Понятие общества
Общество - это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности («феодальное общество»).
Или круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов («дворянское общество»).
Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-либо цели («общество филателистов»).
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Общество - не просто совокупность людей, но ещё и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни.
Социальная реальность (Эмиль Дюркгейм) отличается от природной реальности и несводима к последней. Но она столь же «реальна», как и природа, хотя и имеет свою специфику.
Это «надбиологическая» и «надиндивидуальная» реальность, которая первична по отношению к биопсихической реальности, воплощённой в человеческих индивидах.
СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВО»
Во-вторых, понятие «общество» обретает разный смысл в зависимости от уровня абстракции, на котором рассматривается общество:
На первом уровне понятие общества отражает конкретный исторически образовавшийся социальный организм – отдельное общество, социокультурный мир, человеческое общество как целое.
На более высоком уровне абстракции это понятие означает определённый тип общества: первобытное общество, индустриальное общество и т.п.
2.Структура (устройство) общества.
К подсистемам или социальным структурам общества относят различного рода социальные общности, группы, организации, - такие, как семья, этнос, нация, классы и др.
Здесь внимание привлекают вопросы, касающиеся их природы, их взаимосвязи, их социальных функций, их места и роли в развитии общества, эти вопросы будут рассмотрены позже.
ТРИ ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ:
во-первых, производительную, утилитарную деятельность, связанную с удовлетворением жизненных потребностей;
во-вторых, организационную, управленческую деятельность, призванную обеспечить согласованность коллективных действий, общественный порядок;
в-третьих, информационную деятельность, состоящую в накоплении, сохранении и трансляции знаний, ценностей и норм поведения.
4.Состав социальной реальности
Выделим некоторые важнейшие компоненты социальной реальности.
Сами люди, их объединения, отношения, действия – это главная составляющая социальной реальности, созидающая её сила. Человек, в котором соединяется материальное и духовное, тело и душа, распространяет эту свою «двойственность» вокруг себя.
АРТЕФАКТЫ
Мир материальных артефактов. Артефактами ( от лат. арте – искусственный и фактуз – сделанный) в широком смысле слова называют любой искусственно созданный объект, в отличие от объектов, возникших в природе естественным путём.
К артефактам относятся сделанные руками людей вещи, рождённые в их головах мысли, найденные ими средства и способы действий, формы совместной жизни и пр.
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
У каждого человека складывается своя индивидуальная картина окружающего его мира. Но вместе с тем существуют и общие взгляды, представления, мысленные установки, имеющие хождение в обществе и более или менее разделяемые его членами.
Э.Дюркгейм назвал их «коллективными представлениями».
Они существуют в головах людей, но не зависят от личной природы индивидов.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:
1. Публичная власть – система государственных органов и учреждений, специальный аппарат управления (парламент, правительство, министерства и т.д.) и принуждения («силовые» органы: армия, полиция др.).
2. Система правовых норм, юридических законов, которыми регулируются общественные отношения (в отличие от обычаев и традиций, действующих в первобытном строе, юридические законы устанавливаются государством и реализуются благодаря его силе).
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:
3. Территориальное деление населения (в отличие от деления населения по кровнородственному признаку в родовом строе, государство объединяет своей властью и защищает всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени).
4. Система налогов, дающих средства для содержания государственного аппарата, а также организаций и людей, находящихся на государственном обеспечении (в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения), и для осуществления функций, которые государство должно выполнять.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА:
1. Охрана правопорядка – обеспечение соблюдения законности всеми лицами государства, борьба с правонарушениями, охрана прав и свобод граждан.
2. Экономическая – регулирование хозяйственной жизни страны через систему налогообложения, регулирования цен, поддержку приоритетных отраслей экономики и т.д.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА:
3. Социальная – защита нетрудоспособного и малоимущего населения, создание условий для развития здравоохранения, образования, общественного транспорта и т.д.
4. Культурная – обеспечение деятельности учреждений науки, искусства, религии, средств массовой информации и т.д.
5. экологическая функция государства.
ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА:
1. Оборона страны или военная экспансия в отношении других стран.
2. Внешнеполитическая деятельность – проведение интересов государства в международных отношениях с другими государствами.
3. Внешнеэкономическая деятельность – торгово-промышленные и финансовые контакты с другими государствами.
4. международное сотрудничество в сфере социально-гуманитарного, культурного, технического, научного взаимодействия и обмена.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Одним из феноменов современной демократии является гражданское общество.
Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Становление его концепции относится ко второй половине 18 – началу 19 веков.
Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость чёткого различия между государством и гражданским обществом , отдавали приоритет государству (особенно Гегель).
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Ныне развёртывается процесс формирования принципиально нового типа социальной реальности. Этот процесс идёт одновременно в двух основных направлениях:
1. становление нового типа общества в наиболее развитых странах;
2. образование глобального, охватывающего весь мир социального организма (глобализация).
«ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО»
Новый тип общества который приходит на смену индустриальному, называют по-разному:
«постиндустриальное общество» (Дж.Белл, Дж.Гэльрейт);
«сверхиндустриальная цивилизация» (О.Тоффлер);
«информационное общество» (М.Маклюэн, Е.Масуда);
«технотронное общество»(З.Бжезинский).
СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
По результатам отчётов Римского клубы (Дж.Форрестор, Д.-Х.Медоус и Д.-Л.Медоус), были выдвинуты 13 сценариев будущего человечества.
Начнём со сценария, условно именуемого «самотёком» - всё образуется само собой, по принципу стихийно-рыночной экономики.
СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Другой сценарий – информационное общество О.Тоффлера и Д.Белла.
Оптимизм авторов держится на вере в технологический прогресс, в информационные технологии, в новое перераспределение мира на информационно развитые «метрополии» с их транснациональными корпорациями и навсегда отставшие «информационно-экологические колонии».
СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
По-прежнему привлекателен антропокосмический сценарий Э.К.Циолковского – «завоевать Вселенную для блага человека».
Предусматривается вынос экологически вредной индустрии с Земли в ближайший Космос, что, бесспорно, могло бы существенно ослабить проявления глобального экологического кризиса на Земле и отодвинуть в будущее его негативные последствия.
Аверин А.Д., Ефремова Д.В., Завьялова Е.В. Философия. Учебное пособие. - Переславль: УГП им. А.К. Айламазяна, 2017. - 132 с.
Алексеева И.Ю., Сидоров А.Ю. (ред.) Информационная эпоха: вызовы человеку М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 335 с.
Гриценко В.С. Труд в постиндустриальном обществе. – Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. – 210 с.
Ильин А.Н. Культура общества массового потребления.- Омск: ОмГПУ, 2014. — 208 с.
Клягин Н.В. Происхождение цивилизации. – М.,1996
Платон. Государство /Платон. Диалоги. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. С.86-98.
Сорокин П.А. Социологические теории современности. – М., 1992. С.24.
Томас Джефферсон о демократии / Сост.: Сол К. Падовер. – СПб.: Лениздат, 1992.
Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Вопросы философии,1989, № 3, 4.
Хаврак А.П. Философия (Конспекты декций).- М.: Дашков и Ко, 2005. — 390 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.