Тема: Твёрдый согласный звук [ц] , буквы Ц, ц.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познакомить с обозначением его буквой ц, развивать умение читать слоги, слова, предложения.
2. Содействовать развитию фонематического слуха, произвольного внимания, связной речи, воображения, развивать умение классифицировать звуки и давать им характеристику.
3. Прививать интерес к чтению, самостоятельно давать определение слова, опираясь на жизненный опыт.
4. Продолжать учить работать в парах.
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
– учиться высказывать своё мнение
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме
– слушать и понимать речь других
– выразительно читать текст
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
– учиться работать в паре
Оборудование:
· презентация «Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»;
· цветы из малиновой и синей бумаги, лист с изображением вазы.
Ход урока
1. Организационный момент. Настрой на урок .
- Прежде чем начать урок поиграем в игру «Я молодец!», «Ты молодец!»
-Скажите сначала себе «Я молодец!», а потом соседу «Ты молодец!»
- Вы все молодцы и сегодня на уроке мы это увидим.
2. Речевая разминка.
Работа со скороговорками
3. Актуализация опорных знаний
- Отгадайте загадку:
Нарядные сестрички
Головками качают,
Всех медом угощают.
- Что это? (Цветы.)
- Верно! А посмотрите, какой необычный букет прислали нам сегодня.
-Что особенного заметили? (Красные цветочки обозначают гласные звуки, зеленые и синие - согласные.)
-Назовите буквы в красных цветочках?
- Какие звуки они обозначают?
-Дайте им характеристику.
- Назовите сколько всего гласных букв в русском алфавите?
-Назовите эти буквы ?
- Какие гласные могут обозначать 2 звука?
- Назовите буквы в синих цветах
-Какие звуки они обозначают? Дайте им характеристику.
- Назовите буквы в зеленых цветах
- Какие звуки обозначают они? Дайте им характеристику.
Давайте выучим скороговорку про цветы:
«В цветнике цветут цветы».
– С какого звука начинаются все эти слова? (Со звука [ц].)
4. Постановка цели урока.
-Как вы думаете с каким звуком мы познакомимся сегодня на уроке?
- Итак, сегодня мы будем говорить об этом звуке и букве, которой он обозначается.
5. Работа над новым материалом.
- Ребята, к нам на урок пришёл сказочный герой
- А кто – угадайте.
Я веселый коротышка,
Хоть и ростиком малышка.
Я люблю озорничать,
И картины рисовать.
Могу музыку писать,
На трубе большой играть.
Ну-ка, кто я, угадай-ка!
А зовут меня … (Незнайка.) Повесить на доску Незнайку
- Знаком вам этот герой?
- А кто автор произведений о Незнайке? (Носов.)
- Верно, Носов написал замечательные книги о приключениях Незнайки и его друзей.
- Незнайка просит вас ему помочь добраться до города, в котором он живёт.
- Поможем ему?
. Называние опорного слова
- А полетим мы на воздушном шаре.
- Но чтобы шар поднялся в воздух, нам нужно составить схему слова цветы.
6. Выделение нового звука, его анализ.
(- Давайте проанализируем новый звук.
Новый звук относится к гласным или согласным звукам? Докажите.
- Звонкий или глухой?
-Согласный, глухой,
- Определите место звука[ц ] в словах: лицо, цепь, кузнец, цифра, мизинец.
-значит, звук ц может стоять в начале слова, в середине и в конце.
- Какой звук [ц] во всех этих словах: твердый или мягкий?
-Твердый.
-Попробуйте подобрать слова, в которых звук [ц] произносился бы мягко.
- Смогли ли вы подобрать такие слова?
- Не смогли.
- Какой вывод можно сделать?
- Звук [ц] всегда твердый
-Вывод: (Согласный, глухой, твердый.)
- Ну, вот наш шар поднялся в воздух, и путешествие началось.
-Пока мы летим, давайте потренируемся произносить новый звук.
7. Артикуляция и фонетическая зарядка.
- Как подзывает хозяйка цыплят? (Цып-цып-цып.)
-Как стучат мамины каблучки?
8. Упражнение в слышании нового звука.
Физминутка.
- Вы сегодня очень активно работаете. А теперь выясним, научились ли вы выделять новый звук в словах. Я буду произносить слова, а вы хлопаете в ладоши, если в слове есть звук [ц] и топаете , если его нет:
· Отец, карась, щука, молодцы, крыльцо, щетка, цыпленок, курица, число, цепь, весело.
9. Обозначение звука буквой.
- Звук [ц ] обозначается буквой «цэ».
- На что похожа буква Ц? Показ картинок
10. Чтение слогов-слияний. Работа со Звуковичком
- Поможем Незнайке прочитать ?
- Что заметили? (Нет слияний с буквами я, ё, ю.)
- А почему? ([ц] – всегда твердый.)
11. Чтение слов
- Откройте учебник Азбука и прочитайте за мной слова на с. 51.
Чтение слов по цепочке с. 51
-Умницы!
- А помните, Незнайка любил изучать разные профессии?
-Он похвастался, что теперь хочет стать кузнецом.
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 51.
-А вы знаете, кто такие кузнецы и чем они занимаются? (Из раскалённого куска железа они куют разные предметы: подковы, гвозди, ключи и другие вещи.
-Это тяжелая профессия.)
12. Чтение стихотворения С. Маршака
- Для чего подковывать лошадей?
- Очень хорошо! Устали?
Пора отдохнуть!
13. Физминутка.
Мишка шёл, шёл, шёл
И грибочек нашёл.
Вот какой грибочек!
Мишка шёл, шёл, шёл И ягоду нашёл.
Вот какая ягода!
Мишка шёл, шёл, шёл
И шишку нашёл
. Вот какая шишка!
14. Беседа по картинке
- А теперь – сюрприз! Незнайка приглашает нас отдохнуть, а где – угадайте!
- Куда мы попали? (В цирк.)
- А вы были в цирке?
-Вам понравилось?
-Почему?
- Кого можно там увидеть?
-Рассмотрите внимательно иллюстрацию на странице 50, она поможет вам ответить на вопрос.
- Найдите слова, в которых есть звук ц. (Мотоцикл, кольца, ...)
- Где происходит действие в цирке? (На арене.)
- Кто знает, что такое арена? (Арена – это большая круглая площадка, расположенная в центре цирка, на которой даются представления.)
15. Чтение текста с.50 (учителем).
- Давайте узнаем, чем заняты животные в цирке
- В каком предложении выражается отношение к цирку?
- А теперь покажем Незнайке, как хорошо мы научились читать .
18. Обобщение.
- Какие вы сегодня молодцы!
-Давайте еще раз повторим, что мы узнали сегодня о новом звуке и букве
19. Итог урока, рефлексия.
-За работой мы и не заметили, как прилетели.
- Наш шар опустился у города, в котором живёт Незнайка.
-Как называется этот город? Цветочный .
- Там очень много цветов!
- Возьмите цветок и раскрасьте его тем цветом, который соответствует вашему настроению (светлый – темный).
- Приклейте их на доску.
- Незнайка благодарен вам за помощь и говорит: Спасибо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.