Цифровые образовательные ресурсы в организации учебной деятельности на уроках географии
Оценка 4.9

Цифровые образовательные ресурсы в организации учебной деятельности на уроках географии

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
география +1
5 кл—11 кл
22.04.2022
Цифровые образовательные ресурсы в организации учебной деятельности  на уроках географии
Главным источником географической информации во все времена была и остается карта. Но при всех своих достоинствах одним из недостатков этого источника знаний является неспособность карты отражать динамику процессов и явлений, происходящих в природе и обществе. Изучение географии с помощью школьной геоинформационной системы (ГИС) обеспечивает сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных.
статья Прокопенко С.Г..docx

  ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Прокопенко Светлана Георгиевна, учитель географии МОУ СОШ №5 Краснооктябрьского района города Волгограда

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. И поэтому, в настоящее время в России идет становление новой системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство [1].

Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки выпускников школ. В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Внедрение информационных технологий и использование цифровых образовательных ресурсов в образовании существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому[2].

В педагогической практике использует различные пути активизации познавательной активности. Наиболее эффективной в настоящее время считаю применение   информационных цифровых ресурсов, которые открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают возможность для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучении и становятся основными инструментами в профессиональной практической деятельности учителя. При внедрении ЦОР   в любой этап урока необходимо соблюдать следующие требования [4]:

- предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;

- учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков;

- учитывать межпредметные связи изучаемого материала;

- тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала;

- выстраивать процесс получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения;

- обеспечивать связь информации с практикой.

Классификация цифровых образовательных ресурсов по типу информации [1]:

- с текстовой информацией;

- с визуальной информацией;

- иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты процессов и явлений, видеоэкскурс;

- модели: 2-3х мерные статические и динамические, объекты виртуальной реальности, интерактивные модели;

- символьные объекты: схемы, диаграммы, формулы;

- карты для предметных областей;

- с комбинированной информацией: учебники, пособия, энциклопедии, словари;

- с аудио и видео информацией;

- аудио – видео объекты живой и неживой природы;

- предметные экскурсии; энциклопедии.

Главным источником географической информации во все времена была и остается карта. Но при всех своих достоинствах одним из недостатков этого источника знаний является неспособность карты отражать динамику процессов и явлений, происходящих в природе и обществе. Изучение географии с помощью школьной геоинформационной системы (ГИС) обеспечивает сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных. Географическая карта перестает быть статичным символическим объектом. Она совмещается с аэрокосмическим снимком – с изображением всей Земли или отдельного села, как они видны из космоса.   Аэрокосмический снимок отражает реальное положение дел в определенный момент времени в данной местности. 

Учащиеся на практике имеют прекрасную возможность изучать лесные, водные, минеральные ресурсы, проводить картографирование лесов, определять геологические структуры, условия залегания различных пород, составлять прогнозы по поиску полезных ископаемых. Чтение бумажной карты по сути ограничивается сопоставлением и анализом размещения объектов, нанесенных в условных знаках, отображенных в легенде. Цифровая же карта несет в себе больше информации о представленных в условных знаках объектах. Основой основ школьного географического образования можно назвать умение определять по картам географические координаты объектов [5]. Инструментарий школьной ГИС дает возможность быстро определить координаты любой точки на карте с достаточно высокой степенью точности.

Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся [6]. При изучении нового материала или повторении и обобщении пройденного учитель может использовать комплект «Живая география», который включает цифровые географические карты мира и России, набор космических снимков и комплект методических рекомендаций для учителя https://www.int-edu.ru/content/geografiya,  интерактивное заполнение и анализ карт, создание собственных карт и планов местности, описаний географических объектов и исторических событий, работу с контурными картами, обработку и анализ статистических материалов. Работая с интерактивным атласом всемирной истории Geacron http://geacron.com/home-ru/?lang=ru помогает увидеть карту мира начиная с 3000 года до н.э. и узнать о важных исторических событиях в данное время.

В процессе практикума учащиеся имеют возможность работать с интерактивными картами:

- синоптические карты http://www.gismeteo.ua/map/catalog/

- интерактивные карты мира http://intermapsite.narod.ru/rossiia/

- интерактивная карта «Округа России» http://map-site.narod.ru/russia-3.gif

- политико-административная карта http://map-site.narod.ru/russia-4.jpg

Наряду с перечисленными ранее сайтами я также использую следующие сайты:

- «Гео-Тур» http://geo-tur.narod.ru/, посвященный географии стран мира, имеются статистические данные, интересные факты, словарь по географии;

- «Мир карт» http://www.mirkart.ru/, интерактивные карты России (политико-административной, часовых поясов, федеральных округов);

- проект «Всемирная география» http://worldgeo.ru/ для нахождения статистических показателей;

-энциклопедический справочник раздел «Науки о Земле» http://www.bibliotekar.ru/nauki-o-zemle-geologiya-paleontologiya-klimatologiya.htm

- «Геоумник» – интерактивное пособие (анимации различных геофизических процессов, интерактивные карты,   видеоролики https://geografkrim.jimdofree.com/

- портал фильмов Русского географического общества - подборка «Уроки географии» https://kino.rgo.ru/category/5

- АТЛАС МИРА ОТ BAREFOOT http://www.edutainme.ru/post/urok-geografii/ (глобус + дополненная реальность, учебник нового поколения)).

Удобным и простым приложением для создания мультимедийных интерактивных учебных материалов по географии является приложение Web 2.0 LearningApps.org. https://learningapps.org/. Конструктор LearningApps.org. является приложением для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. На сайте собраны уже готовые упражнения по конкретным темам по различным школьным предметам. А главное то, что учитель может изменять сам эти упражнения или делать подобные. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме.

Упражнения представлены в разных формах: викторины с открытым ответом, викторины с выбором ответа; задания на сопоставление, правителя и портрета, правителя и события; задание заполнить пропуски в тексте; задания найти на карте; кроссворд; аудио, видео контент. Все задания сопровождаются картинками для наглядности, в случае выбора неправильного ответа, указывается ошибка, можно попробовать выбрать ответь еще раз.                   В разделе «Мои классы» учитель может осуществить проверку выполненных заданий.

Для организации дистанционного обучения по географии учителю предлагаются    следующие ресурсы:

- Российская электронная школа http://resh.edu.ru/ (видеоролик, конспект урока, задания тренировочные, контрольные задания);

- ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/geografiya (конспекты уроков, проверочные работы, видеоролики);

- «Просвещение» https://prosv.ru (электронные учебники);

- Российский учебник и LECTA https://rosuchebnik.ru/ (электронные учебники, атласы);

- ИНФОУРОК (видеоуроки по географии) https://iu.ru/video-lessons?predmet=geografiya;

- PlayPosit (работа и с видеофрагментами, трансформирование видео в интерактивное задание) https://go.playposit.com/.  

Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет: улучшить эффективность и качество образования; ориентироваться на современные цели обучения; повысить мотивацию учащихся к обучению; использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности; повысить качество наглядности [7]. Современные цифровые образовательные ресурсы обеспечивают переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания, способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению географии, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

1.    Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе. Народное образование. – 2008.- №1.- С. 176-182

2.    Азевич А. Одним кликом. Электронная помощница учителя географии / А. Азевич // ИКТ в образовании. - 2009. - № 7. - С. 24-25.

3.    Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. – СПб: Питер, 2014. – 234 с.

4.    Васильев А.В. Использование Web-технологий и мультимедиа в образовании // Информационные технологии в образовании. М.: Влаос, 2012. – 6 с.

5.    Габеева Д.А., Цыбикова Т.С. Геоинформатика и ГИС-технологии в системе наук о Земле // Материалы региональной конференции, 2015. – 198 с.

6.    Гриценко В.А. Web-технологии в географическом образовании в средней школе // Информатика и образования, 2015. – № 6. – с. 32-34

7.    Золотова С.И., Вовченко Н.Л., Давыдова А.М. О возможностях применения компьютерных технологий при изучении географии в средней школе // Материалы X Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 2016. – 211 с.


 

8.    Скачано с www.znanio.ru

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

ГИС) обеспечивает сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных

ГИС) обеспечивает сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных

Конструктор LearningApps.org. является приложением для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей

Конструктор LearningApps.org. является приложением для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2022