Лысенко Наталья Васильевна, методист
Степанова Татьяна Александровна, методист
Белецкий Владимир Владимирович, педагог
МБОУДО ЦДОД, Новосибирская область
nata.lis@mail.ru
Туризм – ступень к саморазвитию обучающихся и педагогов
В 2021 году вышло Постановление Правительства Российской Федерации об основных мероприятиях, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, где особое внимание уделяется развитию детского туризма. Наше учреждение занимается туристско-краеведческой деятельностью, в том числе участвует в реализации программы Всероссийского туристско-краеведческого движения учащихся "Отечество". С целью реализации мер по развитию туристско-краеведческой деятельности в нашем учреждении были открыты новые места по программе «Экотурист» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка».
Для привлечения обучающихся на программу в рамках летней оздоровительной компании нами была проведена профильная смена «Туристскими тропами» и профильный сбор «Школа юных экотуристов», что позволило привлечь более половины состава к занятиям в творческом объединении. Запись на программу велась через Навигатор дополнительного образования, было сформировано 3 творческих объединения по 15 человек. Объем программы – 144 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Мировая туристская практика определяет туризм как разновидность действий человека на природу, обеспечивающую минимальное влияние человека на окружающую природную среду, такое использование природных ресурсов, которое оставляет ее в неизменном состоянии для будущих поколений.
Наш край имеет возможности для развития экотуризма, основу которого составляют уникальные природные условия и ландшафты, архитектурные, исторические памятники, охраняемые природные территории.
Необходимость развития туризма обусловлена социальным заказом – созданию условий для ведения здорового образа жизни, экологического воспитания населения страны.
В подростковом возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками. Наши юные туристы приучены четко выполнять указания руководителя группы, прислушиваться к мнению коллектива, быть всегда осторожными, тактичными, внимательными друг к другу. У них формируются такие морально-волевые качества, как человечность, скромность, организованность, дисциплинированность, смелость, решительность, отзывчивость, доброта, товарищество, ответственность, трудолюбие.
Программа «Экотурист» реализуется первый год и опрос обучающихся удовлетворённостью качеством образовательных услуг показал, что 50% обучающихся нравится посещать занятия, т.к. педагоги проводят их интересно, 17% - довольны своими достижениями в т/о, 9% считают, что наши педагоги являются мастерами своего дела, 9% - чувствуют себя на занятиях комфортно, 15% отметили, что педагоги оказывают необходимую помощь.
Обучающиеся творческого объединения «Экотурист» получили книжку юного туриста и выполнили норматив 3-его юношеского разряда по спортивному туризму.
1. Как Вы проводите свободное время, выходные?
2. Устраивают ли Вас культурно-развлекательные возможности Вашего района?
3. Как Вы считаете, нужно ли развивать экотуризм в нашем районе?
4. Какие виды туризма вам больше нравятся?
На первый вопрос «Как Вы проводите свободное время, выходные, каникулы?» 60 % ответили, что дома. И только 19% обучающихся ответили, что на природе. Второй вопрос «Устраивают ли Вас культурно-развлекательные возможности Вашего района?» 49% ответили, что их все полностью устраивает, 29% ответили, что частично устраивает, и что категорически не устраивает 10%. Самый главный третий вопрос «Как Вы считаете, нужно ли развивать экотуризм в нашем районе?» 87,5% ответили, что это необходимо. Проанализировав четвертый вопрос, понятно, что обучающимся наиболее интересны такие виды туризма, как экскурсионно-познавательный, велосипедный и пешеходный туризм, спортивный туризм.
В результате проведенного опроса, мы пришли к выводу, что в Барабинском районе нужно развивать такую сферу деятельности как экологический туризм. Обучающиеся не осведомлены о культурно-развлекательных возможностях нашего района, многие бы хотели принять участие в различных видах туризма.
На занятиях используется мини-экспресс-лаборатория «Пчёлка-У», что позволяет реализовать практические работы по актуальной экологической тематике, вовлечь обучающихся в практические работы, и наработать материал для его последующего применения в учебном процессе.
Реализация программы предполагает использование в процессе обучения следующих моделей наставничества: Педагог-педагог; Педагог-обучающийся; Обучающийся-обучающийся.
Как педагоги мы постоянно повышаем свою квалификацию: Семинар-практикум по программе «Школа организаторов туристско-краеведческой деятельности с учащимися в рамках профильных смен оздоровительного лагеря», семинар подготовки судей 2 и 3 судейской категории.
Наши педагоги уверены, что занятия туризмом – ступень к саморазвитию и обучающегося и педагогов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.