А.В.Щербина,
руководитель морской практики
УМиПП БГАРФ КГТУ
E/mail: lisabalt39@mail.ru
Технология «дополненной реальности» в морском образовании
Перспективным направлением Национальной технологической инициативы, провозглашенной Президентом России В.В.Путиным в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года, является MariNet – развитие морехозяйственной деятельности с широким использованием современных ГИС и IT - технологий. Микроминиатюризация, развитие быстродействия, оперативной и общей памяти ЭВМ, повышение точностных характеристик ГИС, создание виртуальных сетевых лабораторий, включая сетевые морские проектно-конструкторские бюро, открыло новые возможности для современной морской индустрии и транспорта, для модернизации морского образования.
Одним из таких возможностей является использование технологий виртуальной и дополненной реальности в системе подготовки морских специалистов. Если первая технология достаточно широко используется в образовательном процессе морских вузов и тренажерных комплексах компаний, занимающихся морехозяйственной деятельностью, то вторая –технология используется значительно реже. Между тем, применение «дополненной реальности» открывает новые возможности повышения качества и интенсификации морского образования, так как, дополняя реальность (если обучение ведется в реальных условиях морской среды), либо «виртуальную реальность» (когда обучение ведется на специальных тренажерных комплексах), она способна селективно воздействовать на органы чувств и, вызывать реакцию, учитывая и реакцию на воздействие.
Возникает принципиально новая возможность усиления качества образовательного процесса, включая в реальность (виртуальную реальность) дополнительные факторы, воздействующие на обоняние, осязание, зрение, слух и другие органы чувств человека, но в другом диапазоне частот, спектра. Эти дополнительные факторы воздействия могут быть сориентированы на стимуляцию эмоциональной окраски в целях усиления селективного восприятия основного фактора. Таким образом, в процесс принятия решений и запоминания моделируемых ситуаций помимо общего интеллекта подключается эмоциональный интеллект, способный дать синергетический эффект. Тем самым достигается цель организации современного морского образования в виде устойчивого процесса генерации и передачи новых знаний, умений и навыков, выработки необходимых компетенций.
В контексте НТИ главная цель морских вузов - создание и поддержание на актуальном уровне вертикально и горизонтально интегрированной образовательно-исследовательско-научно-производственной среды, не противоречащей международным стандартам образования. Такая среда, основанная на использовании предлагаемых технологий обучения, обеспечивает более качественное освоение и закрепление получаемых в период обучения знаний, умений и навыков, выработку необходимых компетенций в морском деле, отвечает положениям и требованиям Морской Доктрины России и задачам модернизации экономики страны в контексте НТИ. Она позволяет вовлечь в морскую стратегически перспективную отрасль экономики новые интеллектуальные ресурсы и, что важно, - в ускоренном темпе не только переходить к новым профессиям, но и способствует рождению и развитию новых профессий. Последний вывод имеет общий характер и присущ всем отраслям экономики и человеческой деятельности, имеющим выраженный динамический характер.
Системный подход в этом вопросе сформирован в работах [1,2] и нашло отражение в материалах рабочей группы “MariNet” Агентства стратегических инициатив. С учетом исторических тенденций развития мировой экономики, заключающейся в том, что самые значимые поселения человека и технологические мегакластеры зарождались и зарождаются на берегах Мирового океана происходит переосмысление технологической культуры морской индустрии во всем спектре секторов мировой экономики. В русле этой тенденции «дополненная реальность» становится одним из универсальных инструментов повышения эффективности образования в целом и вовлечения в этот процесс талантливой молодежи.
Следует отметить важный социальный аспект «дополненной реальности в преломлении к сформулированным Всемирной организацией интеллектуальной собственности актуальным мероприятиям 2016 года: «Творчество в цифровой среде: Переосмысление культуры». Рассмотренная технология «дополненной реальности» очень точно отражает актуальность переосмысления технологической культуры с учетом новых нарождающихся профессий и расширение вовлечения в производственные процессы людей с разными, в т.ч. – с ограниченными физическими возможностями. Она не только повышает качество жизни людей с ограниченными возможностями, но и делает возможным их участие в производстве Hi-Tech продукции.
Использование средств дополненной реальности способно стать элементом повседневной информационно-интеллектуальной поддержки образовательной деятельности, имеет значимый научно-образовательный, научно-производственный и управленческий потенциалы, являясь востребованным рыночным продуктом.
Литература
1. В.А. Волкогон, Н.А. Кострикова, А.А. Меркулов, А.Я. Яфасов. MariNet - распределенные системы морехозяйственной деятельности. Блок: образование. Аналитический доклад. М. АСИ, 2015 г., 40с. ww.asi.ru.
2.Н.А. Кострикова, А.В.Щербина, А.Я. Яфасов. Возможности использования технологии «дополненной реальности» в морском образовании в контексте национальной технологической инициативы. Известия БГАРФ. Калининград, 2016, №1 (35), стр.11-16.
A promising area of the National Technology Initiative announced by Russian President Vladimir Putin in his Address to the Federal Assembly of the Russian Federation of December 4, 2014, is MariNet - development of marine economic activities with the extensive use of modern GIS and IT - technologies.
Microminiaturization, performance, development, operations, and general computer memory, increased accuracy of GIS features, creating a virtual network of laboratories, including network design and naval design bureaus, new opportunities for modern maritime industry and transport, to upgrade maritime education.
One of these features is the use of virtual and augmented reality technologies in the training of marine specialists. The use of "augmented reality" opens up new opportunities to improve the quality and the intensification of maritime education as well as complementing the reality (if training is conducted in a real marine environment conditions), or "virtual reality" (as taught in special training complexes), it is able to selectively affect sensory organs and cause a reaction, and the reaction is given on impact.
The use of augmented reality can become a part of everyday information and intellectual support of educational activities has a significant scientific and educational, research and production and management capacity, as demand market product.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.