Дирижер
ДИРИЖЁР (ДИРИЖИ́РОВАНИЕ) (от франц. diriger — управлять, руководить) музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкального произведения с помощью движения рук.
Кто же такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, должен прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. На основе этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.
Дирижер – очень активный и достаточно строгий человек, который отличается требовательностью. Он ставит безупречный результат превыше всего, и должен
обладать работоспособностью, отличной памятью, целеустремленностью.
Дирижер отличается хорошим здоровьем, музыкальным слухом, актерскими задаткам и навыками, необходимыми для импровизации. Не теряет присутствие духа в случае форс-мажора.
Жесты дирижера - понятный и очень выразительный язык, которым дирижер сообщает оркестрантам, что он хочет услышать.
Еще в давние времена в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце 19 века.
Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца 18 столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался неизменный атрибут –
История возникновения профессии дирижер
небольшая палочка. Существовала так же система двойного дирижирования, когда руководителем были скрипач и исполнитель партии клавесина. С исчезновением клавесина и с увеличением состава оркестра, усложнением оркестровой ритмики, руководство оркестром вышеописанным способом оказалось неэффективным.
Примерно ко 2-й четверти 19 века возник новый тип дирижирования, то есть дирижером стал музыкант, полностью освобожденного от игры на инструменте, который пластичными движениями рук с палочкой руководил совместным исполнением.
Первоначально в 19 веке дирижерами обычно являлись композиторы, которые играли в концертах не только свои сочинения, но и произведения других авторов. Однако далеко не все из них были способны выполнять разнообразные задачи, стоящие перед дирижером.
Самостоятельной профессией дирижирование стало не сразу. Обучение дирижированию как отдельной музыкальной специальности началось в России только в 20-х годах 20-го века. В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, а именно церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.
Знаменитыми российскими дирижерами были Павел Коган художественный руководитель, а также Главный дирижер Московского государственного симфонического оркестра, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, руководящий «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, Юрий Башмет руководитель «Новая Россия» и «Солисты Москвы», Владимир Федосеев руководитель Большого симфонического оркестра.
Можно выделить два основных вида дирижирования: оркестровое (управление инструменталистами) и хоровое (работа с вокальными исполнителями).
Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.
Значение дирижера для оркестра
Для чего же нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале 20 века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. В 1922 году, в Москве, возник коллектив, который получил название Персимфанс - "Первый симфонический ансамбль» без дирижера. Не смотря на успех через 10 лет ансамбль прекратил свое существование.
Дело в том, что недостаточно музыканту в оркестре точно и без фальши сыграть ноты, а именно дирижер должен задать темп, расставить акценты, замедления, ускорения и паузы. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения. Два разных дирижера могут исполнить одну и ту же симфонию очень похоже, а могут — совершенно по-разному.
Вывод: Дирижерское искусство - это уникальный, очень яркий вид музыкальной деятельности, без которого не может существовать современный оркестр. Для работы в этой профессии нужны прекрасный слух, музыкальная память, чувство ритма, стиля, тембра, знание обширного музыкального материала. От дирижера зависит характер и уникальность исполняемого произведения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.