Учебная программа элективного курса "Основы избирательного права РФ"
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
правоведение
11 кл
27.03.2017
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения, то есть развитие образовательной среды школы, которое предполагает создание условий для успешного развития школьников и их социализации.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» содержит новые требования к результатам освоения образовательных программ. Требования к результатам теперь включают не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании и в будущей взрослой жизни. То есть школа должна дать ребёнку не отвлеченные знания, а помочь научиться жить в современном мире, успешно осваивать новые для него социальные роли и во взрослой жизни.
Выпускники школ в скором времени станут участниками политической жизни страны. Одной из новых для них социальных ролей будет являться роль избирателя, роль участника выборов, посредством которых формируются центральные и местные представительные органы власти в Российской Федерации, а также избираются выборные должностные лица. Выпускники будут реализовывать конституционное активное, а возможно и пассивное, избирательное право.
Одной из главных проблем демократической современной России стала задача гражданского воспитания детей и подростков, осознающих свою ответственность за судьбу Родины, обладающих правовой культурой.
Одним из направлений реализации Молодежной электоральной концепции, утвержденной постановлением ЦИК России от 12 марта 2014 года № 221/1429-6 является работа с будущими избирателями, направленная на формирование правового сознания молодежи. Важная роль в данном направлении отводится образовательным организациям РФ. Систематическое правовое просвещение предполагает получение в рамках общественных дисциплин знаний о государственном устройстве страны, истории его развития системе выборов, правах и обязанностях гражданина. Современная система образования должна способствовать успешной реализации избирательного права молодёжи. Исходя из существующей проблемы современного российского общества – формирование гражданственности подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за судьбу Родины, обладающего правовой культурой - сформулирована тема элективного учебного курса «Основы избирательного права в РФ».Учебная программа элективного курса
Учебная программа элективного курса Основы избирательного права в РФ.docx
Аттестационное задание № 2
Учебная программа элективного курса
Выполнила:
Черкасова Лилия Владимировна,
учитель истории, обществознания и ОРКСЭ
МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
Какой должна быть современная учебная программа? Разработайте проект
учебной программы элективного курса.
Пояснительная записка
Главная задача современной системы образования – создание условий
для качественного обучения, то есть развитие образовательной среды школы,
которое предполагает создание условий для успешного развития школьников
и их социализации.
Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»
содержит новые требования к результатам освоения образовательных
программ. Требования к результатам теперь включают не только знания, но и
умения их применять. В число таких требований должны войти
компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что
понадобится школьникам и в дальнейшем образовании и в будущей взрослой
жизни. То есть школа должна дать ребёнку не отвлеченные знания, а помочь
научиться жить в современном мире, успешно осваивать новые для него
социальные роли и во взрослой жизни.
Выпускники школ в скором времени станут участниками политической
жизни страны. Одной из новых для них социальных ролей будет являться
роль избирателя,
посредством которых
формируются центральные и местные представительные органы власти в
Российской Федерации, а также избираются выборные должностные лица.
Выпускники будут реализовывать конституционное активное, а возможно и
пассивное, избирательное право.
роль участника выборов,
Одной из главных проблем демократической современной России стала
задача гражданского воспитания детей и подростков, осознающих свою
ответственность за судьбу Родины, обладающих правовой культурой.
Одним из направлений реализации Молодежной электоральной
концепции, утвержденной постановлением ЦИК России от 12 марта 2014
года № 221/14296 является работа с будущими избирателями, направленная
на формирование правового сознания молодежи. Важная роль в данном
направлении отводится образовательным организациям РФ. Систематическое
правовое просвещение предполагает получение в рамках общественных
дисциплин знаний о государственном устройстве страны, истории его развития системе выборов, правах и обязанностях гражданина. Современная
система образования должна способствовать успешной реализации
избирательного права молодёжи.
Исходя из существующей проблемы
современного российского общества – формирование гражданственности
подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за судьбу
Родины, обладающего правовой культурой сформулирована тема
элективного учебного курса «Основы избирательного права в РФ».
Основная часть
1. Пояснительная записка
В современном обществе актуальной является проблема целенаправленного
формирования правового сознания подрастающего поколения. Признаком
правовой культуры гражданина является готовность участвовать в
политической жизни страны, конкретно в политических выборах.
Достаточный уровень правовой культуры даёт молодому избирателю свою
роль в управлении страной в рамках представительной демократии.
Особое значение подготовки учащихся к сознательной и активной
деятельности в качестве избирателей обусловливает необходимостью
включения в учебный план в 11 классе элективного курса «Основы
избирательного права в РФ». Элективный курс рассчитан на 16 часов I
полугодия.
Элективный курс углубляет, расширяет и дополняет знания, полученные
на уроках обществознания. Выпускник школы должен достичь определенного
уровня компетентности в сфере гражданскообщественной деятельности и
межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и
правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и
важнейшими институтами гражданского общества).
Цель курса – повышение правовой компетентности молодых граждан
Российской Федерации, будущих избирателей, а также формирование
гражданственности выпускников школы.
Задачи курса:
развитие личности в период ранней юности, ее политической и правовой
культуры;
воспитание активной жизненной и гражданской позиции, толерантности,
ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям;
освоение знаний по избирательному праву, их обобщение, систематизация,
расширение и углубление;
формирование опыта применения полученных знаний в области гражданско
правовой деятельности;
При изучении элективного курса используются активные методы
обучения самостоятельная практическая работа с текстами нормативных
правовых актов, беседы, дискуссии, интерактивные лекции, тестовый контроль, подготовка докладов и сообщений. Предусматривается проведение
конкурса, конференции, ролевой игры, посещение учащимися избирательных
участков в период избирательных кампаний.
В рамках изучения элективного курса применяется технология Дебаты.
Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой
особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В
то же время,
дебаты – целенаправленный и упорядоченный,
структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.
Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие,
интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся,
формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной
жизнедеятельности в условиях современного общества, в частности
компетенции связанной с коммуникацией.
Использование данной технологии способствует так же развитию
ораторских способностей, расширению общекультурного кругозора, развитию
интеллектуальных способностей,
развитию исследовательских и
организаторских навыков, развитию творческих качеств, формированию
гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом
обществе.
Данный курс рассчитан на углубление знаний обучающихся 11 класса.
Курс носит метапредметный характер, так как, углубляя уровень знаний по
обществознанию,
программа курса формирует важные навыки
самостоятельного проектирования моделей поведения, что выступает
важнейшим результатом данного курса
2. Общая характеристика элективного курса
Данный курс рассчитан на углубление знаний обучающихся 11 класса по
темам «Политика» и «Право», относится к числу приоритетных дисциплин,
обеспечивающих возможности правовой и политической
социализации
молодёжи. Правовое и политическое образование направлено на создание
условий для развития гражданскоправовой активности, ответственности,
правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой
грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения,
необходимые для эффективного выполнения выпускниками такой социальной
роли в обществе, как избиратель. Курс носит метапредметный характер, так
как, углубляя уровень знаний по обществознанию, программа курса
формирует важные навыки самостоятельного проектирования моделей
поведения, что выступает важнейшим результатом данного курса
3. Место элективного курса в учебном плане
Элективный курс «Основы избирательного права в РФ» в XI классе в
соответствии с учебным планом рассчитан на 16 учебных часов (1 час в
неделю).
Методы обучения: самостоятельная практическая работа с текстами нормативных правовых
актов.
беседы, дискуссии, лекции, тестовый контроль, подготовка докладов и
сообщений.
конкурсы, конференции, ролевые игры.
посещение учащимися избирательных участков в период избирательных
кампаний или виртуальное посещение избирательных участков с помощью
Интернет – ресурсов.
Формы работы: Проектная деятельность учащихся, ролевая игра.
При подготовке к ролевой игре «Выборы депутатов в органы местного
самоуправления» идет проектная деятельность учащихся. Распределяются
роли («кандидаты» в депутаты органов местного самоуправления,
«доверенные лица» «кандидатов» в депутаты органов местного
самоуправления, «председатель» и «члены избирательной комиссии»,
«представители» СМИ, «избиратели»). «Кандидаты» в депутаты органов
местного самоуправления , «доверенные лица кандидатов», «избиратели» и
«представители СМИ» готовятся к предвыборной агитации. «Председатель» и
«члены избирательной комиссии» готовят необходимые документы и
помещение для голосования.
4. Планируемые результаты освоения программы элективного курса
Личностные результаты освоения программы элективного курса:
понимание общественной значимости демократических выборов в
современном мире, их роли в развитии представительной демократии в
России;
осознание значимости участия в демократических выборах каждого
отдельного гражданина России;
формирование
активной жизненной и гражданской позиции,
толерантности, ответственности, приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям;
осмысление правового опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе;
формирование опыта применения полученных знаний в области
гражданскоправовой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы элективного курса:
способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и
др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять
итоговый и пошаговый контроль по результату; способность сознательно
организовывать и регулировать свою деятельность;
Познавательные УУД: умения учиться: навыки решения творческих
задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации, добывать
необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу,
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы; выделять существенную
информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные УУД: умение координировать свои усилия с
усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать
возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной; учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные УУД: установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом; оценивание усваиваемого содержания,
обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и
личностных ценностей, формирование готовности и способности к новой
социальной роли избирателя.
Предметные результаты освоения программы элективного курса:
знание основных терминов (прямая и представительная демократия,
выборы, закон, избирательная система, мажоритарная и пропорциональная
избирательные системы,
пассивное
избирательное право, ценз, мандат, референдум, электорат), знание
особенностей мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, прав
избирателя;
активное избирательное право,
умения сравнивать мажоритарную и пропорциональную избирательные
системы, прямую и представительную демократию, активное и пассивное
избирательное право; объяснять политическую роль избирателя, какие нормы права
используются при проведении выборов;
приводить примеры участия граждан в политической жизни общества;
представлять роль избирательных комиссий в процессе выборов,
подбирать из СМИ материалы о выборах (предстоящих или
состоявшихся), о проблемах возникших при их проведении.
Использование современных оценочных средств:
на обобщающем занятии элективного курса используются тесты, которые
относятся к числу новых форм измерителей и которые разрабатываются для
оценки практической деятельности учащихся. Такие тесты позволяют
выявить уровень освоения практических навыков с помощью
экспериментальных заданий деятельностного характера. 5. Содержание программы элективного курса.
Тема 1. Демократические выборы в современном обществе.
Понятие выборов и их место в демократическом государстве. Функции
выборов в условиях демократии. Выборы в тоталитарных, авторитарных и
переходных обществах (1 час).
Тема 2. История становления и развития избирательного права.
Основные этапы становления и развития избирательного права
России. Выборы в средневековой Руси (XXV вв.). Выборы в Русском
государстве в XVI первой половине XIX вв. Российское избирательное право
во второй половине XIX начале XX вв. Порядок выборов депутатов
Государственной Думы (19061912 гг.) и Учредительного собрания (1918).
Советское избирательное право. Избирательная реформа в России конца 80х
— начала 90х годов. Реформа избирательного права Российской Федерации с
1993 по 1999 годы (2 часа).
Тема 3. Современное избирательное право, его источники.
Этапы и содержание процесса формирования новой системы российской
государственности. Представительные начала и избирательные системы в
контексте правового регулирования избирательного процесса. Понятие
референдума и его место в системе народовластия. Общие и отличительные
черты выборов и референдума. Избирательные стандарты в международном
праве и их реализация в законодательстве РФ. Понятие источника
избирательного права. Виды источников российского избирательного права.
Конституция Российской Федерации как основной источник избирательного
права Российской Федерации. Общая характеристика Федерального закона
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации» и его место в системе
источников избирательного права. Акты избирательных комиссий и их роль в
регулировании выборов (1 час).
Тема 4. Типы избирательных систем.
Что такое избирательная система? Принципы избирательной системы.
Мажоритарная избирательная система. Пропорциональная избирательная
система. Смешанная система (1 час).
Тема 5. Избирательная система Российской Федерации.
Смешанная избирательная система Российской Федерации. Особенности
выборов представительных органов власти, органов местного самоуправления
и должностных лиц в России (1 час).
Тема 6. Участие политических партий и объединений в выборах.
Участие общественных объединений в избирательном процессе. Статус
порядок создания и
политических партий: понятие,
государственной регистрации. Полномочия и организация деятельности
политических партий. Избирательные объединения и избирательные блоки:
понятие, требования, порядок создания и регистрации. Правовой статус
требования, избирательных объединений и блоков. Правовые гарантии участия
избирательных объединений и блоков в выборах.
Представители
избирательных объединений и блоков, их правовой статус (1 час).
Тема 7. Референдум.
Понятие референдума. История референдума. Виды референдумов.
Порядок проведения референдума. Референдумы в России (1 час).
Тема 8. Выборы Президента РФ.
Принципы проведения выборов Президента РФ. Назначение выборов.
Порядок формирования избирательных округов. Статус кандидатов. Система
избирательных комиссий. Финансирование выборов. Предвыборная агитация.
Голосование. Установление результатов выборов. Результаты последних
выборов Президента РФ (1 час).
Тема 9. Выборы депутатов Государственной Думы и формирование
Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы.
Назначение выборов. Порядок формирования избирательных округов. Статус
кандидатов. Система избирательных комиссий. Финансирование выборов.
Предвыборная агитация. Голосование. Установление результатов выборов.
Результаты последних выборов депутатов Государственной Думы. Порядок
формирования Совета Федерации (1 час).
Тема 10. Выборы в органы власти субъектов РФ.
Система органов государственной власти субъектов РФ. Принципы и
особенности проведения выборов государственной власти субъектов РФ.
Результаты последних выборов в органы власти субъектов РФ. Понятие и роль
предвыборной агитации в избирательном процессе. Правовое регулирование
порядка проведения предвыборной агитации в современном российском
избирательном законодательстве (1 час).
Тема 11. Выборы в органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления. Особенности выборов в органы
местного самоуправления. Итоги последних выборов в органы местного
самоуправления (2 часа)
Тема 12. Экскурсия на избирательный участок.
Избирательный округ. Избирательный участок. Избирательные комиссии.
Особые случаи образования
Образование избирательных участков.
избирательных участков (1 час)
Тема 13. Юридическая ответственность в избирательном праве.
Понятие и особенности избирательноправовой ответственности. Виды
конституционноправовая,
избирательноправовой ответственности:
дисциплинарная
уголовноправовая,
ответственность за нарушение избирательного законодательства.
Основание и порядок привлечения к избирательноправовой
ответственности. Правонарушающие избирательные технологии и методы
административноправовая, борьбы с ними. Пути совершенствования законодательства об избирательно
правовой ответственности (1 час).
Тема 14. Обобщающее занятие.
Ключевые понятия элективного курса: демократические выборы,
избирательное право, активное и пассивное избирательное право, источники
избирательного права,
мажоритарная,
пропорциональная и смешанная избирательные системы, референдум,
избирательный участок,
юридическая
ответственность в избирательном праве (1 час).
избирательные комиссии,
ценз,
электорат,
мандат,
6. Учебно – тематический план элективного курса
«Основы избирательного права в РФ»
№
Тема
1 Демократические
2
3
выборы в
современном
обществе
История
становление и
развития
избирательного
права
4 Современное
избирательное
право, его
источники
Типы
избирательных
систем
5
6 Избирательная
система РФ
7 Участие
политических
партий и
объединений в
выборах
Колво
часов
Форма работы
Вид контроля
1
2
1
1
1
1
Лекция с элементами
эвристической
беседы
Составление
развернутого плана
конспекта
Лекция с элементами
беседы,
сообщения учащихся
Фронтальный опрос,
защита презентаций
Решение правовых
задач,
групповое
обсуждение вопросов
Фронтальный опрос,
защита выступлений
по вопросам
семинара
Написание эссе на
заданную тему
Представление
предвыборных
листовок, буклетов,
плакатов.
Работа в группах
Семинар
Лекция с элементами
эвристической
беседы,
моделирование
ситуаций
Лекция с элементами
эвристической
беседы.
Дискуссия.
Подготовка
презентаций
предвыборных 8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
Референдум
Выборы
президента РФ
Выборы
депутатов
Государственной
Думы и
формирование
Совета
Федерации
Федерального
Собрания РФ.
Выборы в органы
власти субъектов
РФ
Выборы в
местные органы
самоуправления
Экскурсия на
избирательные
участки
Юридическая
ответственность
в избирательном
праве
Обобщающее
занятие
1
1
1
1
2
1
1
1
программ партий.
Лекция с элементами
эвристической
беседы
Занятие практикум
Проектная
деятельность
Фронтальный опрос,
групповое
обсуждение вопросов
Составление
кластера «Выборы
президента РФ»
Защита проектов
Занятие
конференция
Ролевая игра
Виртуальная
экскурсия на
избирательные
участки
Лекция с элементами
эвристической
беседы.
Составление
Защита программ
«кандидатов в
депутаты» органов
местного
самоуправления
Защита выступлений
участников
конференции
Составление
денотатного графа
Повторение и
обобщение
изученного материала
Тестирование,
фронтальный опрос 7. Литература:
1. Вешняков А.А. Избирательное право и избирательный процесс в
Российской Федерации. – М.: Издательство НОРМА, 2003.
2. Дмитриев Ю.А., Иераелян Е.Б. Избирательное право и процесс в РФ.
РостовнаДону: Феникс, 2004.
3. Методическое пособие по выборам органов молодежного
самоуправления на территории Ростовской области./Под общей редакцией
С.В.Юсова. – РостовнаДону, 2006.
4. Овладеваем избирательным процессом и избирательным правом
(Материалы в помощь учителям и преподавателям, читающим спецкурс
«Избирательный процесс и избирательное право»). РостовнаДону, 2006
5. Ильина Е.М. Урок по теме «Политическая роль избирателя».
//Преподавание истории и обществознания, 2006, № 5.
6. Корягина Л.Л. Урокделовая игра «Избирательная кампания».
//Преподавание истории и обществознания, 2004, № 1.
7. Лямаева Н.Н. Методика проведения занятия «Выборы в
демократическом обществе».//Преподавание истории и обществознания, 2007,
№ 2.
8. Шестакова М.В. Учебная игра «Выборы в Государственную Думу».
//Преподавание истории и обществознания, 2004, № 1.
Учитель истории и обществознания: Черкасова Л. В.
Учебная программа элективного курса "Основы избирательного права РФ"
Учебная программа элективного курса "Основы избирательного права РФ"
Учебная программа элективного курса "Основы избирательного права РФ"
Учебная программа элективного курса "Основы избирательного права РФ"
Учебная программа элективного курса "Основы избирательного права РФ"
Учебная программа элективного курса "Основы избирательного права РФ"
Учебная программа элективного курса "Основы избирательного права РФ"
Учебная программа элективного курса "Основы избирательного права РФ"
Учебная программа элективного курса "Основы избирательного права РФ"
Учебная программа элективного курса "Основы избирательного права РФ"
Учебная программа элективного курса "Основы избирательного права РФ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.