Тренинговое занятие в 7-8 классе на тему « Жизнь прекрасна».
Цель: формирование витального поведения у подростков.
Задачи:
· ознакомить с понятиями авитальное поведение, деструктивное поведение, аутодеструктивное поведение, витальное поведение.
· формировать стремление к ЗОЖ.
· формирование осознанного отношения к жизни.
Здравствуйте, ребята.
Наш разговор я бы
хотела начать с высказывания Леонардо Да Винчи:
Помни, жизнь есть дар,
Великий дар,
И тот,
Кто ее не ценит,
Этого дара не заслуживает.
Я хочу сегодня рассказать вам о нескольких интересных, скорее всего, не известных вам понятиях.
Авитальное поведение (авитальная активность) – это активность, направленная против себя: суициды, наркомания, токсикомания, необдуманный экстрим, т.е. это действия, при которых можно получить увечья, болезнь или смерть.
Деструктивное поведение – это вербальные либо иные проявления внутренней деятельности, устремлённые на уничтожение чего-либо. Разрушения охватывают все области бытия индивида: социализацию, здоровье, взаимоотношения со значимыми людьми. Данное поведение ведёт к усугублению качества существования индивида, понижению критичности к собственным деяниям, когнитивным искривлениям восприятия и трактовки происходящего, спаду самооценки, эмоциональным нарушениям.
Аутодеструктивное поведение - это поведение, характеризующиеся аномальным состоянием, которое выражается в стремлении подростка к саморазрешению вследствие искажения его социализации. Одна из форм аутодеструктивного поведения - это суицид.
Витальное поведение – это система действий и установок личности, направленных на сохранение здо-ровья и продление жизни. Предотвращению смертности от внешних причин способствует привитие культуры.
Беседа с элементами тренинга.
У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе. Друзья, товарищи по интересам и т. д.
- Почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе? (высказывания детей из своего опыта).
- Общие увлечения, одинаковые интересы, увлечения объединяют группы, однако совпадения не могут быть полными – каждый из нас – индивидуальность и чем-то отличается от остальных. И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас. Простой пример – одежда. Двое из твоих приятелей ходят в умопомрачительных куртках. И ты покупаешь точно такую же, невзирая на то, что она тебе совсем не к лицу.
Психологи называют такое явление групповым давлением.
– Ребята, кому приходилось испытывать групповое давление?
Что вам известно о поведении людей в ситуациях группового давления. (Ответы детей).
Упражнение «Разожми кулак».
Группа пытается уговорить одного человека разжать кулак.
Потом происходит рефлексия. Сначала спрашиваем того, кого уговаривали.
Что ты чувствовал? Легко ли было противостоять давлению группы? Какие слова употребляли твои одноклассники? Было ли обидно?
Вывод: о том, смог противостоять группе или нет.
Тест «Ваша компания».
Психолог. Вам нужно выбрать наиболее подходящий вариант ответа.
1. Как часто собирается ваша кампания?
Каждый день - 1;
Через день - 3;
Реже - 5.
2.Где вы обычно собираетесь?
На улице - 1;
Возле дома или в подъезде - 3;
У кого-либо на квартире - 5.
3.Сколько в группе признанных лидеров?
Один - 1;
Несколько - 3;
Нет ни одного - 5.
4.Какой музыкой сопровождается ваше времяпровождение?
Уличный музыкальный фольклор - 1;
Западные и отечественные группы -3;
Гитара или обходимся без музыки - 5;
Все варианты вместе - 3.
5.Приходилось ли вместе с группой проводить всю ночь напролет?
Да-1;
До часов 2-3 ночи - 3;
Нет - 5.
6.В каком количестве группа употребляет горячительные напитки?
Без ограничений - 1;
До легкого опьянения - 3;
Не употребляет - §.
7.Сколько членов группы курит?
Все - 1;
Половина - 3;
Несколько человек - 5.
8.Сколько членов группы потребляет наркотики или «травку»?
Все - 1;
Половина - 3;
Никто - 5.
9.Считаете ли вы, что группа может помочь
вам ответить на все
сексуальные вопросы?
Да-1;
Не уверен - 3;
Нет - 5.
10.Вы защищаете свое право на территорию,
на которой общаетесь?
Да - 1;
Иногда - 3; Нет -5.
11.Есть ли среди вашей группы люди с преступным опытом?
Да-1;
Возможно - 3; Нет - 5.
12.Участвовала ли ваша группа в коллективных драках!
Да-1;
В составе других групп - 3;
Нет - 5.
13.Что бы сделала ваша группа, если бы на
ее пути встретился чело
век, сделавший кому-то из группы замечание?
Избили бы - 1;
Выясняли бы отношения без применения силы - 3;
Ничего - 5.
14.Чтобы предприняла группа, если бы вы
захотели из нее выйти ?
Избила - 1;
Припомнила бы все и выставила счет - 3;
Ничего - 5.
Интерпретация результатов:
14-20 баллов.
Ваша группа с явной антисоциальной ориентацией. Вы настолько втянулись в жизнь вашей группы, что вам кажется - без группы жизнь невозможна. Вы бравируете, хотя понимаете, что все может закончиться весьма плачевно. Но вы считаете, что группа вам не даст пропасть, и сильно ошибаетесь. Когда вас заберут правоохранительные органы, на обдумывание времени не будет.
Вы должны:
Обдумать свое положение и обратиться к людям, которые вам помогут: родные, близкие, взрослые.
21-50 баллов.
Вы общаетесь для того, чтобы вместе «убивать время». Вы не можете определиться в своих интересах и увлечениях. Когда вы повзрослеете, вряд ли вам захочется встречаться с людьми из вашей группы. Если вы хотите, чтобы ваша группа была значимой и для вас и для других, предложите сделать что-нибудь интересное и полезное для других. Может вам это понравится?
Свыше 50 баллов.
Вы - интересные ребята и живете в нормальном человеческом общении. Старайтесь сделать так, чтобы ваши сверстники не потеряли к вам интерес. Учитесь быть человеком в любой ситуации, не теряйте то, что имеете
У меня сегодня нет задачи заставить вас поменять своё мировоззрение, сменить круг общения, если вдруг ваши результаты тестирования не соответствуют представлениям о хорошей компании или ещё что-то. Может быть наш сегодняшний разговор натолкнёт кого-то из вас на раздумья и это будет уже хорошо.
Упражнение «Лунтик».
«Думаю, многие из вас помнят мультфильм про Лунтика, который попадает на Землю с Луны и произносить фразу: «Я родился». Кто помнит? (спрашиваем ребят) Тогда я предлагаю вам рассказать о себе, то есть назвать своё имя и ответить на философский вопрос: «Я родился для того, чтобы…?» (слушаем ответы ребят, затем предлагаем свой ответ). Чтобы жить! Ведь это самое прекрасное! Чтобы быть, я ЕСТЬ в этом замечательном мире!
Мозговой штурм. Работа в подгруппах.
Почему люди употребляют алкоголь?
Почему люди употребляют наркотики?
Почему люди курят?
Вопрос: что приобретает и что теряет человек, употребляя данные вещества?
(Не следует превращать мозговой штурм в дискуссию или заниматься нравоучениями: «Ах, как это плохо!» Важно, чтобы ребята выразили именно свой взгляд на то, что лежит в основе начала употребления веществ).
Делимся сделанными выводами. Какое слово встречается в ваших листочках чаще всего? (Зависимость)
Если мы откроем любой медицинский справочник, там будет написано: Зависимость — это хроническое психическое заболевание. Что такое хроническое? — это значит, неизлечимое, текущее с ремиссией и периодическими обострениями, психическое — это заболевание психики, которое лечится, как правило, в психиатрических больницах, куда, как известно, лучше не попадать.
И если про зависимости от какого-либо вещества (никотин, алкоголь, наркотики) большинство людей достаточно много знают, то про так называемые нехимические зависимости знаний гораздо меньше. Что же это такое, и почему возникают такие зависимости, если нет вещества, к которому привыкает организм?
К нехимическим зависимостям можно отнести игровую, компьютерную, интернет-зависимости — достаточно распространенные среди современных подростков. Формируются они исключительно на психологическом уровне. И, как известно, у здоровых счастливых людей зависимости не возникает, значит зависимость — это результат нерешенных вовремя психологических проблем.
С любой точки зрения, быть зависимым от чего-либо – не круто. Подгонять свою жизнь под зависимость – это глупо. Но это личный выбор каждого человека. Главное, сделать правильный выбор.
Притча «Все в твоих руках» (видеоролик).
Жил на свете один мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что это не так. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:
-скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?
А сам думает «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – я выпущу». Мудрец, подумав, ответил:
-все в твоих руках.
Почему мудрец сказал человеку, что все в его руках?
Дети: потому что человек сам решает – захочет – умертвит, захочет – выпустит. Все в его руках.
Учитель: Да, в его руках – жизнь бабочки, а в наших руках – наше здоровье. Мы можем болеть или быть здоровыми – все в наших руках.
Оценка зависимого поведения
(Инструкция: ответьте «Да» или «Нет» на поставленные вопросы.
1. Неспособность принимать решения без совета других людей;
2. Готовность позволять другим принимать важные для него решения
3. Готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы;
4. Затруднения начать какое-то дело самостоятельно;
5. Готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих;
6. Плохая переносимость одиночества и готовность предпринимать большие усилия, чтобы ее избежать;
7. Ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь;
8. Охваченность страхом быть отвергнутым;
9. Легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрению со стороны.
Обработка результатов теста:
При совпадении пяти и более из перечисленных характеристик можно говорить о наличии склонности к формированию зависимого поведения.
Игра «Чемодан»
Участникам предлагается представить, что они собирают чемодан в дорогу – только упаковывать нужно не вещи, а необходимые качества.
Вопросы:
• Какие качества нужны сегодня молодому человеку, чтобы достойно, интересно жить и добиться чего-то важного в жизни?
• Какое главное качество вы возьмете себе?
Все предложенные качества ведущий записывает на доске.
Упражнение «Жизнь с болью».
Цель: понять, что происходит с жизнью зависящего человека, ощутить его боль.
Ведущий выдает каждому участнику по 6 листочков бумаги (размером 5 на 5 см) и просит написать: на 3-х - названия любимых занятий, увлечений, на 3-х - имена близких или любимых людей.
Когда все участники готовы, ведущий говорит: «Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость, для того чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие. За любое удовольствие надо платить... и не только деньги. Поэтому я попрошу отдать по 1-ой карточке с любимым блюдом, занятием, близким человеком». Далее зависимость требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка. После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника, это символизирует то, что зависимый человек не может контролировать ситуацию, что человек остается один.
Обсуждение
- Как себя чувствовали участники во время игры?
- Как сейчас себя чувствуют?
- С чем (или с кем) труднее было расставаться?
«То, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснется Вас и ваших близких.
Рефлексия. С чем уходите сегодня домой? Что понравилось, что не понравилось?
Давайте похлопаем друг другу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.