Данная учебная презентация предназначена для проведения интегрированного урока по химии и биологии.. Она доступна для работы на интегрированной доске. Учащиеся могут посетить супермаркет и выбрать продукты, содержащие в своем составе белок. Материал доступен, нагляден, понятен, интересен и очень быстро запоминается.
«Белки, жиры и углеводы
Пройдут века, эпохи годы,
К вам мы прикованы на век,
Без вас немыслим человек»
«Жизнь – это способ
существования белковых тел»
Фридрих Энгельс
Цели урока:
Ознакомиться с важнейшим компонентом в
нашей жизни – Белками
Узнать состав, строение, физические и
химические свойства
Функции и нахождение в организме
История открытия белков
1888г. – русский ученый
биохимик А.Я.Данилевский на
основании своих опытов
впервые высказал гипотезу о
пептидной связи между
остатками аминокислот в
белковой молекуле.
БЕЛКИ
Белки – это высокомолекулярные
соединения, состоящие из
остатков аминокислот и
соединены пептидной связью.
Состав белков
В состав белковых веществ входят
элементы: C, H, O, N, P, S.
Белки бывают:
Протеины
(содержат только
остатки аминокислот)
Протеиды
(содержат еще и
небелковую часть)
По физическим свойствам белки
делят на:
Глобулярные (растворимые)
Фибриллярные (нерастворимые)
Актин (фибриллярный)
Гемоглобин (глобулярный)
По агрегатному состоянию:
Твердые
Жидкие или полужидкие
По происхождению:
1. Растительные (бобовые, грибы и т.д.)
2. Животные (мясо, рыба, яйца, творог)
Содержание белков в организме:
Кожа
Ногти
Волосы (на 90 % состоят из кератина)
Гемоглобин
Мышечная
Нервная ткань
Дефицит белка
Углеводная зависимость, переедание и набор веса.
Низкая эластичность кожи и сосудов.
Гормональная недостаточность.
У детей – замедление развития.
Потеря мышечной массы.
Выпадение волос.
Хроническая усталость.
Химические свойства белков:
1. Реакция гидролиза
Гидролиз разрушение первичной
структуры белка. В лабораторных
условиях этот процесс проводится в
присутствии кислот и щелочей.
Протеины распадаются на аминокислоты.
Протеиды на аминокислоты, углеводы и фосфорную
кислоту.
Денатурация белков
2. Денатурация белка – свертывание под действием
сильных кислот, оснований, солей тяжелых металлов,
разрушение вторичной и третичной структуры белка.
Качественные реакции на белки
Биуретовая реакция
Качественные реакции на белки
Ксантопротеиновая
реакция
Значение белка для организма
Белок является важным источником энергии.
Транспортная функция Кислород переносится молекулами гемоглобина –
белками эритроцитов.
Защитная функция. Иммунная система синтезирует белкиантитела, которые
борются с бактериями, вирусами и токсинами,.
Сократительная функция. В процессах сокращения и расслабления мышц
принимает участие множество белковых соединений, а нехватка белка может
спровоцировать судороги.
Структурная функция. В комплекте с другими соединениями белки участвуют
в построении тканей организма, именно они отвечают за рост мышц, крепость
костей, зубов, здоровье ногтей и волос.
Белок в продуктах питания
Необходимое количество белка в
сутки для организма человека
Не занимающихся спортом – 1,2 г. белка/кг
Занимающихся спортом 12 раза в неделю – 1,6 г.
белка/кг
Занимающихся спортом 3 раза в неделю – 1,8 г.
белка/кг
Низкокалорийная диета – 2 г. белка/кг
Тип телосложения:
Астеники – обхват запястья менее 16 см
(10% от массы тела)
Нормостеники – обхват запястья 16 18 см
(значение не будет меняться)
Гиперстеники – обхват запястья 18 см и
более (+10% к массе тела)
Расчет массы тела
Масса = рост – 100, при росте до 165 см
Масса = рост – 105, при росте до 166 175 см
Масса = рост – 110, при росте от 176 см и
более
Определите структуру белка
1
3
2
4
Распределить белки по классам
Проверь себя
1. Для всех белков характерны свойства:
а) Растворимость и свертывание; б) Амфотерность и денатурация;
в) Гидролиз и растворимость в солях; г) Летучесть и горение.
2. При гидролизе белков образуются:
а) Углеводороды; б) Углеводы; в) Жирные кислоты; г) Аминокислоты
3. Денатурация белков:
а) Осуществляется при действии ферментов или путем нагревания;
б) Приводит к нарушению вторичной структуры белка;
в) Приводит к нарушению третичной структуры белка;
г) Используется для получения углеводов.
4. При действии концентрированной азотной кислоты на белки появляется
окрашивание:
а) Фиолетовое; б) Желтое; в) Зеленое; г) Синее
5. Белки являются продуктом поликонденсации:
а) Углеводородов; б) Жирных кислот; в) Аминокислот; г) Сахаров
Ответы
1. б)
2. г)
3. а)
4. б)
5. в)
Обобщение темы
Итак, чтобы ответить на вопрос «Что
такое жизнь?», нужно знать, что такое
белок. Чем больше мы узнаем о белках,
тем глубже проникаем в понятие
«жизнь». Насколько многообразны
белки, настолько сложна, загадочна и
многолика жизнь.
Подтверждением служат слова Гете: «Я
всегда говорил и не устаю повторять, что
мир не мог существовать, если бы был так
просто устроен».
Домашнее задание
§17
Построить трипептид
Рефлексия
Допишите предложения:
Самым интересным на уроке для меня
было…
Самым сложным на уроке для меня было…
Сегодня на уроке я узнал…