Тренинговая серия "Моя гармония" по профилактике эмоционального выгорания педагогов и специалистов работающих с детьми имеющими проблемы в развитии
Оценка 4.8

Тренинговая серия "Моя гармония" по профилактике эмоционального выгорания педагогов и специалистов работающих с детьми имеющими проблемы в развитии

Оценка 4.8
Игры +6
pdf
Междисциплинарный 3
Взрослым
02.09.2017
Тренинговая серия "Моя гармония" по профилактике эмоционального выгорания педагогов и специалистов работающих с детьми имеющими проблемы в развитии
ТРЕНИНГ 2.pdf

Тренинговое занятие № 2 Цель:

-       повышать самооценку педагогов, их уверенность в себе; привлечь их к самопознанию и самоанализу;

-       помочь педагогу осознать себя как личность, которая находится на определенном

промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности;

-       формировать умения в расстановке приоритетов в профессиональной деятельности; - создавать условия для психологической разгрузки; развитие толерантности и эмпатии друг к другу.

 

Материалы и оборудование:

-       рабочая тетрадь к тренингу;

-       калоши, желательно цветные и большого размера, и карточки с ситуациями (приложение 1);

-       макет дерева, стикеры в форме цветов;

-       музыкальный центр и записи спокойной релаксационной, релаксационный текст; - бумага формата А4;

-       фломастеры, карандаши, маркеры;

-       анкета для педагогов «Об ратная связь» (приложение 2);

-       памятки-буклеты;

-       ноутбук;

-       ведро для мусора или урна с мешком.

 

Ход занятия:

 

I. Водная часть:

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы начинаем второе тренинговое занятие.

1.  Упражнение «Приветствие»

Предлагаю вам поздороваться с группой и продолжить фразу: «Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…».

2.  Упражнение-разминка «Конфетка» (самопрезентация, снятие напряжения)

Перед вами на блюде выложены конфеты. Посмотрите на них и выберите себе одну, которая больше всего похожа на Вас. А затем расскажите нам всем мини-историю, которая объяснит всем нам - почему вы считаете, что выбранная вами конфетка больше всего похожа на Вас, или соответствует вашему настроению в данный момент.

Каждому участнику разрешается задавать уточняющие вопросы. (Правила игры не запрещают съесть или оставить эту конфету себе на память).

 

II.  Практическая часть

1. Тест-упражнение «Мост» (раскрытие особенностей характера и поведения

человека)

Посмотрите на рисунок. Два малыша не могут попасть друг к другу с одного берега на другой. Помогите детям. Нарисуйте им мостик. Какой цвет вы выберете для этого?

 

-                     КРАСНЫЙ

-                     СИНИЙ

-                     КОРИЧНЕВЫЙ

-                     ЗЕЛЕНЫЙ

-                     СЕРЫЙ

-                     ЧЕРНЫЙ

Интерпретация теста

Тест кратко раскрывает яркие особенности характера и поведения человека.

-                     Выбор красный. Ты чрезвычайно упрямая личность. Не в твоем стиле останавливаться на половине пути. В отношениях с людьми ты впадаешь в крайности, прямо и четко обозначая свое к ним отношение. С одними ты мил, любезен и дружелюбен, с другими - груб, резок и нетактичен. Однако друзья уважают тебя за прямолинейность и любят таким, какой ты есть.

-                     Выбор синий. Ты благородный и мягкий человек, романтик и мечтатель. Частенько плывешь по течению, потакая своим желаниям. Экстремальные ситуации тебя пугают.

Предел мечтаний - покой, гармония и любовь близких. Свои собственные мысли и переживания волнуют тебя больше, чем происходящее вокруг.

-                     Выбор коричневый. Ты серьезный и трудолюбивый человек. Не любишь нарушать установленные правила, всегда отвечаешь за свои слова и данные обязательства. Про таких говорят: «Он - честный и порядочный человек». Может быть, тебе немного мешает отсутствие гибкости, широты взглядов и определенной доли фантазии.

-                     Выбор зеленый. Ты человек творческий. Необычные вещи, невероятные события привлекают твое внимание. Окружающих людей в тебе привлекает изобретательность, любопытность, широта взглядов и хороший вкус. Тебе не составит труда придумать нестандартный выход из ситуации, дать нетривиальный совет или увлечь друзей оригинальной идеей.

-                     Выбор серый. Вера в добро и чистоту помыслов окружающих - вот твои отличительные черты. В этом сквозит некая доля самоуверенности. Иногда ты любишь идти наперекор судьбе и изменять ситуацию в соответствии со своим настроением. Порой можешь сделать все наоборот просто из-за внезапно посетившей тебя вредности. Твоя неразговорчивость частенько воспринимается окружающими как высокомерие.

-                     Выбор черный. Маска равнодушного спокойствия частенько надета на твое лицо. Ты изо всех сил пытаешься скрыть от окружающих свои эмоции, опасаясь, что они воспримут это как слабость. Даже если ты шутишь и улыбаешься, никто не может с уверенностью сказать, какие чувства ты испытываешь в этот момент. Закрытость и сдержанность - вот основные принципы, которых ты придерживаешься.

2.                 Упражнение «Лестница» (определение места нахождения педагога на жизненном пути)

Перед вами схематичное изображение лестницы, ваша задача внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день.

По мере выполнения упражнения участникам задаются вопросы:

-                     Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

-                     Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

-                     Что мешает Вам находиться наверху?

-                     Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?

 

3. Упражнение «Зоопарк» (изучение расстановки профессиональных приоритетов и коммуникабельности педагога, обсуждение) 1 этап. Вводный:

Представьте себе, что вы работаете смотрителем или директором зоопарка. В зоопарк привезли новых животных:

1.                 ЛЕВ: царь природы, хищник;

2.                 ПИНГВИНЫ: нужны особые условия, очень пугливы, отлично развито стадное чувство;

3.                 ОБЕЗЬЯНЫ: очень крикливые, от них много суеты и шума;

4.                 ПАНДЫ: красивые, забавные, спокойные, но необходимо специальное питание;

5.                 ПОПУГАЯ: яркие, разноцветные, постоянно хлопают крыльями, любят много разговаривать.

2.                 этап. Распределение животных:

Как смотрителю зоопарка вам необходимо расселить по клеткам этих животных согласно условиям их обитания, запросов в еде и популярности среди посетителей.

3.                 этап. Неизвестное животное:

Одна закрытая клетка оказалась без названия животного, находящегося в ней. Придумайте сами, что это за животное и поселите его в одну из оставшихся клеток. Ну а теперь, чтобы вашим животным не было скучно, раскрасьте клетки. (Самостоятельную работу по        раскрашиванию             клеток            педагоги         могут выполнять     под      негромкую, расслабляющую музыку) 4 этап. Анализ упражнения:

Каждый вид животных ассоциируется у вас с людьми, которыми вам приходится работать. Подумайте, кто из животных, которые вы расселили, больше всего похож в вашей жизни на:

1.  РУКОВОДИТЕЛЯ;

2.  ПЕДАГОГОВ;

3.  РОДИТЕЛЕЙ;

4.  ДЕТЕЙ; 5. СЕМЬЮ.

В зависимости от размера клетки и животного, находящегося в ней, вы уделяете тем или иным людям большее или меньшее внимание. Данное упражнение показывает расстановку ваших приоритетов в работе и семье.

Неизвестное животное - это вы сами. Если вы «сидите» в клетке к стороне, ваша работа вас угнетает; если же вы в клетке посередине, вы - человек, которые старается контролировать все сферы своей профессиональной деятельности.

Если же ваше животное - хищник, то вы по своей натуре - борец и у вас еще достаточно сил работать и преодолевать все преграды.

Если вы травоядное животное - то ваша работа забирает у вас слишком много сил и энергии, поэтому вам необходимо научиться расходовать свои силы.

Интерпретация цвета клеток: эмоциональное отношение участников к той или иной сфере их профессиональной деятельности.

Бланк для участников (в рабочей тетради)

 

 

 

 

 

4. Упражнение «Выбор» (познание себя, изучение поведения)

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент - повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1.  Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

2.  Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.

3.  Съедаете что-то другое.

4.  Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Ключи к ответам:

Если вы выбрали первый вариант, то вы - человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства - уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

Если вы выбрали второй вариант, то вы - мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

5.                 Упражнение «Ведро мусора» (освобождение от негативных чувств и эмоций)

Посреди комнаты ставится символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.

Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами - у каждого из нас накапливаются не всегда нужные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное. После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают в ведро, где они все перемешиваются и в дальнейшем убираются.

6.                 Упражнение «Калоши счастья» (развитие позитивного мышления, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции)

Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача - надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Обсуждение игры: трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы поняли для себя? Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

7.                 Упражнение «Дерево позитивных качеств» (анализ и определение сильных сторон своей личности, позитивные качества, выработка уверенности в себе)

Участники получают бумажные цветки, на которых должны написать свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере три) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет цветок на дерево. Участники могут дополнить от себя позитивные качества педагога, которые заметили, работая с ним в одном коллективе. (психолог, в случае необходимости, может помогать).

 

III.  Заключительная часть

1.  Упражнение «Порхание бабочки» (релаксация)

                      Всем присутствующим предлагаю сесть                    удобно и, под приятную мелодию

расслабиться, закрыть глаза…

«Представьте, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представь себе, что вы находитесь на поляне в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь вы  вообразите, что вы – бабочка, что у вас красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пеструю поляну, над которой вы летите. Посмотрите, сколько на ней ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую ароматную серединку цветка и наслаждаетесь его ароматом. Вдохните еще раз его аромат... Медленно открывайте глаза и сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день».

2.  Рефлексия, подведение итогов

Всем спасибо за участие. В конце нашего занятия вам предлагается заполнить небольшую анкету «Обратная связь», где вы сможете написать свои впечатления  Ваше мнение очень важно. (Приложение 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Карточки с ситуациями для упражнения «Калоши счастья»:

 

Руководитель отчитал вас за плохо выполненную работу.

       Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок. В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

 

Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.

       Есть возможность попробовать свои силы в работе с большой группой. Это хорошая возможность освоить новые методы работы.

 

На работе задержали зарплату.

       Можно сэкономить на чем-то.    Можно теперь сесть на диету.

 

По дороге на работу вы сломали каблук.       Хороший повод купить новые сапоги.

 

Большинство ваших воспитанников показали слабые результаты мониторинга.

       Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

 

Вы внезапно заболели.

       Хороший повод отдохнуть. Заняться наконец-то своим здоровьем.

 

Вас бросил муж.

       Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя. Больше времени на хобби.

 

Вы попали под сокращение.

       Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

       Новый коллектив, новые перспективы.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Анкета «Обратная связь»

 

Что вам понравилось, было интересно?

________________________________________________________ ________________________________________________________

 

Что вам не понравилось, не вызвало интереса?

________________________________________________________ ________________________________________________________

 

Ваши пожелания

________________________________________________________

________________________________________________________

 

Тренинговое занятие № 2 Цель: - повышать самооценку педагогов, их уверенность в себе; привлечь их к самопознанию и самоанализу; - помочь педагогу осознать себя как…

Тренинговое занятие № 2 Цель: - повышать самооценку педагогов, их уверенность в себе; привлечь их к самопознанию и самоанализу; - помочь педагогу осознать себя как…

КРАСНЫЙ -

КРАСНЫЙ -

Даже если ты шутишь и улыбаешься, никто не может с уверенностью сказать, какие чувства ты испытываешь в этот момент

Даже если ты шутишь и улыбаешься, никто не может с уверенностью сказать, какие чувства ты испытываешь в этот момент

Самостоятельную работу по раскрашиванию клеток педагоги могут выполнять под негромкую, расслабляющую музыку ) 4 этап

Самостоятельную работу по раскрашиванию клеток педагоги могут выполнять под негромкую, расслабляющую музыку ) 4 этап

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом

Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком

Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком

Приложение 1 Карточки с ситуациями для упражнения «Калоши счастья»:

Приложение 1 Карточки с ситуациями для упражнения «Калоши счастья»:

Вы внезапно заболели. •

Вы внезапно заболели. •

________________________________________________________

________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017
Посмотрите также: