Учебно-методический материал коррекционного курса "Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ"
Оценка 4.6

Учебно-методический материал коррекционного курса "Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ"

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
docx
воспитательная работа +1
6 кл—7 кл
02.03.2019
Учебно-методический материал коррекционного курса "Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ"
«Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ» Внимание - это сосредоточенность на чем-либо. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта с окружающими людьми. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться подражать действиям взрослого, действовать по образцу, выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания. Оно связано с интересами, склонностями, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Свойства внимания: объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение, переключение. Объем - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью Устойчивость - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Интенсивность – это степень затрат нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Концентрация - это степень сосредоточения.
конспект.docx
Возможности физической культуры в профилактике эмоционального выгорания учителей В   статье   рассматриваются   понятие,   причины   и   признаки эмоционального   выгорания,   особенности   эмоционального   выгорания учителей,   а   также   проблема   профилактики   эмоционального   выгорания учителей и возможности средств физической культуры в профилактике. Ключевые   слова: эмоциональное   выгорание,   профилактика эмоционального выгорания учителей. Современное общество предъявляет чрезмерные требования к качеству профессиональной   деятельности.   Однако   в   последнее   время   увеличилось влияние   на   личность   стрессовых   факторов.   Их   можно   рассматривать   как потерю ритма жизни современного человека и объема информации, которую он   приобретает,   виртуализацию   общества,   значительные   изменения   в общественной жизни, проблемы экологического характера и т. д. Наиболее   уязвимым   с   точки   зрения   влияния   синдрома   выгорания является   профессия   учителя.   Наибольшее   воздействие   на   влияние   такого явления,   как   "выгорание"   представителей   педагогической   профессии определяется   его   специфичностью.   Работа   учителя   связана   с   высоким уровнем   эмоционального   и   психологического   стресса,   а   современная социально­культурная ситуация определила работу учителя факторами риска [4]. Анализ научной и педагогической литературы показал, что проблема эмоционального выгорания учителей обостряется, и потребность в разработке эффективных средств ее профилактики остается актуальной. Синдром   эмоционального   выгорания   (СЭВ)   ­   это   реакция   организма, появляющаяся   в   результате   длительного   действия   профессиональных стрессов средней интенсивности [1]. СЭВ ­ то процесс постепенной потери эмоциональной, когнитивной и физической энергии, выраженный в симптомах эмоционального, умственного истощения,   физической   усталости,   личной   приостановки   и   снижения удовлетворенности   реализацией   работы.   В   литературе   термин   "синдром психического   выгорания"   используется   как   синоним   синдрома эмоционального выгорания [4]. Основной   причиной   СЭВ   является   психологическое   и   психическое перенапряжение.   Когда   внутренние   и   внешние   требования   уже   давно доминируют   над   внутренними   и   внешними   ресурсами,   человека   беспокоит состояние равновесия, которое неизбежно приведет к СЭВ [5]. Сегодня   много   говорят   о   проблеме   "профессионального   выгорания" учителей, а также о приемлемых мерах профилактики и борьбы с ним. Стресс уже заложен в самой природе работы учителя. В зависимости от вида деятельности, связанной с длительным эмоционально сложным общением с людьми разного возраста, социальным положением и статусом, детьми, их 1 родителями и администрацией учебных заведений, учителя характеризуются синдромом "эмоционального выгорания". И, согласно последним данным, на этот   синдром   влияют   почти   все   учителя   (около   90%   учителей   средней школы). Это сочетается с тем, что профессиональная работа учителя очень эмоционально заряжена. Из­за напряженности, рабочая нагрузка учителя на сегодняшний   день   в   среднем   выше,   чем   у   менеджеров   и   банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций [2]. Мы выделяем важные этапы синдрома выгорания у учителей:  на   первом   начальном   этапе   учителя   замечают   сбои   на   уровне выполнения   функций,   произвольное   поведение:   забывают   определенные моменты   (например,   если   необходима   регистрация   в   документации   была запрошена   у   ученика   запланированный   вопрос,   сбои   в   выполнении определенных   двигательных   действий   и   т.д.).   Из­за   страха   ошибиться   это сопровождается повышенным контролем и повторной проверкой выполнения рабочих действий на фоне чувства нервно­психического напряжения;  на   втором   этапе   наблюдается   снижение   интереса   к   работе, потребность в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «я никого не хочу видеть»,   «бесконечная   трудная   неделя»,   усиление   апатии   в   конце   недели, появление   постоянных   соматических   симптомов;   повышенная раздражительность; возникают недоразумения с коллегами, антипатия, затем высыпания раздражения;  третий   этап   ­   личное   истощение.   Существует   полная   потеря интереса к работе и жизни в целом, эмоциональное безразличие, отвращение, нежелание видеть людей и общаться с ними, чувство постоянного отсутствия силы.   Человек   по   привычке   все   еще   может   хранить   внешнюю респектабельность, но глаза теряют блеск интереса к чему­то [3]. "Эмоциональное   выгорание"   не   неизбежно,   необходимо   принимать профилактические меры, которые могут привести, смягчить или пропустить его   появление.   Многие   из   причин   эмоционального   выгорания   не   только   в личностных характеристиках людей, а также в определенных социальных и ситуационных   факторах.   Следует   принимать   профилактические   меры, которые   могут   предотвратить,   ослабить   или   устранить   их возникновение. Профилактические   и   лечебные   мероприятия   при   синдроме выгорания очень похожи: что защищает от развития данного синдрома, может быть   использовано   в   его   лечении. Профилактические,   лечебные   и реабилитационные   мероприятия   должны   направляться   на   снятие   действия стрессора:   снятие   рабочего   напряжения,   повышение   профессиональной мотивации, выравнивание баланса между усилием и получить награду. При появлении   и   развитии   признаков   синдрома   эмоционального   выгорания педагогу следует обратить внимание на улучшение условий труда, характер складывающихся   отношений   в   коллективе,   личностные   реакции   и заболеваемость [2]. 2 В   научной   литературе,   задавая   вопросы   о   профилактике   синдрома эмоционального истощения учителей, выделяются два направления. Первым   направлением   является   предотвращение   как   смягчение организационных факторов риска выгорания на уровне всей организации. Это управление   определяет   задачи,   вытекающие   из   психологической   и организационной   помощи:   развитие   высокой   организационной   культуры   и здоровой   атмосферы   в   рабочей   команде   организации;   эффективное руководство;   профессиональная   и   административная   поддержка;   четкое установление официальных функций работника [3]. Второе направление профилактической работы заключается в анализе психологической   помощи   как   процесса   обновления   эмоциональных   и психофизиологических   ресурсов   конкретного   человека,   усилении профессиональной   мотивации   специалиста   и   содержании:   психологическая выгрузка   сотрудников; ­ разрушительной   деформации;   улучшение   навыков   и   навыков;   развитие навыков релаксации, саморегулирования и самоконтроля; развитие мотивации личного   роста   и   творческого   потенциала;   планирование   личной   и профессиональной карьеры [2].   выравнивание   проявления   адаптивной   В новой ситуации было бы преступлением пренебрегать использованием физической   культуры   в   качестве   средства   предотвращения   истощения учителей.   Кроме   того,   анализ   существующих   форм   предотвращения выгорания   учителей   показал,   что   потенциал   физической   культуры недостаточно оценивается. Рациональная   форма   двигательной   активности   ­   это   та,   которая:  обеспечение надлежащих и достаточных показателей физического развития и физической   подготовки,   физической   подготовки   к   основным   социальным функциям;   высокая   профессиональная   производительность;   относительно низкая усталость в процессе и циклах работы; постоянство внутренней среды тела;   устойчивое   здоровье   и   низкая   заболеваемость   в   нормальных   и меняющихся условиях труда и жизни [2]. Важным   элементом   рациональной   двигательной   активности   является физическая   и   спортивная   двигательная   активность   человека, характеризующегося:   его объем, то есть количество времени, потраченного на  практику  физической  культуры  и  спорта  за  определенный   календарный цикл   ­   день,   неделя,   месяц,   год;   насыщение   деятельности,   измеренное показателями   физической   активности   на   теле,   расход   кислорода   на килограмм   человеческого   веса;   разделение   деятельности   по   физическому воспитанию   и   благополучию   в   гражданском   цикле;   содержание   средств, используемых в занятиях, и как они используются [5]. Главное   место   среди   средств   физической   культуры   в   профилактике синдрома   эмоционального   истощения   учителей   занимают   физические упражнения, так как двигательная активность является основным условием 3 формирования   здорового   образа   жизни   и   профилактики   гиподинамии. Мышечная   работа   регулируется   нервной,   эндокринной,   дыхательной   и сердечнососудистой системами. Регулярные физические нагрузки делают эти системы более совершенными, создавая новые резервные возможности [1]. Современные   условия   жизни   выставляют   перед   учителем   большие требования, а нервная система подвергается неизменной все повышающейся эмоционально ­ психологической нагрузке, поэтому в нашей МБОУ гимназии имени А.И. Яковлева города Урай, Ханты­Мансийский автономный округ – Югра большое внимание уделяется формированию здорового образа жизни не только среди учащихся, но и среди педагогов. В   качестве   примера   физической   и   спортивной   активности   учителя могут   быть   такие   мероприятия,  как:   совместные   соревнования   учителей   и школьников   по   волейболу,   баскетболу,   спортивному   КВН,   Дни   здоровья, Веселые   старты,   в   которых   принимают   участие   команды   учащихся   и преподавателей,   преподаватели   могут   участвовать   в   соревнованиях   по волейболу,   настольному   теннису,   лыжным   соревнованиям   среди   учебных заведений,   а   также   в   соревнованиях   по   волейболу,   настольному   теннису, лыжным соревнованиям, которые организуются департаментом образования. Учителя   активно   включаются   в   небольшие   формы   двигательной активности: гимнастику перед началом занятий, динамические перерывы на изменения, физические упражнения в классе. Поэтому, целью нашего исследования является обоснование способов профилактики   профессионального   выгорания   учителей   средствами физической культуры. Проводя это исследование, мы хотим показать, что системные занятия физической культуры врамках сообщества педагогов выдвигаются в качестве результативного   средства   профилактики   профессионального   выгорания педагогов. В   проведении   занятий   по   физической   культуре   с   учителями   МБУ гимназии   имени   А.   И.   Яковлева   города   Урай,   Ханты­Мансийского автономного   округа ­   Югры   нами   в  качестве   основного   вида   спорта   были выбраны волейбольные занятия. Выбор волейбола определяется потенциалом регулирования   нагрузки   во   время   игры,   отсутствием   прямого   контакта   с участниками   и   столкновениями,   которые   позволяют   избежать   физических травм, вероятностью участия в игре синхронно, как для мужчин, так и для женщин, с различными уровнями физической подготовки. Исследование продолжалось девять месяцев и охватывало учебный год. Было проведено 76 занятий продолжительностью 120 минут. Цель   занятий   состояла   не   только   в   повышении   физических   условий, обучении   и   улучшении   моторных   навыков,   но   и   в   изменении   характера деятельности с низкой активностью, умственно и эмоционально стрессовой, на эмоционально богатой и богатой игровой деятельности. 4 Поэтому большее время основной части занятий было посвящено самой игре. В то же время, игроки пытались сделать мяч как можно дольше в игре, было меньше технической свадьбы. Основной формой проведения занятий были групповые. Каждое занятие имело традиционную структуру и включало подготовительные, основные и заключительный этапы. Продолжительность подготовительной части занятия составляла 15­25 минут, основная часть ­ 90­100 минут, заключительная ­ 5 минут, соответственно. Результаты эмпирического исследования подтверждают, что стабильные и   системные   волейбольные   занятия   способствуют   повышению   уровня физической   подготовки   учителей,   возраста,   пола   и   первоначального физического состояния участников эксперимента, которые не играли никакой роли. Опрос   участников   эмпирического   исследования   показал,   что регулярные   занятия   по   волейболу   способствуют   повышению   их   нервно­ психической   устойчивости   и   снижению   вероятности   нервно­психической депрессии.   В   ходе   исследования   количество   учителей   с   наличием   стадий эмоционального   выгорания   понизилось.   В   результате   количество   учителей увеличилось, этап эмоционального истощения, который не формируется. Таким образом, эмпирическое исследование показало, что физическая культура действительно является эффективным средством предотвращения эмоционального выгорания учителей. ЛИТЕРАТУРА: 1. Водопьянова,   Н.   Е. Синдром   выгорания.   Диагностика   и профилактика [Текст] :   практ.   пособие   /   Н.   Е.   Водопьянова,   Е.   С. Старченкова. — 3­е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 343 с.  2. Емельянова,   Л.   В.   Преодоление   синдрома   профессионального выгорания педагогов [Текст] / Л. В. Емельянова // Специалист. – 2012. – № 8. – С. 34. 3. Семиздралова, О. Феномен эмоционального выгорания учителя и его предупреждение [Текст] / О. Семиздралова // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 116–123. 4. Сорокоумова,   Г.   В.   Эмоциональное   выгорание:   определение, факторы, симптомы, профилактика [Текст] / Г. В. Сорокоумова // Работник социальной службы. – 2012. – №. 6. – С. 94–99. 5. Чутко, Л. С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические   аспекты   [Текст]   /   Л.   С.   Чутко.   –   2­   ое   изд­ие.   –   М.: МЕДпресс­информ, 2014. – 256 с. 5

Учебно-методический материал коррекционного курса "Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ"

Учебно-методический материал коррекционного курса "Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ"

Учебно-методический материал коррекционного курса "Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ"

Учебно-методический материал коррекционного курса "Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ"

Учебно-методический материал коррекционного курса "Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ"

Учебно-методический материал коррекционного курса "Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ"

Учебно-методический материал коррекционного курса "Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ"

Учебно-методический материал коррекционного курса "Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ"

Учебно-методический материал коррекционного курса "Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ"

Учебно-методический материал коррекционного курса "Развитие совместного внимания у детей с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2019