Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
(минипостановка ко Дню славянской письменности и культуры)
ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ
Цели: приобщение к истокам народной культуры; формирование
национального самосознания и развитие духовнонравственных
ценностей на основе изучения праздников, обрядов и традиций русского
народа.
Х о д м е р о п р и я т и я
Звучит праздничный колокольный перезвон. В зал входят ученики.
В е д у щ а я . Давнымдавно, более тысячи лет назад, просветители,
проповедники христианства братья Кирилл и Мефодий принесли на
земли славян свет письменности и знаний. В память Кирилла и Мефодия
мы начинаем Праздник русского языка, славянской письменности и
культуры.
1й р е б е н о к .
2й р е б е н о к .
Как звезды в синеве далекой,
Как солнце ясное во дни,
Из тьмы веков, седой, глубокой,
Святые братья в наши дни
Нетленной славою сияют.
(В. Жуковский.)
Хвала апостолам славянства
И нашей грамоты творцам,
В красе духовного убранства
Они по всей земле гонцам
Язык наш чудный прославляют.
Звучит «Многая лета».
Д е в о ч к а (выносит каравай).
Вот он, хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, свежий, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Дарит хлеб гостям. Звучит фрагмент Первой симфонии П. И.
Чайковского (в записи).В е д у щ а я . И еще один дар дала нам Россия. Это наш дивный, наш
поющий, наш могучий русский язык. В нем вся наша Россия: и ширь
неограниченных возможностей, и красота звуков, слов, форм; и свист, и
щебет птичий. В нем гудение далеких колоколов и серебро ближайших
колокольчиков. В нем громы небесные и рыки звериные. В нем лесные
шелесты и хрусты. И вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нем вся
поющая русская душа.
Учащиеся поют «Родную песенку» (муз. Ю. Чичкова, сл. П.
Синявского).
В е д у щ а я .
Из старины через века
К нам в гости азбука пришла.
Ученики поочередно выходят, берут нарисованные буквы и
читают стихи.
1й ч т е ц .
Всем известна буква А –
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Веселый, толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква Б.
В – буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
Аист на одной ноге
Напоминает букву Г.
Д – словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
2й ч т е ц .
3й чтец.
4й чтец.
5й чтец.
6й чтец.7й чтец.
8й чтец.
9й чтец.
10й чтец.
1й чтец.
2й чтец.
В слове ель мы Е услышим,
Букву Е мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву Е запомним, детки.
Ёлка то же, что и ель,
А над ёлочкой капель.
Каплиточки добавляем,
Ё – мы букву так читаем.
Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге – тень жука.
На эту букву посмотри!
Она совсем, как цифра три (З).
З – не просто завитушка,
З – пружина, крендель, стружка.
И похожа на гармошку
И на испуганную кошку.
И – меж двух прямых дорог
Одна легла наискосок.
А дальше по порядку
Я назову Й – и краткое.
К одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет,
И при этом буква К
Будто усики жука.
Девочки исполняют русскую колыбельную песню «Баю, баю,
баиньки».
3й чтец.
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.4й чтец.
5й чтец.
6й чтец.
7й чтец.
Знать эту букву нехитро,
Кто был хоть раз в метро,
По вечерам нам светит всем
Между домами буква М.
У меня про букву Н
Вдруг сложилась песенка:
Нннннннннннн –
Получилась лесенка.
Буква О – луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.
Говорил недавно ктото:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Ято знал, что П как пень.
Дети исполняют хоровод «Акулинка». В центре – Акулинка с
платочком. Она останавливается и танцует перед другой девочкой,
которая затем берет платок и становится Акулинкой, и т. д.
8й чтец.
9й чтец.
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.
В небе таял лунный серп,
Серп склонялся на ущерб.
И поэтому с небес
Нам светила буква С.
Дети на металлофонах играют «Во саду ли, в огороде».
Под музыку выходят сказочные герои: царь, лиса.
Л и с а . Рассказать вам сказку про лису?
Д е т и . Да!Л и с а . Она в лесу.
Ц а р ь . Жилбыл царь Ватут. Вот вся сказка тут.
Инсценировка белорусской сказкиигры «Козелборода».
10й чтец.
1й чтец.
2й чтец.
3й чтец.
На антенну Т похожа
И на зонт как будто тоже.
Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.
Ф надула свои щеки
Или встала руки в боки.
Буква X, ты хохотушка
И хорошая хвастушка!
Хоровод мы заведем,
Дружно, весело споем.
Дети исполняют хоровод «Как во зеленом во саду».
4й чтец.
5й чтец.
6й чтец.
7й чтец.
Буква Ц стоит бочком
И цепляет всех крючком.
Рисовали цифру 4 –
Букву Ч мы начертили.
Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.
Эта буква Щ как будто...
Все сомненья бросьте.
Украшает эту букву
Поросячий хвостик.8й чтец.
9й чтец.
10й чтец.
1й чтец.
2й чтец.
3й чтец.
Твердый знак – Ъ –
Пишут так:
Колесо и спичка,
Позади – косичка.
Ы... Какая ты толстушка!
Твой животик, как подушка.
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть.
Букву Р перевернули,
И уселись, как на стуле,
И назвали букву так –
Мягкий знак – Ь.
Буква Э – как ни взгляни –
Увидишь клещи и клешни.
Вся согнулась буква Ю,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою –
Старой бабкою с клюкою.
Куча яблок на прилавке...
И заметил я, друзья:
Если б яблоку две лапки,
Сразу б вышла буква Я.
Дети поют песню Г. Струве «Алфавит».
В е д у щ а я .
И будет славить Русь родная
Своих апостолов славян.
И, сладким звуком их имен
Свои молитвы оглашая,
Из века в век, из года в год
Она их память соблюдет.