Творческая работа "Занимательное краеведение. "Здесь каждый шаг живые письмена"
Оценка 5
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
6 кл—7 кл
21.01.2017
В творческой работе содержится описание достопримечательного для жителей города Пятигорска и его гостей, многочисленных туристов и отдыхающих, места -Лермонтовского мемориального комплекса. Материал может быть использован для проведения заочной экскурсии по лермонтовским местам. Членами литературно-краеведческого клуба "Южное слово" , много лет работавшего при лицее № 15 и закрытого из-за дефицита финансирования, собран интересный материал о тех местах, где некогда бывал М.Ю.Лермонтов.
Творческая работа занимательное краеведение.docx
1
Исследовательская работа
«Литературные места моего края»
г.Пятигорска
МКОУ лицей № 15,
Ставропольский
край
Учитель -
Селезнева
Таиса Сергеевна
Уважаемые господа! Я хочу пригласить вас на экскурсию по
Государственному музею - заповеднику М.Ю. Лермонтова, который является
литературным памятником города Пятигорска, КВМ и Ставропольского
края. Он был создан на базе музея «Домик Лермонтова» и лермонтовских
мест в Пятигорске, Кисловодске, Железноводске. Перед вами схема
лермонтовского квартала, образованного пересечением улиц К. Маркса,
Лермонтова, Соборной и Буачидзе. Он представляет собой центр мемориала,
его основу. О нём мой рассказ.
1. Дом генерала П.С.Верзилина
2. Домик Лермонтова
3. Дом В.П.Уманова
4. Дом Алябьева
5. Дом В.И.Чилаева
6. Флигель В.П.Уманова
7. Кухня В.П.Уманова
8. Конюшня и хоз. постройки на усадьбе В.И.Чилаева
Пятигорск занимает особое положение среди мест, овеянных поэтической
славой поэта. Едва ли найдётся на Кавказе другой уголок, где бы так тесно
переплеталась личная и творческая судьба М.Ю. Лермонтова. 2
С тех пор прошло тяжёлых много лет,
И вновь меня меж скал своих ты встретил.
Как некогда ребёнку, твой привет
Изгнаннику был радостен и светел.
Он пролил в грудь мою забвенье бед…
Встреча двух одинаково прекрасных природных явлений – Кавказа и
Лермонтова – случилась по Божьей воле в 1820 году. Кавказ и тогда был так
же велик и могуч, как и сегодня. А вот в шестилетнем больном мальчике,
привезённом сюда из Пензенской губернии, вряд ли кто-нибудь мог бы
угадать будущего гения. Но именно тогда врезались в память мальчика
прекрасные картины кавказской природы, народные песни горцев,
исполняемые сазандарами, черкесы, приезжавшие целыми толпами из аулов
для продажи сёдел, бурок, баранов. Наверное, именно тогда произошло
духовное рождение Лермонтова, и, может быть, именно тогда в детской
головке стали складываться строчки:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ…
И вот прошло «тяжёлых много лет» и снова встреча, радостная и светлая.
Со дня той встречи прошло уже более полутора столетий, когда майским
днём 1841 года Лермонтов переступил порог небольшого домика на краю
города, у подножия Машука вместе со своим другом и родственником А.А.
Столыпиным, чтобы осмотреть предложенную им квартиру. Квартира
оказалась очень скромной. И всё же поэту понравилось здесь, особенно после
того, как он вышел на небольшую терраску, пристроенную к домику со
стороны палисадника. Над камышовыми кровлями соседних построек и
зелёными верхушками молодых деревьев виднелась белоснежная горная
цепь, и двуглавый красавец Эльбрус гордо возвышался над ней.
Не было поэту ничего дороже с детства полюбившихся гор, ставших
постоянными спутниками его жизни;
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня с младенчества носили
И к небесам пустыни приучили.
И долго мне мечталось с этих пор
Всё небо юга да утёсы гор.
Таким волнующим обращением к любимому краю начинает поэт поэму
«Измаил-Бей». А вот ещё: «…вдали те же горы, но хоть бы две скалы похожие
одна на другую – и все эти снега горели румяным блеском так весело, так
ярко, что, кажется, тут бы и остаться жить навеки»
А с другой стороны, с севера, во двор глядел ласковый Машук. С тех пор в
ничем не примечательный, небольшой, покрытый камышовой кровлей домик
вместе с поэтом поселилось бессмертие.
Но судьба домика сложилась не сразу. Она была такой же трудной, как и
жизнь самого поэта. Многие десятилетия домик переходил от одного
частного владельца к другому. Среди них попадались не только плохие
ценители этой исторической реликвии, но и просто никудышные хозяева. Дом
ветшал, порою над ним нависала серьёзная опасность разрушения. 3
Только в 1912 году домик был выкуплен Пятигорской городской управой и
передан в ведение Кавказского горного общества. В постановлении городской
управы записано: «…предоставить в распоряжение Кавказского горного
общества усадьбу с Домиком Лермонтова для помещения в переднем
фасадном домике музея и библиотеки общества, а во флигеле, где жил поэт,
сосредоточить все вещи, связанные с именем М.Ю. Лермонтова и героев его
романа и поэм с условием, что общество будет за свой счёт содержать
сторожа при Домике и заботиться о целости и сохранности исторической
усадьбы». Тогда же КГО обосновало в нём музей, дав ему утвердившееся в
народе уважительно тёплое название – «Домик Лермонтова». Официальной
датой открытия музея считается 27 июня 1912 года. Первый сбор в фонд
музея, сделанный в то же время, составил 63 рубля.
После Октябрьской революции домик поэта был взят государством на
сохранность как памятник отечественной культуры. С 1946 года в музей
вошёл расположенный по соседству бывший дом Верзилиных, в котором часто
бывал Лермонтов, в котором и произошла ссора поэта с Мартыновым.
Через два года в верзилинском доме открылся литературный отдел музея.
В 1964 – 1967 годах были выполнены большие работы по реставрации домика
поэта, восстановлен его первообразный облик.
В 1973 году открылась новая глава в истории музея: был образован
Государственный музей – заповедник М.Ю. Лермонтова. Центром его
является уникальный мемориальный лермонтовский квартал, в котором
сохранились дома, связанные с именем М.Ю.Лермонтова.
Последняя глава в истории музея была написана в 1997 году, когда был
открыт «Дом Алябьева», который представляет собой литературно -
музыкальный отдел музея.
Самый известный в лермонтовском квартале - домик под камышовой
крышей, где Лермонтов прожил два последних месяца своей жизни, откуда
его провожали в последний путь; здесь написаны последние стихи поэта,
ставшие шедеврами русской литературы.
«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом
высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться
до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната
наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике…»
Стоит домик в центре двора в середине усадьбы так, что его можно обойти
и осмотреть со всех сторон. Вид у домика удивительно скромный: невысокие,
выкрашенные белой известью стены, слегка прикрытые камышовой кровлей,
окошки разного размера с широко распахнутыми ставнями. На фасаде
домика, у входа – небольшая мемориальная доска: «Домъ, въ которомъ жилъ
поэтъ М.Ю.Лермонтовъ». Она установлена в 1884 году группой почитателей
поэта по инициативе русского драматурга А.Н.Островского.
Из четырёх комнат домика две занимал А.Столыпин, а две, обращённые
окнами в сад, назывались «лермонтовской половиной». Общий вид и
обстановка комнат удивительно скромны. Многое говорит о том, что здесь
жил поэт – изгнанник, вынужденный странствовать с подорожной «по
казённой надобности» и нашедший в этом домике временный приют:
колясочный сундук, походный складной самоварчик, узкая складная кровать.
Спальня Лермонтова находилась в угловой комнате, обращённой окном в
садик. В этой маленькой комнатке, служившей поэту и временным рабочим
кабинетом, Лермонтов оставался наедине со своими мыслями и чувствами.
Чаще всего это было возможно ночью или на рассвете, когда он был один и
мог дать полную свободу самому сокровенному, что его волновало. 4
О том, чем духовно жил поэт в эти часы, потомки узнали из единственного
драгоценного источника, о котором в «Описи, оставшегося после убитого на
дуэли Тенгинского пехотного полка поручика Лермонтова» было записано
трагически просто: «8. Книга на черновые сочинения подарена покойному
князем Одоевским в кожаном переплёте…1».Книга эта есть не что иное, как
записная книжка, подаренная поэту В.Ф. Одоевским при последнем отъезде
из Петербурга на Кавказ: «Поэту Лермонтову даётся сия моя старая и
любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне её сам и всю исписанную…
1841г. Апреля 13, СПБ».
То, что было записано Лермонтовым в эту книгу, составило его поэтический
дневник и явилось величайшим достоянием русской поэзии. В книжке 254
листа. На 26 листах написаны до приезда в Пятигорск стихотворения: «Утёс»,
«Сон», «Спор». А в «Домике» - «Они любили друг друга», «Тамара»,
«Свидание», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Выхожу один я на
дорогу», «Морская царевна», «Пророк».
Перечитывая стихотворения, можно понять состояние души поэта в
последние месяцы, недели, дни его короткой, но очень яркой жизни. Вот
знакомое нам всем ещё из курса 6 класса , такое грустное, немного сказочное
стихотворение «Листок»:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря,
………………………………………………………………………..
1841
Это стихотворение об одиночестве листка, его страданиях. Он ищет
родственную душу и не находит. Образ листка - это символ трагического
одиночества человека в мире, символ изгнанника, широко распространённый
в поэзии 19 века. Под этим символом скрывается прошедший через многие
испытания, никем не понятый одинокий лирический герой. И конечно, это
стихотворение – размышление о несчастной судьбе человека, гордого,
одинокого, вечно ищущего чего-то, не имеющего надежды на счастье,
страдающего, о таком человеке, каким был сам поэт. В движении листка на
юг просматриваются автобиографические моменты изгнанничества. Дата
«1841» подтверждает этот момент – в 1841 году Лермонтов вынужденно
возвращался из Петербурга на Кавказ, он был неожиданно вырван из
Петербурга, где, как свидетельствуют его современники, он был любим и
балован в кругу близких, где его понимали и ценили.
Можно только предполагать, какие думы одолевали Лермонтова, когда он
шагал из угла в угол по своему временному кабинету в «Домике» или поздним
вечером бродил по затихшему бульвару. Вряд ли кто-нибудь из товарищей,
постоянно бывавших в «Домике», поверил бы, что Мишель, всегда такой
весёлый, добрый, часто насмешливый, способный даже на детские шалости,
живёт сложной внутренней жизнью, что ему «и больно», «и трудно». Свои
чувства и настроения поэт не доверял никому. И только читая его последние
стихотворения, мы имеем возможность понять их. Художественную ценность
последних стихотворений М.Ю.Лермонтова определил В.Г. Белинский: «…тут
было всё – и самобытная живая мысль…и какая-то мощь… и эта
оригинальность, которая есть достояние одних гениев…тут нет лишнего
слова, не только лишней страницы; всё на месте, всё необходимо, потому что
всё перечувствовано, прежде, чем сказано, всё видено, прежде, чем положено
на картину…». 5
Находясь в «Домике, нельзя без волнения думать, что стоишь в тех самых
комнатах, где звучал голос Лермонтова, видишь подлинные деревянные полы,
которые в ночной тишине лёгким скрипом отвечали на шаги поэта,
оставшегося здесь после шумного дня наедине с собой.
Любимым местом для работы и отдыха служила Лермонтову небольшая
терраска, на которую вела дверь из гостиной. Недалеко от терраски в садике
тихо шуршат листья старого клёна, единственного сохранившегося
современника поэта. Он был свидетелем его трудов и вдохновенья. По
соседству с клёном растёт молодой грецкий орех – потомок огромного
орехового дерева, стоявшего здесь во времена Лермонтова. Растёт он из
видимого до сих пор остатка могучего старого корня, символизируя
бессмертие лермонтовской поэзии. Рядом с этими деревьями в 1964 году
сотрудники музея посадили дубок. Дубок этот уже стал взрослым дубом. Он
напоминает посетителям «Домика» о поэтическом завещании
М.Ю.Лермонтова:
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Завершить рассказ об этом необычном домике под камышовой крышей я хочу
стихотворением замечательного ставропольского поэта Сергея Рыбалко.
Называется оно « Пятигорск».
Какая осень нынче в Пятигорске,
Как ярки клёны в золоте своём!
В заветный домик к Лермонтову в гости
Мы по ступеням каменным идём.
Вдали, за лёгкой дымкою тумана,
Горя снегами в синей вышине,
Встаёт Эльбрус былинным великаном,
Левей – Казбек, как всадник на коне.
А рядом, здесь, за шапками каштанов,
Под Машуком белеют корпуса.
И в бурке горца царственный Бештау
Собою подпирает небеса.
Осенний день купает в солнце листья.
И современник, видевший певца,
Старинный клён листвою золотистой
Встречает нас у низкого крыльца.
И, кажется, хоть в это трудно верить,
Что вот сейчас, не опуская глаз,
Сам Лермонтов откроет настежь двери
И руку всем по-дружески подаст.
1978
Важнейшую часть литературно-мемориального комплекса составляет его
литературный отдел, расположенный в доме Верзилиных. Экспозиция этого 6
отдела посвящена теме "М.Ю.Лермонтов на Кавказе». Она знакомит
посетителей с историей связей поэта с Кавказом и, в частности, с Пятигорьем.
Дом Верзилиных в лермонтовское время был одним из наиболее известных
в Пятигорске. Гостеприимство семьи генерал – майора Верзилина,
состоявшей из хозяйки дома и трёх дочерей (сам Верзилин в это время
находился по делам службы вне Пятигорска), привлекало к нему
многочисленное общество, главным образом из числа молодёжи Часто
приходил сюда и живший по соседству Лермонтов. Последний его визит был
13 июля 1841 года. Он пришёл с
Л.С. Пушкиным, С.В. Трубецким и другими знакомыми. В этот вечер он был
вызван на дуэль.
В верзилинском доме долгие годы жила троюродная племянница
Лермонтова Евгения Акимовна Шан-Гирей, скончавшаяся здесь же в 1943
году в возрасте 87 лет. А в 1946 году, благодаря поддержке известных
лермонтоведов и деятелей культуры Б. Эйхенбаума,
Н. Бродского, Б. Неймана, В. Мануйлова, И.Андроникова, Н.Пахомова
Пятигорский исполком вынес решение о передаче музею усадьбы Верзилиных.
Обстановка гостиной восстановлена в прежнем виде. Одна из дверей
гостиной ведёт в коридор и на сохранившуюся до наших дней старую
каменную лестницу, на которой Мартынов задержал Лермонтова, явно
провоцируя его на ссору. Здесь поэт был вызван на дуэль.
В литературном отделе музея хранятся исторические документы, автографы
Лермонтова, книги и журналы того времени, картины и рисунки поэта,
портреты людей из его кавказского окружения, виды мест, где приходилось
странствовать поэту, и многие другие изобразительные и документальные
материалы, рассказывающие посетителям о том, какое особое место занял
Кавказ жизни и творчестве Лермонтова, что дало общение поэта с этим краем
русской литературе.
С восторгом говорит поэт о суровом и величественном крае, который был
для него символом свободы, вдохновителем на непреклонную борьбу за
свободу человека.
Тебе, Кавказ, - суровый царь Земли –
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына ты его благослови
И осенú вершиной белоснежной!
От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;
На севере в стране тебе чужой,
Я сердцем твой, - всегда и всюду твой…
В некоторых ранних поэмах М.Ю.Лермонтова наряду с описанием жизни, быта
кавказских народов, есть детальные описания мест, где мы живём. Действие
поэмы «Аул Бастунджи», основанной на горской легенде, происходит в
районе Пятигорья.
Между Машуком и Бешту, назад
Тому лет тридцать, был аул…
…Дикую картину Родной земли
И неба красоту
Обозревал задумчивый Бешту. 7
Давным-давно, у чистых вод,
Где по кремням Подкумок мчится,
Где за Машуком день встаёт,
А за крутым Бешту садится, близ рубежа чужой земли
Аулы мирные цвели,
Гордились дружбою взаимной;
Кавказ звал и манил поэта, загадочно мерцая своими снежными вершинами.
Ещё один экспонат в лермонтовском квартале заслуживает особого
внимания. Это угловой дом Уманова. В то время в этом доме снимал комнату
бывший однополчанин Лермонтова по Гродненскому полку А.И. Арнольди
Внешний вид дома, построенного в 1823 году, полностью реставрирован. В
нём размещена экспозиция отдела «М.Ю.Лермонтов в изобразительном
искусстве» Здесь представлены портреты Лермонтова, иллюстрации к
произведениям поэта, выполненные русскими и советскими художниками:
К.А. Савицким, И.Е. Репиным ( Пророк. Акварель. 1891г.), М.А. Зичи,
С.В.Ивановым (Сон. Акварель.1891г.), В.А. Серовым (Бэла. Акварель.1891г.),
М.А. Врубелем и другими.
Размещение в умановском доме изобразительного отдела не случайно.
Оно обосновано не только причинами музейного характера, но и желанием
отметить тот факт, что в доме этом случайно сошлись пути людей,
причастных к изобразительному искусству.
Офицер Арнольди увлекался рисованием. Лермонтов подарил ему две своих
картины: «Воспоминание о Кавказе» и «Черкес». Арнольди зарисовал вид
терраски домика, в котором жил Лермонтов. Он же запечатлел могилу на
пятигорском кладбище.
Вместе с Арнольди в этом доме поселился его учитель живописи художник
Р.К. Шведе. Ему принадлежит портрет декабриста Н.И. Лорера, написанный с
натуры на веранде дома Уманова и хранящийся в фондах музея. Шведе
нарисовал Лермонтова на смертном одре на следующий день после дуэли. По
этому посмертному портрету М.И. Цейдлер, офицер, увлекавшийся
скульптурой и живописью, сделал гипсовый барельеф, хранящийся теперь в
фондах музея - заповедника в Пятигорске.
Одним из старейших домов в «Лермонтовском квартале» считается Дом
Алябьева. Он построен в1823 году комендантом Моздокской крепости
полковником Котыревым для собственного проживания и сдачи внаймы
посетителям Кавказских Минеральных вод. После его смерти дом перешёл по
наследству его жене, во втором браке М.И.Карабутовой. Поэтому другое
название музейного объекта – «ДОМ Котырева – Карабутовой». В 1832 году в
этом доме снимал квартиру композитор А.А. Алябьев, который создал здесь
романс «Тайна» и ряд произведений на кавказские темы В 1980-е годы по
инициативе Государственного музея – заповедника М.Ю. Лермонтова на доме
установлена мемориальная доска в память о пребывании в нём композитора
А.А. Алябьева.
Музей «Дом Алябьева» был открыт в 1997 году. Он является литературно -
музыкальным отделом музея. Это единственный в России мемориальный
музей композитора. Его экспозиция посвящена теме Кавказа в жизни и
творчестве Алябьева, а так же теме «Лермонтов в музыке» Экспонируются
подлинные нотные издания лермонтовского времени, редкие литографии с
видами Москвы, картина Лермонтова «Атака лейб-гусаров под Варшавой».
Нотная коллекция музея составляет свыше 1500 предметов основного фонда. 8
Помещения Дома Алябьева используются под различные выставки из
собрания музея, а также выставки художников Ставропольского края. В
музыкальном салоне и выставочном зале проходят музыкальные вечера
старинного русского романса, звучат инструментальные сочинения Алябьева.
Лермонтовская тема остаётся одной из самых притягательных в современном
искусстве и приоритетной в деятельности музея – заповедника.
Какая хорошая вещь – П А М Я Т Ь,
Какая хорошая вещь – И С Т О Р И Я!
Память о великом русском поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове
притягивает тысячи гостей нашего города, коренных жителей, студентов и
школьников к этому интересному кварталу, чтобы отдать дань глубокого
уважения человеку, вписавшему лучшую главу в его литературную историю,
человеку, чья жизнь и судьба с детских лет и до последних дней была связана
с нашим краем, с нашим городом.
А Лермонтов… он полон света,
Живой проходит сквозь века.
Ему венок стихов поэты
Несут к подножью Машука.
(П. Бровка)
Творческая работа "Занимательное краеведение. "Здесь каждый шаг живые письмена"
Творческая работа "Занимательное краеведение. "Здесь каждый шаг живые письмена"
Творческая работа "Занимательное краеведение. "Здесь каждый шаг живые письмена"
Творческая работа "Занимательное краеведение. "Здесь каждый шаг живые письмена"
Творческая работа "Занимательное краеведение. "Здесь каждый шаг живые письмена"
Творческая работа "Занимательное краеведение. "Здесь каждый шаг живые письмена"
Творческая работа "Занимательное краеведение. "Здесь каждый шаг живые письмена"
Творческая работа "Занимательное краеведение. "Здесь каждый шаг живые письмена"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.