Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
Цели:
Оборудование
Порядок проведения турнира:
I. «Визитка»
II. «Быстрее и точнее»
III. «Чёрный ящик»
IV. «Домашнее задание»
V. «Капитаны, капитаны»
VI. «Спринт» Блиц-опрос
В перерывах между испытаниями – математические шутки, конкурсы для болельщиков. По окончании - подведение итогов.
Предварительная подготовка:
1) Для подсчета баллов, оценивания конкурсов создать жюри из обучающихся старших классов.
2) Сформировать 2 команды по 5 человек. Команда должна предварительно подготовить свое приветствие командам соперников и жюри, представить членов команды, название команды и девиз.
3) Каждая команда готовит задание для команды соперника (конкурс «Домашнее задание»). Задания со спичками – 3 шт.
Испытание 1.
«Визитка»
Каждая команда показывает свое приветствие командам соперников и жюри, представляет членов команды, название команды и девиз. Испытание не оценивается.
Испытание 2.
«Быстрее и точнее»
Вопросы 1 команде:
1) Как называется результат вычитания?
2) Какова продолжительность летних месяцев?
3) Как найти длину окружности?
4) Как называется число, стоящее под дробной чертой в обыкновенной дроби?
5) На что похожа половина яблока?
6) Арбуз стоит 20 рублей и еще пол арбуза. Сколько стоит целый арбуз?
7) Как называется сотая часть числа?
Вопросы 2 команде:
1) Как называется результат сложения?
2) Сколько секунд в часе?
3) Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?
4) Чему равна площадь круга?
5) Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю?
6) Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он будет весить стоя на двух ногах?
7) Чему равна сотая часть метра?
Верный ответ - 1 балл.
Ответы:
1. Разность; 92 дня; С=2pR; знаменатель; на другую половинку яблока; 40 руб.; процент.
2. Сумма; 3600; одинаковый вес; С=pR2; неправильная дробь; 3 кг; сантиметр.
Испытание 3.
«Черный ящик»
В черном ящике предмет, связанный с математикой.
Что лежит в черном ящике?
1. Этот предмет, согласно легендам, изобрел Талос, племянник знаменитого Дедала (который вместе со своим сыном Икаром поднялся в небо на крыльях собственного изготовления). Этому предмету около 3 тысяч лет. Самый старый из дошедших до нас найденный во Франции на раскопках древнего кургана был железным. При раскопках в Помпеи нашли бронзовые, а в Новгороде нашли – стальной. Использовался этот инструмент для создания узоров, которые очень часто использовали в древности на Руси. (5 баллов)
Изобретение древних умельцев используют чертежники, архитекторы, строителей, проектировщики. Широко используется в топографическом черчении. Существуют разновидности этого предмета в зависимости от назначения и внешнего вида. Приборы используются для построения геометрических фигур и состоит из двух шарнирно соединенных стержней, один из которых опорный (с иглой на конце), другой - измерительный (также с иглой) либо чертежный (с грифелем или рейсфедером). (2 балла)
2. Этот предмет, предположительно, изобрели в Древнем Вавилоне. Он был неудобен для измерений на местности, и поэтому использовали другой предмет, называемый «диоптр». Диоптр связывают с именем древнегреческого ученого Герона Александрийского (I в. до н.э).
Изготавливали из стали, пластмассы, дерева и других материалов. Точность прибора прямо пропорциональна его размеру (чем он больше, тем точнее измерение). (5 баллов)
Широко используется чертежниками, проектировщиками. Прибор используют для построения и измерения геометрических фигур. Он состоит из линейки и полукруга, разделённого на градусы от 0 до 180°, иногда линейки и круга, разделенного на градусы от 0 до 3600.
(2 балла)
Ответы: циркуль, транспортир.
Испытание 4.
«Домашнее задание»
Каждая команда готовит задание для команды соперника (конкурс «Домашнее задание»). Задания со спичками – 3 шт. Каждое задание – 1 балл. Та команда, которая заканчивает первая – получает бонус 1 балл.
Испытание 5.
«Капитаны, капитаны»
Капитанам дается задача:
В соревнованиях по бегу участвовали Винни Пух, Пятачок, Ослик Иа, Кролик и Сова. Винни Пух пришел к финишу раньше Пятачка, но позже Совы. Ослик Иа и Сова не пришли друг за другом, а Кролик не пришел рядом ни с Винни Пухом, ни с Совой, ни с Осликом Иа. В каком порядке пришли к финишу бегуны?
3 минуты (5 баллов)
Ответ: Сова, Винни Пух, Ослик Иа, Пятачок, Кролик.
Пока капитаны решают задачу, команда рисует рисунок из геометрических фигур. Выигрывает та команда, которая в своем рисунке использует большее количество фигур. (3 балла)
Испытание 6.
«Спринт»
За 1 минуту команды должны ответить на большее количество вопросов.
1) Равенство с переменной.
2) Наименьшее двузначное число.
3) Знак вычитания.
4) Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности.
5) Соперник крестика.
6) Сколько лет спал Илья Муромец?
7) Число, имеющее больше 2 делителей.
8) Столетие.
9) В каком месяце 28 дней?
10) Сумма длин сторон.
11) Рост Дюймовочки.
12) На какой угол поворачиваются при команде «Кругом»?
13) Что больше: сумма всех цифр или их произведение?
14) Где на Земле самые длинные сутки?
15) Сколько нулей в миллиарде?
Ответы: уравнение; 10; минус; радиус; нолик; 33; составное; век; в каждом; периметр; дюйм; 360 градусов; сумма; одинаковые; девять.
1 ответ – 1 балл.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Конкурсы для болельщиков.
2. Назовите фамилии математиков.
3. Назовите математические формулы.
4. Найдите закономерности и следующее число
2,3,4,5,6,7 … (8,9…)
4,5,8,9,12,13…(16,17…)
5,10,15,20,25,30,… (35,40,...)
9,12,15,18,21, …(24,27,…)
8,8,6,6,4,4,…(3,3,…)
10,9,8,7,6,5…(4,3,…)
25,25,21,21,17,17,…(13,13,…)
3,7,11,15,19,23, …(27,31,…)
Команды болельщиков также соревнуются; выигравшая команда получает 1 балл, который переходит к команде. Наиболее активные болельщики получают оценку.
Приложение.
Таблица для подсчета баллов.
|
Команда 1 |
Команда 2 |
«Визитка» (+ / -) |
|
|
«Быстрее и точнее» (max - 7 б.) |
|
|
Конкурс для болельщиков (max - 1 б.) |
|
|
«Чёрный ящик» (max - 5 б.) |
|
|
Конкурс для болельщиков (max - 1 б.) |
|
|
«Домашнее задание» (max - 4 б.) |
|
|
Конкурс для болельщиков (max - 1 б.) |
|
|
«Капитаны, капитаны» Конкурс капитанов (max - 5 б.) |
|
|
Конкурс команд (max - 3 б.) |
|
|
Конкурс для болельщиков (max - 1 б.) |
|
|
«Спринт» Блиц-опрос (max - 15 б.) |
|
|
Общий итог |
|
|
Литература.
1. Предметные недели в школе. Математика / Составитель Л. В. Гончарова, Волгоград, Изд-во Учитель, 2009. – 160 с.
2. Внеклассная работа. Интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / Составитель А.Н. Павлов. – Москва, Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 200с.: ил.
3. Математика: Интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5-11 классы: Книга для учителя. М.: - Изд-во Первое сентября, 2007. – 256 с.
4. Журналы «Информатика» Изд-во первое сентября.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.