Защита от фейковых интернет-сообщений - проблема современного общества

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 14.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья посвящена проблеме фейковых интернет сообщений и анализу программных средств защиты от них.
Иконка файла материала Защита от фейковых интернет-сообщений.doc

ЗАЩИТА ОТ ФЕЙКОВЫХ ИНТЕРНЕТ СООБЩЕНИЙ – ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Почтарькова Татьяна Петровна, преподаватель центра-колледжа

прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ

г. Мичуринск, РФ

pltp@mail.ru

Микляева Мария Сергеевна,

обучающаяся центра-колледжа

прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ

г. Мичуринск, РФ

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме фейковых интернет сообщений и анализу программных средств защиты от них.

Ключевые слова. Фейк, интернет, социальные сети, программное обеспечение, защита.

Мир сильно изменился с тех пор, как появился интернет и современные цифровые технологии. И, прежде всего, с точки зрения потребления информации. В общем информационном патоке среднестатистический потребитель не всегда готов отличить правдивые и фейковые сообщения. А, между тем, последнее десятилетие появилась целая индустрия неправды в интернете, и с каждым годом количество фейковых новостей неизменно растет. Ученые по всему миру занимаются феноменом фейковых новостей.

В своей работе мы попытались обобщить информацию о фейках и данные о современных способах защиты от них.

Вошедшее совсем недавно в русский язык английское слово “fake” в современном словоупотреблении чаще всего фигурирует в значениях trick -‘хитрость, обман, подделка, фальсификация, подлог’, но также и swindle – ‘шутка, шалость’. Глагол fake означает ‘мошеннически манипулировать, чтобы предмет воспринимался в лучшем виде или не таким, каким он на самом деле является’. В широком смысле фейк – это любая ложная информация, смешанная со сплетнями, вымыслами, пропагандой и секретами, которая призвана показать какое-либо явление правдоподобным. Фейки встречаются в различных форматах: это и фальсификация текстов, фото- и видеоматериалов, иногда даже по заказу известных людей создаются искусственные новостные материалы.

Точно также как человека необходимо защищать от реального мошенничества, в современном мире все более актуальным становиться защита от введения в заблуждение посредством фейковых сообщений. Чтобы понять актуальность данной проблемы достаточно проанализировать характеристики, которыми наделяют фейковую информацию. Так, фейки «являются значимым фактором в распространении тех или иных мнений в СМИ и интернет-пространстве» [2, с.79], «могут затрагивать существенные для читателей аспекты их ежедневной жизни, в этих случаях у человека отключается логика, включаются эмоции, и он верит даже совершенно невероятной информации» [1,c.117], «разновидность информационного оружия точечной направленности» [3,c.140]. В целом, специалистами отмечено, что «неконтролируемое распространение фейковых новостей способно провоцировать своего рода «информационные теракты» огромной разрушительной силы» [4, c.94].

Число интернет-пользователей в России в 2020 году достигло 118 миллионов. Это значит, что интернетом пользуются 81% россиян. При этом численность аудитории социальных сетей в России на начало 2020 года составила 70 миллионов пользователей, то есть 48% от всего населения страны. Россияне проводят в соцсетях в среднем 2 часа 28 минут, а в интернете - 7 часов 52 минуты в сутки — почти целый рабочий день! Эти цифры показывают, что интернет уже стал платформой, на которой сосредоточено внимание общественности, и растет важность того, насколько контент является подлинным или нет.

Теории использования социальных сетей для достижения политических целей активно разрабатывались в Америке в начале 2000-х, практические инструменты были готовы к концу первого десятилетия. Развитие Интернета и социальных сетей позволило формировать информационную повестку для обычных людей, когда нужные сообщения продвигаются ботами, троллями, SMM-специалистами и техника такого продвижения, включая весь инструментарий, стоит довольно недорого. Первыми на этом поле были коммерческие компании, но затем туда пришли государства, которые стали активно использовать социальные сети для пропаганды, продвижения нужной идеологии, в том числе для всевозможных цветных революций. Новые мощные технологии упрощают изготовление контента и манипулирование им, а социальные сети резко усиливают ложь, продаваемую государствами, политиками-популистами и нечестными корпорациями, поскольку она разделяется некритичной общественностью. Кроме того, на странице с фейками можно крутить кучу рекламы — от онлайн-казино до порноресурсов. Новости про измены звезд, заговоры мирового правительства, коррупционные скандалы, массовые детские самоубийства, новые извращения актера Панина расходятся как горячие пирожки. Фейковые новости также любят пранкеры и тролли. Платформы стали благодатной почвой для пропаганды, "троллинга" и "армий троллей"; "марионеточных сетей" и "обманщиков". Также известно такое явление, как «фабрики троллей», активизирующееся во время выборов. Наше время – время новых мощных технологических инструментов. Они, наряду с социальными сетями и платформами обмена сообщениями, имеющими ограниченные стандарты контроля качества новостных материалов, позволяют легко подделывать и имитировать легитимные новостные бренды, чтобы мошенничество выглядело как подлинная новость.

Фейковые новости для государства и общества, безусловно, представляют большую и потенциальную угрозу. Люди легко верят в сплетни, фальшивые новости и посты. Ложная, вводящая в заблуждение информация может негативно воздействовать на сознание аудитории и подорвать различные отношения, социальные нормы, ценности и традиции. В России в марте 2019 года Государственная Дума приняла Закон “О фейковых новостях”. Согласно документу, физические лица, распространяющие фейковые новости, будут оштрафованы на 100 000 рублей, а юридические лица – до 500 000 рублей. Если будут наблюдаться повторные нарушения и фейковые новости будут иметь такие серьезные последствия, как смерть человека или нарушение общественного порядка, то распространители фейковых новостей будут строго наказаны.

С целью выявления осведомленности студентов и преподавателей колледжа в области защиты от фейковой информации нами был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 100 обучающихся и 20 преподавателей центра-колледжа прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ. Средний возраст опрошенных подростков 16,5 лет, преподавателей – 46,1 лет. Исследование показало, что 93,3% респондентов являются интернет-пользователями, при этом преподаватели ежедневно проводят в сети в среднем 1,5 часа, студенты – 4 часа. Все преподаватели и 90% студентов зарегистрированы в социальных сетях, причём все эти студенты используют, по крайней мере, две социальных сети, а 18% имеют аккаунты в 8 социальных сетях. 100% преподавателей и 87% студентов периодически смотрят YouTube. 85% респондентов знакомы такие современные слова, как «боты», «тролли», «пранки», «фейк». Предпочтения по источникам информации среди студентов распределились следующим образом: социальные сети (60%), интернет (48%), телевидение (27%), радио (7%), газеты (6%). Среди преподавателей: интернет (90%), телевидение (60%), соцсети (40%), радио (20%). В среднем 30% преподавателей и 21% студентов полностью доверяют источнику информации, 20% преподавателей и 8% студентов сомневаются в достоверности любой информации. При этом только 15% преподавателей и 14% студентов даже не пытаются проверить правдивость этой информации. 100% респондентов не знают программные средства, которые помогли бы выявить фейк. Большинство обучающихся (67%) и преподавателей (80%) стараются не распространять непроверенную информацию, однако 33% студентов и 20% преподавателей, делая репосты и лайки, не намеренно сопутствуют её распространению.

Таким образом, большинство респондентов являются пользователями интернет и участниками различных социальных сетей, предпочитая их другим источникам информации. Однако в вопросах защиты информации мало осведомлены и потому часто доверяют фейковым новостям и иногда принимают участие в их распространении.

Как распознать фейковую новость? Для этого существует специальная процедура проверки фактов, которая называется фактчекинг. Ее можно описать следующим алгоритмом: 1) Изучите новость целиком. 2) Изучите источник новости. 3) Найдите первоисточник. 4) Проверьте автора. 5) Подумайте про предвзятость и заинтересованность. 6) Обратитесь к экспертам. Фактчекинг — это не система, которая работает на 100 %. Людям свойственно ошибаться, и тем, кто публикует и распространяет новости, и тем, кто их перепроверяет и критикует. Просто помните, что главный принцип верификации и фактчекинга — проверка в нескольких независимых источниках.

Не вызывает сомнения, что нет более совершенной системы защиты от фейковых сообщений, чем критическое мышление, рационализм, твердые убеждения медиа-потребителя. Однако, имеется потребность во вспомогательных программных средствах обеспечения защиты от фейковых сообщений. Рассмотрим, какие возможности есть на сегодняшний день у пользователей интернет.

В настоящее время большинство ведущих социальных сетей и новостных агрегаторов применяют определенные программные разработки для выявления и пресечения распространения через их каналы фейковых сообщений. Например, в онлайн-сервисе Instagram контент, вызывающий подозрения на фейковое содержание, помечается пользователями и переправляется партнерам Instagram, которые после проверки могут присвоить публикациям различные статусы достоверности, и в конечном итоге, недостоверные материалы, не подвергаясь удалению, не могут быть рекомендованными, не появляются в результатах общего поиска.

Ещё одно направление проверки – поиск фейковых аккаунтов. Так как фейковые аккаунты зачастую создаются для распостронения фейковых сообщений, то их вычисление уже пресекает возможность фейк-инфицирования. В Twitter сервисы Fakers App, Twitter Audit, в ВКонтакте – AntiDogs, VkBot, в Instagram – FollowerCheck, FameAudit, в Facebook расширение для Chrome FAKE FB, FB Checkerв по определенным критериям находят фейковые аккаунты.

Кроме того, существует много порталов, которые могут помочь вычислить фейковую новость. Вот лишь некоторые из них: noodleremover.news, snopes.com, Телеграм-канал «Злая проверочная», politifact.com, factcheck.org, storyzy.com. Однако, есть один минус: большинство из них англоязычные, что вызывает определённые неудобства и сомнения.

Но особо востребованными являются специальные программные средства распознавания и фильтрации фейковых сообщений. В этом направлении на сегодняшний день, разработчиками, например, предложены такие программные продукты как сервис WebMii (обнаруживает фейковые аккаунты, зарегистрированные на имя пользователя), программа Foto Forensics (распознает фейковые изображения, которые были созданы через обработку настоящих фотоматериалов в фоторедакторах), расширение BS Detector для различных браузеров (предупреждает пользователей о ненадежных источниках новостей).

На наш взгляд, данное направление интернет безопасности в ближайшее время будет пополняться новыми программными продуктами с еще более широкими функциональными возможностями. Эта тенденция в развитии программного обеспечения предопределяется тем, что влияние фейков еще никогда не было настолько определяющим, как в нынешнее время. В современных реалиях фейк превращается в уникальное средство воздействия на мысли и целенаправленной манипуляции большого количества людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иссерс О.С. Медиафейки: между правдой и мистификацией //Коммуникативные исследования. –2014. – № 2. – с. 112–123.

2. Красовская Н.Р., Гуляев А.А., Юлина Г.Н. Фейковые новости как феномен современности// Власть. – 2019. - №4. – с. 79-82.

3. Орешко М.Н. Феномен «фейк» новостей в современной информационной войне// Инновационная наука. – 2019. – №1. – с.140-141.

4. Суходолов А.П. Феномен «фейковых новостей» в современном медиапространстве // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты. – 2017. –с. 87-106

 

PROTECTION AGAINST FAKE INTERNET MESSAGES - A PROBLEM OF MODERN SOCIETY

Pochtarkova Tatyana Petrovna, teacher of the center-college

applied qualifications Michurinsky State Agrarian University

Michurinsk, Russia

pltp@mail.ru

Pashchenko Vadim Vadimovich,

1 year student

center-college applied qualifications

Michurinsky State Agrarian University

Michurinsk, Russia

Annotation. The article is devoted to the problem of fake Internet messages and the analysis of software protection against them.

Keywords. Fake, internet, social networks, software, protection.


Скачано с www.znanio.ru