Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
биология +1
Взрослым
03.03.2018
Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, что в конечном итоге способствует становлению ответственности как черты личности.
Исследовательская деятельность – своего рода интегративный феномен, так как обладает способностью к самоорганизации, вызванной логикой научного исследования и личностным отношением к исследуемой проблеме. Важно отметить, что целью исследовательской деятельности в школе является главным образом не только конечный результат, а сам процесс, в ходе которого развиваются определённые знания, умения и навыки.
Исследовательская деятельность учащихся организуется как на уроках биологии, так и во внеурочное время.
При знакомстве учащихся с синтезом, анализом, аналогиями, а также с основными методологическими принципами такого рода деятельности, учитель готовит ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.
Учебно-исследовательская деятельность по биологии.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Хоринская средняя общеобразовательная школа
Учебноисследовательские проекты учащихся по предмету
«Биология»
в рамках реализации ФГОС
Автор: учитель
биологии и валеологии
Илларионова Л.В.
Хоро, 2018г. Оглавление
1.
2.
3.
Введение……………………………………………………………….3
Составление структурированного плана учебного исследования..5
Формирование УУД в процессе учебноисследовательской
деятельности…………………………………………………………………………7
4.
5.
Оценка учебной исследовательской работы школьников………..8
Использованная литература………………………………………….10
Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают
Введение
новые социальные требования не только к результатам реализации основной
образовательной программы, но и к системе школьного обучения, к структуре и
условиям реализации ООП.
Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека
умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные
2 решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в
ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с
разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной
школы: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором
современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать
себя в самостоятельной жизни.
Актуальность: Вовлечение учащихся в разнообразную учебную,
исследовательскую и практическую деятельность является условием
приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, что в
конечном итоге способствует становлению ответственности как черты личности.
Исследовательская деятельность – своего рода интегративный феномен,
так как обладает способностью к самоорганизации, вызванной логикой научного
исследования и личностным отношением к исследуемой проблеме. Важно
отметить, что целью исследовательской деятельности в школе является главным
образом не только конечный результат, а сам процесс, в ходе которого
развиваются определённые знания, умения и навыки.
Исследовательская деятельность учащихся организуется как на уроках
биологии, так и во внеурочное время.
При знакомстве учащихся с синтезом, анализом, аналогиями, а также с
основными методологическими принципами такого рода деятельности, учитель
готовит ученика к осознанию необходимости самостоятельной
исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их
творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.
Для улучшения подготовки учащихся образовательного учреждения в
области учебноисследовательской деятельности составляется перспективный
план учебноисследовательской деятельности образовательного учреждения по
освоению и внедрению исследовательских методов обучения. Это позволяет
решить задачи по созданию психологопедагогических условий для освоения и
3 внедрения исследовательских методов обучения, что в свою очередь
способствует повышению качества образования. На основании плана
разрабатываются и внедряются инновационные технологии.
В плане отражаются ближайшие и отдалённые перспективы внедрения
исследовательской деятельности. Ближайшие перспективы затрагивают
овладение учащимися и педагогами навыками и умениями исследовательской
Отдаленные перспективы отражают формирование
деятельности.
исследовательской культуры учащимися и развитие системы научно
методической работы учителей образовательного учреждения.
Работа по внедрению исследовательской деятельности ведётся поэтапно.
Перспективный план учебноисследовательской деятельности учащихся
предполагает руководство проектной деятельностью на уроках биологии и во
внеурочной деятельности.
Для организации работы над учебным исследовательским проектом
можно порекомендовать составить структурированный план учебного
исследования.
Такой план включает в себя разделы: направление деятельности, сроки,
планируемы результаты и корректировку.
В направлении деятельности следует указать направление исследования,
постановку проблемы, задач, изучение литературы, формулирование темы
исследования, выдвижение гипотезы, составление программы исследования,
обработку полученных данных, подготовку к защите проекта и защиту проекта.
Структурированный план может изменяться, в него можно вносить
корректировки. Главное, что составленный план, позволяет представить шаги
проектной деятельности учащихся и распределить время на каждый из этапов
работы над проектом. Если план составлен правильно это позволит избежать
спешки и нехватки времени к защите проекта.
Ниже предлагаю ознакомиться с планом учебного исследования.
4 Составление структурированного плана учебного исследования.
Тема исследования: Влияние света на рост и развитие комнатных растений на
примере хлорофитума хохлатого (Chlorophytum comosum)
Автор: Степанова Айта, ученица 7го класса МБОУ «Хоринская СОШ»
Руководитель: Илларионова Л.В. учитель биологии.
№
п/
п
1.
Направления
деятельности
Определение
направления
исследования
1.1 Постановка
исследовательск
ой задачи
(проблемы) в
общих чертах
Исполнитель
Срок
Планируемый
результат
Корректировка
Степанова Айта
ученица 6го
класса
Совместно ученик
и руководитель
Илларионова Л.В.
учитель биологии
Сентябрь
2017 год
Сентябрь
2017 год
Выбор объекта
и предмета
исследования
Определение
направления,
темы
исследования
1.2 Изучение
Степанова Айта
литературы по
данному вопросу
1.3 Уточнение
Сентябрь
– октябрь
2017 год
Список
литературы по
данной теме
Совместно ученик
и руководитель
Илларионова Л.В.
учитель биологии
Конец
октября
2017 год
Выяснить ранее
изученные
материалы по
данной
проблеме
Уточнить, как
можно изучить
данную
проблему с
новой позиции
Степанова Айта
Конец
октября
2017 год
Примерная
формулировка
темы
Уточнить тему
до 1 ноября
задачи
(проблемное
пространство и
пространство
решения)
Формулировка
темы (объект и
предмет
исследования)
примерно
Выдвижение
гипотезы
исследования
2.
3.
4.
Степанова Айта
Эмпирическое
исследование по
подтверждению
(опровержению)
гипотезы
Совместно ученик
и руководитель
Илларионова Л.В.
учитель биологии
Начало
ноября
2016 год
Ноябрь
2017 год
Выдвинуть и
обосновать
гипотезу
исследования
Составить
программу
исследования
5
Уточнить до 15
ноября 4.1 Эксперимент
4.2 Наблюдение
Ученик под
руководством
Илларионовой
Л.В. учителя
биологии
Ученик под
руководством
Илларионовой
Л.В. учителя
биологии
5. Обработка и
Степанова Айта
интерпретация
данных
6.
Подготовка
доклада
Степанова Айта ,
Илларионова
Л.В.
С 15
ноября по
06
декабря
2017 год
С 15
ноября по
6 декабря
2017 год
С 7
декабря
по 14
декабря
2017 год
С 15
декабря
2017 года
по 11
января
2018 года
Январь
2018 год
Составить
инструкцию,
вести протокол
эксперимента
Вести протокол
эксперимента
Предварительн
ые выводы по
результатам
исследования
Подготовка
чернового
варианта
доклада,
предварительна
я рецензия
руководителя
Окончательный
вариант
доклада
Тезис, статья
Итоговая
рецензия
руководителя
7.
8.
Оформление
доклада
Степанова Айта
Подготовка к
защите
Степанова Айта ,
Илларионова Л.В
Февраль
2018 года
Формирование УУД в процессе учебноисследовательской деятельности
6 Универсальные учебные действия состоят из блоков: личностных,
регулятивных, коммуникативных, познавательных. Учебная исследовательская
деятельность способствует развитию этих умений.
Метапредметными (универсальными) навыками называют специальные
умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности. Развитие
метапредметных (универсальных) навыков невозможно, если обучающиеся не
будут активными участниками планирования, организации и проведения урока
или иной деятельности, направленной на усвоение знаний. Таким образом,
процесс обучения должен быть личностноориентированным. Для развития
метапредметных (универсальных) навыков важное место занимает
использование проблемного обучения, применение поисковых и частично
поисковые методов, а также метод проектов.
Формируя учебноисследовательские процессы, важно сосредотачивать
внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Внеурочная
деятельность на факультативах по биологии дает возможность формировать
навыки поискового мышления, способностей к творческому труду, реализации
ученика как личности.
Формирование личностных учебных универсальных действий позволяют
сделать учение осмысленным; обеспечивают ученику значимость решения
учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира,
окружающих людей, самого себя и своего будущего.
В процессе работы над учебным исследовательским процессом учащиеся
приобретают навыки исследования как универсального способа освоения
действительности.
При этом у них формируются способности к исследовательскому типу
мышления, активизируется личностная позиция. Например, изучая в процессе
исследовательской работы редких насекомых своего района, населенного
7 загрязнённость окружающей среды,
учащийся принимает
пункта,
непосредственно личное участие в решении этой проблемы, у него формируется
свой взгляд, личное отношение к изучаемому. А участвуя в акциях,
мероприятиях по восстановлению популяций редких видов, ученик вносит свой
вклад в социальнозначимое дело, на практике проявляет свою гражданскую
активность.
В результате проведённых исследований при работе над проектом ученик
получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания,
личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных
учебных универсальных действий. Таким образом, организуя исследовательскую
деятельность ученика можно формировать все группы универсальных учебных
действий.
Оценка учебной исследовательской работы школьников
Оценивая проект, необходимо учитывать результаты труда не только в
целом, во время защиты проекта, но и приобретенные навыки на каждом этапе
работы над проектом. В дальнейшем это позволит учителю правильно
спланировать работу учащихся над следующим проектом, а также в
скорректировать исследовательские умения.
Выполненный учебный исследовательский проект необходимо оценить
ещё и с точки зрения педагогического эффекта от введения школьников в
процесс "добывания знаний" и их логическое применение, т.е. дать внешнюю
оценку.
В процессе такой оценки можно увидеть формирование личностных
качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять
как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
8 Оценивая проект нужно обратить внимание на умение ученика не только
находить информацию, усваивать её, но и умение эту информацию использовать,
применять для достижения цели.
Существует много
подходов в оценивании проекта, например
рейтинговая.
При этой форме оценки обращают внимание на пять критериев. Каждый
критерий оценивается на 4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов). Чтобы подсчитать
итоговую оценку складывают коллективную оценку, самооценку, оценку
преподавателя и вычисляют среднеарифметическую величину.
Полученные баллы вносят в таблицу.
Критерии оценки исследовательских проектов
Оценка проекта, выполненного учащимися____________________________
Класса_____________ по предмету___________________________________
Критерии
5
10
20
Актуальность и новизна, сложность темы
Объем разработок и количество предлагаемых
решений
Реальность и практическая ценность
Уровень самостоятельности
Качество оформления плакатов, записки и др.
Оценка рецензентом
Качество доклада
Проявление глубины и широты знаний по
излагаемой теме
Проявление глубины и широты знаний по данному
предмету
Ответы на вопросы учащихся
Оценка творческих способностей докладчика
Оценка деловых качеств докладчика
9 Итоговая оценка:
200240 –отлично
160195 хорошо
Менее 160 удовлетворительно
Использованная литература:
1
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г.Асмолов [и
др.]; под ред. А.Г.Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.— 151с.
Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации
учебной деятельности учащихся: Учебнометодическое пособие / Под ред. Ю.П.
Дубенского. – Омск: Издво ОмГУ, 2005. – 59 с.
2
3
Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения
и оформления: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2006. – 64с.
4
Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся.
Методический сборник. – М., //Народное образование. – 2001.
5
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ
формирования мировоззрения. //Народное образование. – 1999. – № 10. – Стр.
158–162.
6
Федянин А.Б. Особенности организации научноисследовательской
работы школьников. abf@nm.ru
7
Ресурсы Интернет www.researcher.ru
10
Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС
Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС
Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС
Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС
Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС
Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС
Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС
Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС
Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС
Учебно-исследовательские проекты учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.