Тренинговая серия "Моя гармония" по профилактике эмоционального выгорания педагогов и специалистов работающих с детьми имеющими проблемы в развитии
Оценка 4.8

Тренинговая серия "Моя гармония" по профилактике эмоционального выгорания педагогов и специалистов работающих с детьми имеющими проблемы в развитии

Оценка 4.8
Игры +6
pdf
Междисциплинарный 3
Взрослым
02.09.2017
Тренинговая серия "Моя гармония" по профилактике эмоционального выгорания педагогов и специалистов работающих с детьми имеющими проблемы в развитии
ТРЕНИНГ 3.pdf

Тренинговое занятие № 3 Цель:

-         создать условия для изучения и усвоения участниками способов психической саморегуляции, для восстановления своих внутренних ресурсов, осмысления своих проблем и способов их преодоления, установления нервно-психического равновесия.

 

Материалы и оборудование:

-         рабочая тетрадь к тренингу;

-         плакат с незаконченными предложениями (рефлексия) (приложение 1);

-         магнитная доска;

-         музыкальный центр и записи спокойной релаксационной, релаксационный текст;

-         бумага формата А4;

-         карточки эмоций;

-         фломастеры, карандаши, маркеры; - памятки-буклеты; - ноутбук.

Ход занятия:

 

I. Водная часть:

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы начинаем второе тренинговое занятие.

1. Упражнение «Узнай по рукопожатию»

Участники сидят по кругу В центре круга стоит пустой стул. Участник-доброволец садится на этот стул, кладет руки на колени ладонями вверх и закрывает глаза. К нему в любом порядке очень тихо подходят остальные участники и кладут руки ему на ладони. Задача водящего - угадать, чьи это руки.

2. Упражнение-разминка «Кенгуру» (снятие напряжения, вызывает чувство свободы и открытости)

Ведущий предлагает одному участнику, желательно обладающему артистическими способностями, выйти за дверь и там дает ему инструкцию: участник должен перед группой изображать кенгуру до тех пор, пока кто-нибудь не догадается, кого он изображает. Группе же ведущий говорит, что сейчас участник будет показывать кенгуру, а им нужно в течение пяти минут делать вид, что пытаются отгадать, кого он изображает, но при этом называть любых животных, кроме кенгуру.

 

II. Практическая часть

1. Упражнение «Ловец блага» (формирование положительного отношения к различным ситуациям) звучит тихая инструментальная музыка

Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны.

Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:

1.  Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.

2.  Вы опоздали на автобус.

3.  У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.

Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».

2.                  Упражнение «Улыбка» (освоение навыков саморегуляции, управление мышечным тонусом), звучит тихая музыка

Закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом на вашем лице обязательно, но должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче.

3.                  Игра «Маски» (работа с мышечными зажимами)

Сейчас мы попробуем с вами поиграть в игру «Маски». Каждый участник получит карточку с изображение эмоции. Он передает ее уже мимикой рядом сидящему по часовой стрелке. Например: «Удивление»(мышцы лба напряжены), «Смех» (глаза сильно прищурены, рот растянут в улыбке), «Возмущение» (крылья носа приподняты), «Поцелуя» (губы вытянуты хоботком и сильно напряжены).

4.                  Упражнение «Воздушный шар и пушинка» (управление состоянием мышечного напряжения и расслабления)

Способ 1: встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Способ 2: представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

5. Упражнение «Самоприказ, самопрограммирование, самопоощрение» (словесное управление и воздействие для саморегуляции)

Способ 1: Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» - это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.

Сформулируйте самоприказ. Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

Способ 2: Самопрограммирование. Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичных обстоятельствах. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

-                     Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

-                     Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: «Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»; «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»; «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

-                     Мысленно повторите его несколько раз.

Способ 3: Самоодобрение (самопоощрение) Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок - это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно проговаривая: «Молодец! Умница!», «Здорово у меня получилось!» Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

6. Притча «О спокойствии» (осмысление, обсуждение)

Трудно сохранить покой в сердце, когда внешние ситуации выбивают тебя из колеи. Но это говорит о том, что внешний мир управляет нами, а не мы им. Эта мудрая притча расскажет вам, что на самом деле является спокойствием.

Однажды, богатый человек захотел повесить в своей комнате картину, при одном взгляде на которою ему становилось бы спокойно на душе. И за самую «спокойную» картину он пообещал заплатить один миллион. Узнав об этом, художники с разных уголков страны стали присылать ему свои работы. Просмотрев тысячи картин, богач выбрал только две, показавшиеся ему самыми удачными.

Первая была светлой, радужной и умиротворяющей. На ней художник изобразил абсолютно идиллический пейзаж: кристально чистое голубое озеро ярко блестело под лучами летнего солнца, деревья, стоящие вокруг, тянулись ветвями к воде; водную гладь рассекали величественные белые лебеди, а на горизонте виднелась деревушка и пасущиеся на лугу грациозные лошади.

Вторая картина кардинально отличалась от первой. На ней художник изобразил высокие скалы, у подножья которых бушевало море. Штормовые волны были такими высокими, что они достигали почти середины утеса. Низкие темно-серые облака закрыли небо, а на вершине обрыва виднелись пугающие силуэты деревьев, озаряемые вспышками молний.

Назвать эту картину спокойной даже язык не поворачивался. Но, если приглядеться, то можно было заметить небольшой куст, выросший из щели в скале. На нем было свито небольшое гнездышко, внутри которого сидела крошечная белая птица. Она с гордым и невозмутимым видом высиживала своих птенцов, совершенно не беспокоясь из-за окружающего ее безумия.

Как вы думаете, какую картину выбрал богач? (Конечно же, вторую. Потому что она излучает спокойствие гораздо сильнее, чем первая. Ведь настоящий покой проявляется не тогда, когда вокруг все тихо и безмятежно, а тогда, когда, несмотря на все, что происходит вокруг, ты продолжаешь сохранять спокойствие внутри себя!)

 

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Белое облако» (релаксация)

«Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него, и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы – маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе».

2. Рефлексия, подведение итогов. Упражнение «Чему Я научился»

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая на занятиях. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.

 

Предлагается плакат со следующими неоконченными предложениями:

§  Я научился...

§  Я узнал(-а), что...

§  Я нашел подтверждение тому, что...

§  Я обнаружил(-), что...

§  Я был удивлен(-а) тем, что... §       Мне нравится, что...

§  Я был(-а) разочарован(-на) тем, что...

§  Самым важным для меня было...

§  Я думаю, что мне… §          Я и не представлял(-а), что…

 

Подведение итогов проведенных тренинговых занятий. Всем спасибо за участие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Незаконченные предложения (плакат-рефлексия)

 

§  Я научился...

§  Я узнал(-а), что...

§  Я нашел подтверждение тому, что...

§  Я обнаружил(-), что...

§  Я был удивлен(-а) тем, что...

§  Мне нравится, что...

§  Я был(-а) разочарован(-на) тем, что...

§  Самым важным для меня было...

§  Я думаю, что мне…

§  Я и не представлял(-а), что…

 

 

 

Приложение 2

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

1.      Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

2.      Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм - это залог здоровья и благополучия.

3.      Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

4.      Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.

5.      Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

6.      Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

7.      Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

8.      Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

9.      Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

10.  Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.

11.  Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.

12.  Не забывайте хвалить себя!

13.  Улыбайтесь! Даже если не хочется.

14.  Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!

15.  Станьте энтузиастом собственной жизни!

16.  Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

17.  Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

18.  Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

19.  Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

20.  Делайте дни «информационного отдыха» от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.

21.  Посещайте музеи, выставки, театр, концерты.

22.  Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

23.  Музыка – это тоже психотерапия.

24.  Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, - и нервное напряжение постепенно уменьшится.

25.  Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

26.  Позитивное влияние на нервную систему и настроение имеет и общение с животными.

26.  Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

27.  Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

Успехов Вам и внутреннего равновесия!

Тренинговое занятие № 3 Цель: - создать условия для изучения и усвоения участниками способов психической саморегуляции, для восстановления своих внутренних ресурсов, осмысления своих проблем и…

Тренинговое занятие № 3 Цель: - создать условия для изучения и усвоения участниками способов психической саморегуляции, для восстановления своих внутренних ресурсов, осмысления своих проблем и…

Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты

Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты

Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»; «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»; «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать…

Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»; «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»; «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать…

Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам

Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам

Приложение 1 Незаконченные предложения (плакат-рефлексия) §

Приложение 1 Незаконченные предложения (плакат-рефлексия) §

Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых

Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых

Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть

Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017
Посмотрите также: