Е. да КРИТСКАЯ Г. П. СЕРГЕЕВА Т. С. ШМАГИНА
РАБОЧАЯ ТЕТРАПЬ
ПРОСВЕЩЕНИЕ
И З Д А Т Е Л Ь С Т В О
ФГОС
Е. д. КРИТСКАЯ Г. П. СЕРГЕЕВА Т.С. ШМАГИНА
РАБОЧАЯ ТЕТРАПЬ
Учебное пособие для общеобразовательных организаций
4-е издание
Москва
«Просвещение»
2015
удк 373.167.1:78 04-
ББК 85.31я72 k82
ЗНАЧКИ-СИМВОЛЫ
найди в учебнике, прочитай
спой
|
сыграй |
|
|
нарисуй, |
раскрась |
напиши, подчеркни
вырежи и наклей
Рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплект «Музыка» для 2 класса общеобразовательных организаций авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. Тетрадь написана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы «Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1—4 классы». Помещённые в ней занимательные творческие задания и вопросы предназначены для самостоятельной работы учащихся. Они помогут детям повторить и закрепить пройденный материал, развить свои творческие способности.
lSBN 978-5-09-035050-1 © Издательство «Просвещение», 2012, 2015 © Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2012, 2015
Все права защищены
ДОРОГОЙ ДРУГ!
Перед тобой тетрадь для самостоятельной работы на уроках музыки и дома. Выполняя задания, ты будешь вспоминать произведения и имена композиторов, музыка которых звучала в классе. По нотной записи узнавать и исполнять мелодии. Записывать музыкальные впечатления и выражать своё отношение к музыке в звуках, словах, красках, движениях.
Всё это поможет тебе понимать и любить музыку!
РОССИЯ, РОССИЯ, НЕТ СЛОВА КРАСИВЕЙ!
О нашей Родине композиторы сочинили много песен. Но есть одна самая
главная это
Есть ли такие песни в других странах мира?
Государственный гимн Российской Федерации (слова С. В. Михалкова)
Россия священная наша держава, Россия любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава Твоё достоянье на все времена!
ПрипеВ:
Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая Хранимая Богом родная земля!
ПрипеВ.
Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
ПрипеВ.
Прочитай текст Государственного гимна Российской Федерации. Какие чувства к Родине выражены в тексте гимна?
О Родине поют:
яаСКOЂО о
т40 радостно строго
еея+чесяеееео
задорно
напевно
Как ты будешь исполнять песни о Родине? «Моя Россия»
«Здравствуй, Родина моя!»
Вспомни названия нот.
Найди в нотной записи интонации кукушки (ку-ку), тиканья часов (тик-так), трубы (та-ра-ра).
|
шиш |
|
Ноты бывают разной
ДЛИТЕЛЬНОСТИ.
или это восьмые.
это четверти.
это половинные.
это целые.
Чередование коротких и длинных звуков в музы— это РИТМ.
Назови длительности нот в нотной записи на страНИЦе 6.
Спой и сыграй на клавиатуре интонации так, как указано в этих нотах.
Хлопками передай ритм (каждый звук) этих интонаций.
Ритмично хлопая в ладоши или шагая, произнеси по слогам своё имя, имена своих друзей и родных.
Прочитай выразительно знакомое тебе стихотворение. Негромкими хлопками передай его ритм (каЖДЫЙ слог).
Утром солнышко встаёт, Всех на улицу зовёт.
Выхожу из
дома я
Здравствуй, улица моя!
Я пою, и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
«Ты скорей, дружок, расти».
К. ИбряеВ
Мелодия не только душа, но и главная мысль любого музыкального произведения. Аккомпанемент сопровождает мелодию. Он делает её более выразительной, красивой.
Для
того чтобы записать мелодию с аккомпанементом, композиторы используют два, три
и более нотоносца и объединяют их слева красивыми скобками — акколадами ( {
|
и |
|
|
И |
|
Для записи высоких и средних звуков в начале нотного стана ставят СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ КЛЮЧ соль.
Низкие
звуки записываются в БАСОВОМ КЛЮЧЕ ключе фа.
фа
9:
Найди мелодию и аккомпанемент в нотных приме- рах и отметь их буквами и
|
|
Спокойно
Спой эти мелодии. Найди их в учебнике. Назови, какими нотами и длительностями они записаны.
Сыграй эти мелодии на клавиатуре.
Какую из этих мелодий 1 или 2 написал композитор Модест Петрович Мусоргский? Обведи нужную цифру карандашом. Напиши название этого сочинения:
Вспомни и напиши названия этих музыкальных инструментов.
Найди в нотных примерах, спой и сыграй на клавиатуре мелодии колыбельной, песни и марша.
Р исполняй
тихо. исполняй громко.
|
|
Ласково
Найди в журналах и газетах изображения исполни- 1 1 телей с различными музыкальными инструментами. Вырежи и наклей их на эту страницу. Напиши названия этих инструментов.
Есть ли у тебя дома музыкальные инструменты? Как они называются?
В нотной записи мелодия разделена на небольшие отрезки — ТАКТЫ.
Вертикальная чёрточка между нотами это ТАКТОВАЯ ЧЕРТА.
Тактовая черта ставится перед ударным слогом, или сильной долей такта.
Дбж-дик, дож- дик, пу-ще! дам те - бе гу- щи. дам те- бе лбж - ку,
Ешь по-нем - нож - ку!
Сосчитай и запиши, сколько тактов в этом музыкальном примере. ЯШИ
Поставь ударения в словах народной прибаутки 13 «Зайчик».
За - ИНЬ-Ка, займа! Ма - лень- кий зай - ка! длин - ны - е уш - ш! Бы - CTPbl - е нож - КИ!
Читай текст прибаутки и отмечай хлопком сильную долю такта.
Цветными нотками указано количество долей в такте их две
2
Размер такта записывается после скрипичного 4 ключа.
Определи размер такта в песенке о жуке. Напиши его после скрипичного ключа.
«Жук, жук, где твой дом?»—«Мой дом под кус-том».
Спой и сыграй на клавиатуре эти песенки.
В каждой песне, танце и марше можно услышать ровные «шаги» музыки, мерные удары пульса. Вслушайся, звучит вальс раз, два, три!
Очень быстро
Оживлённо
Слушай вальсы и дирижируй.
Какой вальс сочинил П, Чайковский, а какоЙ С. Прокофьев? Что в них общего? Чем они отличаются
друг от друга?
Какие марши ты вспоминаешь, глядя на эти рисунки? Подпиши каждыЙ рисунок.
Когда ещё могут звучать марши?
Разделившись на группы, передайте хлопками ритм этого марша. Напиши его название и фамилию композитора.
Песнь об Александре Невском
С. Прокофьев
Широко
На Неве-реке, на большой воде.
Там рубили мы злое воинство,
Злое воинство, войско шведское.
Вспомни народные песнопения о Сёргии Радонежском (с. 44—45 в учебнике).
Спой новые куплеты на знакомую мелодию.
Эти песни рассказывают об Александре-воине и 17 о
Сергии-монахе.
Как их поют: ласково, нежно, неторопливо, величаво, спокойно, энергично?
Какой характер исполнения ты выберешь?
Какие чувства вызывают у тебя эти песни?
Александр Невский и Сергий Радонежский святые земли Русской. Люди в их честь поют
Где могут звучать молитвы?
Чем отличается молитва от песни?
а ГОРИ, ГОРИ ЯСНО...
О каких народных праздниках рассказано в учеб-
Какие праздники своего народа знаешь ты? А твои родные?
Вспомни и спой рождественскую песню, весенние песенки-заклички, масленичную песенку.
Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?
Во поле берёза
стояла 19
Русская народная песня-хоровод
ла,
Спой мелодии знакомых тебе песен и плясок народов России. Укрась их звучание выразительными движениями и игрой на музыкальных инструментах.
Балет-сказка «Золушка»
Как звучит музыка в сцене из балета С. Прокофьева «Золушка»?
Прочитай сказку «Золушка» французского писателя Шарля Перро. Какие фрагменты сказки связаны с музыкой?
радостно
мрачно
сер»?
угрожающе взволнованно
страшно
Найди слова, которые соответствуют характеру музыки каждой части
сказочно
Слушая музыку, передай её развитие в цвете подбери свой фон к каждому рисунку.
Опера «Руслан и Людмила»
Звучание какого народного инструмента напоминает тебе аккомпанемент к
песне Баяна, который в оркестре исполняют фортепиано и арфа?
Какую мелодию исполняет СОЛИСТ (Баян), а какую — ХОР? Впиши в клеточки над нотами соответствующие слова.
![]() |
СИМФОНИЧЕСКАЯ СКАЗКА
С. ПРОКОФЬЕВА
Флейта
п
Гобой
Кларнет
Фагот
Валторны
Ударные
Струнные
3.2- |
Слушая музыку, обозначь появление каждого действующего лица (персонажа) на той строке, где изображён «его» инструмент или инструменты.
![]() |
Спой мелодии или песни из знакомых тебе музы-
КаЛЬНЫХ сказок.
726 ПОПУТНАЯ ПЕСНЯ
Слова Н. Кукольника Музыка М. Глинки
Очень быстро |
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дым стол - бом, ки-пит, ды - мит-ся па- ро - ход! Пе-стро -
Тай
Дым стол - бом, ки- пит, ды - мит-ся па-ро - ход! Пе-стро -
Прочитай слова начала песни как скороговорку.
Послушай всю песню. Повторяются ли в ней слова и мелодия?
Сколько в ней частей?
![]() |
Впиши определения характера МУЗЫКИ в рамки над каждой нотной строкой.
Весна
Осень
Подбери цветовой фон для пьес «Весна» и «Осень» Георгия Васильевича Свиридова.
Ноты, которые меняют окраску звучания, обведи красным карандашом.
Музыка может звучать в МАЖОРЕ и в МИНОРЕ.
Каким словом музыканты обозначают изменение настроения, чувств, окраски звучания?
Спокойно
Спой по нотам мелодию М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке».
В
каком ладу в мажоре или в миноре она звучит?
Вспомни музыкальные произведения, воспевающие красоту природы родного края.
Ровно семь цветов у радуги, А у музыки семь нот.
На земле для нашей радости Вечно музыка живёт!
С музыкой каКИХ композиторов ты познакомился на уроках?
Напиши
названия полюбившихся тебе музыкальных произведений этих композиторов.
На каких музыкальных инструментах исполняются песни и пляски твоего народа?
СИМФОНИЯ КАНТАТА УВЕРТЮРА ОПЕРА КОНЦЕРТ БАЛЕТ
Напиши,
какие из перечисленных произведений звучат: в музыкальном театре в концертном зале
Программа
Первое отделение
Сочинения
1. деревянных солдатиков
2. молитва
з.
сказка 4. 5. 6.
7.
Второе отделение
Сочинения
1. Утро
2.
З. Сказочка
4.
кузнечиков
5. Вальс
6. Марш
7.
месяц над лугами
Учебное издание
Критская Елена Дмитриевна
Сергеева Галина Петровна
Шмагина Татьяна Сергеевна
муЗЫКА
Рабочая тетрадь
2 класс
Учебное пособие для общеобразовательных организаций
Руководитель центра художественно-эстетического |
|
и физического образования Зав. редакцией изобразительного искусства, |
Л. И. Льняная |
музыки, МХК, ОРКСЭ |
Е. А. КочероВа |
Ответственный за выпуск |
Е. В. Усенко |
Редакторы |
Ю. М. СоболеВа, Е. В. Усенко |
Художник |
Ю. В. Лузгина |
Художественный редактор Компьютерная вёрстка |
Ю. Н. КобосоВа |
и техническое редактирование |
О. Ю. Мызниковой, Л. М. АбрамоВой |
Компьютерная обработка рисунков |
О. Ю. МЫЗНИКОВОЙ |
Корректор |
М. Г. ВолкоВа |
Налоговая льгота Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000. Изд. лиц.1 Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать 16.03.15. Формат 60х90 /8. Бумага офсетная. Гарнитура TextBookC. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 2,36. Доп. тираж 35 000 экз. Заказ № 3841 .
Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение». 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
Отпечатано в АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ». 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.