Содержание
Введение……………………………………………………………...….3
Глава 1. Поисково-исследовательский этап проекта.
1.1 Историческая справка. …………………………………………..… 4
1.2 История возникновения фольклорного стиля…………………….5
Глава 2 Организационно-подготовительный этап проекта
2.1 Планирование работы.…………………………………..…….....…9
2.2 Дизайн-спецификация ………………………………………………10
2.3 Банк идей для костюма.……………………………… ………….....11
2.4 Эскизная проработка данной идеи.…………………………………13
2.5 Оборудование и инструменты …...…………………………………13
2.6 Материалы для изготовления костюма.…………………………....14
2.7 Правила техники безопасности и организация рабочего места…..15
Глава 3. Технологический этап проекта
3.1Технологическая карта……………………………………………...16
3.2Экономическое обоснование………………………………….…….21
3.3 Экологическое обоснование……………..…………………….......22
3.4 Реклама……………………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………........22
Список литературы ……………………………………………………..23
Приложение
Введение
У каждой из нас есть любимое занятие, которым мы так увлеченно занимаемся в свободное время. Для меня это занятие – пошив одежды. Несколько лет я занимаюсь в школьном театре моды. Создавая новую коллекцию, мы решили выполнить ее в фольклорном стиле. Как раз об этом я хочу вам рассказать в своей работе. Индивидуальный пошив одежды – это возможность пошить разнообразные модные фасоны любого размера и расцветки. Все это творческий процесс, основанный на большом опыте и мастерстве исполнителя. Не каждая девушка хочет и может покупать уже готовую одежду в магазинах.
Цель проекта: разработать и изготовить костюм в фольклорном стиле.
Цель работы определила следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть возможные варианты изделий.
3. Разработать эскиз изделия.
4. Рассмотреть и подобрать материалы для изготовления.
5. Изготовить изделие.
Глава 1. Поисково-исследовательский этап проекта.
1.1 Историческая справка.
У всех народов мира имеется свой национальный костюм. Русская традиционная одежда начала формироваться в V веке на основе элементов костюма древних руссов. Убранство русичей отличалось своеобразием, имело свои особенности и соответствовало образу жизни народа-земледельца.
Русский костюм… мы так привыкли к этим словам, что забываем, а подчас и не знаем о настоящем назначении вещей, объединенных этим названием. Нам, русским, досталось от предков богатейшее наследство, созданное их талантом. Во все времена стремились русские люди к красоте: они украшали резьбой свои жилища и домашнюю утварь, расшивали узорами полотенца и одежду, вкладывая в создание простых предметов не только умения, но и свою душу, свои надежды и мечты, радости и печали. Веками копилось это наследство, многое затерялось по пути к нам, ведь время не щадило ни самих людей, ни их творения. И все же, многое из накопленного веками, дошло до нас. Одежда создает образ не только отдельного человека, она создает образ улицы, города, страны. Самая характерная черта русского народного искусства во всех его видах - радость, праздничность. Но даже трудно себе представить, что такое светлое, радостное искусство, как народный костюм, родилось в низкой полутемной избе под руками мастериц, в полном смысле задавленных тяжелой жизнью. Традиционный народный костюм – уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа. Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
1.2 История возникновения фольклорного стиля.
Фольклорный стиль является одним из звеньев, которые связывают прошлое и настоящее нашего народа. Из века в век он сохраняет привычные для нас краски и силуэты. Он подчеркивает такие ценные качества как изысканность, элегантность, достоинство. Фольклорный стиль одежды содержит элементы этнических костюмов практически со всего мира, собирая их в нечто особенное, новое. И это неслучайно: ведь каждый народ, который населяет или когда-либо населял нашу планету, непременно оставлял след и в истории цивилизации. У каждого народа есть свои правила и особенности в манере одеваться, украшать себя и т.п. поэтому стиль фолк, без преувеличения, один из самых богатых и разнообразных стилей из всех существующих.
Фольклорный стиль имеет уникальную возможность быть разным. У каждого народа своя культура, а значит, столько же может быть различных направлений, позволяющих создать непревзойденный, ошеломляющий образ.
В качестве примера можно рассмотреть коллекции мировых дизайнеров. Фолк на подиуме имеет множество направлений.
Ярко выраженные фольклорные мотивы можно наблюдать в коллекции Dolce&Gabbana. Вдохновение для своих работ дизайнеры Доменико Дольче и Стефано Габбана черпали из любимых мест.
Фольклорный стиль дизайна одежды, возможно, самый древний в истории человечества. История его зарождения уходит корнями в прошлое. Сегодня стилем фолк в моделировании костюма (а в понятие «костюм» входят одежда, головной убор, аксессуары, обувь), принято считать использование в дизайне азиатских, африканских, индийских, славянских, скандинавских, южноамериканских мотивов и еще множество других.
Мужской костюм
Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Рубашка могла быть и без запа́ха.
Холщовые или сермяжные штаны, широкие, как шаровары, собирались у пояса и подвязывались у ступни и под коленями. Вместо ремешков на ноги иногда надевали металлические обручи. Богатые люди носили две пары штанов: холщовые и шерстяные.
Женский костюм
В женской одежде выделяется четко выраженные комплекты: рубаха с поневой и головным убором сорокой, рубаха с сарафаном и кокошником.
У женщины одежда была такая же, как и у мужчин, но длиннее и шире и изготовлялась из менее грубой кожи и ткани. Белые холщовые рубашки длиной ниже колен украшались вышивкой по вырезу круглой горловины, по подолу и рукавам. На длинные юбки пришивались металлические пластинки. Зимой женщины надевали короткие накидки (душегрейки), шубки.
Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения — сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функции. Не нарушая традиций общества, человек стремился хоть чем-то выделить себя внешне. По тому, что носила на своей голове женщина, можно было определить её возраст — совершеннолетняя или нет, замужем или просватана, в какой местности проживает.
На Руси головной убор был самой важной и дорогой частью одежды. Он мог многое рассказать о своем владельце: о его семейном положении, достатке, социальном статусе.
Мужчины носили шапки, опушенные мехом. Ширина опушки обозначала социальный статус мужчины. Чем больше ширина опушки — тем важнее человек. Головной убор девушек обозначал, прежде всего, ее семейное положение. Маленькие девочки носили простые матерчатые повязки на лбу. Повзрослев, они надевали «красу» или как его еще называли «увясло» (от слова «вязать») — девичий венец. Венчик мог быть изготовлен как из ткани, так и из металла. Когда девушка выходила замуж, она должна была носить головной убор, скрывающий волосы. Это мог быть платок (его называли «повой» или «убрус») или кика. Отличительной чертой кики были рога. Наши предки верили в то, что рога (символ мужского начала) оберегают женщину от бед и несчастий.
Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т.к. по старинным обычаям показывать их было нельзя.
Кичка – головной убор замужних женщин. Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, в виде обруча, овала, полуовала и другие. Рогатые кички были главным образом у населения южных регионов. Копытообразные кички имели свой регион распространения — Архангельская и Вологодская губернии.
Сорока - верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка.
Кокошник - в отличие от повседневного головного убора (сороки или платка), был сначала только праздничным головным убором, даже свадебным и украшался, особенно на Севере, жемчугом. Но, если кичка была чисто крестьянским головным убором, то в городах и крестьянки, и мещанки, и купчихи носили вскоре кокошник. Изготавливали кокошники специальные мастерицы в городах, в больших селах, в монастырях и продавали на ярмарках.
Аксессуары
Их использование должно быть минимальным. Для создания образа славянской красавицы можно воспользоваться стилизованными бусами, браслетами или серьгами. К примеру, выберите под свой наряд деревянные изделия, украшенные росписью. Также платье можно дополнить поясом и платком.
Глава 2 Организационно-подготовительный этап проекта
2.1 Планирование работы
2.2 Дизайн-Спецификация.
Свой костюм я решила выполнить в фольклорном стиле.
Фольклорный стиль – это современный стиль одежды с использованием элементов национального костюма. Костюмы в этом стиле шьются из натуральных тканей естественных расцветок.
В основу формирования концепции композиционного строения моделей коллекции заложен русский фольклорный стиль. Большое количество модельеров и дизайнеров используют элементы русского стиля в своих фольклорных коллекциях. Благодаря чему народные мотивы стали одним из актуальных трендов. Женская одежда, аксессуары и обувь в русском стиле присутствует в коллекциях русских и зарубежных модных брендов.
Сегодня многие дизайнеры обращаются к национальному стилю вообще и к павловопосадским узорам в частности. Разнообразие расцветок, рисунков, фактур и материалов, из которых изготовлены современные павловопосадские платки, предоставляют модельерам широкий простор для творчества. Они становятся основой для платьев, юбок, сарафанов и костюмов. Еще чаще орнаменты павловопосадских платков используются как единичный или частичный элемент отделки той или иной детали моделей одежды «от кутюр».
Главным фаворитом среди всех аксессуаров русского фольклорного стиля, несомненно, является сам павлопосадский платок! Уникальность павловопосадского платка - в его непроходящей актуальности, не знающей ни временных, ни возрастных границ.
Сегодня павловопосадский платок - это остромодный аксессуар, который может придать облику его обладательницы особую привлекательность, выразительность и неповторимость. Его узоры напоминают о многоцветье лета, о золотом осеннем лесе, о красоте природы. Павловопосадские платки можно рассматривать как живописные полотна, восхищаясь таинственными переплетениями узоров.
2.3 Банк идей для костюма.
В этой главе мы рассмотрим варианты различных фасонов и выберем оптимальный и подходящий вариант.
Критерии оценки |
Варианты |
||
Рисунок 1 |
Рисунок 2 |
Рисунок 3 |
|
Наличие заказа и спроса на рынке |
+ |
+ |
- |
Наличие материалом |
+ |
+ |
- |
Наличие инструментов и оборудования |
+ |
+ |
+ |
Достаточность знаний и умений |
+ |
+ |
+ |
Возможность применения |
+ |
+ |
+ |
Соответствие размеров изделия потребностям покупателя |
+ |
- |
- |
Итого: |
6 |
5 |
3 |
Исходя из результатов оценки, оптимальным является вариант изготовления костюма, представленный на рисунке 1.
Правила фольклорного стиля:
1) Одежда прямого покроя за исключением трапециевидных платьев и рубашек, а так же широкие рукава.
2) Фольклорный стиль немыслим без вышивки, помпонов, узоров, бисера.
Мой костюм состоит из блузы, имитирующий рубаху, стилизованного сарафана прямого кроя с цветной вставкой и съёмной конической юбки -солнца.
2.4 Эскизная проработка данной идеи(см. приложение№ 1)
2.5. Оборудование и инструменты
Оборудование |
Инструменты |
Дополнительные материалы |
Швейная машина “Чайка”; утюг “PHILIPS”; доска гладильная.
|
Швейные иглы: ручная №3, машинная №90;Ножницы; К Карандаш; Л Линейка, лекало; Булавки; Портновский мел; Ра Распарыватель;
|
Калька; альбомные листы, клей
|
2.6 Материалы для изготовления костюма.(см. приложение №2)
Материалом для одежды служили ткани домашнего производства: однотонные льняные и конопляные холсты, узорные льняные ткани. Но так как в магазинах я не нашла похожей ткани, то купила синтетическую ткань Для изготовления костюма мною использовались синтетические ткани, имитирующие натуральные, а также набивной штапель, с узором подобным росписи павлово-посадского платка.
Исходным сырьем для производства синтетических волокон являются продукты переработки каменного угля, и нефти. Ткани из этих волокон жестковаты, имеют гладкую поверхность, прочны на разрыв, устойчивы к истиранию, не выцветают и мало мнутся. К тому же они не поражаются молью и микроорганизмами. Недостатки: плохо впитывают влагу и чувствительны к высоким температурам. Не горят, но плавятся без запаха.
Уход за синтетической тканью:
Только ручная стирка.
Максимальная температура воды при стирке 40 гр.
Средний нагрев утюга
Химчистка запрещена
Отбеливание запрещено
2.7 Правила техники безопасности и организация рабочего места.
При работе на швейной машине:
1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди;
2. Сидеть за машиной нужно прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд;
3. Должно быть хорошее освещение;
4. Стул должен стоять напротив иглы;
5. Расстояние между работающим и столом машины должно быть 10-15 см;
6. Изделие должно находиться на расстоянии 30-40 см от глаз работающего;
7. Волосы должны быть убраны;
8. На машине не должны лежать посторонние предметы;
9. Перед работой проверить, не остались ли в изделии иглы и булавки;
10. Следить за правильным положением рук.
При работе электрическим утюгом:
1. До начала работы подготовить и проверить рабочее место;
2. Проверить исправность шнура;
3. Включать и выключать утюг сухими руками, держась за корпус вилки;
4. По окончании работы выключать утюг.
Организация рабочего места:
1. На рабочем столе должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления, которые необходимы для выполне-ния работы;
2. Корпус нужно держать прямо и слегка наклонить его вперёд, расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см;
Глава 3. Технологический этап проекта
Технологическая карта №1 (сарафан)
№п/п |
Наименование операции |
Изображение |
Оборудование Инструменты Приспособления |
1
|
Изготовление выкроек.
|
Смотри Приложение №3 |
-бумага для выкроек -ножницы |
2
|
Раскрой деталей изделия |
Смотри Приложение №4 |
-выкройки -мел -ножницы |
3
|
Раскрой деталей из дублерина. Проклеивание дублерином обтачек.
|
Смотри Приложение №4 |
-выкройки -дублерин -ножницы -мел -утюг |
4
|
Обработка вытачек (сметывание и стачивание) |
-игла -швейная машина -ножницы |
5 |
Соединение переда с цветной вставкой |
-игла -швейная машина -ножницы |
|
6
|
Обработать боковые срезы стачным швом. Швы разутюжить, обработать срезы. |
-швейная машина -ножницы -утюг -оверлок |
|
7 |
Обработать горловину и проймы обтачками.(сметать и обтачать) |
-швейная машина -игла -ножницы |
|
8 |
Обработать низ швом вподгибку с открытым срезом. |
-ножницы -швейная машина -утюг |
|
9 |
Окончательная отделка изделия. |
|
Технологическая карта №2 (блуза)
№п/п |
Наименование операции |
Изображение |
Оборудование Инструменты Приспособления |
1
|
Изготовление выкроек.
|
Смотри Приложение № 5 |
-бумага для выкроек -ножницы |
2
|
Раскрой деталей изделия |
Смотри Приложение № 6 |
-выкройки -мел -ножницы |
3
|
Нижние части переда притачать к нижней части спинки. Срезать припуски швов близко к строчке, обметать вместе и заутюжить в одну сторону |
-выкройки -дублерин -ножницы -мел -утюг
|
|
4
|
Соединить края бортов и сшить припуски по верхним срезам нижних частей переда. |
-игла -швейная машина -ножницы |
|
5 |
На верхних частях переда, спинки и рукавов обработать верхние края зигзагообразной строчкой. |
|
|
6 |
На верхних частях переда и спинки выполнить боковые швы. |
|
|
7 |
Верхнюю часть блузки , растягивая, приколоть к нижней части и притачать зигзагообразной строчкой |
|
|
8 |
Выполнить швы рукавов. Нижние края рукавов обработать узгой зигзагообразной строчкой. |
|
|
9 |
Втачать рукава в открытые проймы. |
|
|
10 |
Обработать нижние срезы рукавов, спинки и переда швом зигзаг. |
|
Технологическая карта №3 (юбка)
№п/п |
Наименование операции |
Изображение |
Оборудование Инструменты Приспособления |
1
|
Изготовление выкроек.
|
Смотри Приложение № 7 |
-бумага для выкроек -ножницы |
2
|
Раскрой деталей изделия |
Смотри Приложение № 8 |
-выкройки -мел -ножницы |
3
|
Соединение верхней и нижней юбки с помощью косой бейки. |
|
|
4
|
Обработать верхний срез притачным поясом. |
-игла -швейная машина |
|
5 |
Окончательная отделка изделия. |
-утюг |
3.2 Экономическое обоснование
№ |
Наименование |
Цена за метр (штуку),рублей |
Расход количества материалов(штук) |
Стоимость, рублей |
1 |
Габардин |
220 руб. |
2 м. 20 см.
|
484 руб. |
2 |
Штапель |
350 руб. |
50 см.
|
175 руб. |
3 |
Тафта |
170 руб. |
1 м. 30 см.
|
221 руб. |
4 |
Креп кашибо |
195 руб. |
1 м. 30 см.
|
253,5 руб. |
5 |
Нитки-резинка |
30 руб. |
1 катушка |
30 руб. |
6 |
Тесьма косая бейка |
5 руб. |
4 м. 80 см.- фуксия |
6 руб. 24 руб. |
Итого: 1193,5 руб. |
Вывод: затраты на изготовление получились значительно ниже, чем стоимость такого же изделия в магазинах.
3.3 Экологическое обоснование
Изготовление изделия - экологически чистое производство:
- практически безотходное производство, нет выбросов, загрязняющих атмосферу;
- при работе с материалами (нитки, ткань, фурнитура) не выделяются вредные вещества для организма человека;
- рациональное использование природных ресурсов. Для уменьшения отходов ткани можно изготавливать дополнительные элементы декора.
3.4. Реклама изделия
См. приложение № 9
Заключение
Думаю, что я достигла цели и решила все задачи, которые поставила себе в начале проекта, был разработан и создан фантазийный образ в фольклорном стиле.
На эту работу было потрачено много времени и труда, но костюм получился таким, каким был задуман в начале. В результате проделанной работы, я усовершенствовала свои знания, умения в проектировании и изготовлении швейных изделий. При подборе материалов учитывались их экологические свойства.
Мне пришлось столкнуться с некоторыми трудностями, например, разработка сарафана и съемной юбки. Думаю, приобретенный опыт и знания помогут мне в дальнейшем. Также для завершения образа я выполнила головной убор, брошь, бусы.
Созданная мною и другими участниками коллектива коллекция участвовала в различных конкурсах и занимала призовые места.(см. приложение № 11-13
Список литературы
1. Калашникова Н.М. Народный костюм. – М.: Сварог и К, 2002
2. Максимова М., М.Кузьмина. Школа рукоделия.- М: Эксмо-пресс, 1999.
3. Михайловская Л.А «История Костюма» Москва: «ИРПО» 2011
4. Основы конструирования одежды: учебник (Кобляков Е.Ю., Савостицкий А.В., Ивлева Г.С. и др.). – М., Легкая индустрия, 2003.
5. Симоненко В.Д. Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки ткани. – Брянск, 1998.
6. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. – м.: Просвещение, 1997
7. Энциклопедия рукоделия, издательство «Мир книги» 2003 год.
8. https://www.kakprosto.ru/kak-857336-istoriya-vozniknoveniya-nacionalnogo-kostyuma
9. http://mir-kostuma.com/rus/item/32slavs-suit
10. http://выкройка-на-дом.рф/мастерская-кройки-и-шитья/народный-костюм/рубахи-в-русском-народном-костюме/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.