Актуальность проблемы исследования, заключается в том школьникам поэзия кажется скучной, непонятной, ненужной. Ученики, занимающиеся музыкой, не осознают необходимости любить поэзию, читать стихи.
Дети сегодня мало читают, и совсем мало читают поэзию, только то, что надо изучать по программе.
Музыка и по значимости, и по привлекательности занимает первое место среди видов искусства.
Актуальность проекта
Наука дает убедительный ответ на этот вопрос — музыка! Археологи находят в раскопках времен палеолита (40 тыс. лет назад) примитивные музыкальные инструменты: кости птиц с пробитыми отверстиями, звучащие камни. Трудовые выкрики, охотничьи и боевые сигналы были первыми ростками будущей музыки, но как много столетий должно было еще пройти до ее истинного рождения! Через ритуальные танцы, боевые песне - пляски, игры в охоту и бои шло человечество к своей будущей музыкальной культуре.
Из истории возникновения
Позже возникло хоровое пение и разделение на два полухория, своеобразный поединок-диалог между двумя группами племени, вслед за военными песнями-плясками наши предки создавали трудовые, а затем и любовные песни, песни - славления и гимны-заклинания. Сложным и долгим путем шло создание таких уникальных явлений, как народно-песенное искусство и эпос во всем многообразии своих жанровых, поэтических и музыкальных модификаций. В песнях-гимнах героям заложены истоки героического эпоса, оплакивание усопших — песни-плачи, в любовных напевах — зачатки будущей лирической поэзии.
Из истории возникновения
В следующие эпохи развитие музыкально-поэтического искусства у разных народов складывалось по-разному. История музыки зафиксировала и проанализировала такие различные, но в чем-то и схожие явления, такие как мистерии Древнего Египта, триединое (музыка - слово - танец) искусство народов Индии, лирическая поэзия с музыкой китайской «Книги песен» - «Шицзин», древнеиудейская «Песнь песней» царя Соломона, представляющая собой сборник любовных обрядовых, свадебных песен и псалмы царя Давида и, наконец, героический эпос Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Из истории возникновения
Отделением музыки от стиха было отмечено возникновением в 14 в. музыкального жанра мессы. В отличие от господствовавшего ранее прилаживания текста к готовой мелодии, в мессе композитор сочиняет новую музыку на постоянный текст. Такое соотношение текста и музыки характеризует и вокальную лирику Возрождения, основой обычно на стихотворных текстах чисто литературного типа (Т. Тассо, П. Ронсар), а также жанры оперы, оратории и кантаты, возникновение которых на рубеже 16—17 вв. связано с окончательным формированием музыки как самостоятельного искусства.
Из истории возникновения
В 18 в. возникло новое представление о музыкальности в поэзии, которое можно назвать музыкальностью содержания, в отличие от музыкальности формы предшествующих эпох и которое связано с тем, что музыка понимается как язык чувств (Ж. Ж. Руссо). И. Г. Гердер называет поэзию «музыкой души». Ф. Шиллер говорит, что стихотворение — музыкальная композиция, где, кроме логической стройности (единства мысли), требуется музыкальная стройность (единство чувства), и различает поэзию пластическую (воспроизводящую предметы) и музыкальную (воспроизводящую душевные состояния). К такому различению лирических поэтов (иногда с прибавлением третьего типа — «поэтов мысли») прибегали многие исследователи.
Из истории возникновения
Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. Средства музыкальной выразительности представлены тембром, темпом, ладом, ритмом, размером, регистром, динамикой и мелодией. Кроме того, при анализе музыкального произведения учитывается акцент и пауза, интонация или гармония.
Средства выразительности в музыке и поэзии
Скорость движения музыки называется темпом. В музыке темп, как одно из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения. Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные, быстрые. Для определения темпов применяются главным образом итальянские обозначения. За последнее время в советских изданиях и в музыке советских композиторов стали применяться обозначения темпов на русском языке.
Мелодией называется одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро – ритмическом отношениях. Музыкальное содержание может быть передано одной мелодией без сопровождения. Одноголосные музыкальные произведения бывают с текстом (песни) и без него (инструментальные мелодии). При наличии текста содержание мелодий раскрывается значительно ярче.
Средства выразительности в музыке и поэзии
Тембром называется качественная сторона звука, его окраска. Для определения особенностей тембра применяются слова из различных областей ощущений: звук мягкий, резкий, густой, звенящий, певучий и т.д. Известно, что каждый инструмент или человеческий голос обладает характерным для него тембром. Звук определенной высоты, воспроизведенный различными музыкальными инструментами, отличается у каждого инструмента своей окраской.
Ритмом называется соотношение длительностей звуков в их последовательности. В музыке происходит чередование длительностей звуков, вследствие которого между ними создаются различные временные соотношения. Объединяясь в определенных последовательностях, длительности звуков образуют ритмические группы (фигуры), из которых, в свою очередь, складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения.
Средства выразительности в музыке и поэзии
Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад. Лад является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке. Придает музыке, совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.
Средства выразительности в музыке и поэзии
Музыкальная интонация опирается на специфические средства гармонии, лада, метра, которые музыкально ее организуют. Другая опора музыкальной интонации — жесты, движения. Отличается от речевой, фиксированностью звуков по высоте и подчинением их системе лада. Под интонацией понимают, также, манеру («склад», «строй») музыкального высказывания. В производстве и настройке музыкальных инструментов с фиксированной высотой звуков (фортепиано, органа и др.) — ровность и точность звучания каждого тона звукоряда инструмента по высоте, громкости и тембру.
Средства выразительности в музыке и поэзии
Любое слово в произведении является изобразительным средством, так как оно обязательно участвует в раскрытии содержания произведения. Способствуют художественной выразительности литературного изображения и такие специальные изобразительно – выразительные средства языка, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и др. При помощи этих средств писатели имеют возможность ясно и кратко охарактеризовать те или иные признаки или стороны изображаемых предметов.
Могучий поток рыцарского искусства охвативший все европейские страны, сливаясь с не длиннее мощным потоком народного, городского и сельского музицирования, создал музыкально-поэтическое направление с разработанным комплексом выразительных средств и четкой музыкальной письменностью, что стало основой будущих ролдансов и песен.
Музыкально-поэтические жанры
В эпоху раннего и позднего Возрождения мы наблюдаем активное наступление жанров светской музыки, подкрепленных новыми возможностями развитого многоголосия. Светские песенные и танцевальные жанры — французские шансоны, итальянские фраттолы, виланеллы, каччии, баллады, испанские вильянсико и романсы, английские кэчи и раунды, немецкие, чешские, польские песни — отражали все многообразие гуманистических идей эпохи. Именно в это время начинается формирование типа, музыканта-профессионала, получающего специальное музыкальное образование в школах и академиях.
Музыкально-поэтические жанры
Появление на рубеже XVI—XVII вв. новых жанров — оперы, симфонии, оратории, кантаты — и стиховых систем нового времени еще более отдалило поэзию от музыки, разделило на два самостоятельных вида искусства, но отнюдь не уничтожило их родовых признаков и взаимного тяготения друг к другу. Синтез поэзии и музыки - процесс живой и изменчивый. На этом длительном пути появлялись многочисленные формы взаимодействия этих двух искусств друг с другом: синкретическое искусство античности, двуединство «поэт—композитор» в эпоху средневековья, сочинение вокальной музыки на тексты авторской поэзии в эпоху Возрождения. И параллельно развивающееся по своим законам сильное, мощное народно-песенное искусство.
Музыкально-поэтические жанры
Музыка, как искусство, тесно связана с литературой, живописью и другими видами художественного творчества. Воспринимать, а значит, постигать музыку поможет «создание художественного контекста» (Л. Горюнова) - литературного и изобразительного, а также выявление содержательной общности искусств.
Вывод
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.