Статья
При обучении аудированию наибольший эффект приносит обучение в играх, т.к. игра активизирует мыслительную деятельность, позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и лёгкостью . Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений.
Аудитивные игры являются своеобразной проверкой способности воспринимать речь на слух. Каждая логическая задача требует не только понимания английской речи, но и умения, одновременно с восприятием услышанного, совершать мыслительную операцию. В этом, с нашей точки зрения, одна из целей аудирования. Например, учащимся задаются следующие вопросы:
- Five brothers have each a sister. How many children are there in the family? (6)
- In what month does a man speak least of all? (In February).
- Six birds were sitting on a branch. A hunter shot at one of them. How many birds remained on the branch? (No birds remained on the branch).
Высшая оценка даётся ученику, решившему задачу после первого прослушивания. Учитель, систематически работающий над аудированием, может сам дополнительно подобрать задания подобного рода.
Самыми простыми играми на начальном этапе обучения аудированию являются игры типа «Cнежный ком».
Один из учеников произносит слово по теме «Семья». Следующий ученик повторяет это слово и добавляет еще одно слово и т.д. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество слов в том порядке, в каком их называли ученики.
A father. A father and a mother. A father, a mother and a sister. A father, a mother, a sister and a brother.
Игру можно усложнить, попросив детей называть не просто лексические единицы, а фразы. Например:
I have got a father. I have got a father and a mother. I have got a father, a mother and a sister. Etc.
Для закрепления лексики по теме «Семья» можно провести игру «Испорченный телефон». Один из учащихся рассказывает по телефону о себе, но телефон плохо работает. Остальным учащимся приходится переспрашивать. Во время данной игры ученики могут использовать игрушечный телефон. Примерный диалог:
- My name is Helen.
- Is your name Ann?
- No, my name is not Ann. My name is Helen. I have got a brother.
- Have you got a sister?
- No, I haven’t got a sister. I have got a brother.
Следующая игра «Согласен –не согласен». Ученики встают в круг. Учитель кидает мяч по очереди каждому из учеников и произносит предложения, с которыми учащиеся соглашаются или не соглашаются.
- Cockerels can swim. (Cockerels can,t swim.)
- A frog is green. (A frog is green.)
- A cat has a long nose. (A cat hasn,t a long nose.)
- Children can sing songs. (Children can sing songs.)
Можно усложнять задания для игр в зависимости от контингента школьников, их уровня подготовки. Так, например, интересны и полезны игры со стихотворениями типа «Заполни пропуски». Учитель читает стихотворение:
Where do you live, where do you live?
Can you tell me, where do you live?
I live in London, sometimes in Oxford,
Sometimes in Cambridge, my dear friend!
Затем учитель читает стихотворение еще раз, но уже с пропусками, при этом он дает задание «Заполни пропуски».
Where do you live, …do you live?
Can you … me, where do you …?
I live in London, … in Oxford,
Sometimes in Cambridge, my dear …!
Большой эффект в обучении аудированию имеют командные игры. В них ребенок может проявить себя как личность, а также как член коллектива. Нет универсальных игр для обучения аудированию, но можно любое упражнение, любой текст превратить в игру. Для этого необходимо подготовить необходимые аксессуары, создать атмосферу соревнования, сделать задания к текстам разнообразными, но и в то же время доступными и интересными. В этих играх дети демонстрируют не только свои способности к аудированию, но и свои артистические способности. Особый интерес вызывают игры, в которых после прослушивания текста необходимо разыграть сценку по содержанию текста [Калаева 1999:56].
Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, заранее приготовленных вопросов. Это игры на развитие аудитивной памяти. Учитель читает текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста учитель предлагает записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем учитель читает текст во второй раз и дает задание- выписать группы слов и запомнившиеся фразы. После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь своими записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста [Золотницкая 1993:35].
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что игры способствуют развитию навыков аудирования. Учебный процесс становится более привлекательным и разнообразным. Игры учитывают психологические особенности детей младшего школьного возраста, что особенно важно при обучении аудированию на начальном этапе. Также игры имеют и воспитательное значение: позволяют воспитывать такие качества как умение работать в коллективе, дружелюбие, внимательность.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.