Творческие диктанты на уроках русского языка в 6 классе
Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
русский язык
6 кл
06.11.2018
Использование разных видов творческих диктантов на уроках русского языка
в 6 классе
1. Рассмотрим методику проведения творческого диктанта на вставку слов при изучении темы «Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных» в 6-м классе.
Урок начинается с объяснения его задачи: научиться правильно писать имена прилагательные с данной орфограммой, объяснять выбор того или иного написания и уметь пользоваться именами прилагательными в речи. Затем учитель сообщает, что сегодня ученикам предстоит написать творческий диктант, вставляя в текст диктанта имена прилагательные с изученной орфограммой. Перед началом творческой работы класс повторяет теоретический материал. Учитель задает следующие вопросы:
1. Что вы знаете о правописании н–нн в суффиксах имен прилагательных?
2. Есть ли какие-нибудь исключения из данного правила?
3. Для чего служат имена прилагательные в нашей речи?
После этого учитель читает текст без прилагательных, данных в скобках, о чем учащиеся предупреждаются заранее, и предлагает учащимся определить тип и стиль текста и придумать свое заглавие.
Использование разных видов творческих диктантов на уроках русского языка.docx
Использование разных видов творческих диктантов на уроках русского языка
в 6 классе
1. Рассмотрим методику проведения творческого диктанта на вставку слов при изучении
темы «Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных» в 6м классе.
Урок начинается с объяснения его задачи: научиться правильно писать имена прилагательные с
данной орфограммой, объяснять выбор того или иного написания и уметь пользоваться
именами прилагательными в речи. Затем учитель сообщает, что сегодня ученикам предстоит
написать творческий диктант, вставляя в текст диктанта имена прилагательные с изученной
орфограммой. Перед началом творческой работы класс повторяет теоретический материал.
Учитель задает следующие вопросы:
1. Что вы знаете о правописании н–нн в суффиксах имен прилагательных?
2. Есть ли какиенибудь исключения из данного правила?
3. Для чего служат имена прилагательные в нашей речи?
После этого учитель читает текст без прилагательных, данных в скобках, о чем учащиеся
предупреждаются заранее, и предлагает учащимся определить тип и стиль текста и придумать
свое заглавие.
(ОСЕННЕЕ) УТРО
Все вокруг застыло в крепком (осеннем) сне.
Сквозь (туманную) мглу виднеются в (серебряной) дали широкие луга. (Румяное) солнце греет
(пустынную) землю. Солнечный луч упал на (сонную) воду сквозь заросли (зеленых) трав. Надо
мною звенит (лиственный) лес, отряхивает с (зеленых) лап (стеклянные) капли росы. На
узорчатых (бархатных) листьях папоротника тоже сверкает (утренняя) роса. (Сонная) трава
немного примята вчерашним (ночным) дождем.
Просыпаются (лесные) птицы. (Чинные) синицы перескакивают с ветки на ветку. (Огненные)
клесты крошат крепкими носами (длинные) еловые шишки. Скоро весь лес огласится
(неугомонными) криками и песнями.
Учащиеся легко определяют, что это – описание состояния природы в художественном стиле.
Затем (при помощи наводящих вопросов учителя) называют этот отрывок «Осеннее утро».
После вторичного прослушивания отрывка учащиеся выполняют следующую работу:
1) называют подобранные прилагательные, которые необходимо будет вставить в диктуемый
текст;
2) указывают, к какому слову (имени существительному) относится каждое прилагательное;
3) выясняют, какой признак выражает прилагательное;
4) проводят орфографический разбор имен прилагательных.
Примеры разбора:
1. Осеннее (утро) – имя прилагательное, относится к существительному утро и характеризует
его относительно времени года; прилагательное осеннее образовано при помощи суффикса н
от существительного осень с основой на н, поэтому пишется с двумя буквами н.
2. Огненные (клесты) – имя прилагательное, относится к существительному клесты и
характеризует его относительно цвета, окраски птиц; прилагательное огненные образовано от
существительного огонь при помощи суффикса енн, поэтому пишется с двумя буквами н.
Далее учитель второй раз читает текст по предложениям, а ученики записывают их, вставляя
имена прилагательные с данной орфограммой, не разрушая смысла текста. Записанное
предложение перечитывается учителем для проверки. Можно прослушать ученический текст.
Хорошо, если учащийся будет голосом выделять вставленные слова. Возможно и вторичное
чтение для проверки правописания, особенно в слабом классе. При этом объяснение может
быть выборочным или частичным.
2. Приведем описание еще одного урока с использованием творческого диктанта с
заменами при изучении темы «Гласные в приставках пре и при» (6й класс).
Рассмотрим более подробно этап урока с использованием творческого диктанта с заменами.
Цель: совершенствование умения различать на письме приставки пре и при, формирование
навыка правописания слов с данными приставками и закрепление навыка подбора синонимов.
Во вступительном слове учитель сообщает задание: заменить в тексте, где это возможно и целесообразно, слова и сочетания без приставок пре и при однокоренными словами или
синонимами с данными приставками; также ставятся задачи предстоящей работы:
– уметь различать на письме приставки пре и при;
– правильно писать слова с приставками пре и при и объяснять выбор того или иного
написания;
– совершенствовать умение подбирать и использовать синонимы;
– совершенствовать умение строить комбинированный текст, содержащий описание и
повествование.
Учитель коротко объясняет, как выполнять работу. Затем читает текст диктанта (слова в
скобках соответствуют заменам, которые должны произвести ученики).
ИЗ СНЕЖНОГО ПЛЕНА
В полях тает, а в лесу снег еще лежит плотными подушками, и деревья нагнулись (пригнулись),
стоят в снежном плену. Тонкие стволики прижались к земле, примерзли и ждут освобождения.
Но вот наступает (приходит) этот жаркий час, очень счастливый для неподвижных деревьев и
страшный для зверей и птиц. В полной лесной тишине шевельнется еловая веточка, хочется ей
подняться (приподняться).
А под елкой, накрытый (прикрытый) ее широкими ветками, спит заяц. Ему страшно, он
внимательно слушает (прислушивается). Но вот заяц метнулся, побежал, опять сел (присел) и
внимательно смотрит (присматривается), куда ему бежать. И только встал (привстал) он на
задние лапки, как прыгнет вверх перед самым его носом целая береза!
Все изменилось (преобразилось) в лесу. Везде прыгают ветки, справляются с затруднениями
(преодолевают преграды), вырываются из снежного плена. Весь лес кругом шевелится, весь лес
пошел.
(118 слов)
(По М.Пришвину)
Лексика текста содержит следующие слова с интересующей нас орфограммой: пригнулись,
прижались, примерзли, приходит, приподняться, прикрытый, прислушивается, присел,
присматривается, привстал, преобразилось, преодолевают преграды.
Ученики, слушая текст, уясняют его содержание, выделяют слова или словосочетания, которые
требуется заменить, и подбирают подходящие синонимы для замены. Потом ученики
анализируют текст:
1. Определяют стиль текста. Текст, художественный стиль, описание пробуждения природы;
отмечают особое отношение автора к русской природе, его точный и выразительный язык.
М.Пришвин использует в тексте сравнения, олицетворения, например: снег еще лежит
плотными подушками; деревья... стоят в снежном плену; прыгнет вверх... береза;
прыгают ветки; лес... шевелится;
2. Анализируют композицию текста, определяют тип речи: описания сочетаются с
повествованием о жизни зверей в лесу.
Орфографическая подготовка:
находят слова на изученную орфограмму, называют ее опознавательные признаки
(представлены в названии орфограммы);
обосновывают выбор приставок пре и при.
После выполнения данной работы ученикам предлагается еще раз прослушать текст диктанта,
так как некоторые измененные предложения требуют правки. Затем учитель читает текст по
предложениям, а ученики воспроизводят его по методике творческого диктанта. Если в конце
работы выполняется проверка, то лучше провести ее, прослушав текст, составленный одним из
учеников.
3. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они
являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине. В 6 классе,
например, пишем творческий диктант на вставку слов по картине К.Ф. Юона «Конец зимы.
Полдень». После рассмотрения каотины, после анализа содержания, авторского замысла я
читаю предложения, ребята ставят вопросы к словам, подыскивают прилагательные. Вот
пример: К. Ф. Юон больше всего любил изображать на своих полотнах (русскую весеннюю) природу.
Наступлению весны он посвятил картину «Конец зимы. Полдень».
(Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, теплый). Небо нежное, все
светится, переливается (розовым, голубоватым) цветом. На картине не изображено солнце, но
мы чувствуем (золотистый, солнечный) свет на (тонких, стройных, статных,
белоствольных, задумчивых) березках, (пышных, колючих) елях, на бревнах деревенской
избы. Даже лыжники подставили лица солнцу!
В центре картины (пестрые, веселые, деловитые) куры выискивают зернышки в (талом,
рыхлом) снегу. Справа красуются (островерхие, пушистые, вечнозеленые) ели.
Слева (большой, бревенчатый, деревянный) дом, с его крыши сползает (огромная, белая
белая) шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник
специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в (солнечный зимний )день.
Здесь, на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми
оттенками (розового, голубого, зеленого, бирюзового, лазоревого), как морская раковина.
Вдали виднеется (большой, темный) лес. Там еще царство зимы. Солнце не проникает в чащу,
поэтому снег (белыйбелый), как мел. Путем контраста Юон подчеркнул нежность и красоту
снега не переднем плане.
Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создает (весеннее,
праздничное) настроение. Художник хорошо показал конец (долгой, суровой) зимы.
Творческие диктанты на уроках русского языка в 6 классе
Творческие диктанты на уроках русского языка в 6 классе
Творческие диктанты на уроках русского языка в 6 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.