В мире много сказок
Отражение основных прав ребенка в произведениях для детей
Вступление.
в Древней Руси забота о детях вменялась родителям. Древнерусский свод правил общественной и домашней жизни «Домострой» раскрывал содержание ответственности родителей за воспитание, образование и поведение детей в обществе. Много нового своими указами внёс в положение малолетних Пётр I. Сейчас права детей закреплены в таких документах, как Декларация прав ребёнка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году и определяла действия тех, кто отвечает за соблюдение прав ребёнка, и Конвенция о правах ребёнка – международный правовой документ, в котором говориться о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия.
Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут уважать права ребёнка.
Что же такое право? Это возможность что-то делать, осуществлять на основании закона. Право существует для того, чтобы вы могли успешно учиться и трудиться, заниматься любимым делом, были защищены от произвола и насилия, чтобы никто не имел право разлучить вас с родителями.
В Конвенции 41 статья. Сейчас мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, признанными Конвенцией. Согласно определению, данному в Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок.
Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной?
Звучит музыка «В гостях у сказки»
Тогда отправляемся
Сказки – прекрасный учебник жизни
«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» А. С. Пушкин.
Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость. Сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Она запечатлевает взаимоотношения людей, высмеивает пороки, встаёт на защиту обездоленных, выражает мечты о торжестве добра над злом.
1 задание Разминка
1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляете план убийства двух лиц и лишь благодаря своеобразному вмешательству общественности всё кончается благополучно?
2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд; причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.
3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано
4. В этой сказке речь идёт о неком искателе приключений, который без хорошей физической подготовки отправился в путешествие с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает.
5. Назовите сказку, где две сестры, завидуя третьей, идут на подлог и обман.
6. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью
2. Задание Работа с книжной выставкой «Права в сказках»
На выставке представлены выдержки с законами и сказки. ваша задача на каждой полке найти нарушения закона, подтверждая это отрывком из текста.
Право на жизнь (статья 6 Конвенции, статья 4 Закона - каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств):
ü Сказки: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Жихарка», «Три поросенка»;
ü К.И.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Бармалей», «Доктор Айболит»;
ü Д. Н, Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;
ü В. В. Бианки «Оранжевое горлышко»;
ü Б. С. Житков «Помощь идет»;
ü Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»;
ü А. П. Гайдар «Сказка о Малъчише-Кибальчише»;
ü Братья Гримм «Бременские музыканты»;
ü Ш. Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах»;
ü Д. Р. Киплинг «Книга джунглей», «Вторая книга джунглей», «Слоненок»;
ü А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Право на охрану и укрепление здоровья (статья 24 Конвенции, статья 5 Закона - каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья до и после рождения; государство предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, обеспечивает лекарствами и медикаментами):
ü Сказка «Петушок и бобовое зернышко»;
ü К. И. Чуковский «Доктор Айболит»;
ü Г. Б. Остер «Зарядка для хвоста.
Равноправие (недискриминация) детей (статья 30 Конвенции, статья 6 Закона - все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств):
ü Дж. Родари «Чиполлино».
Право на достойный уровень жизни (статья 27 Конвенции, статья 8 Закона - каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития; государство обеспечивает создание этих условий):
ü Сказка «Крошечка-Хаврошечка»;
ü Б. С. Житков «Храбрый утенок»;
ü Дж. Родари «Чиполлино»;
ü Ш.Перро «Кот в сапогах», «Золушка»;
ü X. К. Андерсен «Гадкий утенок»;
ü А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о пре¬красной царевне Лебеди».
Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия (статья 19 Конвенции, статьи 9 Закона - каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия; государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, обеспечивает защиту от всех видов эксплуатации от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, от вовлечения в преступную деятельность, от приобщения к спиртным напиткам, наркотическим, токсическим веществам, от принуждения к занятию попрошайничеством, азартными играми):
ü Сказка «Крошечка-Хаврошечка»;
ü С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;
ü Английская народная сказка «Три поросенка»;
ü Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;
ü А. П. Чехов «Спать хочется»;
ü Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»;
ü Д. Р. Киплинг «Слоненок»;
ü X. К. Андерсен «Дюймовочка»;
ü К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Тараканище»;
ü А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
ü
Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли (статьи 12,13,14 Конвенции, статья 11 Закона - каждый ребенок имеет право, в зависимости от возраста, на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение):
ü В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»;
ü Дж. Родари «Чиполлино»;
ü X. К. Андерсен «Новое платье короля».
ü
Право на защиту ребенком своих прав и интересов (статьи 12, 16 Конвенции, статья 13 Закона - ребенок в возрасте 14 лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод):
ü С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
Право на проживание в семье (статья 7 Конвенции, статья 15 Закона каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание):
ü А. П. Чехов «Ванька»;
ü В. В. Бианки «Оранжевое горлышко»;
ü X. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка»;
ü А. С. Пушкин «Сказка о даре Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
ü
Права ребенка, проживающего отдельно от родителей (статья 9 Конвенции, статья 16 Закона - ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями, другими родственниками):
ü А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».
Ответственность семьи за ребенка (статья 18 Конвенции, статья 17 Закона -каждый ребенок имеет право на необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки к самостоятельной жизни в семье и обществе):
ü С. В. Михалков «Праздник непослушания»;
ü Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Право на жилище (статья 16 Конвенции, статья 18 Закона - каждый ребенок имеет право на жилище):
ü Сказки: «Теремок» («Рукавичка»), «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Коза-дереза», «Заяц, лиса и петух», «Заячьи слезы», «Жихарка», «Три медведя»;
ü С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Терем-Теремок»;
ü Английская народная сказка «Три поросенка»;
ü Дж. Родари «Чиполлино»;
ü Братья Гримм «Бременские музыканты»;
ü X. К. Андерсен «Гадкий утенок»;
ü А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»,
ü «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Право на имущество (статья 19 Закона - каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки; имеет право на наследование имущества родителей):
ü Сказки: «Теремок» («Рукавичка»), «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Коза-дереза», «Заяц, лиса и петух», «Заячьи слезы», «Жихарка», «Три медведя»;
ü С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Терем-Теремок»;
ü Английская народная сказка «Три поросенка»;
ü К. И. Чуковский «Муха-цокотуха»;
ü Дж. Родари «Чиполлино»;
ü Ш. Перро «Кот в сапогах».
Право на имя (статья 7 Конвенции, статья 20 Закона - каждый ребенок имеет право на имя):
ü X. К. Андерсен «Дюймовочка»;
ü Ш. Перро «Золушка».
Право на образование (статья 28 Конвенции, статья 23 Закона - каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе и на родном языке, на выбор учебного заведения):
ü С. В. Михалков «Как бы жили мы без книг?»;
ü Александрова «В школу»;
ü В. В. Маяковский «Кем быть?»;
ü А. П. Чехов «Ванька»;
ü А. Прейсен «Про козленка, который умел считать до десяти»;
ü Дж. Родари «Чиполлино»;
ü А. К. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
ü
Право на труд (защита от эксплуатации) (статья 32 Конвенции, статья 24 Закона - каждый ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья и профессиональной подготовкой; запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, вредных для здоровья и развития ребенка или наносящих ущерб посещаемости общеобразовательной школы):
ü Сказки: «Крошечка-Хаврошечка», «Жихарка»;
ü С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»;
ü А. П. Чехов «Ванька»;
ü Ш. Перро «Золушка»;
ü В. В. Маяковский «Кем быть?».
Право на отдых (статья 31 Конвенции, статья 25 Закона - каждый ребенок имеет право на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями):
ü Ш. Перро «Золушка»;
ü А. П. Чехов «Ванька».
ü
Право на защиту чести и достоинства (статья 19 Конвенции, статья 27 Закона - каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства; методы воспитания должны основываться на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключать унижение):
ü Сказки: «Заюшкина избушка», «Коза-дереза», «Заяц, лиса и петух», «Заячьи слезы»;
ü А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;
ü К. И. Чуковский «Тараканище»;
ü X. К. Андерсен «Гадкий утенок»;
ü Д. Р. Киплинг «Слоненок».
ü
Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции (статья 16 Конвенции, статья 28 Закона - каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь):
ü «Три медведя».
Защита прав ребенка, оставшегося без попечения родителей (статья 20 Конвенции, статья 29 Закона - ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на особую заботу со стороны государства, органы опеки и попечительства должны принимать все необходимые меры по устройству такого ребенка):
ü Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»;
ü В. В. Бианки «Оранжевое горлышко»;
ü Д. Р. Киплинг «Книга джунглей», «Вторая книга джунглей»;
ü С. Я. Маршак «Кошкин Дом».
Права детей-инвалидов (статья 23 Конвенции, статья 31 Закона - государство гарантирует детям-инвалидам, детям с особенностями психофизического развития бесплатную специализированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь, получение базового и профессионального образования, трудоустройство в соответствии с их возможностями, полноценную жизнь):
ü Д. Н. Мамин-Сибиряк «СераяШейка»;
ü X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
ü
Права детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф (статья 32 Закона - детям, оказавшимся в экстремальных ситуациях, государство оказывает срочную безвозмездную помощь):
ü С. Я. Маршак «Кошкин Дом», «Рассказ о неизвестном герое»;
ü С. В. Михалков «Дядя Степа»;
ü Б. С. Житков «Помощь идет» (рассказы: «На льдине», «Пожар в море», «Пожар», «Дым», «Наводнение» и др.);
ü Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
ü
Запрещение участия детей в военных действиях (статья 38 Конвенции, статья 33 Закона - привлечение детей к участию в военных действиях, вооруженных конфликтах, пропаганда среди детей войны и насилия, создание детских военизированных формирований запрещаются):
ü А. П. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише».
Права детей-беженцев (статья 22 Конвенции, статья 34 Закона - дети-беженцы, лишившиеся жилья и личного имущества в результате военных действий, вооруженных конфликтов на национальной или иной почве, имеют право на защиту своих интересов):
ü Сказка «Гуси-лебеди».
Право на защиту от насильственного перемещения (статья 11 Конвенции, статья 37 Закона - право на защиту от незаконного перемещения, невозвращения из-за границы, похищения, торговли):
ü Сказки: «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Жихарка»;
ü С. Я. Маршак «Терем-Теремок»;
ü X. К. Андерсен «Дюймовочка»;
ü Братья Гримм «Снежная королева».
3. Задание Лото
Название сказки |
Что произошло |
Какое право нарушено |
Д. Родари «Чиполлино» |
Чиполлино и членов его семьи заключили под стражу |
Ограничении свободы |
12 месяцев |
работа не соответствует возрасту |
принудительный труд |
Гуси-лебеди |
Родители уезжают на базар, оставляя детей дома одних. |
Оставление детей в опасности, Похищение ребенка, Покушение на убийство |
Лиса и заяц
|
Лиса выселила зайца из дома |
Нарушено право на охрану семьи |
Василиса Прекрасная |
Обманным путем отправили в лес |
предварительный сговор, незаконное удержание человека под страхом смерти, рабство |
Царевна-лягушка |
Кащей силой удерживал царевну |
Ограничивал свободу |
А. Толстой «Буратино» |
Ограничение свободы, принудительные работы, избивание сотрудников |
нарушено право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, эксплуатация бесплатного детского труда |
Маша и медведь |
Медведь заставляет работать |
Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению. |
Сестрица Аленушка и братец Иванушка |
Не послушание приводит к лишению жизни |
покушение на жизнь |
Волк и семеро козлят |
Волк, проникнув в домик козлят, съел их. |
Право на жизнь. |
Гуси - Лебеди |
Гуси – Лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес. |
Право на жизнь в семье со своими родителями. |
Белоснежка и семь гномов |
работа в неравных условиях |
злоупотребление своим должностным положением |
Морозко |
Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну. |
Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению. |
Золушка |
работа не соответствует возрасту и её объёмы очень велики |
принудительный труд |
Лиса и Журавль |
Лиса обманула Журавля и подала ему так еду, что Журавль остался голодным. |
Право на хорошее питание. |
Заюшкина избушка |
Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки. |
Право на неприкосновенность жилища. |
Крошечка - Хаврошечка |
Девушку заставляли трудиться с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому. |
Право на отдых и досуг. |
Царевна - лягушка |
Иван-царевич, узнав, что лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг эту кожу. |
Право на свою тайну. |
По щучьему велению |
Царь-отец хотел сам найти для дочери жениха и не разрешал ей выходить замуж за того, кого она выбрала. |
Право свободно выражать своё мнение. |
«Синяя Борода» Ш. Перро |
Незаконное удержание |
серийные убийства, множество, нарушение права человека, уход главного героя от криминальной ответственности |
«Красная Шапочка» Ш. Перро |
Отправление в чащу леса беззащитного ребенка без сопровождения взрослых. |
нарушение прав ребенка и безответственное отношение матери |
«Золушка» Ш. Перро |
Золушку мачеха и сводные сёстры не только нещадно эксплуатируют. Золушка живет в своем собственном доме, как рабыня. |
рабство у нас запрещено по закону, тяжелый физический труд должен хорошо оплачиваться, присвоение недвижимого имущества |
Морозко |
иди в чащу леса и принеси оттуда невозможное |
принудительный труд |
Волк и семеро козлят |
Волк обманным путем проникает в жилище Козы. |
незаконное вторжение в чужую частную собственность |
«Рапунцель» Братья Гримм |
Заточение в башне |
лишили девочку полноценного воспитания, образования и родительской любви |
Теремок |
Поселились в чужом доме |
незаконное вторжение в чужую частную собственность |
|
|
|
Задание 4 Собрать пазл и рассказать о нарушениях прав.
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 5 Допиши право
o Лягушка из сказки В Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом ___________________
(на свободное передвижение).
o Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право _________________________
(на личную неприкосновенность).
o Буратино из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик», пойдя в школу воспользовался своим правом _______________________
(на образование)
o Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право ____________________
(на неприкосновенность жилища).
o Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом _______________________
(на труд).
o Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, учинив самосуд над попом нарушил его право _______________________
(на неприкосновенность).
o Из сказки Иван-царевич, украв Жар-птицу у царя Афрона, нарушил его право _______________________
(на владение имуществом).
o В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право ____________________
(на жизнь и личную неприкосновенность).
o Какое право было нарушено в «Сказке о Царе Салтане», когда Сватья Баба Бабариха и её помощники выкрадывали письма Царя и Царевны? ______________________
(право на тайну переписки)
o Какое право было нарушено в «Сказке о Царе Салтане», когда Царевна с младенцем были заточены в бочку? __________________
(право на жизнь и личную неприкосновенность)
o Каким правом воспользовался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане», превратившись в комара? ______________________
(правом уехать из своей страны, а также вернуться на Родину).
o Какое право было нарушено в сказке «Чиполлино», где кума Тыкву выгоняют из его домика? __________________
(право на неприкосновенность жилища.)
o В сказке «приключения Чиполлино» постоянно унижают Вишенку, какое право тем самым постоянно нарушается _____________
(право жить в условиях, обеспечивающих его достоинство)
o Какое право было нарушено в сказке «Приключения Чиполлино», где Вишенке запрещалось общаться с детьми из деревни? ____________________
(право на отдых и досуг, право участвовать в играх.)
o Какое право чаще всего нарушалось в отношении гадкого утенка в одноименной сказке Г.Х.Андерсена?________________
(право на уважение человеческого достоинства)
o Какое право Царевны-лягушки было нарушено, когда Иван-царевич сжёг лягушачью кожу? ________________
(на владение имуществом)
o Какое право Василисы Премудрой было нарушено Кощеем бессмертным? ___________
(право на свободу и личную неприкосновенность).
Заключение.
Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ,
В мир волшебный унесёт?
Полный смеха, света, краски,
А зовётся чудо – сказки!
Молодцы! Вы справились с заданиями. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.
начинаем со слов: - Я ребенок. Я имею право ... (Дети перечисляют права детей)
Ребята, сегодня мы с вами говорили о правах детей, но вы хорошо должны знать, что каждый ребенок имеет, не только права, но и обязанности. Помните «золотое право морали»: никогда не делай другому того, что не пожелал бы себе!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Болотова Е.Л. Права ребёнка в современной России. – М.: Школьная пресса, 2005 г.
2. Круглов Ю.Г. Сказки// Библиотека русского фольклора. - М.: Советская Россия, 1988 г.
3. Шабельник Е.С. Права ребёнка. – М.: Вита – Пресс, 2002 г.
4. Элиасберг Н.И. Права ребенка – это ваши права //Учебное пособие для начальной школы. – СПб.: Древо жизни, 2011 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.