Церковный раскол
Оценка 4.7

Церковный раскол

Оценка 4.7
Иллюстрации +2
doc
история
7 кл
09.06.2017
Церковный раскол
Публикация является частью публикации:
материалы к уроку Церковная реформа.doc
Реформа патриарха Никона  В 1652 году состоялся Стоглавый собор, который утвердил новые церковные  обряды. С момента проведения собора священники должны были творить  церковную службу по новым книгам и применять новые обряды. Старые  священные книги, по которым несколько веков молился весь православный  русский народ, нужно было изъять. Однако со стороны значительной части  бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства она вызвала протест.  В основе протеста лежали общественные противоречия, принявшие  религиозную форму. В результате начался раскол церкви. Тех, что был не  согласен с реформами, называли раскольниками или старообрядцами.       Интерес Сурикова к теме старообрядчества связан  с его сибирским  детством. В Сибири, где было много старообрядцев, широкое  распространение получили рукописные «жития» мучеников  старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой». Повесть о боярыне Морозовой — основной источник сведений об этой  замечательной женщине.  Происхождение боярыни Морозовой.  Феодосия Прокопьевна родилась 21 мая 1632 года в Москве, ее отец ­  Соковнин Прокопий Федорович ­ был окольничим, состоял в родственных  связях с первой женой царя Алексея Михайловича, Марией Ильиничной.   Вместе с нею в отцовском тереме росли два старших брата, Феодор, Алексей  и младшая сестра Евдокия. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу. В  17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Муж был  представителем знатного рода, состоял в родственных связях с семьей  Романовых, под Москвой имел роскошную усадьбу Зюзино, приходился  1 дядькой царевичу и служил царским спальником. Брат Глеба, Борис  Иванович, был очень богат. Скончался он в 1662 году, а поскольку  потомством он так и не обзавелся, то все перешло ближайшему родственнику. Богатство и влияние боярыни.  После смерти Глеба Ивановича состояние обоих братьев переходит  малолетнему Ивану Глебовичу, сыну Глеба и Феодосии, а фактическим  распорядителем богатства становится его мать. История жизни боярыни  Морозовой очень интересна, потому как эта женщина имела собственные  взгляды на жизнь. Феодосия Прокопьевна занимала место верховой боярыни,  обладала большим влиянием, была приближенной к царю. Ее богатству можно было только позавидовать: боярыня имела несколько усадеб, но поселилась  она в селе Зюзино, где обустроила свой дом по западному образцу. На то  время это была самая роскошная усадьба.      Боярыня Морозова распоряжалась восемью  тысячами крепостных  крестьян, только в ее доме жило около 300 прислуг. У Феодосии была  шикарная карета, украшенная серебром и мозаикой, она часто совершала  прогулки, запрягая в свой экипаж шесть, а то и двенадцать лошадей с  гремящими цепями. Во время поездок боярыню сопровождали около 100  рабов и рабынь, охраняя ее от нападений. По тем временам Морозова  считалась чуть ли не самым богатым человеком в Москве.  Сторонница старообрядческой веры Боярыня Морозова являлась ярой  сторонницей старой веры. Она всегда благосклонно относилась к нищим и  юродивым, подавала им милостыню. Кроме того, в ее доме часто собирались  приверженцы старообрядчества, чтобы помолиться по древнерусским  канонам у старообрядческих икон.       Женщина тесно общалась с протопопом Аввакумом, апологетом старой  веры, не воспринимала реформ патриарха Никона.                                               Неизвестно, когда Феодосия познакомилась с протопопом Аввакумом,  ревнителем церковных преданий и вдохновенным проповедником  2 старообрядчества, ставшим ее духовным отцом. Весной 1664 года Аввакум,  вернувшийся из сибирской ссылки в Москву, поселился в доме Морозовой,  хотя Алексей Михайлович хотел поместить протопопа с семьей в Кремле,  поближе к себе. Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Здесь протопоп наставлял свою духовную дочь в "древнем благочестии", читая ей  по вечерам душеполезные книги. Морозова в это время пряла нитки или шила  рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Именно на помощь нищим боярыня истратила треть своего огромного  состояния. Дома она ходила в заплатанной одежде, а под нее с благословения  духовного отца надевала власяницу. Она говорила протопопу Аввакуму:  "Благослови до смерти носить! Вдова я молодая после своего мужа­государя  осталась. Умучаю тело свое постом, жаждою и прочим оскорблением. И в  юности, батюшка, любила Богу молиться, а во вдовах подобает заботиться о  душе". Дом боярыни в Москве был одним из центров раскольничества, оплотом  старообрядцев.  Морозова установила  тайную переписку с протопопом  Аввакумом, о которой соглядатаи  не преминули известить царя. Благодаря  высокому положению и заступничеству царицы, Морозова долго избегала  открытого проявления монаршего гнева. Царь ограничивался увещеваниями,  демонстративными опалами на её родственников и временным изъятием  морозовских поместий. Протест  Морозовой  Царь знал об убеждениях верховой боярыни, и такое поведение ему  совершенно не нравилось.  3 Феодосия всячески избегала церковных и светских мероприятий, она даже не  присутствовала на свадьбе Алексея Михайловича, сказав, что очень больна.  Царь всячески пытался воздействовать на строптивую боярыню, подсылал к  ней ее родственников, чтобы те надоумили женщину и убедили принять новую веру, но все было тщетно: Морозова стояла на своем. Немногие знали, как  звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Женщина тайно  приняла его и получила новое имя – Феодора, доказав своему окружению, что  остается верна старой вере.  Царица Мария Ильинична долгое время сдерживала гнев царя, да и высокое  положение боярыни не позволяло вот так просто наказать ее, но терпению  Алексея Михайловича подходил конец. Вечером 16 ноября 1671 года к  Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом. В  доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Чтобы показать свое  неуважительное отношение к гостям, Феодосия и Евдокия легли в постель и  лежа отвечали на вопросы пришедших. После допроса женщин заковали в  кандалы, оставив под домашним арестом. Через два дня Морозову перевезли  сначала в Чудов, а потом в Псково­Печерский монастырь. После заточения  боярыни скончался ее единственный сын Иван, двоих братьев сослали, а все  имущество перешло в царскую казну. Морозову тщательно охраняли, но все  же она получала от сочувствующих ей людей одежду и еду, протопоп  Аввакум писал ей письма, а один из священников старой веры причастил  несчастную женщину.     Наказание царя  Боярыня Морозова, княгиня Урусова и Мария Данилова (жена стрелецкого  полковника) в конце 1674 года были переведены в Ямской двор. Пытками на  дыбе женщин пытались убедить принять новую веру и отказаться от своих  убеждений, но те были непоколебимы. Их уже собирались сжечь на костре, но  4 такому кощунству помешала царевна Ирина Михайловна, сестра царя и  заступница бояр.       Алексей Михайлович приказал сестер Евдокию и Феодосию сослать в  Пафнутьево­Боровский монастырь и заточить в земляную тюрьму.    Гибель боярыни   В июне 1675 года в срубе были сожжены 14 слуг боярыни, поддерживавшие  старую веру. 11 сентября 1675 года от голода скончалась княгиня Урусова,  Морозова тоже предвидела свою скорую кончину. Незадолго до смерти она  попросила стражников постирать в реке рубаху, чтобы умереть в чистой  одежде. От полного истощения Феодосия скончалась 2 ноября 1675 года.  Так закончился земной путь удивительных женщин княгини Евдокии  Прокопьевны Урусовой и инокини Феодоры (в миру Феодосии Прокопьевны  Морозовой), принявших мученическую смерть за веру, но не поступившихся  своими убеждениями. Позднее в Боровске на месте предполагаемого  захоронения Морозовой, Урусовой и других погибших в монастыре  последовательниц «старой» веры была установлена часовня.      Картина Сурикова « Боярыня Морозова» До Василия Сурикова никто из живописцев так ярко и непредвзято не  изображал людей допетровской эпохи. Картина представляет собой холст  размером 304х587,5 см, написана она маслом. На сегодняшний день это один  из самых больших экспонатов Третьяковской галереи.   Живописец хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа.  Он сумел передать весь трагизм ситуации: главная героиня унижена,  растоптана, но не сломлена; Морозова обречена на смерть, но все же  представляется в победоносном образе.   По всей видимости, художник был впечатлен силой воли боярыни, поэтому  решил воскресить память о ней, изобразив на огромном холсте эпизод, где  Морозову везут в темницу.  5 Образы главных персонажей картины  В центре полотна – бледная, измученная душевными муками, изголодавшая от долгого поста Морозова.   Суриков долго не мог найти подобное лицо – фанатичное, бескровное,  измученное, но гордое и непреклонное. В конце концов, Морозову он срисовал со старообрядки, которая встретилась Василию Ивановичу возле Рогожского  кладбища. Вокруг нее расположились неуклюжие, грубоватые люди в шубах, тулупах,  телогреях. Толпа разделилась на две части, одна сочувствует боярыне, другая  – насмехается над ее бедой. Сурикову удалось оживить своих персонажей.  Среди многих персонажей картины Суриков изобразил и себя в роли  странника, который скитается по городам и селам. Справа от Боярыни  Мо­ розовой ее сестра, княгиня Урусова, покрытая в белый платок с вышивкой. Провожая ее она одухотворена повторить подобный поступок.  Знаменитые старообрядцы Несколько столетий преследования властью старообрядцев выработали их  особый характер: трудолюбие, сильный характер, стремление  образованию.  Из них вышли выдающиеся предприниматели: Третьяковы, Рябушинские,  Морозовы, Кузнецовы, Солдатёнковы, Мамонтовы Вывод: Василий Иванович реалистично изобразил событие, имевшее место в истории  России. Его работа заставила нас не только узнать о судьбе боярыни  Морозовой, но и задуматься над ее поступком. Кто­то воспринимает ее как  фанатичку, кто­то восхищается ее несгибаемостью и верностью принципам.  6 Боярыня Морозова является одной из широко известных русских личностей,  оставивших след в истории своего государства. Эта женщина стала  воплощением бесстрашности, это настоящий борец за свои принципы и  идеалы. Отношение к боярыне неоднозначное, для кого­то она обычная  фанатичка, готовая пойти на смерть, лишь бы не отказываться от собственных убеждений, у других она вызывает уважение своей стойкостью и верностью  принятой вере.  Никон плохо понимал людей, с которыми ему приходилось сталкиваться,  слишком низко ценил своих противников и своих бывших друзей, тем самым  сам способствовал расколу. Внося личную вражду в церковное дело, Никон  одновременно ронял свой авторитет, украшал страдальческим венцом своих  противников, гоняя их по России. Историки дают глубокое объяснение причин раскола. Раскол произошел от  невежества раскольников, от узкого  понимания ими христианской религии.  Застывшее понимание религии раскольников, отрицающих всякое движение  религиозного сознания к новшествам, совершенствованию обрядов,  книгопечатанию, привело к возникновению раскола. Не было ничего  необычного в привязанности русских к церковным обрядам, в которых они  воспитывались. Основной ошибкой древнерусского церковного общества являлось, что они  считали церковную обрядность незыблемой  и  не допускали нововведений. Как бы там ни было, но Феодосия Прокопьевна Морозова ­ легендарная  личность, а благодаря картине Сурикова помнить об истории Морозовой  будет еще не одно поколение. На наш взгляд, она осталась верна старым традициям веры, которая  существовала с принятием христианства Русью в 988 году. Вероятно,  реформы патриарха вызывали у части образованных людей вопросы, на 7 которые  Никон  и царь Алексей Михайлович не хотели терпеливо,  последовательно убеждать, и приводить доказательства их правильности. Они стали использовать власть и террор вместо убеждения и терпения, что и  привело к расколу русской православной веры. Боярыня Морозова — это  характер сильный, но не фанатичный, без тени угрюмства, и недаром Аввакум  писал о ней как о «жене веселообразной и любовной» (любезной). Ей вовсе не  чужды были человеческие страсти и слабости. «Боярыня Морозова так бесстрашно идет на лютую муку, и этим будит в нас  сочувствие к подвигу.  Есть нечто великое в человеке, идущем сознательно на гибель за то, что она сч итает истиной. Такие примеры пробуждают в нас  веру в человеческую природу, подымают душу». В  .     Г  .     Короленко.                                      Литература 1.Кожурин К. Я. Протопоп Аввакум. Жизнь за веру. М., 2011 (серия «ЖЗЛ»). 2.Мазунин А. И. Возможный автор Повести о боярыне Морозовой Л., 1985.  С. 338–342 3.Барановский В. С. Боярыня Морозова. Историческая повесть. Рига, 2008. Электронные сайты 1. Викепедия сайты: ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Морозова,_Феодосия_Прокофьевна 8 2. Документальный фильм Боярыня Морозова – наказание за веру, 2012г 3. Фильм Раскол, 2011 г, серия 18 Изобразительные источники:  Карта Москвы Фотографии                                                  Приложение 9 10 11 12 В.И.Суриков ­ Боярыня Морозова. 13 Картинная галерея 14 15 Представители четырёх ветвей морозовского рода. Слева направо: Абрам  Абрамович Морозов (слева), Тимофей Саввич Морозов (сидит в центре), Иван Захарович Морозов и Викула Елисеевич Морозов. Начало 1860­х. 16

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол

Церковный раскол
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017