и
соединял их так, чтобы получалось нечто, напоминающее кошмарный сон по
своему ощущению сновидение. Более чем какоелибо другое направление в
живописи сюрреализм расширил сферу применения и технические
возможности коллажа: художники активно использовали случайные эффекты,
например изобрели «деколлаж», отрывая куски от уже готового коллажа;
совмещали коллаж с «фроттажем» – рисунком, полученным путем
протирания углем листа бумаги, положенного на какуюнибудь грубую
фактурную поверхность, например необструганное дерево, проливали краски
на холст и т.п.
Первым художником, работавшим исключительно в технике коллажа, был
Курт Швиттерс, продолжавший традиции сюрреалистов и дадаистов. Он
расширил сферу используемых для коллажей материалов и предметов. Его
небольшие, но очень изысканные по композиции произведения, называвшиеся
выдуманным словом «merzbild», состояли из кусочков бумаги, автобусных
билетов, этикеток, купонов и т.п.
Также популярны так называемые психологические коллажи. КОЛЛАЖ – это
инструмент, который помогает Вам настроиться на волну успеха, правильно
ставить задачи. Делая коллаж Вы размышляете о жизни, целях которые хотите
достичь, понимая что важно для Вас. Во время работы Вы приводите в
порядок свои мысли, настраиваясь на лучшее в Вашей жизни.
Диагностические возможности коллажа (опорные элементы интерпретации
коллажей; целостная вертикальногоризонтальная схема анализа коллажа,
содержание девяти секторов анализа коллажа, «зоны внимания» на коллаже –
авторская разработка). Сферы применения и способы работы с коллажом:
Коллаж в работе с семьей и детскородительскими отношениями. Коллаж в
работе с парами противоположностей и конфликтами. Коллаж как средство
выявления преобладающих стратегий поведения человека; групповой
динамики; распределения ролей в группе и т.д.
Цель: понять себя, войти в контакт с настоящим Я, понять свои истинные
желания и их отражение в материальном мире, научиться строить свою
реальность, раскрыться и принять всё новое в своей жизни.
Материалы: листы бумаги формата А4, фломастеры; материалы для
изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши,фломастеры, клей ПВА, ножницы; музыкальный проигрыватель, музыкальные
записи.
Используемая технология: Арттерапия в сочетании с сказкотерапией.
Техники: коллаж, изобразительная деятельность.
Этапы работы:
I. этап – разогрев:
Упражнение «Олени»
Участники встают в два круга (внешний и внутренний), лицом друг к другу.
Ведущий спрашивает: «Вы когданибудь видели, как здороваются олени?
Хотите узнать, как они это делают? Это целый ритуал: правым ухом вы
третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера,
а в завершение приветствия нужно потопать ногами!»После исполнения этого
ритуала внешний круг смещается на одного человека, и церемония
повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не
«поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное
положение.
II. Этап – Основная деятельность:
Упражнение «Сказка о бабочке сновидений»
Цель: актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания
сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса.
Материалы и оборудование: лист бумаги формата А4, фломастеры;
материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски,
карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, силуэтное изображение
бабочки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Время: 40 мин.
Процедура:
1. Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления
коллажа. Психолог. Для выполнения следующего задания нам необходимо
нарисовать бабочку. (Нижеследующий текст предназначен для взрослого:
символическое значение бабочки можно объяснить для дальнейшей работы).
Бабочка во многих культурах – символ души, бессмертия, возрождения и
воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из
обыкновенной гусеницы. У кельтов она олицетворяет душу и огонь, у
китайцев – бессмертие, досуг в изобилии и радость. Сон также считался
подобием кратковременной смерти, когда душа каждую ночь оставляет свою
телесную оболочку и отправляется в своеобразное путешествие. Бабочки
помогают душе «вернуться» в свое тело. А на крыльях они несут
воспоминания о путешествии души".
2. Можно попросить участников закрыть глаза. Под медитативную музыку
психолог рассказывает сказку.
В одной волшебной стране на огромном цветочном лугу живут бабочки снов.
Днем они чаще всего спят, уютно устроившись в бутонах цветов. Но снаступлением ночи бабочки просыпаются и разлетаются по всему миру.
Каждая бабочка спешит навестить своего человека – ребенка или взрослого.
У бабочки снов удивительные крылья. Одно крыло бабочки светлое. Оно
пахнет цветами, летним дождем и сладостями. Это крылышко покрыто
разноцветными пылинками добрых и веселых снов, и если бабочка взмахнет
над человеком этим крылышком, то ему всю ночь снятся добрые и приятные
сны.
Но у бабочки есть и другое, темное крылышко. Оно пахнет болотом и
покрыто черной пылью страшных и печальных снов. Если бабочка взмахнет
над человеком темным крылом, то ночью ему приснится неприятный или
печальный сон.
Каждому человеку бабочка снов дарит и добрые, и страшные сны.
Постарайтесь вспомнить свои самые приятные сны (пауза), а теперь – самые
страшные сны. Открывайте глаза.
3. Изготавление коллажа.
Возьмите лист с нарисованным силуэтом бабочки. С помощью цветных
карандашей, красок, любых других средств (вырезки из газет, журналов) на
одном крыле постарайтесь отразить содержание своего страшного сна, а на
другом крыле – содержание приятных снов. В цвете выразите свое
эмоциональное отношение к своим снам. Нарисуйте лицо бабочки.
4. После изготовления коллажа клиент представляет свою работу.
Дальнейшее взаимодействие психолога с клиентом осуществляется с учетом
задач коррекции или консультирования, а также интеллектуальных и
рефлексивных возможностей клиента.
Вопросы для обсуждения:
1. Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?
2. Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?
3. Понравилось упражнение было ли ощущение комфорта?
Упражнение «Липучки» Разминка
Цель: Эта веселая и динамичная разминка направлена на повышение
сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации,
устанавливать контакт, вступать во взаимодействие. Разминка снимает
межличностные барьеры.
Время: 10 минут.
Материалы: Не требуются.
Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На
счет стоп, по двое руками, вы должны остановиться и объединиться с кемто
руками. Давайте попробуем».
Процедура проведения: В открытом пространстве группа двигается. По
команде тренера участники объединяются определенным образом по его
заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется.
Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частямитела. В конце игры тренер может разбить группу пополам (на три части и т.д.),
предложив объединиться половинкам, и оставить группу в таком составе (но
не в таком виде) для следующего упражнения. То есть тренер может
использовать данную разминку как весьма необычное средство для разбиения
группы для дальнейшей командной работы.
Упражнение «Коллаж мечты» – техника работы с целями
Цель: чётче сформировать для себя образы желаемого, чтобы точнее навести
подсознание на желаемую цель.
Материалы: лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для
изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши,
фломастеры, клей ПВА, ножницы, силуэтное изображение бабочки,
музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Процедура:
1. Подумай, о чем ты мечтаешь в разных сферах жизни. Обрати внимание,
должны быть учтены по меньшей мере эти 5 областей: отношения, семья,
материальная сфера, самореализация, здоровье.
Проанализируй, в какой из сфер у тебя максимальное количество пробелов:
больше всего мечтаний будет связано именно с ней. Но не стоит забывать и об
остальном.
2. Теперь из разных картинок создай коллаж, который отразит это. Если не
найдешь подходящей иллюстрации – дорисуй, чего не хватает. Дай название
готовому произведению.
Вопросы для обсуждения:
1. Теперь ты понимаешь, куда движешься?
2. Почаще спрашивай себя: как то, что я делаю в эту минуту, приближает
меня к моей мечте?
3. Нравится ли тебе то, что получилось?
4. Если чтото смущает, подумай, как это изменить?
III. Этап – Завершение.
Упражнение «Скульптура»
Цель: стимуляция самовыражения через образы и символы, эмоциональная
рефлексия. Подведение итогов тренинга.
Время: 35 минут (если группа большая, то дольше).
Материалы: Не требуются.
Инструкция: «Друзья, мы долго работали вместе, и наши занятия подходят к
концу. Я предлагаю сейчас подвести некоторые итоги. Каждый из вас может
выразить особым образом свои чувства по поводу того, чего он достиг во
время нашей совместной работы, что он понял и что он может с этим сделать.
Ктото из нас сейчас должен выйти вперед и изобразить из себя живую
скульптуру, олицетворяющую эти чувства. Встаньте так, чтобы вы могли
достаточно долго удерживать принятое вами положение. Когда первый
участник сделает это, его сосед также выходит вперед и тоже выражает своейпозой то, чего он достиг, и что он по этому поводу думает. Если хотите, вы
можете при этом сказать чтонибудь, но только кратко. В конце разминки мы
создадим одну колоссальную скульптуру, выражающую все, чего мы достигли,
что добыли, что наработали».
Процедура проведения: Данная разминка производит больший эффект, если
проводится в довольно быстром темпе. Ведущий объявляет группе о том, что
занятия близятся к завершению, и предлагает подвести некоторые итоги
необычным способом. Необходимо выразить в виде скульптуры свои чувства
и эмоции по поводу того, что здесь происходило, что каждый достиг во время
совместной работы, чему научился. Изображая это, каждый последующий
участник пристраивается к предыдущему. В результате в конце получается
единый скульптурный ансамбль, выражающий общий настрой группы, все,
чего они достигли, что наработали.
Подводные камни. Разминка проходит динамично и интересно, с юмором.
Иногда возникает сложность в том, что участники группы в конце хотят
посмотреть на свое творение, но они сами в нем участвуют и не могут отойти.
Можно придумать два варианта решения ситуации:
1. участники по очереди выходят из скульптуры, смотрят на нее, затем
встают на место;
2. итоговую скульптуру тренер фиксирует на камеру. И после все
смотрели скульптуру.
Литература:
1. Юлия Марьина «Школа флористики: Коллажи и панно», Издательство:
Ниола 21 век, 2005, – 96 с.
2. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2005. – 369 с.
Тренинг «Просто поверь в себя»
Введение: Уверенность в себе – это переживание человеком своих
возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни,
так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком
либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека
соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже)
реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность
(неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым
качеством личности. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с
отрицательными эмоциональными переживаниями, нарушающими ход
психического развития человека.
Цель: способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией,
повышение самооценки, отработка навыка уверенного поведения,
самопознание.
Необходимое время: 1 ч 40 м.
Необходимые материалы: музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп
умеренный), цветные мелки, карандаши, фломастеры, бумага А4.Разогрев
Упражнение «Стирка» [3]
Цель: развитие уверенности в своих телодвижениях; преодоление боязни
выступать перед аудиторией.
Время: 5 м.
Материалы: музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный).
Процедура:
1. Стираем бельё (исходное положение – ноги в 6й позиции, руки внизу,
перед собой, сжаты в кулаки): движения руками вверх – вниз, ноги
выполняют пружинку.
2. Отжимаем бельё (исходное положение – ноги слегка расставлены, руки
сжаты в кулаки): поворот корпуса вправо, вес тела на правую ногу,
круговые движения руками – отжим; поворот корпуса влево, вес тела на
левую ногу, круговые движения руками – отжим. Повторить движения
ещё раз.
3. Вешаем бельё (исходное положение – полуприсест, руки вдоль
корпуса): движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх
вправо; движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх
влево.
4. Прикрепляем бельё (исходное положение ноги в 6й позиции, руки на
поясе): держа левую руку на поясе, поднимаем левую руку вверх
накрест; держа левую руку на поясе, поднимаем правую руку вверх
накрест.
5. Обмахиваемся (жарко): движения ладонями обоих рук в направлении
корпуса с поворотом вправо; движения ладонями обоих рук в
направлении корпуса с поворотом влево.
6. Вытираем пот со лба (исходное положение ноги по 6й позиции, руки
произвольные): по очереди левой и правой руками проводим по лбу.
7. Вытираем ноги и заходим в дом (исходное положение – ноги по 6й
позиции, руки на поясе): движения ногами, как будто их вытирают об
пол; два шага вперед.
Основная деятельность
Упражнение «Я сильный – Я слабый»
Цель: помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного,
способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.
Время: 10 м.
Материалы: не требуются.
Процедура: Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг
напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку.
Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё
сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря
при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое,но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с
соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.
Вопросы:
1. Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?
2. Почему, как вы думаете?
3. Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?
4. Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я
слабый» на выполнение задания?
5. Упражнение «Рисунок Я» [2]
Цель: расширить представление о себе, самопознание.
Время: 30 м.
Материалы: карандаши или фломастеры, бумага А4.
Процедура: Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники
располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом с друг
другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать
собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют.
Для рисования даётся определённое время. Например, 10 минут, по
истечении, которого всё же не следует жёстко требовать окончания
рисования, надо дать возможность каждому участнику закончить свой
рисунок в спокойной обстановке.
Инструкция участникам: «Можете рисовать всё, что хочется. Это может
быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир,
остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем всё, что угодно, но с
чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё
жизненное состояние, свою натуру».
Когда рисунки выполнены, ведущий их собирает и перетасовывает в
случайном порядке. Ведущий предлагает каждому участнику по очереди
выбрать из стопки рисунок и демонстрируя его группе, просит участника
поделиться впечатлениями, что за человек мог его нарисовать. Чейто
комментарий ограничивается одним словом, ктото делится более
подробными догадками. Это не самое важное. Главное – способствовать тому,
что бы высказались все, включая и авторов рисунков. Автору предлагается
высказаться, что называется, для маскировки.
Вопросы:
1. Поделись впечатлениями, какой человек мог нарисовать данный
рисунок.
2. Какими качествами обладает этот человек?
3. Это уверенный в себе человек или наоборот?
4. Когда высказывались по поводу вашего рисунка, какие чувства вы
переживали?
5. Всё ли высказанное об этом рисунке совпадает с Вашими качествами?
Упражнение «Дополнительное рисование» [4]Цель: выявить склонность к неуверенности.
Время: 30 м.
Материалы: цветные мелки, карандаши или фломастеры, бумага А4.
Процедура: Рисунок посылается по кругу. Один из участников начинает
рисовать, другой продолжает, чтото добавлять и так по кругу.
Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами,
карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема
является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением
места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он
будет «нарушать» рисунок другого.
При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не
учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых субъектом при
дополнении чужого рисунка, дифици места где можно нарисовать что то свое,
боязнь испортить уже нарисованное...
Вопросы:
1. Дополнили ли вы рисунок?
2. Если нет то почему?
3. Это именно то что вы хотели бы добавить?
4. Если нет то почему?
5. Что именно Вы изобразили?
Упражнение «Я – звезда» [1]
Цель: отработка навыков уверенного поведения.
Время: 20 м.
Материалы: не требуются.
Процедура: Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает
для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим
звезды (Алла Пугачёва, президент Украины, сказочный персонаж,
литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально
или невербально: произносит какуюлибо фразу или показывает какойлибо
жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать
имя «кумира».
Вопросы:
1. Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной
звезды?
2. Что схожего между Вами и выбранной звездой?
3. Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?
4. Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно
другим?
5. Где было легче, показывать или отгадывать?
Завершение
Упражнение «Пожелания по кругу»Цель: поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать
доброжелательное отношение друг к другу.
Время: 5 м.
Материалы: не требуются.
Ведущий предлагает членам группы пожелать своему соседу чтонибудь.
Вопросы ко всему тренингу:
1. Изменилось ли ваше представление о себе?
2. Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?
3. Что нового вы узнали о себе?
4. Какие выводы вы сделали для себя?
Источники:
1. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. –
СПб.: Питер, 2008. – 176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
105 с.
2. Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я
концепции. – Ялта, 2006. – С. 80. 11 с.
3. Психомоторика: практикум. Навчальний посібник. – К.: Р59 Главник,
2006. – 144с. – (серія «Психол. Інструментарій»). 5556 с.
4. Яценко Т.С., Кміт Я.М.,Олексіенко Б.М. Активне соціально
психологічне навчання: теорія, процес, практика: Навчальній посібник.
– Хмельницький: Видавництво НАПВУ, 2002. 792 с. 52 с.
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.Бондарь