Ценностные ориентации подростков в группах с разным характером межличностных отношений
Оценка 4.7

Ценностные ориентации подростков в группах с разным характером межличностных отношений

Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
docx
психологическая работа +2
Взрослым
16.10.2017
Ценностные ориентации подростков в группах с разным характером межличностных отношений
В статье проводится психологический анализ ценностных ориентаций современных подростков в контексте особенностей их межличностных отношений. Рассматриваются терминальные и инструментальные ценности и их влияние на восприятие сверстниками членов подростковой группы. Понятие «ценностные ориентации» впервые стало употребляться в американской социологии, в частности, Т. Парсонсом [4], который под ценностями понимал представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы. По мнению А.М. Голуб ценностные ориентации являются важнейшим элементом сознания личности, «в них преломляются нравственные, эстетические, правовые, политические, экологические, экономические, мировоззренческие знания, представления и убеждения» [1; С. 53]. Анализ психологического содержания ценностных ориентаций в системе межличностных отношений подростка позволил определить следующие характерные особенности. Во-первых, в среде современного подростка наиболее актуальными являются ценности «материального положения», «достижений» и «собственного престижа», что говорит о преобладающей эгоистически-престижной направленности. Во-вторых, имеется определенное рассогласование между содержанием терминальных и инструментальных ценностей. При том, что среди терминальных ценностей доминируют «любовь», «уверенность в себе», «красота» и «общественное признание», ведущими инструментальными ценностями являются «ответственность», «независимость», «самоконтроль» и «смелость в отстаивании своего мнения». В действительности, это рассогласование носит лишь формальный характер, так как здесь мы видим наличие вполне рационального механизма реализации значимых ценностей. В-третьих, были определены психологические особенности взаимосвязи статуса межличностных отношений и ценностных ориентаций.
Статья ценностные ориентации.docx
УДК 159.92 ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ГРУППАХ С РАЗНЫМ ХАРАКТЕРОМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Е.А. Шейнова Научный руководитель: Слепко Ю.Н., к.пс.н., доц. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского аннотация В статье проводится психологический анализ ценностных ориентаций современных   подростков   в   контексте   особенностей   их   межличностных отношений. Рассматриваются терминальные и инструментальные ценности и их влияние на восприятие сверстниками членов подростковой группы. Система   ценностных   ориентаций,   являясь   психологической характеристикой   зрелой   личности,   одним   из   центральных   личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает   существенное   влияние   на   все   стороны   его   деятельности.   Как элемент   структуры   личности,   ценностные   ориентации   характеризуют внутреннюю   готовность   к   совершению   определенной   деятельности   по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Понятие  «ценностные   ориентации»  впервые   стало   употребляться   в американской   социологии,   в   частности,   Т.   Парсонсом   [4],   который   под ценностями   понимал   представление   о   желательном,   влияющее   на   выбор поведенческой   альтернативы.   По   мнению   А.М.   Голуб   ценностные ориентации   являются   важнейшим   элементом   сознания   личности,   «в   них преломляются   нравственные,   эстетические,   правовые,   политические, экологические, экономические, мировоззренческие знания, представления и убеждения» [1; С. 53]. В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов,   который   является   психологической   базой   ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения,   религии,   морали   и   этики.   Развивается   интерес   к собственным   психологическим   переживаниям   и   переживаниям   других людей.   Важность   развития   ценностной   сферы   именно   в   подростковом возрасте   определяется   тем,   что   для   подростка   ведущим   видом деятельности становятся межличностные отношения со сверстниками; этот факт   определил   наше   обращение   к   проблеме   изучения   взаимосвязи ценностных   ориентаций   с   особенностями   межличностных   отношений   в подростковом   возрасте.   С   целью   эмпирического   исследования   данной проблемы мы использовали Методику оценки психологической атмосферы в   коллективе   А.Ф.   Фидлера,   методику   «Ценностные   ориентации»   М.  Методику   диагностики   реальной   структуры   ценностных Рокича, ориентаций личности С.С. Бубнова и социометрический эксперимент. Анализ   психологического   содержания   ценностных   ориентаций   в системе   межличностных   отношений   подростка   позволил   определить следующие характерные особенности. Во­первых,   в   среде   современного   подростка   наиболее   актуальными являются   ценности  «материального   положения»,   «достижений»   и «собственного   престижа»,   что   говорит   о   преобладающей   эгоистически­ престижной направленности. Во­вторых,   имеется   определенное   рассогласование   между содержанием терминальных и инструментальных ценностей. При том, что среди   терминальных   ценностей   доминируют   «любовь»,   «уверенность   в   ведущими себе»,   «красота»   и   «общественное   признание», инструментальными   ценностями   являются   «ответственность», «независимость»,   «самоконтроль»   и   «смелость   в   отстаивании   своего мнения». В действительности, это рассогласование носит лишь формальный характер, так как здесь мы видим наличие вполне рационального механизма реализации значимых ценностей. В­третьих,   были   определены   психологические   особенности взаимосвязи статуса межличностных отношений и ценностных ориентаций. В это же случае нами было обнаружено достаточно серьезное противоречие. Так,   с   одной   стороны,   подросток,   для   которого   наиболее   значимыми выступают   абстрактные   (развитие,   познание,   уверенность)   и   этические (ответственность, широта взглядов) ценности, обладает наиболее высоким статусным положением в группе. С другой же стороны, высокая значимость коммуникативно   важных   ценностей   (общение,   дела,   времяпровождение) приводит   к   снижению   межличностного   статуса   в   группе.   Данное противоречие   снимается,   если   мы   обратимся   к   рассмотренным   выше результатам,  когда  для  современного  подростка  наибольшую   значимость имеют ценности  эгоистически­престижной направленности. В этом случае мы   можем   предположить,   что   подростки,   для   которых   наибольшую значимость   играют   абстрактные   и   этические   ценности   (связанные   со значимостью   достижения   успеха),   рассматриваются   сверстниками   как своеобразные   образцы   поведения,   что   и   повышает   их   межличностный статус. Литература 1. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Социально­педагогическая работа. 2009. № 4. С. 53­57. (Статья) 2.   Кричевский   Р.   Л.,   Дубовская   Е.   М.   Социальная   психология   малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с. (Учебное пособие) 3. Марковская И.М. Социометрические методы в психологии. Челябинск: Изд­во ЮУрГУ, 1999. 46 с. (Учебное пособие) 4. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева; под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с. (Монография)

Ценностные ориентации подростков в группах с разным характером межличностных отношений

Ценностные ориентации подростков в группах с разным характером межличностных отношений

Ценностные ориентации подростков в группах с разным характером межличностных отношений

Ценностные ориентации подростков в группах с разным характером межличностных отношений

Ценностные ориентации подростков в группах с разным характером межличностных отношений

Ценностные ориентации подростков в группах с разным характером межличностных отношений

Ценностные ориентации подростков в группах с разным характером межличностных отношений

Ценностные ориентации подростков в группах с разным характером межличностных отношений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2017