Трудовая деятельность детей с нарушениями зрения
Выполнили студентки гр.ЗФ-309-102-3-1
Дрыгина А.А.
Ерёмина Т.Г.
Трудовое воспитание - целенаправленный процесс воспитания любви к труду, потребности в нем: уважение к людям труда, уважение чужого труда.
Задачами трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения являются:
1. ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
2. обучение простейшим трудовых умений и навыков;
3. воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
4. воспитание общественно направленных мотивов труда.
Специальными задачами трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения являются:
коррекция и преодоление негативных последствий в развитии личности слабовидящего ребенка;
формирование активной жизненной позиции;
коррекция понятий о видах, объектах, орудиях труда;
формирование навыков пространственной ориентировки;
воспитание готовности к участию в трудовой деятельности.
В условия зрительной недостаточности в силу психофизических особенностей, а также из-за изменений опеки взрослых у детейслабовидящих уже с раннего возраста притупляется естественное стремление к трудовой деятельности на благо других, наоборот, преобладает потребительское отношение к окружающим.
В результате у таких детей позднее формируется навыки самообслуживания, страдает координация движений, нет необходимых навыков пространственной ориентировке.
У детей с нарушениями зрения отсутствует привычка и потребность в ежедневном труде, не сформирована установка к труду и желание трудиться, остаются несформированными такие качества, как: трудолюбие, активность, самостоятельность и т.д.
Исследованиями было установлено, что:- у слабовидящих детей дошкольного возраста спонтанно не возникают правильные представления о назначении и целях труда людей;- не возникает у них спонтанно и должного уважения и благодарности даже к тем людям, которые заняты непосредственно трудом на их благо.
Трудовое воспитание целесообразно осуществлять опираясь на потенциальные возможности слабовидящих детей и складывающиеся у них процессы компенсации зрительного дефекта. Основным является формирование самостоятельности.
Основным методическим приемом формирования навыков самообслуживания является показ выполнения каждого элементарного действия в его последовательности. («Я буду мыть руки. Сначала заверну рукава, потом смочу руки, намылю мылом и т.д.»)
Особое значение при обучении имеет согласованность педагогов и родителей по отношению к ребенку со стороны взрослых.
Только многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности при активном участии ребенка достигает успеха.
Целесообразно в целях повышения интереса к самообслуживанию использовать следующие приемы: 1. песочные часы или будильник в качестве стимулятора; 2.организация общения с 6-7 летних детей с 3-4 летними.
С помощью первого приема формируются более быстрые темпы трудовой деятельности, а благодаря общению старшие дети приобретают навыки оказания помощи младшим.
Дальнейшему закреплению и автоматизации трудовых навыков будет способствовать участие детей в хозяйственно-бытовом труде.
Успешнее процесс научения будет протекать при пояснении плана предстоящей деятельности сначала педагогом, а потом ребенком («Сейчас мы делаем уют в домике попугайчика, поменяем мутную воду и т.д.»)
Для формирования у слабовидящего ребенка чувства долга и ответственности перед взрослым за выполнение задания необходимо постепенно усложнять поручения и подкреплять возникающий интерес положительной, доброжелательной оценкой («хорошо, что ты помогаешь мне, мы быстрее накроем столы»)
Однако есть вполне доступные трудовые процессы для слабовидящих детей:
- посильное участие в перекопке земли, разбивание грядок и клумб, посев крупных семян высадка рассады;
- подготовка корма для кормления зимующих птиц;
- подкармливание птиц зимой;
- уход за комнатными животными;
- уход за растениями.
Начинать коррекционно0воспитательную работу по приобщению к труду детей с глубоким нарушением зрения необходимо со знакомства с орудиями труда и объяснения способа действия с ними. Каждый ребенок привлекается к обследованию предметов, с которыми ему предстоит действовать.
При наличии определенных трудовых навыков слабовидящих детей можно привлечь их к выполнению коллективных поручений (уборка участка природы)
Ручной труд в дошкольном возрасте сводится к изготовлению детьми игрушек и предметов из различным материалов (конструирование, лепка, аппликация)
Таким образом, можно определить организационно-педагогические и психологические условия успешного формирования у слабовидящего ребенка положительного отношения к труду и самостоятельности в выполнении трудовых поручений:
Создание материальной базы, обеспечивающей психологический комфорт, охотное включение ребенка в контакт со взрослым.
Систематическое стимулирование двигательной активности слабовидящего ребенка путем постепенного увеличения доли его участия в совместной деятельности.
Усиление интеллектуального компонента в работе по представлению к правилу в процессе формирования трудового навыка.
Обеспечение необходимых условий, времени, места, атрибутов для деятельности по образцу.
Опора на сохранные органы чувства, соблюдение сохранного режима работы.
Обеспечение внешнего контроля и поддержки при выполнении поручений.
Обеспечение ощущений каждым ребенком успеха в социально-мотивированной трудовой деятельности.
Предварительное обрабатывание игровых, трудовых, графических и других и других навыков, обеспечивающих самостоятельность в подражании образцу.
Расширение опыта детей, как предпосылки для перехода постепенно от подражательности на качественно новую, более высокую ступень к самостоятельной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.