Тренинговое собрание для родителей, будущих первоклассников, направлен на развитие коммуникативных умений родителей;
выработки новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником; расширение возможностей понимания своего ребенка; развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны; развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.Тренинговое собрание для родителей, будущих первоклассников, направлен на развитие коммуникативных умений родителей;
выработки новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником; расширение возможностей понимания своего ребенка; развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны; развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.
Тренинговое собрание для родителей, будущих первоклассников
Задачи:
развитие коммуникативных умений родителей;
выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим
школьником;
расширение возможностей понимания своего ребенка;
развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны;
развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.
План
1. Упражнение «Серьезный момент».
2. Минилекция «Понятие готовности к школе».
3. Играассоциация «Школа».
4. Упражнение «100 способов похвалы».
5. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».
6. Игра «Школьные объяснялки».
7. Минилекция «Практические рекомендации родителям будущих перво
классников».
12. Итог занятия. Обратная связь.Содержание
1. Упражнение «Серьезный момент»
О том, что начало обучения ребенка в школе один из самых серьезных
моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот
вопрос я попрошу ответить вас.
Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.
Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых
впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки.
2. Минилекция «Понятие готовности к школе»
Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как
переломный этап в социальнопсихологическом плане. Это действительно так.
Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль,
иные условия. Но почемуто забывается, что школа это большие физические и
эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь все подчиняется школе, школьным
делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому, что
школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не
связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих
максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам
режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 3540
минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции,
которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью
учительницы, трудно сидеть в определенной позе.
Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические,
интеллектуальные, физические), за которые организм платит порой самой высокой
ценой здоровьем. У многих детей, особенно в первые недели или даже месяцы,
возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном
шоке». Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмо
ционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем
это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной
жизни?»
Под готовностью к школьному обучению понимают тот уровень физического и
психологического развития, при котором требования системного обучения в школе
не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка.
Что же стоит за определением готовности ребенка к школе? Достаточно
очевидный факт: современная школа может эффективно обучать не всех детей, а
только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, несмотря
на то, что обучаться, способны все дети. Школа предъявляет вполне определенные
требования: ребенок должен быть готов начать учиться.
Что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?1. Свое имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живет.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого
времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних и диких животных и их детенышей.
9. Транспорт наземный, водный, воздушный.
10. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц;
овощи, фрукты и ягоды.
11. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
12. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры:
круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
13. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая
левая сторона, верх низ и т. д.).
14. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или
прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
15. Запомнить и назвать 69 предметов, картинок, слов.
16. Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак,
дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.
17. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямо
угольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
18. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и гори
зонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные
предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать,
штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
19. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в
пределах 10.
20. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (3035 минут).
21. Уметь устанавливать социальные контакты.
22. Иметь адекватную самооценку.
23. Контролировать свои эмоции.
24. Подчинять личные интересы общественным.
3. Играассоциация «Школа»
Итак, к школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети,
но и родители. Ведь от отношения родителей к школе напрямую зависят
особенности школьной адаптации ребенка. Давайте поиграем. Подумайте, с каким
словом у вас ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. Следующий участник
должен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т. д. (Упражнение выполняется
по кругу, участники передают мяч друг другу.)
После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации.
Делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных спредставлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения
родителей.
4. Упражнение «100 способов, похвалы»
Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к
успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается
или разленится, и добавляют ложку дегтя в бочку меда: «Хорошо, ты порадовал
меня! Если бы еще так же радовал меня по математике...» Но даже хваля ребенка за
выполнение какоголибо задания, взрослые часто используют небольшой запас слов.
Для начала давайте каждый скажет слова похвалы.
Родители высказывают свои варианты. Далее воспитатель предлагает
вниманию участников тренинга разнообразные способы похвалы.
5. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»
Главный совет, который могут дать психологи родителям будущих перво
классников, — любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его
индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям.
Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение, которое поможет
приоткрыть завесу школьного будущего вашего ребенка. Я зачитаю несколько
незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Основное
условие — заканчивать предложение необходимо сразу, долго не задумываясь.
Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит
вам еще раз глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его
жизни.
• Я всегда мечтал(а), чтобы в школе мой ребенок...
• Когда ребенок оказывается не на высоте, я...
• Когда моего ребенка хвалят, я...
• Когда ребенок пойдет в первый класс...
• Когда он получит двойку или замечание, я...
• Я думаю, что в школе мой сын (дочь)...
Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли
ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно
для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка и какие ожидания вы
связываете с его поступлением в школу.
6. Игра «Школьные объяснялки»
Уважаемые родители, наверняка, вернувшись из школы, малыш захочет вам
многое рассказать. Но поймете ли вы его — вот вопрос! Ваши дети отвечали на
вопросы о школе. Эти ответы я вам сейчас зачитаю. Ваша задача — назвать
объясняемое детьми понятие.
1. К кому в школе обращаются (к учителю):
• Хорошо, но бывает — плохо.
• Ласково, вежливо.
• На «вы» и по имениотчеству
2. Чтобы это получилось на уроке (привлечь к себе внимание), нужно.• Сделать чтото хорошее.
• Подтолкнуть соседа.
• Спросить тихо, а не кричать с места.
• Поднять руку и быть умным учеником.
3. Что это? (Урок)
• Когда делаешь в школе и задают домой.
• Где учатся, сколько считать, сколько равняется, «плюс» или «минус».
• Дети занимаются, что им учительница говорит.
• Там, где учитель тебя учит.
4. Это (перемена) нужно, чтобы.
• Был на второй день урок.
• Дети могли уйти домой, а потом возвратиться.
• Переменять урок.
• Чтобы есть, и отдыхать от уроков.
• Приготовиться к следующему уроку, сходить в туалет и размяться.
5. Что это такое? (Оценка)
• Когда ставят номера.
• За всю школу отмечают: кому «кол», кому «два».
• Учительница ставит в тетради: 1, 2, 3, 4, 5.
• Детям ставят то, что они заслужили.
• Если сделал хорошо, тебе «5», а если плохо — «2».
6. Этот предмет необходим каждому ученику (дневник)
• Где достают тетради, учебники, ручки.
• Тетрадь, в которой нужно писать прописные буквы,
• Там пишут разные мероприятия и рассказывают рассказы.
• Тетрадка, где все уже написано.
• Где пишут уроки, что задает учитель, записывают оценки.
7. Что это? (Каникулы)
• Когда можно получить машину и права за хорошую учебу
• Вообще дома сидишь.
• Школа не работает и люди отдыхают.
• Дети не ходят в школу и уезжают отдыхать.
7. Минилекция «Практические рекомендации родителям будущих
первоклассников»
Итак, уважаемые родители! Совсем скоро настанет этот торжественный и
волнующий день — 1 сентября! Что ждет ребенка? Как все сложится? Вы
волнуетесь, и это нормально и естественно. Но ваша родительская тревога не
должна перерастать в школьную тревожность самого ребенка. Пусть он идет в
школу с уверенностью в том, что ему нравится учиться, что он много умеет, а всему
остальному он обязательно научится, а вы ему в этом поможете! И будьте готовы к
тому, что не все у ребенка будет получаться сразу. Да, это грустно, обидно, когда у
самого близкого и любимого человечка не все складывается. Но это не повод для
очередной ссоры. Скорее, это повод еще больше сблизиться с ребенком и оказать
ему поддержку!Воспитатель знакомит родителей с «Практическими рекомендациями ро
дителям будущих первоклассников».
Рекомендации родителям будущих первоклассников
(И. А. Пазухина)
1. Будите ребенка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу
улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам,
не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
2. Не торопитесь устраивать взбучку. Умение рассчитать время ваша задача, и
если это плохо удается это не вина ребенка.
3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему
много придется поработать.
4. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «Смотри не балуйся»,
«Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок!».
5. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов
у него впереди трудный день.
6. Забудьте фразу «Что сегодня получил?», встречайте ребенка после школы
спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы
сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с
людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чемто, не
отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет, много
времени.
7. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успо
коится, тогда и расскажет все сам.
8. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Поста
райтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Кстати, всегда не
лишне выслушать обе стороны, и не торопитесь с выводами.
9. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 23 часа отдыха
(а в первом классе лучше 1,5 часа поспать для восстановления сил). Лучшее время
для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
10. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 1520 минут
занятий необходимы 10 15минутные перерывы. Лучше, если они будут
подвижными.
11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность
ребенку поработать одному, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения.
Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится», «Давай разберемся вме
сте»), похвала, даже если не все получается, необходимы.
12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь,
то...» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы
можете оказаться в очень сложной ситуации.
Я надеюсь, эти рекомендации помогут вам сделать учебу в школе для детей и
для вас интересной и приятной! Желаю вам и вашим детям доброго пути по Стране
знаний! Успехов вам и детям!Итог собрания. Обратная связь.
Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга
отвечают на вопросы:
• Чем полезно именно для вас было данное занятие?
• Что нового о себе и своем ребенке вы узнали?
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.Бондарь