Ценностные ориентации подростков в группах с разным характером межличностных отношений
Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
docx
психологическая работа +2
Взрослым
16.10.2017
В статье проводится психологический анализ ценностных ориентаций современных подростков в контексте особенностей их межличностных отношений. Рассматриваются терминальные и инструментальные ценности и их влияние на восприятие сверстниками членов подростковой группы.
Понятие «ценностные ориентации» впервые стало употребляться в американской социологии, в частности, Т. Парсонсом [4], который под ценностями понимал представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы. По мнению А.М. Голуб ценностные ориентации являются важнейшим элементом сознания личности, «в них преломляются нравственные, эстетические, правовые, политические, экологические, экономические, мировоззренческие знания, представления и убеждения» [1; С. 53].
Анализ психологического содержания ценностных ориентаций в системе межличностных отношений подростка позволил определить следующие характерные особенности.
Во-первых, в среде современного подростка наиболее актуальными являются ценности «материального положения», «достижений» и «собственного престижа», что говорит о преобладающей эгоистически-престижной направленности.
Во-вторых, имеется определенное рассогласование между содержанием терминальных и инструментальных ценностей. При том, что среди терминальных ценностей доминируют «любовь», «уверенность в себе», «красота» и «общественное признание», ведущими инструментальными ценностями являются «ответственность», «независимость», «самоконтроль» и «смелость в отстаивании своего мнения». В действительности, это рассогласование носит лишь формальный характер, так как здесь мы видим наличие вполне рационального механизма реализации значимых ценностей.
В-третьих, были определены психологические особенности взаимосвязи статуса межличностных отношений и ценностных ориентаций.
Статья ценностные ориентации.docx
УДК 159.92
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ГРУППАХ С
РАЗНЫМ ХАРАКТЕРОМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Е.А. Шейнова
Научный руководитель: Слепко Ю.Н., к.пс.н., доц.
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.
Ушинского
аннотация
В статье проводится психологический анализ ценностных ориентаций
современных подростков в контексте особенностей их межличностных
отношений. Рассматриваются терминальные и инструментальные ценности
и их влияние на восприятие сверстниками членов подростковой группы.
Система ценностных ориентаций,
являясь психологической
характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных
образований, выражает содержательное отношение человека к социальной
действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения,
оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как
элемент структуры личности, ценностные ориентации характеризуют
внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по
удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность
ее поведения.
Понятие «ценностные ориентации» впервые стало употребляться в
американской социологии, в частности, Т. Парсонсом [4], который под
ценностями понимал представление о желательном, влияющее на выбор
поведенческой альтернативы. По мнению А.М. Голуб ценностные ориентации являются важнейшим элементом сознания личности, «в них
преломляются нравственные, эстетические, правовые, политические,
экологические, экономические, мировоззренческие знания, представления и
убеждения» [1; С. 53].
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг
интересов, который является психологической базой ценностных
ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и
конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу
мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к
собственным психологическим переживаниям и переживаниям других
людей. Важность развития ценностной сферы именно в подростковом
возрасте определяется тем, что для подростка ведущим видом
деятельности становятся межличностные отношения со сверстниками; этот
факт определил наше обращение к проблеме изучения взаимосвязи
ценностных ориентаций с особенностями межличностных отношений в
подростковом возрасте. С целью эмпирического исследования данной
проблемы мы использовали Методику оценки психологической атмосферы
в коллективе А.Ф. Фидлера, методику «Ценностные ориентации» М.
Методику диагностики реальной структуры ценностных
Рокича,
ориентаций личности С.С. Бубнова и социометрический эксперимент.
Анализ психологического содержания ценностных ориентаций в
системе межличностных отношений подростка позволил определить
следующие характерные особенности.
Вопервых, в среде современного подростка наиболее актуальными
являются ценности «материального положения», «достижений» и
«собственного престижа», что говорит о преобладающей эгоистически
престижной направленности. Вовторых,
имеется определенное рассогласование между
содержанием терминальных и инструментальных ценностей. При том, что
среди терминальных ценностей доминируют «любовь», «уверенность в
ведущими
себе»,
«красота» и «общественное признание»,
инструментальными ценностями являются «ответственность»,
«независимость», «самоконтроль» и «смелость в отстаивании своего
мнения». В действительности, это рассогласование носит лишь формальный
характер, так как здесь мы видим наличие вполне рационального механизма
реализации значимых ценностей.
Втретьих,
были определены психологические особенности
взаимосвязи статуса межличностных отношений и ценностных ориентаций.
В это же случае нами было обнаружено достаточно серьезное противоречие.
Так, с одной стороны, подросток, для которого наиболее значимыми
выступают абстрактные (развитие, познание, уверенность) и этические
(ответственность, широта взглядов) ценности, обладает наиболее высоким
статусным положением в группе. С другой же стороны, высокая значимость
коммуникативно важных ценностей (общение, дела, времяпровождение)
приводит к снижению межличностного статуса в группе. Данное
противоречие снимается, если мы обратимся к рассмотренным выше
результатам, когда для современного подростка наибольшую значимость
имеют ценности эгоистическипрестижной направленности. В этом случае
мы можем предположить, что подростки, для которых наибольшую
значимость играют абстрактные и этические ценности (связанные со
значимостью достижения успеха), рассматриваются сверстниками как
своеобразные образцы поведения, что и повышает их межличностный
статус. Литература
1. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе
досуговой деятельности // Социальнопедагогическая работа. 2009. № 4. С.
5357. (Статья)
2. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой
группы. М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с. (Учебное пособие)
3. Марковская И.М. Социометрические методы в психологии. Челябинск:
Издво ЮУрГУ, 1999. 46 с. (Учебное пособие)
4. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и
А.Д. Ковалева; под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.
(Монография)
Ценностные ориентации подростков в группах с разным характером межличностных отношений
Ценностные ориентации подростков в группах с разным характером межличностных отношений
Ценностные ориентации подростков в группах с разным характером межличностных отношений
Ценностные ориентации подростков в группах с разным характером межличностных отношений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.