Турнир знатоков химии
Оценка 4.7

Турнир знатоков химии

Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
естествознание
СCУЗ, ВУЗ
22.12.2020
Турнир знатоков химии
Проверка знаний в игровой форме, развитие познавательной активности, развитие чувства ответственности и умения работать в команде.
Турнир знатоков.doc

Турнир знатоков химии

(для учащихся 8 класса)

    Цели и задачи : проверка знаний в игровой форме, развитие познавательной активности, развитие чувства ответственности и умения работать в команде.

     Игра проводится после изучения темы « Соединения химических элементов»

Класс разбивается на команды по 5 человек. Каждая команда выбирает капитана. Жюри – учащиеся старших классов. При подготовке к игре повторяются основные понятия.

 

«Найди вещество»

     Каждая команда получает 10 карточек.

Сu  O2  НС1 О SО4  (ОН)3 Н А1Р

Все формулы перепутались

Задание: составить  и написать формулы возможных сложных веществ. Указать название и класс веществ.( по 1 баллу за правильно составленную формулу, название и класс веществ)

«Всезнайка»

     Каждая команда получает карточку с заданием: указать, верны ли суждения о веществе .( Записать «да» или «нет»  напротив каждого утверждения). 1 балл за каждый правильный ответ.

      1.Формула ортофосфорной кислоты Н3 Р О4     ………..

      2.В составе молекулы ортофосфорной кислоты одна молекула водорода,   одна молекула фосфора ,четыре атома кислорода.  ……..

      3.Молекула кислоты состоит из трех атомов. …….

      4.Ортофосфорная кислота состоит из трех элементов….

      5. Массовая доля кислорода в ортофосфорной кислоте 73% ….

  

« Зашифрованное слово»

  Команде нужно суметь прочитать слова, которые зашифрованы.1 балл за отгаданное слово.

1.Частица простого или сложного вещества, обладающая его основными химическими свойствами. (молекула)

 

     о

 

 

к

 

 

а

  2.Бесцветный газ, при растворении образует кислоту.(хлороводород)

х

 

 

р

 

 

 

д

 

 

 

д

3.Сложные вещества ,состоящие из двух элементов (бинарные)

 

 

н

 

 

н

 

е

 

4.Растворимые в воде основания (щелочи)

 

 

л

 

ч

 

 

5.Кислота, содержащаяся в волосках крапивы, пчелином яде (муравьиная)

м

 

 

а

 

 

и

 

 

 

 

6.Горная порода, издавна использовалась

для строительства. (известняк)

 

 

з

 

е

 

 

н

 

 

 

7. Сложные вещества, состоящие из 3 элементов (основания)

 

 

с

 

 

в

 

 

и

 

8. Нерастворимая в воде кислота (кремневая)

 

 

 

м

 

 

в

 

я

 

9.Реакции, с помощью которых распознают определенные вещества.(качественные)

к

 

ч

 

с

 

в

 

 

 

 

е

 

10.Вещества изменяющие свой цвет в растворах кислот и щелочей.(индикаторы)

и

 

 

и

 

 

т

 

 

 

 

«Бывает еще и не такое…….»

  Конкурс капитанов.  Капитаны садятся за отдельные парты. Им предлагается решить «шуточные» задания.    По1 баллу за каждое задание

№1

Расскажу сегодня, что ли,

О зловредной роли моли.

Моль съедает шерсть и мех-

Просто паника у всех…

Ну а в химии – изволь!

Есть другое слово «моль»

Прост, как небо и трава,

Моль любого вещества.

Но трудна его дорога:

В моле так молекул много!

 

Сколько же?     

№2

В магазин приходит Коля:

«Взвесьте десять молей соли!

Деньги сразу вам отдам я.

Сколько будет граммов?»

Помогите продавцу. Вычислите сколько грамм соли надо взвесить.

№3

Маша маме говорит,

Что из шкафа моль летит.

Отвечает мама Маше:

«Есть такой аэрозоль,

 Убивает моли моль!»

Маша химию учила,

Так что маме возразила:

 « Что-то это многовато-

Целый моль врагов крылатых!»

Права ли Маша? Ответ подтвердите  вычислениями.

(масса каждой бабочки 0,01г)

Ответ: 6х1021г.( 6х1018кг. ,6х1015 т. Еще 1б за перевод)

 

"Счастливый билетик"

  Каждой команде выдается по три пробирки с веществами под номерами: №1,2, 3 в них растворы веществ: NаОН, НС1, NаС1. Индикаторы: метилоранж , фенолфталеин, лакмус. Каждая команда выбирает  «счастливый билетик». Решает загадку. Её ответ определяет,  с каким индикатором будет работать команда. Команда должна определить возможное вещество(вещества) с помощью данного индикатора. Указать номер пробирки, вещество ( вещества) и название индикатора.

Максимальная оценка - 3 балла.

1.Смущает меня щелочная среда;

Краснею…, Но если вокруг меня кислота

И если в воде растворен я один, Не видно меня.

Я - ………

(фенолфталеин)

 

2.Ах, что же я поделаю с собой-

Ведь в щелочи я сине - голубой.

А в кислоте быть, синим я не смею:

Я - ……..  , и в кислотах я краснею.

(лакмус)

3.Как на прогулке от мороза,

От кислоты я стану розов.

Но вид мой в щелочи смешон:

Я сразу желтый как лимон.

(метилоранж)

 

«Вперед, только вперед»

  По кругу передается листок с заданием. Каждый игрок команды должен указать, где истинное утверждение, а где ложное, поставив соответственно букву «Л» или «И». За каждый правильный ответ 1 балл

 

 

№ п/п

 

Понятие

Понятие

«Л» или  «И»

 

1

Основания

Вещества, образованные частицами Н и ОН

 

 

Сложные вещества, состоящие из атомов металла и  одной или нескольких групп –ОН  (гидроксогрупп)

 

 

2

Кислоты

Сложные  вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

 

 

Вещества, образованные молекулами металла и кислотными остатками.

 

 

3

Щелочи

Растворимые в воде основания

 

 

Нерастворимые в воде вещества

 

 

4

Соли

Сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

 

 

Простые вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками

 

 

5

Оксиды

Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления -2.

 

 

Вещества, в состав которых входит кислород

 

     

 

«Верю, не верю

На поставленные вопросы необходимо дать ответ: « верю» или «не верю». Команды отвечают по очереди. За каждый  правильный ответ  1 балл

1.     Верите ли вы, что больному с пониженной кислотностью желудочного сока выписывают раствор соляной кислоты? (да)

2.     Верите ли вы, что в19в в Петербургской Академии наук обсуждалась возможность называть соляную кислоту водородом хлоровичем, воду – водородом кислородовичем? (да)

3.       Верите ли вы, что купоросное масло это сероводородная кислота? ( нет)

Это серная кислота.

4.     Верите ли вы, что основную массу земной коры образует оксид железа и оксид кальция ?(нет) Оксид кремния и оксид алюминия.

5.      Верите ли вы, что в архиве пожарной части города Бенд ( США) хранится запись о пожаре, который был вызван снегом ?(Да) У стен дома были ямы с негашеной известью. Под действием воды, которая образовалась из снега, началась реакция образования гашеной извести. При этом выделилось большое количество теплоты. Начался пожар.

6.     Верите ли вы, что хлорид натрия, нерастворимая в воде соль, из которой многочисленные морские животные строят покровы своего тела – раковины? (Нет) Карбонат кальция

7.     Верите ли вы, что нитрат серебра ,он же  ляпис, он же адский камень можно найти в аптеке т.к является лекарственным средством?  (Да. Обладает дезинфицирующим и прижигающим действием.

8.     Верите ли вы, что  при квашении капусты , силосовании кормов, скисании молока образуется уксусная кислота? (Нет. Молочная)

9.     Общее название мела, мрамора, известняка – карбонат кальция? (Да)

10.  Молекулы воды, водяного пара, льда отличаются друг от друга? ( Нет. Это одно вещество).

11. Корунд, боксит, рубин, сапфир это все разновидности оксида алюминия? (Да)

12. Углеродную кислоту можно найти в минеральной воде и лимонаде? (нет) Угольную

 

Жюри подводит  итоги.

 


Турнир знатоков химии (для учащихся 8 класса)

Турнир знатоков химии (для учащихся 8 класса)

Команде нужно суметь прочитать слова, которые зашифрованы

Команде нужно суметь прочитать слова, которые зашифрованы

Реакции, с помощью которых распознают определенные вещества

Реакции, с помощью которых распознают определенные вещества

Деньги сразу вам отдам я. Сколько будет граммов?»

Деньги сразу вам отдам я. Сколько будет граммов?»

И если в воде растворен я один,

И если в воде растворен я один,

И если в воде растворен я один,

И если в воде растворен я один,

Верите ли вы, что в19в в Петербургской

Верите ли вы, что в19в в Петербургской
Скачать файл