Учебно-методический
материал по теме:
"Создание
керамических изделий из пласта ручной лепки"
Форма проведения: тематическое занятие.
Время: 2-3 академических часа (без учета времени на сушку и обжиг).
1. Цели и задачи
|
Обучающая
цель
|
Освоить
технологию создания керамических изделий из пласта: от раскатки до сборки.
Научить создавать прочные и эстетичные соединения деталей.
|
|
Развивающая
цель
|
Развивать
чувство формы, объема, конструктивное мышление, точность и аккуратность в
работе.
|
|
Воспитательная
цель
|
Воспитывать
интерес к дизайну и современному декоративно-прикладному искусству.
|
|
Задачи
|
1.
Научиться правильно раскатывать ровный глиняный пласт.
2. Освоить приемы резки и сборки деталей из пласта.
3. Научиться укреплять угловые и прямые соединения с помощью жгута и шликера.
4. Познакомиться с возможностями декора пластовых изделий.
|
2. Материалы и инструменты
- Основной материал: Гончарная
глина средней пластичности.
- Инструменты:
- Стека (для резки, заглаживания
швов).
- Деревянная скалка или паста-машина.
- Две рейки (одинаковой толщины,
0.8-1.5 см).
- Губка и емкость с водой.
- Кисточка для шликера.
- Шликер (глиняный "клей").
- Проволока с ручками.
- Резаки (канцелярский нож,
стека-нитка).
- Шаблоны (из картона или пластика).
- Вспомогательные
материалы:
- Фактурные материалы (кружева, грубые
ткани, листья, рифленое стекло).
- Гипсовая доска или фанера для работы
и сушки.
3. Теоретическая часть (10-15 минут)
1. Что такое техника "из пласта"?
Это метод создания керамических изделий путем сборки из предварительно
раскатанных листов глины. Техника позволяет создавать как простые
геометрические (кубы, цилиндры), так и сложные скульптурные формы.
2. Область применения.
- Плитка и панно.
- Прямоугольные вазы и кашпо.
- Тарелки и блюда.
- Архитектурные макеты.
- Авторская бижутерия.
- Скульптурные объекты.
3. Ключевой принцип: "Архитектоника".
Форма собирается из отдельных "деталей конструктора" (стенок, дна),
которые должны быть точно подогнаны друг к другу. Прочность изделия зависит от
качества соединения этих деталей.
4. Практическая часть: Создание прямоугольной вазы/кашпо
Этап 1: Эскиз и расчет деталей.
- Рисуем эскиз будущего изделия
(например, прямоугольная ваза).
- Определяем размеры: высота, длина,
ширина.
- Рассчитываем
детали:
- Дно: 1 деталь размером Длина х
Ширина.
- Длинные стенки: 2 детали размером
Длина х Высота.
- Короткие стенки: 2 детали
размером (Ширина - 2*Толщина пласта) х Высота. Это важно для
правильной сборки!
Этап 2: Раскатка пласта.
- Кладем рейки на рабочую поверхность
параллельно друг другу.
- Между ними помещаем ком глины.
- Раскатываем скалкой глину, пока она
не начнет касаться реек. Двигаем скалку от себя, равномерно надавливая.
- В результате получаем идеально ровный
пласт заданной толщины.
Этап 3: Резка деталей.
- Используя линейку и резак, вырезаем
по рассчитанным размерам все детали: дно, две длинные и две короткие
стенки.
- Аккуратно поднимаем детали, чтобы они
не деформировались.
Этап 4: Сборка "на срез".
Это самый надежный способ соединения под углом 90°.
- Подготовка стенок: на торцах коротких
стенок делаем фаску (скос) под углом 45° с помощью стеки.
- Начало сборки: на край дна наносим
шликер. Приставляем к нему одну из длинных стенок. Прижимаем изнутри и
снаружи.
- Формирование угла: к дну и торцу
длинной стенки наносим шликер. Приставляем короткую стенку так, чтобы ее
фаска встретилась с фаской длинной стенки. Тщательно примазываем стык с
обеих сторон.
- Повторяем процедуру со всеми
стенками.
- Усиление углов: из мягкого жгута
глины скатываем тонкий валик и вдавливаем его во внутренние углы
конструкции, тщательно заглаживая. Это делает соединение прочным и
скрывает стык.
Педагогический прием: показать два способа сборки – просто
"в торец" и "на срез". Наглядно продемонстрировать, что
второй способ дает более аккуратный и прочный угол.
Этап 5: Декорирование.
Техника пласта идеально подходит для фактурного декора.
- Тиснение: перед сборкой на еще мягкий
пласт можно положить текстурированный материал (ткань, кружево) и
прокатать сверху скалкой.
- Прорезной декор: после небольшого
подвяливания можно вырезать в стенках узоры канцелярским ножом.
- Налепы: Добавление декоративных
элементов из глины.
Этап 6: Сушка.
- Собранное изделие сушим очень
медленно, под пластиковым колпаком или в пакете.
- Особое внимание углам – они сохнут
быстрее всего и могут потрескаться. При необходимости можно слегка
смачивать их влажной губкой.
- После того как изделие побелеет и
затвердеет ("сырец"), его можно отправлять на утильный обжиг.
5. Критерии оценки
- Качество пласта: Ровность,
одинаковая толщина.
- Точность резки и
сборки: Соответствие деталей эскизу, аккуратность углов.
- Прочность соединений: Отсутствие
щелей, тщательно заглаженные швы и усиленные углы.
- Художественная
ценность: Гармоничность формы, оригинальность и уместность декора.
6. Рекомендации для педагога
- Подготовка материала: Глина не
должна быть слишком мягкой, иначе детали при сборке будут деформироваться.
Идеальная консистенция – "кожаной твердости".
- Демонстрация ошибок: Покажите,
что происходит, если не сделать скос на торцах (получается некрасивый
зазор, который сложно заполнить) или если забыть про усиление углов (высок
риск откола при сушке/обжиге).
- Вариативность: после освоения
прямоугольной формы предложите учащимся создать изделие другой геометрической
формы (шестигранник, цилиндр) или использовать криволинейные детали.
- Работа с фактурой: Поощряйте
эксперименты с текстурами. Это делает каждое изделие уникальным.
7. Варианты заданий
- Базовый уровень: Прямоугольная
или квадратная ваза/кашпо.
- Средний уровень: Цилиндрическая
шкатулка со съемной крышкой.
- Продвинутый уровень: Абстрактная
скульптурная композиция, собранная из нескольких пластовых элементов
сложной формы.
Заключение
Техника
лепки из пласта открывает безграничные возможности для творчества, находясь на
стыке ремесла, скульптуры и дизайна. Она учит точности, планированию и
конструктивному мышлению, позволяя создавать современные и стильные
керамические объекты.