Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС
Оценка 4.6

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
биология +1
Взрослым
03.03.2018
Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология»  в рамках реализации ФГОС
Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, что в конечном итоге способствует становлению ответственности как черты личности. Исследовательская деятельность – своего рода интегративный феномен, так как обладает способностью к самоорганизации, вызванной логикой научного исследования и личностным отношением к исследуемой проблеме. Важно отметить, что целью исследовательской деятельности в школе является главным образом не только конечный результат, а сам процесс, в ходе которого развиваются определённые знания, умения и навыки. Исследовательская деятельность учащихся организуется как на уроках биологии, так и во внеурочное время. При знакомстве учащихся с синтезом, анализом, аналогиями, а также с основными методологическими принципами такого рода деятельности, учитель готовит ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.
Учебно-исследовательская деятельность по биологии.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Хоринская средняя общеобразовательная школа Учебно­исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология»  в рамках реализации ФГОС                                                                                                                                                   Автор: учитель                                                                        биологии  и валеологии                                                                         Илларионова Л.В. Хоро, 2018г. Оглавление  1. 2. 3. Введение……………………………………………………………….3  Составление структурированного плана учебного исследования..5 Формирование   УУД   в   процессе   учебно­исследовательской деятельности…………………………………………………………………………7 4. 5. Оценка учебной ­ исследовательской работы школьников………..8 Использованная литература………………………………………….10  Федеральные   государственные   образовательные   стандарты   выдвигают Введение  новые   социальные   требования   не   только   к   результатам   реализации   основной образовательной программы, но и к системе школьного обучения, к структуре и условиям реализации ООП. Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения   быстро   адаптироваться   к   новым   условиям,   находить   оптимальные 2 решения   сложных   вопросов,   проявляя   гибкость   и   творчество,   не   теряться   в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными   людьми   и   при   этом   оставаться   нравственным.   Задача   современной школы:   подготовить   выпускника,   обладающего   необходимым   набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.  Актуальность:  Вовлечение   учащихся   в   разнообразную   учебную, исследовательскую   и   практическую   деятельность   является   условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, что в конечном итоге способствует становлению ответственности как черты личности. Исследовательская деятельность – своего рода интегративный феномен, так как обладает способностью к самоорганизации, вызванной логикой научного исследования   и   личностным   отношением   к   исследуемой   проблеме.   Важно отметить, что целью исследовательской деятельности в школе является главным образом   не   только   конечный   результат,   а   сам   процесс,   в   ходе   которого развиваются определённые знания, умения и навыки. Исследовательская   деятельность   учащихся   организуется   как   на   уроках биологии, так  и во внеурочное время.  При  знакомстве учащихся с синтезом,  анализом, аналогиями, а также с основными методологическими принципами такого рода деятельности, учитель готовит   ученика   к   осознанию   необходимости   самостоятельной исследовательской   работы   как   наиболее   полной   формы   реализации   их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.  Для   улучшения   подготовки   учащихся   образовательного   учреждения   в области   учебно­исследовательской   деятельности   составляется   перспективный план  учебно­исследовательской деятельности образовательного учреждения по освоению   и   внедрению   исследовательских   методов   обучения.   Это   позволяет решить задачи по созданию психолого­педагогических условий для освоения и 3 внедрения   исследовательских   методов   обучения,   что   в   свою   очередь способствует   повышению   качества   образования.   На   основании   плана разрабатываются и внедряются инновационные технологии. В плане отражаются ближайшие и отдалённые перспективы внедрения исследовательской   деятельности.   Ближайшие   перспективы   затрагивают овладение учащимися и педагогами навыками и умениями исследовательской   Отдаленные   перспективы   отражают   формирование деятельности. исследовательской   культуры   учащимися   и   развитие   системы   научно­ методической работы учителей образовательного учреждения. Работа по внедрению исследовательской деятельности ведётся поэтапно. Перспективный   план   учебно­исследовательской   деятельности   учащихся предполагает руководство проектной деятельностью на уроках биологии и во внеурочной деятельности.      Для   организации   работы   над   учебным   исследовательским   проектом можно   порекомендовать   составить   структурированный   план   учебного исследования.  Такой план включает в себя разделы: направление деятельности, сроки, планируемы результаты и корректировку. В направлении деятельности следует указать направление исследования, постановку   проблемы,   задач,   изучение   литературы,   формулирование   темы исследования,   выдвижение   гипотезы,   составление   программы   исследования, обработку полученных данных, подготовку к защите проекта и защиту проекта. Структурированный   план   может   изменяться,   в   него   можно   вносить корректировки. Главное, что составленный план, позволяет представить шаги проектной деятельности учащихся и распределить время на каждый из этапов работы над проектом. Если план составлен правильно ­ это позволит избежать спешки и нехватки времени к защите проекта. Ниже предлагаю ознакомиться  с планом учебного исследования.   4 Составление структурированного плана учебного исследования. Тема исследования: Влияние света на рост и развитие комнатных растений на  примере хлорофитума хохлатого (Chlorophytum comosum) Автор: Степанова Айта,  ученица 7­го класса МБОУ «Хоринская СОШ» Руководитель: Илларионова Л.В. учитель биологии. №  п/ п 1. Направления  деятельности Определение  направления  исследования 1.1 Постановка  исследовательск ой задачи  (проблемы) в  общих чертах  Исполнитель Срок Планируемый  результат Корректировка Степанова Айта   ученица 6­го  класса Совместно ученик и руководитель  Илларионова Л.В. учитель биологии Сентябрь 2017 год Сентябрь 2017 год Выбор объекта  и предмета  исследования Определение  направления,   темы  исследования 1.2 Изучение  Степанова Айта литературы по  данному вопросу 1.3 Уточнение  Сентябрь  – октябрь  2017 год  Список  литературы по  данной теме Совместно ученик и руководитель  Илларионова Л.В. учитель биологии Конец  октября  2017 год Выяснить ранее изученные  материалы по  данной  проблеме Уточнить, как  можно изучить  данную  проблему с  новой позиции Степанова Айта Конец  октября  2017 год Примерная  формулировка  темы Уточнить  тему до 1 ноября задачи  (проблемное   пространство и   пространство  решения) Формулировка  темы (объект и  предмет  исследования)  примерно Выдвижение  гипотезы  исследования 2. 3. 4. Степанова Айта Эмпирическое   исследование по  подтверждению  (опровержению)  гипотезы Совместно ученик и руководитель  Илларионова Л.В. учитель биологии Начало  ноября  2016 год Ноябрь  2017 год Выдвинуть и  обосновать  гипотезу  исследования Составить  программу  исследования  5 Уточнить до 15 ноября 4.1 Эксперимент  4.2 Наблюдение  Ученик  под   руководством   Илларионовой  Л.В. учителя  биологии Ученик  под   руководством   Илларионовой  Л.В. учителя  биологии 5.  Обработка и  Степанова Айта интерпретация  данных 6. Подготовка  доклада Степанова Айта ,   Илларионова   Л.В.   С 15  ноября по 06  декабря  2017 год С 15  ноября по 6 декабря  2017 год  С 7  декабря  по 14  декабря  2017 год  С 15  декабря   2017 года  по  11  января  2018 года Январь  2018 год Составить  инструкцию,  вести протокол эксперимента Вести протокол эксперимента Предварительн ые выводы по  результатам  исследования Подготовка  чернового  варианта  доклада,  предварительна я рецензия  руководителя  Окончательный вариант  доклада Тезис, статья Итоговая  рецензия  руководителя 7. 8. Оформление  доклада Степанова Айта  Подготовка к  защите Степанова Айта ,  Илларионова Л.В  Февраль  2018 года Формирование УУД в процессе учебно­исследовательской деятельности 6 Универсальные   учебные   действия   состоят   из   блоков:   личностных, регулятивных, коммуникативных,  познавательных.  Учебная исследовательская деятельность способствует  развитию  этих  умений. Метапредметными   (универсальными)   навыками   называют   специальные умения,   формируемые   в   процессе   исследовательской   деятельности.  Развитие метапредметных   (универсальных)   навыков   невозможно,  если   обучающиеся   не будут активными участниками планирования, организации и проведения урока или   иной   деятельности,   направленной   на   усвоение   знаний.   Таким   образом, процесс   обучения   должен   быть   личностно­ориентированным.   Для   развития метапредметных   (универсальных)   навыков   важное   место   занимает использование   проблемного   обучения,   применение   поисковых   и   частично­ поисковые методов, а также метод проектов. Формируя   учебно­исследовательские   процессы,   важно   сосредотачивать внимание   на   индивидуальных   особенностях   каждого   ребёнка.   Внеурочная деятельность   на   факультативах   по   биологии   дает   возможность   формировать навыки поискового мышления, способностей к творческому труду, реализации ученика как личности.  Формирование   личностных   учебных   универсальных   действий   позволяют сделать   учение   осмысленным;   обеспечивают   ученику   значимость   решения учебных  задач,  увязывая   их  с  реальными   жизненными   целями  и  ситуациями; позволяют   выработать   свою   жизненную   позицию   в   отношении   мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.  В процессе работы над учебным исследовательским процессом учащиеся приобретают   навыки   исследования   как   универсального   способа   освоения действительности.  При этом у них формируются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция. Например, изучая в процессе исследовательской   работы   редких   насекомых   своего   района,   населенного 7 загрязнённость   окружающей   среды,   учащийся   принимает пункта, непосредственно личное участие в решении этой проблемы, у него формируется свой   взгляд,   личное   отношение   к   изучаемому.   А   участвуя   в   акциях, мероприятиях по восстановлению популяций редких видов, ученик вносит свой вклад   в   социально­значимое   дело,   на  практике   проявляет   свою   гражданскую активность. В результате проведённых исследований при работе над проектом ученик получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный   опыт,   можно   говорить   и   возможности   формирования   личностных учебных универсальных действий. Таким образом, организуя исследовательскую деятельность ученика можно формировать все группы универсальных учебных действий.  Оценка учебной ­ исследовательской работы школьников Оценивая проект, необходимо учитывать результаты труда не только в целом, во время защиты проекта, но и приобретенные навыки на каждом этапе работы   над   проектом.   В   дальнейшем   это   позволит   учителю   правильно спланировать   работу   учащихся   над   следующим   проектом,   а   также   в скорректировать исследовательские умения. Выполненный   учебный   исследовательский   проект   необходимо     оценить ещё   и     с   точки   зрения   педагогического   эффекта   от   введения   школьников   в процесс "добывания знаний" и их логическое применение, т.е. дать внешнюю оценку.  В   процессе   такой   оценки   можно   увидеть   формирование   личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. 8 Оценивая проект нужно обратить внимание на умение ученика не только находить информацию, усваивать её, но и умение эту информацию использовать, применять для достижения цели. Существует   много     подходов   в   оценивании   проекта,   например рейтинговая. При этой форме оценки обращают внимание на пять критериев. Каждый критерий оценивается на 4 уровнях (0, 5, 10, 20  баллов). Чтобы подсчитать итоговую   оценку   складывают   коллективную   оценку,   самооценку,   оценку преподавателя и вычисляют среднеарифметическую величину.  Полученные баллы вносят в таблицу. Критерии оценки исследовательских проектов Оценка проекта, выполненного учащимися____________________________ Класса_____________ по предмету___________________________________ Критерии 5 10 20 Актуальность и новизна, сложность темы Объем разработок и  количество предлагаемых  решений Реальность и практическая ценность Уровень самостоятельности Качество оформления плакатов, записки и др. Оценка рецензентом Качество доклада Проявление глубины и широты знаний по  излагаемой теме Проявление глубины и широты знаний по данному  предмету Ответы на вопросы учащихся Оценка творческих способностей докладчика Оценка деловых качеств докладчика 9 Итоговая оценка: 200­240 –отлично 160­195­ хорошо Менее 160  ­ удовлетворительно Использованная литература: 1 Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г.Асмолов [и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.— 151с. Краля   Н.А.  Метод   учебных   проектов   как   средство   активизации учебной деятельности учащихся: Учебно­методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд­во ОмГУ, 2005. – 59 с. 2 3 Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2006. – 64с. 4 Обухов  А.С.  Развитие   исследовательской   деятельности   учащихся. Методический сборник. – М., //Народное образование. – 2001. 5 Обухов   А.С.   Исследовательская   деятельность   как   способ формирования мировоззрения. //Народное образование. – 1999. – № 10. – Стр. 158–162. 6 Федянин А.Б. Особенности организации научно­исследовательской работы школьников. abf@nm.ru 7 Ресурсы Интернет www.researcher.ru 10

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология»  в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология»  в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология»  в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология»  в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология»  в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология»  в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология»  в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология»  в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология»  в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология»  в рамках реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018