В тренинге развития общения и коммуникативных навыков в группе, говорится о том, что общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Упражнения направлены на снятие эмоционального напряжения между участниками.В тренинге развития общения и коммуникативных навыков в группе, говорится о том, что общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Упражнения направлены на снятие эмоционального напряжения между участниками.
Тренинг развития общения и коммуникативных навыков в группе
Вступительная часть:
Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая
потребность.Оно всегда было значимым в жизни человека и в его личностном
развитии.
Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов. В процессе
общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода
информацией.
Общая цель: развить коммуникативные навыки в группе.
Этапы работы:
I. Разогрев
Цель: снятие эмоционального напряжения между участниками.
Материалы: карточки с названиями различных эмоций, ручки, бумага.
Упражнение «Передать одним словом» (15 мин.)
Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.
Материалы: карточки с названиями эмоций.
Ход упражнения.
Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и
они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово
«Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на
карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить
участник.
Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование,
подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие,
заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение,
энтузиазм.
Вопросы для обсуждения:
1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по
интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш
собеседник?
4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?
Упражнение «Завтрак с героем» (30 мин.)
Цель: отработать навыки убеждения и умение найти аргументы в пользу
своей позиции.
Материалы: ручки, листы бумаги.
Ход упражнения.
Группе предлагается представить, что у каждого из присутствующих есть
возможность позавтракать с любимым человеком. Это может бытьзнаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или
обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какойто
момент жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы
встретиться, и почему. Нужно записать имя своего героя на листе бумаги и
поделиться на пары, затем надо решить с кем из героев вы будете встречаться.
Потом пары объединяются в четвёрки и проделывают тоже самое, затем
объединяется вся группа и выбирает одного героя.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему остался именно этот герой?
2. Легко было уступать и почему вы уступали?
3. Какие чувства вы испытывали, когда с вами не соглашались?
4. Что вы испытывали, когда с вами соглашались?
5. Часто ли вы в жизни сталкиваетесь с ситуацией выбора?
II. Основная деятельность
Цель: развить навыки общения.
Материалы: карточки с названиями героев.
Игра «Мафия» (5060 мин.)
Цель: развить навыки убеждения, защиты своей позиции.
Материалы: карточки с надписями CITIZEN, DOCTOR, MAFIA, MANIAC.
Суть игры.
Игра «Мафия» основывается на общении постоянном общении и на
обсуждениях между участниками. В игре есть место обману и коварству,
заключению и подлому нарушению договоров и альянсов.
Обсуждение игрового положения проходит путём столкновения мнений в
беспрестанных спорах, при этом одни игроки предпочитают отмалчиваться,
другие – наоборот, чересчур активно и шумно участвуют в обсуждении.
Таким образом, игра максимально приближена к реальной жизни.
Задача мирных жителей понять, кто мафия, задача мафии играть так, чтобы
никто из мирных жителей не догадался, что они мафия.
Главные правила игры в мафию.
Ведущий раздает участникам игры карты рубашкой вверх;
Участники, которым достались карты с надписью CITIZEN, входят в
состав команды «мирных жителей»;
Участник, получивший карту с надписью DOCTOR, является
«доктором» и входит в команду «мирных жителей»;
Участникам, которым достались карты с надписью MAFIA, входят в
состав команды «мафии»;
Участник, получивший карту с надписью MANIAC, является
«маньяком» и входит в команду «мирных жителей».
Игровой процесс делится на «день» и «ночь»:
Первый кон начинается с наступления ночи, во время которой все
игроки засыпают, то есть закрывают глаза и одевают маски. Ночью ведущий позволяет игрокаммафиози открыть глаза и
познакомиться с соратниками. После знакомства игроки команды
мафии засыпают.
Далее ведущий просит проснуться доктора. Доктор просыпается и
засыпает, после чего ведущий будит маньяка. В результате этого
ведущий понимает, кто есть кто.
На следующем этапе наступает день, все игроки просыпаются, и
начинается обсуждение вопроса о том, кто из них может быть нечестен,
то есть причастен к мафии.
По окончании обсуждения ведущим объявляется открытое голосование
за посадку в тюрьму. Игрок, набравший наибольшее количество
голосов, должен отправиться за решётку, то есть выйти из игры,
предварительно открыв свою карту и показав её всем участникам
Затем снова наступает ночь, и просыпается мафия. Команда мафии
мимикой и жестами совещается и выбирает следующую жертву, о чем
сообщает ведущему. Мафия засыпает.
Далее, согласно правилам игры Мафия, просыпается доктор и
указывает на одного из жителей, которого желает вылечить, то есть
спасти от убийства. Доктор засыпает. (Доктор не может лечить одного и
того же игрока две ночи подряд, в том числе и себя).
Просыпается маньяк и указывает на одного из жителей, которого
желает «подвергнуть изнасилованию», после чего он также засыпает.
Наступает новый день. Если мафия и доктор ночью указали на одного и
того же человека, то жертва выживает. Ведущий объявляет, что ночью
было совершено покушение на одного из мирных жителей, но мафия
промахнулась, и весь город просыпается. Имя выжившего игрока не
раскрывается.
Если доктор не смог «вылечить» жертву. Ведущий объявляет, что
просыпаются все, кроме убитого мафией ночью жителя. Этот участник
выходит из игры, а его карта демонстрируется всем жителям.
Также ведущий объявляет игрока, который ночью был «изнасилован»
маньяком, весь последующий «день», этот игрок не может говорить.
Информация обо всех произошедших «ночью» событиях, а также о
голосовании предыдущего «дня» используется оставшимися в живых
игроками для обсуждения и очередного выбора на осуждение.
Далее все повторяется согласно правилам выше: обсуждение,
голосование и т.д.
Игра продолжается до полной победы одной из команд, а именно, ареста всех
участников мафии, либо убийства всех мирных жителей.
Вопросы для обсуждения:
1. Удобно ли вам было находиться в той или иной роли?2. Какие чувства вы испытывали, когда приходилось обманывать других
участников?
3. Часто ли вам в жизни приходиться «играть»?
4. Легко ли вам было принимать решения в пользу других участников?
5. Какие чувства вы испытывали, когда не убедительно сыграли свою
роль?
III. Завершение
Цель: получение обратной связи, создание благоприятного эмоционального
климата в группе.
Материалы: карточки с названиями героев.
Упражнение «Леопольд» (25 мин.)
Цель: развить умение находить подход к людям.
Материалы: карточки с кличками котов.
Ход упражнения
Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся
«котами».Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них
зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами,
например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать
участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает
группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме
дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами,
которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном
упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с
ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что из всех котов только
одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышей. Все
остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются
дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он –
безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.
Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя
«мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит,
кому из котов она поверил.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?
2. Легко ли вам было находится в роли кота или мыши?
3. Доверяете ли вы людям в жизни?
4. Доверяют ли вам люди?
5. Считаете ли вы, что общение играет важную роль во взаимоотношениях
между людьми?