Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»
Оценка 4.8

Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
психологическая работа +1
11 кл
15.11.2017
Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»
В данном материале предоставлена разработка тренинга для подростков 15-17 лет. Подробно и доступно рассказывается об алкоголизме подростков. Приведены ситуации, примеры из жизни. Подобраны различные упражнения, беседы, дискуссии и ролевые игры на основе примеров из жизни. Данный тренинг позволит сказать НЕТ алкоголю!!!
Долгополова Е.А. Методическая разработка тренинга.doc
Разработка тренинга в сфере профилактики социально­негативных явлений в образовательной организации «Профилактика употребления психоактивных веществ детьми и подростками». Номинация: «Профилактика детского и подросткового алкоголизма». Пояснительная записка Английский поэт Роберт Бёрнс написал такие строки: Для пьянства есть такие поводы: Поминки, праздник, встреча, проводы, Крестины, свадьба и развод, Мороз, охота, Новый год, Выздоровленье, новоселье, Успех, награда, новый чин, И просто пьянство — без причин. Трудно найти молодежную группу, которая не испытала бы на себе влияние  алкоголя. Если провести анонимный опрос в школе по вопросу употребления  алкогольных напитков, то многие бы ответили, что употребляют их в большем или  меньшем количестве. Наверняка, попробовав спиртное впервые, подросток не стал  искать информацию о пользе или вреде этого напитка, не стал советоваться со  знающими людьми, а стоит ли продолжать этим заниматься, не начал искать статьи в  интернете о проблеме пьянства и алкоголизма. Многие подростки даже не  задумываются о влиянии и последствиях употребления алкоголя на их здоровье,  личность, жизнь. Они просто выпивают. «Бутылка пива — что в этом плохого? Все  вокруг так делают!» И не замечают, как увлекаются.  Основная цель этого тренинга – это пропаганда здорового образа жизни. Данный тренинг занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Тренинг  проводится   с   использованием  здоровьесберегающей,   информационно­ коммуникационной технологии; технологии саморазвития по теме «Профилактика детского   и   подросткового   алкоголизма».   Деятельность   учителя   и   обучающихся реализуется через принципы обучения: научность  и доступность подачи материала, системность и последовательность его рассмотрения, принцип наглядности. Тема: Употребление психоактивных веществ: Реальное влияние алкоголя на  человека. Цель: Показать подросткам, что употребление алкоголя несет вред для физического  и  психического здоровья человека. Задачи:  1.Дать фактическую информацию об алкоголе; 2. Обсуждение причин употребления алкоголя 3. Обсуждение реального воздействия алкоголя на организм; 4. Обсуждение социальной приемлемости употребления алкоголя 5. Показать подросткам, что употребление алкоголя не является эффективным  методом разрешения проблем. 6.Формировать негативное отношение к употреблению алкогольных напитков; 7.Сформировать спокойную, доброжелательную обстановку; Форма проведения: тренинг. Продолжительность тренинга – 1час 45 мин Место занятия: тренинговый класс.  Возраст участников: 15­17 лет Форма занятия: комбинированное занятие, с использованием технологий: ­здоровьесберегающая технология;  ­информационно­коммуникационные технологии; ­личностно – ориентированная технология; ­игровые технологии; ­технология саморазвития. Материалы для тренинга: 1. Таблицы для групповой работы 2. Фишки разного цвета 3. Презентация к тренингу «Алкоголь» 4. Презентация «Реквием по мечте» 5. Презентация «Ребятенки» 6. Видео «Не заметили, как лишились детей».  Ход тренинга: 1. Приветствие участников тренинга.  2. Принятие правил группы на тренинге.  Правила: 1. Внимательно слушать, когда кто­либо говорит, не прерывать речь. 2. Говорить по одному. 3. Уважать чужое мнение. 4. Говорить только от своего лица. 3.Упражнение «Компот».  Цель: снятие напряжения и волнения у учащихся, возможность узнать  дополнительную информацию друг о друге, создание положительного настроя.  Для того что бы разделить детей на группы ведущий раздает в произвольном порядке разноцветные фишки и просит подростков объединиться в группы в зависимости от  цвета фишки. Образуются группы по 5­6 человек для дальнейшей работы. 4.Информация о цели тренинга.  На этом занятии вы получите фактическую информацию об алкоголе, узнаете,  каковы причины употребления алкоголя, сколько людей употребляют алкоголь,  каковы немедленные и кратковременные последствия употребления алкоголя и в чем состоит процесс превращения в алкоголика. Будут также затронуты проблемы  социальной приемлемости употребления алкоголя.  <слайд №1> 5. Описание влияния алкоголя на организм.            Алкоголь всасывается через стенки желудка и кишечник и попадает  непосредственно в кровяное русло. Затем с кровью он попадает в мозг, оказывая подавляющее действие на активность коры головного мозга.  <слайд №2>            Если алкоголь замедляет деятельность мозга (является депрессантом), как вы  думаете, каковы некоторые физиологические и поведенческие эффекты воздействия  алкоголя на организм? Высказывания детей.  <слайд №3> 6.Провести групповую дискуссию о физиологических и поведенческих эффектов  влияния алкоголя на организм.  Небольшие дозы алкоголя: <слайд №4> • снижают способность ясно мыслить и принимать решение; • заставляют почувствовать небольшое расслабление; • заставляют почувствовать себя более свободным и смелым, чем обычно. Большие дозы алкоголя: <слайд №5> • замедляют деятельность отдельных областей мозга; • вызывают головокружение; • снижают координацию; • приводят к затруднениям речи, ходьбы, стояния; • приводят к эмоциональной взрывчатости или подавленному настроению. Некоторые люди могут: • временно отключиться или потерять память вследствие влияния алкоголя на их  мозг. Поведенческие проявления воздействия алкоголя: <слайд №6> • драки/ссоры/насилие; • громкие разговоры, крик; • неприятное поведение; • глупость/дурашливость; • легкомыслие.        Алкоголь является психоактивным веществом. Люди употребляют  психоактивные вещества вследствие различных причин. Прием психоактивных  веществ может иметь вредные последствия. 7.  Мозговой штурм Объяснение причин Цель:Убедить подростков в том, что большинство взрослых употребляют алкоголь  только иногда и в умеренных дозах. Исследование проблемы (Каждый вариант ответа обсуждается в группах, затем  высказывается) В сознании подростков цифры пьющих и сильно пьющих взрослых людей значительно преувеличены. Подчеркнуть факт, что люди, употребляющие  алкоголь находятся в  меньшинстве, задав детям следующие вопросы: ­Какой процент населения употребляет алкогольные напитки? Реальные цифры  таковы — 70%. Одна треть всех взрослых не пьет вообще! ­Подсчитайте процент людей, которые напиваются до полного опьянения и попадают в происшествия в связи с этим. Реальные цифры — 10–12% взрослых являются  сильно пьющими, выпивают за один прием 150 г водки и больше, пьют не реже чем раз в неделю. Объяснить подросткам, что люди могут пить по­разному. <слайд №7> ­Попросить перечислить те модели употребления алкоголя, которые они видели.  Модели употребления алкоголя: на вечеринках; на семейных праздниках; перед  едой «для пищеварения»; в ресторанах, кафе, барах; на улицах (чаще пьют пиво —  прямо из бутылок на больших городских праздниках); на пляже во время отдыха; в  общественном транспорте. Модели поведения: <слайд №8> 1. Полная трезвость. Около 30% взрослых не пьют вообще. Причины: нелюбовь к  спиртному, религиозные убеждения, аллергия, бывшие алкоголики, которые  излечились и боятся рецидива. 2. Ритуальное употребление алкоголя. Это употребление алкоголя в контексте  религиозных служб или семейных ритуалов или обрядов. 3. Социальное употребление алкоголя (за компанию). Около 55% всех взрослых  называют себя пьющими за компанию. Они употребляют алкоголь в подходящем  месте и в подходящее время. 4. Проблемное употребление алкоголя. Алкоголь используется как средство для  устранения проблем и отрицание чувств. В этом случае пьют слишком много и  слишком часто. Такое поведение является разрушающим и часто усиливает  проблемы человека, вместо того чтобы устранить их. 8.Работа в группах: перечислить последствия  употребления  алкоголя. Каждый  пример обсуждается всей группой. <слайд №9> Последствия  употребления  алкоголя Драки плохое самочувствие  дорожно­транспортные происшествия  хронические заболевания, связанные с алкоголем ссоры с близким человеком  чувство вины перед другим и перед собой  снижение самоуважения развод в семье смерть или несчастный случай. 9.Видео «Не заметили, как лишились детей»          Существует несколько вариантов употребления алкоголя. Некоторые обычно  считаются приемлемыми для большинства взрослых людей. Подумайте и приведите  примеры такого употребления. (ритуальные или социальные)  Тем не менее  отдельные модели употребления алкоголя могут быть опасными и разрушительными. 10. Обсуждение мотивации употребления или неупотребления алкоголя (работа  в группах)            Спросить подростков, почему люди пьют и почему не пьют. Разделив лист  бумаги на две части, заполняем табличку. Озаглавить одну половину «Причины  пить», а другую «Причины не пить». Попросить детей перечислить причины того и  другого. Каждое мнение выписывается отдельно и не изменяется. Люди пьют Люди не пьют — чтобы снять стресс — для интереса — для новых ощущений — чтобы «забыться» — для окружающих — чтобы быть «круче» — от «пофигизма» — нравится на вкус/для  удовольствия — на зло кому­то/форма  протеста — для имиджа — из подражания — ради самоутверждения — иллюзия свободы — чтобы лучше  концентрироваться — стать более популярным — вредно для здоровья — чтобы показать силу воли — ради другого — чтобы показаться  взрослее — из­за страха, например,  смерти — из страха попасть в  зависимость — не соотносится с  жизненными принципами — из­за религиозных  убеждений — чтобы не отличаться от  других — для имиджа (здоровый  образ жизни, спорт и т.д.) — для поддержания статуса После заполнения таблицы дети зачитывают свои варианты ответов и  обсуждают их. Повторяющиеся случаи вычеркиваются. Добавить те, которые  подростки не указали. 11. Разыгрывание рекламного сюжета. Разделившись на группы (по 5 чел.), участники придумывают сюжет ролика с  рекламой алкоголя и разыгрывают его.  Примеры приемов рекламы алкоголя: популярность (алкоголь сделает вас более популярным); романтика (алкоголь важен для того, чтобы понравиться противоположному полу); зрелость (употребление алкоголя означает, что вы взрослый); молодость (алкоголь означает, что вы молоды и активны); ум (потребление алкоголя — часть современной, интеллектуальной, красивой  жизни); удовольствие (алкоголь приятен на вкус, является необходимым компонентом  веселья); расслабление (алкоголь снимает напряжение и расслабляет). После просмотра задайте вопросы: «Для чего создают рекламу алкоголя? Что  остается за кадром? Для кого реклама предназначена?»         Те, кто рекламирует сигареты, алкоголь и другие продукты, стараются  манипулировать людьми с целью побудить их купить все это. Они создают иллюзию  того, что сигареты или алкоголь сделают жизнь более приятной и улучшат ее. ­ Как влияет алкоголь на организм? ­ Может ли употребление алкоголя помочь человеку расслабиться? ­ Помогает ли алкоголь уснуть? ­ Влияет ли алкоголь одинаково на разных людей? ­ Почему некоторые люди способны выпить очень много? Алкоголь может: помочь расслабиться; снять стресс, снизить боль; помочь  уснуть; с его помощью можно манипулировать человеком. Алкоголь — психоактивное вещество, которое снижает активность организма и  действует как аспирин или другое болеутоляющее лекарство. Алкоголь не может  сделать человека сильнее, «круче», умнее, приятнее, сексуально привлекательнее,  могущественнее, богаче, повысить самооценку,  помочь решить проблемы;и т.п.  12. Беседа. Показать подросткам, что употребление алкоголя не является эффективным  методом разрешения проблем.         Алкоголь является психоактивным веществом, содержащимся в спиртных  напитках. Алкоголь угнетает работу головного мозга, т.е. заставляет мозг работать  более медленно.         Небольшое количество алкоголя: уменьшает способность четко мыслить и  принимать решения; приводит к тому, что люди чувствуют себя более смелыми, чем  обычно, и идут на риск. Большое количество алкоголя: снижает активность  различных отделов мозга и нервной системы в целом; вызывает головокружение;  снижает координацию; снижает время реакции; затрудняет речь, ходьбу; может  явиться причиной смерти.         Чем больше человек употребляет алкоголя, тем больше ему надо, чтобы  получить тот же самый эффект. Это является результатом привыкания к алкоголю.  Организм постепенно становится толерантным к алкоголю. Важно знать, что  возрастание толерантности означает возникновение физической зависимости. Банка пива или бокал вина содержат приблизительно столько же алкоголя, сколько  стопка водки, виски, рома, джина.          Если человек выпил, то ему захочется спать. Однако, подобно другим  депрессантам, алкоголь не погружает его в спокойный сон, приносящий отдых. Сон  пьяного или выпившего человека, это не тот же самый сон, что у трезвого. Выпивший накануне обычно встает усталым, нервным и т.п.  13.Презентация «Реквием по мечте»  Алкоголь и наркотики производят временный эффект. Вместе с выводом  алкоголя из организма уходит и хорошее настроение. Период хорошего настроения  сменяется плохим настроением, которое обычно сопровождается депрессией,  усталостью, тревогой. 14. Обсуждение способов поднятия настроения (работа в группах) Спросить ребят, чем, кроме алкоголя,  можно улучшить свое настроение? Заполняем  табличку. Чем можно поднять настроение? Ответы детей: это естественные способы:  физкультура,  спорт,  танцы, объятия,  прикосновения,  музыка,  романтические чувства,  молитвы,  медитация,  дружба,  любовь. После заполнения таблицы группы зачитывают свои варианты ответов и доказывают  их. Повторяющиеся случаи вычеркиваются. Добавить те, которые подростки не  указали. 14. Главные выводы тренинга . Раздать подросткам памятки. (приложение 1) • Алкоголь — психоактивное вещество. Подобно другим психоактивным веществам,  которые относятся к категории депрессантов, алкоголь замедляет работу коры  головного мозга и нервной системы в целом. • Хотя около 70% взрослых употребляют алкоголь, подавляющее большинство  делает это от случая к случаю и в умеренных дозах. Треть всех взрослых вообще не  пьет. • Только небольшая часть взрослых — пьяницы и алкоголики. • Алкоголь не может сделать человека сильнее, сообразительнее, симпатичнее,  сексуальнее, могущественнее и т.д. • Употребление алкоголя не является эффективным способом разрешения проблем,  фактически он их усугубляет. • Умение много пить не пьянея ничего общего не имеет с силой или другими  положительными свойствами человека. • Опьянение или постоянное употребление алкоголя не делает человека старше или  лучше. Каждый из вас в будущем – родитель, и только от вас и вашего выбора зависит: будут ли ваши дети улыбаться от счастья и  радоваться каждому дню. Очень важно,  чтобы они знали, что были зачаты в следствие большой любви, а не в состоянии  алкогольного опьянения.  15.Презентация «Ребятенки» . 16.Завершение тренинга. Рефлексия: Цель: Получение обратной связи.  Ребятам предлагается поделиться своими впечатлениями от занятия. Давайте  выразим своё отношение к сегодняшнему уроку методом незаконченных  предложений. 1. В.Н Латчук., В.В. Марков и др. "Основы безопасности жизнедеятельности" 10  Используемая литература: класс. М, "Дрофа", 2006 2. Буклет "Алкоголь. Факты для молодежи" ЦМСПДиМ ММУ "Ревдинская  детская городская больница", Ревда, 2005. 3. Буклет "Пивной алкоголизм" МУ ЦСППДиМ "Форпост" администрации  Екатеринбурга, 2006 4. О.С Габриелян. "Химия"10, М, " Дрофа",..2006 5. https://nsportal.ru/.../klassnyy­chas­dlya­podrostkov­kurenie­alkogol 6. https://nsportal.ru/.../prezentatsiya­o­ 7. https://nsportal.ru/.../klassnyy­chaskurenie­i­alkogol­svoboda­ili­zavisimost 8. https://nsportal.ru/.../agitbrigada­o­  ­alkogolya­dlya­podrostkov  vrede    vrede    ­alkogolya

Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»

Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»

Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»

Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»

Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»

Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»

Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»

Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»

Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»

Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»

Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»

Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»

Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»

Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»

Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»

Тренинг по теме «Профилактика детского и подросткового алкоголизма»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2017