Образовательная: познакомить учащихся с международными документами по правам человека, с Конституцией РФ – основным законом нашей страны, правах и свободах человека и гражданина.
Развивающая: развивать логическое мышление, внимание; умение работать самостоятельно с текстом Конституции РФ, с учебником; развивать память, речь, творческие способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к основам государственности в правовом понимании.
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
методическая разработка
классного часа
Разработала:
мастер производственного обучения
Бочарова Анна Анатольевна
Тема: «Конституция – основной закон государства» (слайд 1):
2013
~ 45 ~Цели: (слайд 2):
~ 46 ~Образовательная: познакомить учащихся с международными документами
по правам человека, с Конституцией РФ – основным законом нашей страны,
правах и свободах человека и гражданина.
Развивающая: развивать логическое мышление, внимание; умение работать
самостоятельно с текстом Конституции РФ, с учебником; развивать память,
речь, творческие способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к
основам государственности в правовом понимании.
Оборудование:
Учебник Обществознание. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю.
И., Городецкая Н. И. М., 2011
Конституция РФ. М.: ИНФРАМ, 2011
Компьютер;
Интерактивная доска
~ 47 ~Ход классного часа:
Цель урока: дать представление обучающимся о конституции РФ, как
основном законе государства, о правах и свободах человека и гражданина.
План: (слайд 3)
Педагог: главный вопрос, на который мы ищем ответ во 2 главе: Какие права
человека и гражданина закреплены в Конституции РФ? (с лайд 4):
~ 48 ~Ответ обучающегося: на жизнь, на свободу, на собственность (с лайд 5):
Педагог: какой российский закон подтверждает признание этих прав
человека? (с лайд 6):
~ 49 ~Ответ обучающегося: Конституция РФ (с лайд 7):
~ 50 ~Педагог: Мы уже говорили, что Россия – страна развивающейся демократии.
Главная цель, которую ставит перед собой власть в демократическом
государстве – служить народу. 12 декабря 1993 года состоялся всенародный
референдум (голосование) на котором была принята Конституция РФ. В
референдуме приняло участие около 55% всех имеющих право голоса. (с лайд
8):
Задание обучающимся: (с лайд 9):
~ 51 ~Педагог: откройте главу I Конституции РФ: «Основы конституционного
строя» и прочитайте статью 2.
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность
государства».
Если прежние Российские конституции 1918, 1924, 1936, 1977 годов исходили
из главенствующей роли государства, то в нынешней конституции
провозглашено главенство человека, его прав и свобод как высшей ценности.
Согласно Конституции все люди признаются равными перед законом и судом
вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
отношения к религии и др. обстоятельств.
Вопрос обучающимся: – О каких правах и свободах идет речь?
Педагог: Они перечислены в Конституции РФ.
Задание обучающимся:
– Ребята! Откройте Конституцию РФ и найдите главу 2 Закона.
– Как она называется? («Права и свободы человека и гражданина»).
~ 52 ~Глава 2 Конституции состоит их 48 статей (с лайд 10):
Конституция обеспечивает и охраняет: Права человека и гражданина
Вопрос обучающимся:
– Вспомните, чем отличаются слова «человек» и «гражданин»?
Человек – существо биосоциальное, права человека присущи ему от рождения
и признаются за всеми людьми, независимо от того, являются ли они
гражданами государства, в котором живут.
Права гражданина России напрямую связаны с его гражданством.
Таким образом, Гражданин РФ обладает: (слайд 11):
~ 53 ~
Всеми правами человека.
Всеми правами гражданина.
Вопрос:
– Как узнать, где в Конституции речь идет о правах человека, а где о правах
гражданина?
Педагог: – Есть подсказка. Слова: «каждый» и «гражданин».
Посмотрите на статьи 2й главы Конституции.
Одни статьи начинаются со слов: «Каждый имеет право….» – речь идет о
правах человека. А другие статьи со слов «Гражданин РФ…»
Задание обучающимся:
Посчитайте, сколько раз во 2 главе Конституции употребляется слово
«каждый»? – 33 раза
– Ребята! Посмотрите на слайд (с лайд 12):
~ 54 ~В нем перечислены группы прав и свобод человека и гражданина:
1.
2.
3.
4.
5.
Личные (гражданские) права.
Политические права.
Социальные права.
Экономические права.
Культурные права.
Задание обучающимся: личные права – неотъемлемые права, которые
принадлежат каждому человеку.
– Ребята! Попытайтесь найти во 2й главе Конституции статьи, в которых
перечисляются личные права:
(После выполнения задания открывается (слайд 13)
:
~ 55 ~где перечислены гражданские права
Право на жизнь;
Охрана достоинства личности;
Свобода и личная неприкосновенность;
Неприкосновенность частной жизни;
Неприкосновенность жилища;
Свободный выбор национальной принадлежности и языка;
Свобода передвижения и места жительства;
Свобода совести и вероисповедания;
Свобода слова и мысли;
Право на тайну переписи, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений.
Задание:
Политические права – связанные с возможностью участвовать в управлении
делами государства.
Ребята! Найдите во 2й главе Конституции статьи, в которых перечисляются
политические права:
~ 56 ~После выполнения задания открывается (слайд 14):
Право создания общественных, политических объединений;
Признание политического многообразия, многопартийности;
Право проводить собрания, митинги, демонстрации и шествия;
Право на участие в управлении;
Право избирать и быть избранными;
Свобода массовой информации.
Задание обучающимся.
Социальные права – обеспечивают достойный уровень жизни и
благосостояние человека.
Ребята! Попытайтесь найти во 2й главе Конституции статьи, в которых
перечисляются социальные права:
После выполнения задания открывается (слайд 15, 16):
~ 57 ~ Право на отдых;
Защита материнства и детства;
Охрана здоровья и медицинская помощь;
Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца;
Право на благоприятную окружающую среду.
Задание обучающимся.
Экономические права – возможности свободного распоряжения
имущественными благами и ведением хозяйственной деятельности.
Ребята! Найдите в Конституции экономические права.
После выполнения задания открывается (слайд 17,18):
~ 58 ~ Право частной собственности на землю и имущество;
Свобода труда, выбора деятельности и профессии;
Право на труд и на оплату труда;
Право на индивидуальные коллективные и трудовые споры;
Право на жилище.
Задание обучающимся.
Ребята! Найдите в Конституции статьи, в которых перечислены культурные
права.
После выполнения задания открывается (слайд 19):
~ 59 ~ Право на образование;
Свобода литературного, художественного, научного, литературного
творчества, преподавания;
Право участвовать в культурной жизни страны;
Пользоваться музеями, театрами, библиотеками.
Игра «Эрудит» (слайд 20):
Участники делятся на две команды. Текстом Конституции пользоваться
нельзя. Игра проводится в форме теста. Команда поднимает карточку с
~ 60 ~правильным вариантом ответа.
Вопросы Ответы (корректируются с учетом внесения поправок)
1. Президент РФ является главой партии, государства, правительства?
Государства (слайд 21):
2. При вступлении в должность президент приносит народу клятву, обещание,
присягу? Присягу (слайд 22):
~ 61 ~3. Президент РФ избирается на 4, 3, 5 лет? На 4 года (слайд 23):
4. Подписывает и обнародует федеральные законы: премьер, президент или
председатель Госдумы? Президент (слайд 24):
~ 62 ~5. Как называется парламент РФ: Госдума, Федеральное собрание, Совет
Федерации? Федеральное собрание (слайд 25):
~ 63 ~6. Госдума избирается на 2, 3, 4 года? 4 года (слайд 26):
7. Первое заседание Госдумы открывает самый молодой депутат, старший по
возрасту депутат или руководитель партии, набравшей большее количество
голосов при выборах в Думу? Руководитель партии, набравшей большее число
голосов (слайд 27):
~ 64 ~8. Федеральное собрание является постоянно, временно или по вызову
действующим органом? Постоянно (слайд 28):
9. Исполнительную власть в РФ осуществляет премьер, правительство или
президент? Правительство РФ (слайд 29):
~ 65 ~10. Какой суд является высшим судебным органом по уголовным и
гражданским делам: Конституционный, Высший арбитражный или Верховный
суд РФ? Верховный суд РФ (слайд 30):
Следует помнить, основные права и свободы не дарованы людям какимто
великодушным правительством или государством, они принадлежат человеку
по праву рождения и не могут быть отняты у него.
Ребята! А теперь вернемся к нашему главному вопросу:
Какие права человека и гражданина закреплены в Конституции
РФ? (слайд 31):
~ 66 ~Блиц – турнир (ответы «да», «нет») (слайд 32):
~ 67 ~1) Первым президентом РФ был избран Б.Н.Ельцин? (слайд 33):
2) Ныне действующая конституция РФ принята на съезде депутатов? (слайд
34):
~ 68 ~4) Президент РФ возглавляет Совет Безопасности РФ? (слайд 35):
5) Правительство РФ осуществляет законодательную власть?
~ 69 ~(слайд 36):
6) Конституция РФ имеет верховенство только на территориях с
преобладанием русского населения? (слайд 37):
~ 70 ~7) Активное избирательное право гражданин РФ приобретает с
получением паспорта? (слайд 38):
8) Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? (слайд 39):
~ 71 ~9) Можно ли человека обращать в рабство? (слайд 40):
10) Можно ли без разрешения войти в жилище человека? (слайд 41):
~ 72 ~11) Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? (слайд 42):
12) Защищает ли закон материнство и младенчество? (слайд 43):
~ 73 ~Рисунок студентки Кащеевой Ольги (слайд 44):
Онлайнтестирование по теме «Конституция РФ» (слайд 45):
Спасибо за внимание!
~ 74 ~Фотофрагменты классного часа:
Рисунок 1. Начало классного часа
~ 75 ~Рисунок 2. «Внимательно слушаем»
Рисунок 3. «Читаем Конституцию РФ»
~ 76 ~Рисунок 4. Вопросы на интерактивной доске
Рисунок 5. «Активно отвечаем на вопросы»
~ 77 ~Рисунок 6. Онлайн-тестирование по теме: «Конституционное право России»
Рисунок 7. «В процессе онлайн-тестирования»
~ 78 ~