Содержание
Введение………………………………………………………………………2
Глава 1 Теоретическая часть
1.1 История аксессуаров …………………………………………………..…3
1.2 История канзаши………………………………………………………… 6
1.3 История атласной ленты………………………………………………….8
Глава 2 Проектировочная часть
2.1 Схемы обдумывания………………………………………………………10
2.2 Банк идей…………………………………………………………………..11
2.3 Эскизная проработка данной идеи……………………………………….11
2.4 Требования к изделию……………………………………………….........12
2.5 Выбор инструментов и материалов……………………………………...12
2.6 Организация рабочего места……………………………………………...14
2.7 Техника безопасности при выполнении работ………………………….15
2.8Технологическая карта ………………………………………………… 16
2.9Экономическое обоснование …………………………………………….20
2.10Экологическое обоснование …………………………………………....20
2.11Самооценка ………………………………………………………………20
2.12Реклама …………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………................21
Список литературы…………………………………………………………...22
Приложения …………………………………………………………………..23
Введение
Сегодня очень популярны украшения, сделанные своими руками. Их изготавливают из простых и разнообразных материалов. В своё время основательница дома моды – Коко Шанель выделила перечень украшений, которые должна носить истинная женщина. В него входили кольцо, часы, браслет и брошь. К сожалению, брошь сегодня менее популярна, чем другие аксессуары. Это связано, скорее всего, с тем, что многие девушки не знают, как её носить.
В нашей школе был юбилей. Для выступления коллектива учителей нам предложили придумать оригинальный аксессуар. Из нескольких вариантов была выбрана брошь. Цвета мы выбрали символов России. Рассмотрев разные техники изготовления броши, мы остановились на технике канзаши.
Несколько лет я занимаюсь в кружке «Сувенир». Я работала с разными материалами и выполняла работы в разных техниках. Конечно жеизготавливала подарки своими руками для друзей и родных. Однажды мне предложили поработать в технике канзаши, меня это заинтересовало, и я решила сделать брошь именно в этой технике.
Цель:
Спроектировать и изготовить аксессуар в технике канзаши.
Задачи:
1)изучить литературу по теме
2)изучить технологию изготовления аксессуаров в технике канзаши.
3)разработать технологическую карту изготовления аксессуаров.
Глава 1 Теоретическая часть
1.1. История аксессуаров
Когда появились первые аксессуары, сказать сложно, да и пересказать их историю невозможно. Их было много, некоторые элементы забылись или просто утеряны с годами. Каждая эпоха отличалась чем-то особенным. К примеру, в двенадцатом-семнадцатом веках у каждой светской дамы обязательно было ручное зеркальце. Впоследствии это были флаконы для духов, часы, очки и др. В Древней Греции женщины любили и умели украшать свои прически. И самым простым и распространенным предметом, используемым для этой цели, был венок. Плели его из цветов, листьев растений, а позже - еще и из золота, и надевали при абсолютно разных случаях.
Но носили венки не только женщины. Мужчины, от гладиаторов до императоров украшали ими свои головы. Венки, кстати, считались отличным средством от опьянения.
В Древней Руси женщины носили обруч из бересты. Ее обтягивали тканью и нашивали цветы, перья и другие украшения, подаренные природой. Или просто вышивали. А в начале ХVIII века девушки предпочитали простые локоны, украшенные лентами, шнурками или цветами. Эту моду ввела Герцогиня Шрусбери, которая в 1713 году на приеме в Версале предстала перед Людовиком XIV в мягком образе с простыми слегка вьющимися волосами.
Брошь переживает второе рождение в наши дни, стало актуально украшать одежду самыми разнообразными ее представителями.
Начав свой путь еще в бронзовом веке, пять тысяч лет назад, в качестве обычной застежки для одежды, она доросла до сольной партии в симфонии ювелирных украшений. Застежка получила название фибулы (лат. fibula – шпилька, застёжка).
Кем и когда была изобретена первая заколка для волос, сказать трудно. Доподлинно известно только то, что появилась она задолго до нашей эры.
В Древнем Египте заколки были незаменимой вещью. Прически фараонов и приближенных к ним отличались изощренностью и пышностью украшений: "скромные" будничные аксессуары для волос из золота в праздники дополнялись жемчугом, золотыми пластинами и перламутровыми зажимами.
В Древней Греции женщины украшали прически живыми цветами и яркими лентами, а в праздничные дни надевали на головы диадемы из благородных металлов, инкрустированные драгоценными камнями.
В Японии многие мужчины пользовались заколками, видя в них не только надежный фиксатор самурайских причесок, но и... незаменимое оружие. К примеру, "кансаси" - заколки в виде миниатюрных стилетов длиной до двадцати сантиметров - легко можно было использовать в качестве метательных ножей. Впрочем, столь опасные украшения были в почете разве что у ниндзя и самураев. Обычные же граждане предпочитали украшения куда менее экстремальные: безобидные шпильки и гребни.
На Руси национальной женской прической считалась коса до пояса. Заплетая косу, девушки украшали ее лентами, шелковыми кистями и подвесками. А на лбу волосы удерживались с помощью перевязок.
В Европе эпохи Возрождения миниатюрные украшения для волос трансформировались в огромные проволочные каркасы и обручи, удерживающие неимоверно высокие прически. Все эти вавилоны на голове украшали драгоценными камнями, лентами, перьями, бисером, черепаховыми гребнями и шпильками из слоновой кости.
Со временем прически начали уменьшаться в размерах, и к началу двадцатого века длина волос катастрофически укоротилась. Феминистически настроенные дамы шикарным локонам предпочитали короткие стрижки и не признавали ярких украшений. Шпильки стали незаметными, заколки и ленты - сугубо функциональными вещами: с их помощью убирали мешающую прядь или собирали волосы в неприметный пучок или хвостик.
Сегодня мода позволяет воспользоваться любым направлением из ее тысячелетней истории, ведь украшения для волос в наши дни стали неизменным элементом стиля, завершающим образ.
Украшения - неотъемлемая часть имиджа женщины. Любой представительнице прекрасного пола во все времена было приятно получить такой подарок от кавалера или же просто побаловать себя желанной безделушкой. Считается, что первыми украшать себя стали египтяне. Самым распространенным украшением у египтян были вырезанные из камня различные амулеты в форме сердца и глаз, а так же бусы. Они изготавливали их из мягких пород камня, а затем из настоящих драгоценных камней. Также огромных размеров достигла мода на драгоценные камни у римлян и греков. Например, жена Калигулы запросто приходила в гости, нацепив на себя несколько килограммов драгоценных камней. С незапамятных времен люди стали прокалывать себе уши и украшать их разными предметами. Мода носить в ушах серьги пришла на Русь от норманнов. Князь Святослав Игоревич носил в одном ухе золотую серьгу, украшенную двумя жемчужинами и рубином. Приблизительно до XVII века сережки носили и мужчины и женщины. В наши дни мужчины вновь стали носить серьги. Но оказывается, что мода эта насчитывает многие сотни лет. Раньше мужчины носили серьги не только на Востоке, где это украшение было обычным атрибутом наряда шахов и раджей.
1.2 История канзаши
Все большую популярность среди неугомонных мастериц приобретает создание цумамиканзаши своими руками. Эта оригинальная техника рукоделия пришла к нам из Страны Восходящего Солнца. В основе цумамиканзаши лежит оригами – традиционное японское искусство складывания поделок из бумаги. Вот только в данном случае складывают не бумагу, а квадратики из натурального шелка, которые превращаются в удивительные цветы и цветочные композиции. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу.
Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.
Появлением шелкового оригами мы обязаны гейшам, которые в дополнение к изысканным кимоно, причудливому макияжу и расписным веерам стали создавать вычурные прически, украшенные цветами из ткани. Поскольку в традиционном японском женском костюме не допускается использование ожерелий и наручных украшений, декорирование причесок стало одним из главных способов самовыражения. Изначально цветы из шелка предназначались для украшения шпилек, гребней и палочек в прическах гейш, но со временем они приобрели более широкое признание в японском обществе. Вплоть до середины 20-го века канзаши были не просто модным аксессуаром, а показателем социального статуса японки, по которому можно было судить о ее принадлежности к определенному слою общества, о замужестве и даже количестве детей.
Искусство цумамиканзаши своими корнями восходит к 17 веку, ко второй половине периода Эдо, когда японки начали создавать сложные прически, щедро украшенные всевозможными шпильками и гребнями. В переводе с японского «канзаши» – шпилька. Именно шпилька для волос дала название новому оригинальному виду декоративно-прикладного искусства, которое живо и здравствует по сей день, приобретая все больше поклонников по всему миру. Традиционные канзаши создают из древесины самшита, сакуры, павловнии, магнолии, золота, серебра, черепахового панциря, нефрита, кораллов, агата, янтаря. В древности самые дорогие экземпляры изготовляли из кости журавля. Сегодня дешевыеканзаши делают из обычного пластика.
Канзаши стали незаменимым атрибутом традиционного японского женского костюма, но даже в современной Японии они не теряют своей актуальности. Каждая женщина, одевающая кимоно, непременно украшает прическу канзаши. Популярен этот вид аксессуаров и среди молодежи, не говоря уже о прическах невест, даже если церемония проводится в европейском стиле. Кроме того, сегодня канзаши используются не только для украшения причесок, но и для изготовления оригинальных аксессуаров, бижутерии, декора одежды.
В основе техники хана-канзаши лежит складывание (цумами) квадратных или прямоугольных кусочков ткани в форме округлых, продолговатых или острых лепестков.
На сегодняшний день украшения в технике Kanzashitsumami обретают свою популярность далеко за пределами Японии. К слову сказать, «канзашки» в современном варианте, это не только украшения для волос в виде всевозможных заколок, их можно использовать и в качестве брошей, различного декора и всего того, на что хватит Вашей фантазии!
1.3 История атласной ленты
История
атласной ленты берёт начало с обычной тесьмы из растительных волокон, которая
использовалась, в основном, для вплетания в причёску. Это украшение было
популярно ещё в доисторическое время. Что подтверждают находки археологов на
стоянках древнего человека в различных частях нашей планеты. А уже в античный
период история атласной ленты достигает своего расцвета. В это время её
начинают украшать вышивкой, камнями, монетами. Всё это делается с помощью
дорогих материалов. Естественно, тогда атлас производился из натуральных нитей
— хлопка, льна.
В Древнем Китае для этого, конечно же, использовался шёлк, да и во всех
древних цивилизациях использовали эти красивые блестящие атласные ленты.
История их применения в каждом государстве была своя: где-то они были знаком
отличия, где-то использовались исключительно женщинами, или — только мужчинами,
были привилегией высшего сословия или имели сакральное значение.
Атласные ленты – один из самых известных и самых демократичных материалов для
декора, отличающийся благородством фактуры, многообразием цвета, нежностью и
красотой. Они использовались во все века и ценились даже при королевских
дворах, а цветы из них украшали наряды самых высокопоставленных особ.
Изготовление цветов – один из видов лоскутной пластики декоративно-прикладного
искусства доступный для восприятия. Это интересное и увлекательное занятие,
требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде
рукоделия нет. После второй мировой войны интерес публики ко всем видам
рукоделия стал снижаться. Кроме того, в послевоенное время мир охватила
массовая эмансипация, и шикарный романтический стиль ушел на второй план. И
только совсем недавно великие дизайнеры одежды и интерьера стали возвращаться к
декору шелковыми и атласными лентами. Вернулся интерес, возродились старые и сформировались
новые технологии, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями.
В общем, история атласной ленты насчитывает огромное количество лет. И за всё это время она не утратила своей актуальности, привлекательности. Сейчас ленту производят как из натуральных, так и из синтетических нитей. Необычайной красоты добиваются с помощью особого способа переплетения нитей при изготовлении атласной ленты.
История даёт нам возможность проследить за тем, как изменялась мода и вкусы людей. Сейчас уже не встретишь девушку с вплетённой в косу лентами, зато при изготовлении одежды они используются всё также (если не считать того, что теперь атласные ленты прочно закрепились именно в женских нарядах, и почти совсем ушли из мужских). Также осталось неизменным их использование при декорировании интерьеров.
Используя атласные ленты для изготовления разнообразных цветов, мы можем украшать ими одежду, сумочку, обувь, ободки и заколки или сделать из них самостоятельное украшение. В нашем проекте мы это отразим.
Разновидность используемых лент
Атласные ленты бывают разной ширины. Самая узкая - 0,3 мм, самая широкая - 10 см, также есть 0,6 см, 1,2 см, 2,5 см, 4 см, 5 см, 8 см. Сейчас для производства атласной ленты используют не только натуральных компоненты, но и синтетические. Раньше лента производилась только с одной гладкой стороной, теперь стало возможным выпускать её двусторонней. Существуют ленты с рисунками и вышивкой, с тиснением и классические. Разнообразие цветов и оттенков, позволяет подобрать нужный цвет, без особого труда.
Глава 2 Проектировочная часть
2.1 Схемы обдумывания
2.2. Банк идей.
Рассмотрим возможные варианты идей, и выберем оптимальный вариант.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|
|
Вариант 3 |
Вариант 4 |
|
|
2.3. Эскизная проработка данной идеи
См. приложение 1
2.4. Требования к изделию
Готовое проектное изделие должно соответствовать следующим требованиям:
1. Соответствие модным тенденциям времени
2. Эстетичность и гармоничность цветового решения
3. Материальные затраты
4. Сложность изготовления
Варианты
|
мода |
Сложность изготовления |
Эстетичность
|
Материальные затраты |
Роза |
+ |
+ |
+ |
- |
Гербера |
+ |
+ |
+ |
- |
Пион |
+ |
+ |
+ |
- |
Георгин |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.5. Выбор инструментов и материалов
Для того что бы изготовить цветок-брошь нам понадобятся инструменты и материалы эта техника также требует самый минимум. Начинающей мастерице понадобятся лишь:
Ø атласные ленточки разных размеров, оптимально 5 см, а вообще подойдет любая ткань: шелк, органза, атлас, креп-шифон и т.п.;
Ø линейка, карандаш или мелок для разметки ровных квадратиков;
Ø ножницы;
Ø зажигалка или свечка;
Ø пинцет;
Ø клейклеевой (горячий) пистолет;
Ø нитки;
Ø бусины
Стоит отметить, что в классической технике канзаши используется только натуральный шелк и рисовый клей. Учитывая высокую стоимость этих материалов и ценность ручной работы, можно предположить, сколько стоят настоящие японские канзаши. Однако, техника эта весьма демократична. Современные украшения изготавливаются из различных видов ткани и с использованием любых синтетических клеев. Настоящие тсумами-канзаши изготавливаются из натурального шелка, но, в принципе, на них можно пустить кусочки практически любых тканей попавших вам в руки. Обычно используют креп-сатин, атласные ленты, капрон и органзу.
У креп-сатина широкая цветовая гамма и, соответственно, проще найти определенный оттенок, квадраты нужного размера нарезаются самостоятельно - не возникает проблем с лепестками одного цвета и разной величины. Он мягкий - круглые лепестки получаются нежнее и им проще придать нужную форму. Для создания острых лепестков мягкость креп-сатина это скорее минус – заготовки при складывании придется проглаживать утюгом. Однако, все зависит от того, какой лепесток вы хотите получить. Из явных минусов – при опаливании чернеет, поэтому со светлыми оттенками возникают проблемы. Если зазеваться – не плавится, а горит.
Органза – хорошо плавится, не меняет цвет при оплавлении. Но сыпется сильнее, чем креп-сатин и легко деформируется, так что обращаться с ней придется очень осторожно.
Капрон, имеет то же самое преимущество, что и органза – великолепно плавится. Однако, в отличие от нее, он не сыплется и совсем не деформируется. Работать с ним очень просто, но он очень жесткий, круглые лепестки из него выглядят неуклюже. Но для острых он – вполне подходит.
Атласные ленты – хорошо опаляются, почти не деформируются, легко нарезаются на квадратики. Жестче, чем креп-сатин, но мягче капрона.
2.6. Организация рабочего места
Каждая рукодельница рано или поздно сталкивается с вопросом организации своего рабочего места.
Большое влияние на самочувствие работающих и на качество их работы
оказывает правильная посадка. Неправильное расположение корпуса вызывает
преждевременную усталость, снижение работоспособности, а так же способствует
появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости т
т.д.
Посадка при выполнении ручных работ считается правильной, когда
соблюдаются следующие условия:
1. Обрабатываемые детали хорошо видны, свет падает с левой стороны, или,
в крайнем случае, прямо.
2. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом
положении ног нарушается кровообращение. Не следует закладывать ногу за ногу,
т.к. неправильное положение ног вызывает преждевременную усталость.
3. Корпус нужно держать прямо или слегка наклонно вперёд. Голову слегка
наклонить вперёд. Нельзя опираться грудью на стол.
4. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10
см. При работе не следует ставить локти на стол.
5. Расстояние от глаз до обрабатываемой детали должно быть 25-35
см.
6. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка
согнутого к выпрямленному и обратно).
После окончания работы нужно тщательно убрать рабочее место:
детали, изделие, инструменты и приспособления – в отведённые места хранения,
различный мусор в мусоросборник.
2.7. Техника безопасности при выполнении работ
При выполнении творческого проекта необходимо соблюдать технику безопасности.
Техника безопасности при работе с тканью:
• Не подноси иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывай иглу в свою одежду
• По окончании работы иглу следует вколоть в подушечку или положить в игольницу.
• Работая с булавками, вкалывай их в ткань от себя.
• Рабочую нить отрезай ножницами. Острые концы ножниц не подноси близко к лицу.
• Передавать ножницы необходимо кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями.
• Сломанные иголки и булавки, обрезки ниток, непригодный бисер, лоскутки и прочие отходы лучше складывать в специальную коробочку, а после работы выбрасывать.
• Необходимо соблюдать осторожность и пересчитывать находящиеся в работе иголки и булавки до начала работы и после ее окончания.
• Ножницы во время работы нужно класть со стороны рабочей руки, кольцами к себе.
Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом:
• заряженный стержнем термоклеевой пистолет вставляем в розетку и нагреваем, трогать его, нажимать на кнопки и т.д. не нужно, пусть греется необходимое время (5-15 минут, в зависимоти от пистолета).
• когда клей разогрелся и стал жидким, подносим термоклеевой пистолет к рабочей поверхности и начинаем работу.
• самое неприятное, что может быть в термоклеевом пистолете - это кончик, раскаленная насадка, откуда вытекает клей. Трогать эту часть пистолета не нужно, можно получить ожог. Будьте внимательны! Клей внутри пистолета разогревается до очень высокой температуры, поэтому работать с ним нужно осторожно, чтобы случайно не обжечься.
2.8. Технологическая карта
№п./п. |
Наименование операции |
Изображение |
Оборудование и инструменты |
1 |
Подготовим материалы и инструменты |
|
|
2 |
Разметка ленты (8 прямоугольников 5х6см) |
Ножницы, линейка |
|
3 |
Изготовление заготовок для лепестков |
Ножницы
|
|
4 |
Складывание лепестка |
|
Пинцет |
5 |
Складывание лепестка |
|
Пинцет |
6 |
Складывание лепестка |
|
Пинцет |
7 |
Обжигание кромки лепестка |
|
Пинцет, свеча. |
8 |
Изготовление всех лепестков для одного цветка (16 штук) |
|
Пинцет, свеча. |
9 |
Сборка цветка |
|
Клеевой пистолет. |
10 |
Сборка цветка |
|
Клеевой пистолет.
|
11 |
Сборка цветка |
|
Клеевой пистолет. |
12 |
Сборка цветка |
|
Клеевой пистолет. |
13 |
Изготовление заготовок |
|
Клеевой пистолет. |
14 |
Разметка подложки из фатина (10Х30 см) |
|
Ножницы, линейка, мел портновский |
15 |
Складывание гармошкой подложки |
|
|
16 |
Ниточное скрепление подложки |
|
Иголка, нитки, ножницы. |
17 |
Формирование подложки |
|
Иголка, нитки, ножницы. |
18 |
Формирование серединки цветка из фатина |
|
Ножницы |
19 |
Соединение подложки, цветка и серединки |
|
Клеевой пистолет. |
20 |
Прикрепление бусины |
|
Клеевой пистолет. |
2.9. Экономический расчет
№ |
Материал |
Кол-во |
Цена |
Стоимость |
1 |
Лента атласная |
50 см |
8 руб. |
4 руб. |
2 |
Фатин |
10 см |
100 руб. |
10 руб. |
3 |
Основа для броши |
1 шт. |
5 руб. |
5 руб. |
4 |
Бусина |
1 шт. |
1 руб. |
1 руб. |
5 |
Клеевой стержень |
0,5 шт. |
5 руб. |
2,5 руб. |
Итого: |
|
22 руб. 50 коп. |
2.10. Экологическое обоснование
Изготовление цветов несложно и увлекательно. Этот вид рукоделия не требует специально оборудованного рабочего места и больших затрат. Но в тоже время требует много терпения. Технология канзаши не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Для изготовления украшений мы использовали материалы изготовленные из экологически чистого сырья. Моя работа не наносит вред окружающей среде. В своей работе я использовала экологически чистые материалы.
2.11. Самооценка
Главной задачей моего проекта было спроектировать и изготовить аксессуар. Я достигла своей цели. При выполнении изделия я улучшила свои знания и умения. Я получила удовольствие от процесса работы.
В итоге у меня получился замечательные броши. Теперь можно их использовать для разных мероприятий и выступлений. Хочу Вам сказать, что это очень трудоёмкая работа. Считаю, что поставленная цель достигнута. Результат полностью оправдал наши ожидания. Мне и моим учителям очень понравился внешний вид работы, цветовое решение, и считаю, что эти украшения прекрасно дополнят образ моих учителей, и хорошо будет сочетаться с вещами. Мою работу оценили родители, учителя и друзья. Я собираюсь и в дальнейшем выполнять изделия в технике канзаши. Планирую в будущем сделать еще больше украшений для волос и в различной цветовой гамме.
2.12. Реклама
См. приложение 2
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что канзаши имеет большое преимущество перед другими видами рукоделия – во все времена оно будет модно. Выполнив данный проект, я убедились, что нет ничего невозможного. Работая в данной технике впервые, я смогли создать неплохие и оригинальные работы. Мы не только освоили и закрепили приёмы изготовления лепестков, но и узнали много нового и интересного.
Любой творческий проект даёт возможность для раскрытия способностей. Наш проект таким и оказался. Мы смогли создать своими руками красивые вещи, проявить фантазию, найти новые идеи на будущее, получить навыки, которые смогут стать основой для получения дохода. Ядовольны результатами своего труда. Считаю, что поставленные цели и задачи достигнуты. Планирую в будущем сделать еще больше украшений и сувениров в различной цветовой гамме.
Список литературы:
1. « Технология» В.Д.Симоненко Обслуживающий труд. 5-9 класс – М: Вентана - Граф, 2010
2. Золотая книга рукоделий. Сост. А.Григорьева, М.: Белый город, 2008;
3. http://stranamasterov.ru/
4. http://mastera-rukodeliya.ru/
5. http://www.zlatoshveika.com/
6. Сайт «Домашняя волшебница» http://www.magic-dom.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.