Учебно-методический материал по теме: "Создание керамических изделий из пласта ручной лепки"

  • docx
  • 21.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 21.11.2025Создание керамических изделий из пласта ручной лепки.docx

Учебно-методический материал по теме:

"Создание керамических изделий из пласта ручной лепки"

 

Форма проведения: тематическое занятие.
Время: 2-3 академических часа (без учета времени на сушку и обжиг).

1. Цели и задачи

Обучающая цель

Освоить технологию создания керамических изделий из пласта: от раскатки до сборки. Научить создавать прочные и эстетичные соединения деталей.

Развивающая цель

Развивать чувство формы, объема, конструктивное мышление, точность и аккуратность в работе.

Воспитательная цель

Воспитывать интерес к дизайну и современному декоративно-прикладному искусству.

Задачи

1. Научиться правильно раскатывать ровный глиняный пласт.
2. Освоить приемы резки и сборки деталей из пласта.
3. Научиться укреплять угловые и прямые соединения с помощью жгута и шликера.
4. Познакомиться с возможностями декора пластовых изделий.

2. Материалы и инструменты

  • Основной материал: Гончарная глина средней пластичности.
  • Инструменты:
    • Стека (для резки, заглаживания швов).
    • Деревянная скалка или паста-машина.
    • Две рейки (одинаковой толщины, 0.8-1.5 см).
    • Губка и емкость с водой.
    • Кисточка для шликера.
    • Шликер (глиняный "клей").
    • Проволока с ручками.
    • Резаки (канцелярский нож, стека-нитка).
    • Шаблоны (из картона или пластика).
  • Вспомогательные материалы:
    • Фактурные материалы (кружева, грубые ткани, листья, рифленое стекло).
    • Гипсовая доска или фанера для работы и сушки.

3. Теоретическая часть (10-15 минут)

1. Что такое техника "из пласта"?
Это метод создания керамических изделий путем сборки из предварительно раскатанных листов глины. Техника позволяет создавать как простые геометрические (кубы, цилиндры), так и сложные скульптурные формы.

2. Область применения.

  • Плитка и панно.
  • Прямоугольные вазы и кашпо.
  • Тарелки и блюда.
  • Архитектурные макеты.
  • Авторская бижутерия.
  • Скульптурные объекты.

3. Ключевой принцип: "Архитектоника".
Форма собирается из отдельных "деталей конструктора" (стенок, дна), которые должны быть точно подогнаны друг к другу. Прочность изделия зависит от качества соединения этих деталей.

4. Практическая часть: Создание прямоугольной вазы/кашпо

Этап 1: Эскиз и расчет деталей.

  1. Рисуем эскиз будущего изделия (например, прямоугольная ваза).
  2. Определяем размеры: высота, длина, ширина.
  3. Рассчитываем детали:
    • Дно: 1 деталь размером Длина х Ширина.
    • Длинные стенки: 2 детали размером Длина х Высота.
    • Короткие стенки: 2 детали размером (Ширина - 2*Толщина пласта) х Высота. Это важно для правильной сборки!

Этап 2: Раскатка пласта.

  1. Кладем рейки на рабочую поверхность параллельно друг другу.
  2. Между ними помещаем ком глины.
  3. Раскатываем скалкой глину, пока она не начнет касаться реек. Двигаем скалку от себя, равномерно надавливая.
  4. В результате получаем идеально ровный пласт заданной толщины.

Этап 3: Резка деталей.

  1. Используя линейку и резак, вырезаем по рассчитанным размерам все детали: дно, две длинные и две короткие стенки.
  2. Аккуратно поднимаем детали, чтобы они не деформировались.

Этап 4: Сборка "на срез".

Это самый надежный способ соединения под углом 90°.

  1. Подготовка стенок: на торцах коротких стенок делаем фаску (скос) под углом 45° с помощью стеки.
  2. Начало сборки: на край дна наносим шликер. Приставляем к нему одну из длинных стенок. Прижимаем изнутри и снаружи.
  3. Формирование угла: к дну и торцу длинной стенки наносим шликер. Приставляем короткую стенку так, чтобы ее фаска встретилась с фаской длинной стенки. Тщательно примазываем стык с обеих сторон.
  4. Повторяем процедуру со всеми стенками.
  5. Усиление углов: из мягкого жгута глины скатываем тонкий валик и вдавливаем его во внутренние углы конструкции, тщательно заглаживая. Это делает соединение прочным и скрывает стык.

Педагогический прием: показать два способа сборки – просто "в торец" и "на срез". Наглядно продемонстрировать, что второй способ дает более аккуратный и прочный угол.

Этап 5: Декорирование.

Техника пласта идеально подходит для фактурного декора.

  1. Тиснение: перед сборкой на еще мягкий пласт можно положить текстурированный материал (ткань, кружево) и прокатать сверху скалкой.
  2. Прорезной декор: после небольшого подвяливания можно вырезать в стенках узоры канцелярским ножом.
  3. Налепы: Добавление декоративных элементов из глины.

Этап 6: Сушка.

  1. Собранное изделие сушим очень медленно, под пластиковым колпаком или в пакете.
  2. Особое внимание углам – они сохнут быстрее всего и могут потрескаться. При необходимости можно слегка смачивать их влажной губкой.
  3. После того как изделие побелеет и затвердеет ("сырец"), его можно отправлять на утильный обжиг.

5. Критерии оценки

  • Качество пласта: Ровность, одинаковая толщина.
  • Точность резки и сборки: Соответствие деталей эскизу, аккуратность углов.
  • Прочность соединений: Отсутствие щелей, тщательно заглаженные швы и усиленные углы.
  • Художественная ценность: Гармоничность формы, оригинальность и уместность декора.

6. Рекомендации для педагога

  • Подготовка материала: Глина не должна быть слишком мягкой, иначе детали при сборке будут деформироваться. Идеальная консистенция – "кожаной твердости".
  • Демонстрация ошибок: Покажите, что происходит, если не сделать скос на торцах (получается некрасивый зазор, который сложно заполнить) или если забыть про усиление углов (высок риск откола при сушке/обжиге).
  • Вариативность: после освоения прямоугольной формы предложите учащимся создать изделие другой геометрической формы (шестигранник, цилиндр) или использовать криволинейные детали.
  • Работа с фактурой: Поощряйте эксперименты с текстурами. Это делает каждое изделие уникальным.

7. Варианты заданий

  • Базовый уровень: Прямоугольная или квадратная ваза/кашпо.
  • Средний уровень: Цилиндрическая шкатулка со съемной крышкой.
  • Продвинутый уровень: Абстрактная скульптурная композиция, собранная из нескольких пластовых элементов сложной формы.

Заключение

Техника лепки из пласта открывает безграничные возможности для творчества, находясь на стыке ремесла, скульптуры и дизайна. Она учит точности, планированию и конструктивному мышлению, позволяя создавать современные и стильные керамические объекты.


 

Посмотрите также