Доброте сопутствует терпение
Цели: Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «терпение», «терпимость»; убедить в необходимости добра и недоступности зла.
Задачи:
1. Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
2. Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
3. Учить задумываться о своём месте в жизни.
Планируемые результаты:
Предметные:
Осознание понятий о доброте, терпении и терпимости.
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
УУД:Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.
Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.
Личностные: Развитие личностной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Оборудование: компьютер, презентация; карточки с именами сказочных героев.
Ход урока
Этапы урока |
Содержание |
Примечания |
Организационный момент урока.
Актуализация знаний
Работа над новым материалом
Физминутка
Итог урока
Рефлексия |
Добро и зло
творить всегда - Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас.
- Посмотри на «пушистиков». У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение как у тебя. Покажите своих пушистиков. Почему у человека бывает плохое натроение? Чему мы учимся на уроках ОРКСЭ? Я предлагаю вам небольшое исследование провести и объяснить, нужны ли уроки ОРКСЭ. В группах обсудите вопросы( вопросы на карточках у каждой группы) 1. Для чего нужны уроки ОРКСЭ? 2. Какие интересные темы мы изучили в этом году? 3. 3.О каких нравственных понятиях ещё хотели бы поговорить? Значит не будем терять время и приступаем к работе. Можете ли вы сказать, что с каждым уроком вы становитесь мудрее? Каждый из вас взращивает свое «дерево мудрости», плоды которого- «нравственные истины». Давайте вспомним эти истины. Откройте папки, вспомните, какие плоды уже растут на нашем дереве мудрости и объясните эти нравственные понятия. ( выходят к доске и объясняют) Нравственная установка-душевное усилие, установка на добрые поступки. Бескорыстие- проявление доброты без желания награды, просто так. Гуманизм-человеколюбие, уважение к человеку. Понять и простить-каждый человек может понять все, что еще не понято, исправить, изменить свою жизнь к лучшему. Простить ошибки других. Этика поступка- любые действия человека не должны быть во вред другим людям. Живите дружно и легко-общайтесь так, чтобы это общение приносило вам радость, будьте дружелюбными, добрыми, терпимыми к другим. Помните о золотом правиле этики. Опыт нравственного поведения- видеть состояние другого человека и бережно относиться к его чувствам. Привычка поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.
II. Постановка учебной задачи. Сегодня на нашем дереве появится ещё один плод. 1. Вступительное слово учителя. Хочется крикнуть
людям -Вы любите читать сказки? Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие качества. Когда мы читаем сказки, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, терпению. Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! У меня для вас задание. Перед вами карточки с именами сказочных героев, распределите героев по группам. Какие группы получились? (Ответы детей) Какое душевное качество объединяет всех героев? (Доброта) Сказки всегда повествуют о нравственных истинах. На примерах сказочных героев мы с раннего детства учимся различать добро и зло. Вот и сегодня мы обратимся к сказочным героям. Эта девушка выполняет всю грязную работу в доме, ее лицо перепачкано сажей. Но однажды она попадает на бал и встречает прекрасного принца. (Золушка) СЛАЙД2 - Эта девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда) Из каких сказок героини, как их зовут? Что помогает Герде преодолевать все трудности, а Золушке справляться с многочисленными обязанностями? (Доброта и сопутствующее ей терпение) О каких понятиях мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока. Доброте сопутствует терпение. На какие вопросы надо найти ответы? Смысл, каких понятий, необходимо раскрыть? Что такое доброта? Предполагает ли понятие доброта проявление таких качеств, как терпение и терпеливость? Терпение слабость или сила? Чем отличаются понятия терпение и терпимость? III. Работа над новым материалом урока. -Послушайте притчуСЛАЙД 5 https://www.youtube.com/watch?v=BWfBP5sTW18 – Очем эта притча? (о доброте) –Чем таким очень ценным расплатилась девочка? –В чем проявилась доброта девочки? (она отблагодарила свою сестру за заботу о себе, отдав все до копейки) - Ребята, подумайте, что такое добро? Добро– все полезное, хорошее, что помогает человеку и природе, идет им на пользу. Давайте мы сейчас попробуем составить словосочетания, в которых есть слово «добро». (Делать добро, желать добра, помнить добро, быть добрым, добрый человек). Ребята, частью каких слов, является слово «добро»? Перечислим их. (Доброжелательность, добролюбие, добросердечность, добропорядочность, добрососедство, добросовестность, добродушие...)Что такое, по-вашему, доброта? (Ответы детей) Какое определение ребята нашли в словаре? Ответили на первый вопрос? (Да) У меня для вас еще одно задание. Я предлагаю поиграть в игру «Запрещённое движение», но сегодня мы попробуем сделать это в паре («сиамские близнецы»). Легко ли было сделать привычные движения? Что вам помогло? (Терпение) Легко ли проявлять терпение? В чём проявлялось ваше терпение? (Не рассердится на партнера) Получается, чтобы проявить терпение, необходимо приложить душевные силы. В чём проявляется терпеливость Золушки? Почему Золушка терпит злость мачехи, обиды от сестёр? (Она защищает отца, потому что любит и жалеет его). В чём проявляется терпеливость Герды? Почему Герда терпеливо переносит все трудности? (Она спасает своего друга) Причина терпения… Причина терпения – чувства, дающие человеку душевные силы и мужество. Выполните задание. Что вы поняли о себе, выполняя это задание? Кто хочет высказаться? Терпение во имя высоких чувств часто требует отказа от своих желаний, интересов. По-вашему, терпение это сила или слабость? (Ответы детей) Мы ответили на ещё один вопрос? (Да)
Терпение рождает такие качества, как снисходительность, деликатность, чуткость, тактичность… А какое душевное качество рождает само терпение? (Доброта) Тогда, как вы ответите на второй вопрос? «Предполагает ли понятие «доброта» проявление таких качеств, как терпеливость и терпение?» (Ответы детей) Чтобы ответить на этот вопрос, что надо знать? (Понятия «терпение» и «терпимость») Что же такое «терпение»? А что такое «терпимость»? Поработайте с учебником стр. 132. Чем отличаются понятия «терпение» и «терпимость»? Чему способствует «терпимость»? (Сохранению добрососедских отношений, проявлению взаимного уважения к людям других национальностей и традиций, т.к. любому человеку важно признавать право другого на выбранный им образ жизни.) Важно понимать, что другой - это не враждебный, а просто иной. Вернемся к вопросам, которые мы задавали в начале урока. На все ответили? На вашем «дереве мудрости» сегодня появилось ещё одно яблоко. Какое? - Наш урок мы начинали с вопроса «Зачем творить добро?». Мне бы хотелось, чтобы вы всегда отвечали на него так – чтобы люди вокруг были счастливы, чтобы все любили друг друга. В жизни по-разному можно жить – В горе можно и в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать И подарить его людям (С. Г. Островой) Ученики: 1.Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро. 2. Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро. 3. Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро. 4. Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро. -Ребята, и я вам всем желаю приумножать наш прекрасный мир своими добрыми поступками и делами, и идти по жизни дорогою добра. Звучит песня «Дорогою добра» СЛАЙД 151.
Составление синквейна - Давайте составим синквейн со словом «ДОБРО». 1 ДОБРО НАСТОЯЩЕЕ БЕСКОРЫСТНОЕ ПОМОГАЕТ РАДУЕТ ДЕЛАЕТ СЧАСТЛИВЫМ ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ДОБРО БЛАГО 2 ДОБРО ТЁПЛОЕ ВЕЖЛИВОЕ СПАСАЕТ ОСТЕРЕГАЕТ ВЫРУЧАЕТ ОНО ВСЕГДА ПОМОЖЕТ ДРУГ 3 ДОБРО ЛАСКОВОЕ ИСКРЕННЕЕ УЧИТ РАДУЕТ ЛЕЧИТ ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО ЛЮБОВЬ
|
Работа в парах
Индивидуальная работа. (Работа со словарём)
Самостоятельная работа с учебником стр.132
Выборочное чтение
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.