Учебно-тренировочные упражнения в восточных единоборствах
Оценка 4.8

Учебно-тренировочные упражнения в восточных единоборствах

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
физическая культура
3 кл—10 кл
17.06.2023
Учебно-тренировочные упражнения в восточных единоборствах
Тренировка должна вырабатывать навыки самозащиты и координацию, уменьшать вес, улучшать состояние сердечно-сосудистой системы, подготавливать к соревнованиям или вырабатывать уверенность и самооценку. В методической разработке рассматриваются основные учебно-тренировочные упражнения, используемые в технике восточных единоборств.
Учебно-тренировочные упражнения в восточных единоборствах.doc

МБУ ДО ЦДО «Хоста» г.Сочи

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка:

 

 «Учебно-тренировочные упражнения        в восточных единоборствах»

 

 

 

Составитель:

педагог д.о. Ураков В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочи – 2021

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

Введение  

 

3

Структура занятия

4

1.     Подготовительная часть занятия. Разминка

4

2.     Основная часть тренировочного занятия

5

3.     Заключительная часть занятия

12

Заключение                                                                             

14

Литература

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Восточные единоборства являются родственными видами физической культуры Китая, Кореи, Японии. На протяжении столетий, развиваясь и переплетаясь восточные единоборства выработали систему упражнений, изучив и применив которую человек может достигнуть психофизического высокого уровня.

Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств является средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.

Одним из важнейших условий осуществления эффективной тренировки в боевых искусствах является ее оптимальное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц и даже за год невозможно всесторонне подготовиться к ведению поединка. Это длительный процесс систематического совершенствования техники, тактики и психофизической подготовки спортсмена.

Организация и построение тренировочного процесса, как единого целого, строится на основе закономерного и последовательного решения системы специфических задач тренировки и самовоспитания. Исходными элементарными звеньями упражнений, из которых строится все подготовка, являются отдельные тренировочные занятия, непонятные для новичка, потом, при проработке стратегии и тактики боя, оказываются очень важными элементами и четко встают на свои места, обеспечивая бойцу преимущество по скорости и устойчивости. Рассмотрим основные учебно-тренировочные упражнения, используемые в технике восточных единоборств.

 

 

 

 

 

 

 

Структура занятия

 

В структуре каждого тренировочного занятия, как правило, выделяют три его части: подготовительную (или разминку), основную и заключительную.

 

1. Подготовительная часть занятия. Разминка

 Основными элементами разминки являются самомассаж, разогрев, суставная   гимнастика, растяжка. Целью подготовительной части является разминка, в ходе которой осуществляется подготовка занимающихся к выполнению специальных приемов и действий боевых искусств или упражнений физической подготовки. Различают общую и специальную разминку. Задачей общей разминки является подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе. Задача специальной разминки - подготовка к занятию тех суставов, связок, мышц, ударных поверхностей, на которые ложится наибольшая нагрузка при выполнении специфических для боевых искусств приемов и действий.

 

2. Основная часть тренировочного занятия

В тренировочном занятии основная его часть строится в порядке последовательного выполнения заданий и упражнений, обеспечивающих решение, как  главной задачи, так и дополнительных задач занятия.

 

Примеры учебно-тренировочных упражнений

 

1. Степ

 - подпрыгивание на носках перед противником:

- с перемещением вперед - передний степ;

- на месте - нейтральный степ;

- с перемещением назад - задний степ.

Основное тактические назначение степа - создание благоприятной ситуации начала атаки для проведения ударов ногами, вызова противника на атаку. Дополнительное назначение - демонстрация активности.

Приглашение на степ - короткие приседания (волнообразные движения), стимулирующие вызов противника на степ.

Маневрирование степом - постоянный уход с линии удара вправо или влево.

Имитация степа - легкое волнообразное приседание на месте.

Смена ритма степа - переход из атакующего степа в контратакующий.

Способы создания начала атаки на степе с изменением его ритма. При одновременном подпрыгивании спортсменов образуется ритм 1-1, который благоприятен для атаки - атакующий ритм. При разноименном подпрыгивании образуется ритм 1-2, он благоприятен для контратаки - контратакующий ритм.

Для перехода из связки 1-1 в связку 1-2 обычно используется остановка внизу движения. Для перехода из связки 1-2 в связку 1-1 - остановка вверху движения, для этого же используются подшагивание и отшагивание.

Выполнение степа с игрой дистанцией (вызовы и провокации) и передвижением с угрозами для отмены защиты или для использования защитной реакции для дальнейшего проведения атакующих и контратакующих действий. В меньшей степени степ сочетается с раскрытием линии атаки.

2. Игра угрозами. Угрозы используются тхэквондистами при проведении большинства подготовительных действий к атакам и контратакам. Угроза - это тактическое действие, создающее опасную для соперника ситуацию, когда атакующий боец может беспрепятственно или с небольшими затруднениями продолжить атаку.

Проведение угрозы есть демонстрация опасного для противника действия, смысл которого заключается в том, будет производиться действие или нет. Неопределенность будущего создает эффект угрозы. Угрозы разделяются на истинные и ложные, те и другие могут демонстрироваться в поединке. При выполнении степа проводятся: угроза начала атаки с реверсом, угрозы раздёргиванием, угроза с вызовом, угрозы повторные, угрозы подскоком.

Игра дистанцией осуществляется за счет вхождения во взаимокоординацию при сохранении дистанции, маскировки подшага, подскока, напрыгивание и маскировки подшага движением в степе вверх.

Взаимокоординация в степе:

 ритм 1-1 - одновременное движение противников вверх и вниз,

 ритм 1-2 - противоположное движение вверх и вниз.

 

Вхождение во взаимокоординацию осуществляется с помощью легкого встречного движения корпусом или рукой. При взаимокоординации движения участники предсказуемое мы друг для друга и в то же время каждый из них стремится обыграть противника и провести атаку. Взаимокоординация при вызове противника на себя - заставить противника двигаться на себя с определенной дистанцией. Действия, направленные на удержание дистанции, осуществляются за счет вхождения в зону ударной дистанции противника и выхода из нее (в момент входа противник не должен находиться в стартовом положении для проведения удара).

Взаимокоординация при сохранении дистанции - движение на одном расстоянии с противником после его неудачной атаки или контратаки.

Тактические действия, связанные с обыгрыванием соперника на степе

Обыгрывание противника на степе осуществляется с помощью демонстрации действий и намерений демонстрации ложной или истинной цели.

Демонстрация действий - открытый показ противнику своих намерений. Демонстрация движений проводится в момент ориентировочной реакции противника и служит основанием для принятия им однозначной информации и предсказуемого решения.

Имитация действия - минимальное, но достаточное проведение действия, чтобы противник принял его за настоящее.

Маскировка действий и намерений осуществляется для скрытия истинных намерений конкретного приема, создания у противника ложных представлений о предполагаемых атакующих и защитных действиях. При проведении маскировки начальная часть должна восприниматься противником как активное действие, имеющее другой смысл. Во время ориентировочной реакции противник воспринимает, например, движение степа, а на самом деле проводится сокращение дистанции подшагиванием в нижнем положении. Для управления ориентировочной основой действий служит передача ложной, неточной или несвоевременной информации о действиях, что служит основой для принятия противником ошибочных тактических решений.

Обыгрывание защиты противника - проведение действий для снятия защиты противника или проведения своих защитных действий.

Тактические действия в оборонительной стратегии при использовании степа:

Отступление - с переходом к контратаке в степе.

Обыгрывание атак - создание управляемого поведения противника за счет вызова и провоцирования благоприятной ситуации для проведения атакующих действий.

Выжидание - выбор момента начала контратаки при выполнении маневрирования, смены стоек и дистанций.

Позиционность - проявление минимального маневрирования с принятием выраженной атакующей стойки и дистанции.

Согласие - принятие манеры действий противника, ожидаемое реагирование на действия противника, мнимое принятие отдельных действий противника.

Вызов - создание для противника благоприятной ситуации, условий или действий, когда он не собирается проводить те или иные приемы, а ему их проведение явно навязывается.

Обратный вызов - демонстрация прекращения активного действия с целью вызвать ответную атаку.

Провоцирование действий - создание благоприятных условий для проведения или продолжения действий противника, скрывая от него их специальное значение.

Подыгрывание противнику - тип взаимодействий, когда на ложные действия противника проводится ложное противодействие.

Высший уровень тактического мастерства - одновременное обыгрывание противника на ритме степа и дистанции, а также обыгрывание противника угрозами с одновременным обыгрыванием на ритме степа. При этом наиболее результативны тактические подготовки, выполняемые при сочетании обыгрывания на ритме с проведением угроз.

3. Техника одиночных ударов и их серии. Хорошие спортсмены должны уметь сочетать все 3 способа ведения боя с одиночными ударами: когда нужно стоять на месте, при необходимости работать на отходе, в обороне и по возможности нападать, работая первым номером.

4. Одношаговый спарринг. Одношаговый спарринг - важное упражнение, поскольку конечная цель занятий в тхэквондо - овладение умением побеждать в реальном поединке посредством нанесения всего одного удара. Технические элементы должны выполняться во время тренировок во всевозможных сочетаниях с прыжками, уходами и обманными действиями. Одношаговый спарринг является прекрасным тренировочным средством для учащихся разного уровня подготовленности.

Следует помнить, что главное при совершенствовании керуги - научиться наносить предельно точные, быстрые и сильные удары по уязвимым точкам тела соперника в точно выбранный момент времени с выбором правильного средства атаки и при этом быть в постоянной готовности эффективно противостоять любой атаке соперника.

Одношаговый спарринг довольно часто используется на показательных выступлениях. Назначение - показать зрителям мастерство демонстратора и возможности практического использования разнообразных приемов. Зрелищность заранее оговоренного спарринга позволяет показать публике специфику техники тхэквондо. Строгое соблюдение разработанного сценария способствует развитию и спаррингующихся чувства стиля тхэквондо. Показ обычно сопровождается демонстрацией приемов в замедленном темпе. Роль соперника сводится к иллюстрации того, как именно наносятся удары по телу соперника демонстратором. Дистанция подбирается в соответствии с предварительной договоренностью. Как демонстратор, так и его соперник выполняют только оговоренные заранее действия.

4. Защита. В подготовке спортсменов, занимающихся единоборствами, отработке приемов защиты отводится важное место. В таком виде спорта, каким является тхэквондо, как, впрочем, и в некоторых других, основу которых составляет ударная техника, пропустить хотя бы один удар - значит проиграть бой. В правильной, прочной стойке боец практически не представляет противнику возможности эффективно атаковать. Поэтому защищающегося пытаются вынудить раскрыться, лишить равновесия с тем, чтобы в обороне появились бреши, удобные для атаки. Искусство защиты в том и состоит, чтобы не поддаться на уловки соперника, внимательно наблюдать за всеми его действиями. Старайтесь непрерывно следить за глазами своего партнера, начиная с поклона, что поможет вам "прочитать" его намерения и принять соответствующее решение. Тактически рекомендуется выждать в защитной стойке момента, когда можно нанести точный удар.

5. Атака. Для выполнения максимально сильного удара или блока необходимо сочетание следующих действий и факторов, их обуславливающих:

Сила противодействия. Если соперник бросается на вас с большой скоростью, то действующая в результате вашего удара сила будет складываться из силы инерции, вызванной его собственной атакой и силой вашего удара. Сложение этих двух сил дает максимальный эффект. В этом проявляется результат силы противодействия в данном случае. Другой аспект - это использование внутренних сил реакции. Удар правым кулаком оказывается сильнее, если он сопровождается движением левого кулака в противоположном направлении.

Концентрация. Направляя удар на цель наименьшей площади, вы концентрируете его силу и увеличиваете его эффект. Так, например, сила водяного напора тем больше, чем меньше диаметр шланга и наоборот - человек в снегоступах не оставляет практически никаких следов на снегу за счет распределения давления на большой площади. Поэтому удары в тхэквондо очень часто концентрируются на ребре ладони или на фаланговых суставах согнутых пальцев. Очень важно не проявлять максимальных усилий в начале движения, а постепенно наращивать их таким образом, чтобы максимум силы достигался в момент контакта с телом противника. Чем выше концентрация, тем более сокрушительным будет удар. Можно сказать, что чем короче период контакта с телом противника, тем сильнее будет удар. Таким образом, удар должен быть нанесен по цели наименьшего размера с максимальной мобилизацией всех мышц тела за минимальный промежуток времени.

Равновесие. Сохранение равновесия представляет в тхэквондо огромную важность. Сохраняя тело в состоянии равновесия, вы достигаете максимальной эффективности удара или блока. Напротив, человека, находящегося в неустойчивом положении, легко сбить с ног. Как при выполнении атакующих действий, так и при блокировании стойка должна быть устойчивой и подвижной одновременно. Достичь хорошей устойчивости можно, распределив вес в стойке одновременно на обе ноги и расположил центр тяжести на линии, проходящей между стопами. А если необходимо перенести вес на одну ногу, то центр тяжести нужно расположить на линии, проходящей через центр стопы. Пружинящие движения коленного сустава очень важны для выработки равновесия, необходимого как для быстрого начала атаки, так и для пребывания в постоянной готовности к защитным действиям.

Контроль дыхания. Контролируемое дыхание оказывает влияние на состояние человека, на скорость и силу его движений, а также дает телу способность выдержать удары соперника, на каждое движение выполняется один вдох-выдох, за исключением связанных движений, при этом следует запомнить следующее правило: никогда не делайте вдох, когда ставите блок или наносите удар. Это не только мешает правильному выполнению движения, но и приводит к потере силы и скорости. Контроль дыхания также следует использовать в поединке, чтобы замаскировать признаки усталости. Опытный боец, заметив, что противник утомлен, тут же усилит атаку и получит возможность добиться быстрой победы.

Масса и скорость. С точки зрения механики, для достижения наибольшей силы удара необходимо максимизировать ударную массу и скорость. Достижению максимума ударной массы и скорости способствует поворот таза. При этом большие мышцы брюшного пресса, закручиваясь, сообщают телу дополнительный импульс. Таз вращается в том же направлении, что и сегмент тела, с помощью которого ставится блок или наносится удар. Другой способ увеличить ударную массу и скорость - выполнять пружинящие движения в коленных суставах, приподнимаясь в начале движения и опускаясь в момент атаки, вкладывая в удар вес всего тела. Возникающая при нанесении удара сила реакции, контроль дыхания, равновесие, напряжение и расслабление мышц - все это нельзя не принимать во внимание. Все эти факторы, способствующие достижению необходимой скорости движения, в совокупности с гибкостью и ритмичностью движений должны быть хорошо скоординированы для проявления максимальной силы удара.


3. Заключительная часть занятия

В спортивной тренировке эту часть занятия чаще всего называют заминкой. Смысл ее - в обеспечении переключении функциональных систем организма на восстановительный режим. Основные элементы заключительной части занятия являются дыхательные упражнения и медитация.

Плавный переход от интенсивной тренировки к отдыху предупреждает возможные функциональные нарушения, которые могут возникнуть при резком прекращении напряженной тренировки, особенно у тех, кто мало тренирован и не имеет достаточного опыта самостоятельных занятий.

Программа тренировки, нацеленная на улучшение специфических физических свойств должна быть последовательно сбалансирована. Планируя программу тренировок необходимо учитывать ряд условий: - объем упражнений (например, продолжительность ежедневного бега, количество подходов в тренировках с тяжестью, количество раундов в спаррингах); - интенсивность тренировки (скорость бега, количество поднимаемого веса, вкладываете ли вы 100% силы при ударе по мешку); - частота, тренировок (ежедневная тренировка, сколько спаррингов в неделю, бег ежедневно или дважды в неделю); - баланс между типами тренировок, как и всегда важный баланс между тренировками и отдыхом. Только тренировки достаточной интенсивности могут вести к улучшению, но периоды отдыха так же важны для прогресса. Именно в этот период восстанавливаются силы, расходуемые при тренировочных нагрузках. Порядок становления крепким и сильным, путем тренировок будет восприниматься организмом, если он разумный. Существуют пределы для организма, и путем тщательного исследования каждый обучающийся и тренер должны установить, сколько он может, например, бегать, сколько упражняться с тяжестями и т.д. Это может быть определено только при близком наблюдении и индивидуально для каждого человека.


Заключение

 

Восточные единоборства - полезны для развития и роста детей в качестве спорта, для мальчиков – это развитие выносливости и координации, для девочек – это гибкость и пластичность, но главное для всех детей – это умение постоять за себя. Определение целей и задач при обучении боевым искусствам - ключ к разработке эффективной тренировочной программы. Тренировка должна вырабатывать навыки самозащиты и координацию, уменьшать вес, улучшать состояние сердечно-сосудистой системы, подготавливать к соревнованиям или вырабатывать уверенность и самооценку.

Истинную традицию можно передать только при личностном общении, ее нельзя описать в книге, прочесть и выучить.  Взаимоотношения между учителем и учеником, а также проблема передачи истинной традиции характерны для боевых искусств Востока. Наиболее ярким подтверждением вышесказанному служит, к примеру, японское «Айкидо». Его техническое и духовное содержание невозможно передать только словами, здесь главная роль отводится интуиции, а без тесного духовного контакта между учителем и учеником канал интуитивной передачи не действует. Настоящий учитель должен быть для своего ученика другом, тонко ощущающим его душу. Благодаря общению, построенному на принципе «от сердца к сердцу», в сознание ученика проникают доверие, признательность и прилежание, и он сможет передать в будущем то, что получил от собственного учителя. Именно утрата «истинной традиции» в обучение является, на мой взгляд, одной из острейших проблем современного педагогического процесса. И в этом состоит особая ценность изучения практики восточных боевых искусств.

 


 Литература:

 

1.     Быховская И.М., Скороходов В.В. Восточные единоборства в системе ценностей и досуговой деятельности современной молодежной субкультуры. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. Т.2. -  М.: РГАФК, 1998

2.     Воронов И.А. Древние и современные аспекты китайской классической концепции военного обучения. - СПб, 1996

3.     Воронов И.А. Четыре психомоторных упражнения. Методическое пособие. - СПб.: ЛНПС ЦСМ, 1996

4.     Коротаева Н.В., Мильштейн О.А., Тышлер Д.А. Взаимоотношения тренера и спортсмена в единоборствах: Метод. разраб. для студ., слушат. ВШТ и ФПК РГАФК. -  М.: РГАФК, 1997

5.     Литманович А.В., Штучная Е.Б. Структура профессиональной подготовленности специалиста по восточным единоборствам // Теория и практика физической культуры. – М.: 2000, № 12

6.     Хромин Е.В. Учебно-тренировочная специализация как один из современных теоретико-методологических подходов к совершенствованию физкультурного образования школьников// Физическая культура. – 2001, №3. 46


МБУ ДО ЦДО «Хоста» г.Сочи

МБУ ДО ЦДО «Хоста» г.Сочи

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3

Введение Восточные единоборства являются родственными видами физической культуры

Введение Восточные единоборства являются родственными видами физической культуры

Структура занятия В структуре каждого тренировочного занятия, как правило, выделяют три его части: подготовительную (или разминку), основную и заключительную

Структура занятия В структуре каждого тренировочного занятия, как правило, выделяют три его части: подготовительную (или разминку), основную и заключительную

Основное тактические назначение степа - создание благоприятной ситуации начала атаки для проведения ударов ногами, вызова противника на атаку

Основное тактические назначение степа - создание благоприятной ситуации начала атаки для проведения ударов ногами, вызова противника на атаку

При выполнении степа проводятся: угроза начала атаки с реверсом, угрозы раздёргиванием, угроза с вызовом, угрозы повторные, угрозы подскоком

При выполнении степа проводятся: угроза начала атаки с реверсом, угрозы раздёргиванием, угроза с вызовом, угрозы повторные, угрозы подскоком

Маскировка действий и намерений осуществляется для скрытия истинных намерений конкретного приема, создания у противника ложных представлений о предполагаемых атакующих и защитных действиях

Маскировка действий и намерений осуществляется для скрытия истинных намерений конкретного приема, создания у противника ложных представлений о предполагаемых атакующих и защитных действиях

Провоцирование действий - создание благоприятных условий для проведения или продолжения действий противника, скрывая от него их специальное значение

Провоцирование действий - создание благоприятных условий для проведения или продолжения действий противника, скрывая от него их специальное значение

Строгое соблюдение разработанного сценария способствует развитию и спаррингующихся чувства стиля тхэквондо

Строгое соблюдение разработанного сценария способствует развитию и спаррингующихся чувства стиля тхэквондо

Концентрация. Направляя удар на цель наименьшей площади, вы концентрируете его силу и увеличиваете его эффект

Концентрация. Направляя удар на цель наименьшей площади, вы концентрируете его силу и увеличиваете его эффект

Контроль дыхания. Контролируемое дыхание оказывает влияние на состояние человека, на скорость и силу его движений, а также дает телу способность выдержать удары соперника, на каждое…

Контроль дыхания. Контролируемое дыхание оказывает влияние на состояние человека, на скорость и силу его движений, а также дает телу способность выдержать удары соперника, на каждое…

Заключительная часть занятия

Заключительная часть занятия

Заключение Восточные единоборства - полезны для развития и роста детей в качестве спорта, для мальчиков – это развитие выносливости и координации, для девочек – это…

Заключение Восточные единоборства - полезны для развития и роста детей в качестве спорта, для мальчиков – это развитие выносливости и координации, для девочек – это…

Литература: 1. Быховская

Литература: 1. Быховская
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2023