Тренинговые упражнения для работы с родителями и учащимися, игры и игровые упражнения позволяют родителям по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в глазах ребёнка. Игры и игровые упражнения направлены на формирование родительского коллектива. Их можно использовать на первом родительском собрании, а можно на нескольких встречах с родителями.Тренинговые упражнения для работы с родителями и учащимися, игры и игровые упражнения позволяют родителям по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в глазах ребёнка. Игры и игровые упражнения направлены на формирование родительского коллектива. Их можно использовать на первом родительском собрании, а можно на нескольких встречах с родителями.
Тренинговые упражнения для работы с родителями и
учащимися
Особое место в моей педагогической деятельности занимает
родительский тренинг. Тренинг проводится с группой родителей на
родительском собрании. Тренинги будут результативны, если все родители
станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел
конечный положительный результат, он должен включить в себя 58 занятий.
В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие
задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ»,
«детские игры», «воспоминание о детстве», «фильм о моей семье». Такие
задания позволяют поновому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на
собственную авторитетность в глазах ребёнка.
Вашему вниманию мне хочется предложить несколько игровых
упражнений, которые направлены на формирование родительского
коллектива. Их можно использовать на первом родительском собрании, а
можно на нескольких встречах с родителями.
Приветствие.
Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах:
Сказать дружно друг другу “Привет!;
Стукнуться кулачками;
Потереться спинками;
Обнимаемся.
Упражнение Апельсины
Упражнение помогает участникам познакомиться и быстрее запомнить
имена друг друга. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участникпредставляется и называет чтото, что он любит. Данное существительное
должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например,
участник по имени Антон может сказать: «Меня зовут Антон, и я люблю
апельсины».Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет
информацию о себе. Например: «Это Антон, который любит апельсины, а я
Татьяна и я люблю танцы».
Бумажные салфетки
Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же
создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга
передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «На случай, если
потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как
все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых
счастливых событий из жизни их семьи, сколько у них в руках салфеток.
Как мы похожи!
Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга. Нужно
разделиться на две группы. Каждая группа пусть составит список того, что
объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: “У каждого
из нас есть сестра…”, “У каждого из нас есть мягкая игрушка…”, “Любимый
цвет каждого из нас – красный…”. Нельзя писать общечеловеческие сведения,
такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место
учебы, хобби, семейное положение и т.д. У вас есть 8 минут. Победит та
группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
"Мне кажется, в детстве ты был(а)…"
Участники бросают мяч друг другу со словами: "Мне кажется, в
детстве ты был(а)…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть
2высказывание. Второй вариант: "Я думаю, в детстве ты мечтал(а)…". Здесь
участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве
или какими были тогда. Это упражнение способствует погружению членов
группы в детское эгосостояние.
“Рисуем герб семьи”
Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво
оформить. Для подсказки я использовала фрагмент заранее снятого фильма
«Моя семья – глазами ребёнка» (см. видео приложение)
Игра «Чудесный мешочек»
У меня в руках мешочек, на дне которого находятся самые
разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать
человек. После того как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей
душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые
заполнили всё ваше существование. Опустите руку в мешочек и возьмите
«чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период
времени, назовите его. Родители называют чувства, которые они болезненно
переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности,
возникающие в семье, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы
собрания.
Игра «Паутинка»
Кто желает побыть в роли ребенка? (желательно, папа) Вот наш
ребенок. Одной из форм родительского внимания, заботы и любви являются
ограничения и запреты. Сегодня, каждый предъявляемый запрет, мы
переведем в физический и покажем на нашем ребенке. Мы будем в прямом
смысле связывать его обязательствами и запретами. Я приготовила красные
3ленты. Давайте назовем, что обычно запрещают ребенку (родители называют
запреты, а учитель обвязывает «ребенка» лентами)
Упражнение “Плодородный сад”.
На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются
яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные
эмоции), на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о
прошедшей нашей встрече?
Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что
понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на
будущее.
Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В. «Настольная книга учителя
начальных классов». Изд. 3е – Ростов н/Д: издво «Феникс», 2004. –
352с. (Серия «Школа радости».)
2. Дереклеева Н. И. «Родительские собрания в 111 классах». – М.:
ВербумМ, 2001. – 80с.
3. Дереклеева Н. И. «Справочник классного руководителя. Начальная
школа. 14 классы». М.: Вако, 2003. – 240с.
4. Саляхова Л. И. «Родительские собрания. Сценарии, рекомендации,
материалы для проведения. 14 классы». – М.: Глобус, 2007. – 315с. –
(Классное руководство).
5. www.citycat.ru›Тренинги интеллекта
6. azps.ru›Психологические тренинги›
4Материал подобран педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
5