Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Оценка 4.6
Памятки
docx
биология
Взрослым
11.07.2019
Рецензент: Г.Г. Гуржиева, преподаватель высшей категории
В учебном пособии изложена основная информация по теме «Наблюдение и уход за стомированными пациентами», профессиональный модуль «Выполнение работ по специальности «Младшая медицинская сестра» в соответствии с ФГОС 3 поколения. Особое внимание уделено проблеме формирования общих и профессиональных компетенций: эффективно общаться с пациентом и его окружением, соблюдать принципы профессиональной этики, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода, оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий, обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
В учебном модуле также уделено внимание проблеме качественной помощи пациентам с различными видами стом и профилактике возможных осложнений.
Пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям с использованием алгоритмов выполнения манипуляций, тестовых и других заданий, глоссария. Рекомендуется для студентов всех медицинских специальностей.
ПОРЯДОК РАБОТЫ С МОДУЛЕМ
1. Ознакомьтесь с названием темы и ее целями. Уясните, что Вы должны знать, какие умения должны приобрести, чтобы овладеть темой.
2. Работа с литературой:
- изучите материал по учебнику
- законспектируйте материал по теме
- найдите ответы на вопросы в рекомендуемой литературе
- продумайте ответы на вопросы
3. Выполните задания:
- ответьте на тест
- сравните свои ответы с эталонами
- решите ситуационные задачи
- сравните свое решение с эталонами
4. Активно участвуйте в обсуждении данной темы.
5. Активно участвуйте в самостоятельной работе по указанию преподавателя.
6. При выполнении манипуляций соблюдайте алгоритм действия.
7. При изучении темы используйте знания, полученные на других предметах.
СХЕМА ИНТЕГРАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ
ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ
ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
ПСИХОЛОГИЯ (умение общаться с пациентами разного возраста)
ГЕРОНТОЛОГИЯ (особенности работы с людьми пожилого возраста)
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК (умения читать назначения врача, умения выписывать лекарственные средства)
МИКРОБИОЛОГИЯ (знания инфекционного процесса)
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (функции дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной систем)
ПМ 04, 05, 07 темы: «Личная гигиена пациента», «Питание и кормление пациентов», «Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями кишечника», « Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями МВС»
ПМ 04,05,07 тема: Медико – санитарное обучение и просвещение пациентов,
ПМ02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах,
ПМ02 Лечебная деятельность,
Учебная и производственная практика по ПМ02.
ФОРМИРУЕМЫЕ
ОБЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНИЦИИ
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ПК 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением
ПК 4.2 Соблюдать принципы профессиональной этики
ПК 4.3 Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 4.4 Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода
ПК 4.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий
ПК 4.7 Обеспечивать инфекционную безопасность
ПК 4.8 Обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала
ПК 4.9 Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Череповецкий медицинский колледж им. Н.М. Амосова»
Вологодской области
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ
ПО ТЕМЕ:
«Наблюдение и уход за стомированными
пациентами »
Профессиональный модуль 07, 04, 05:
«Выполнение работ по специальности «Младшая
медицинская сестра по уходу за больными»
Специальность :
31.02.01 «Лечебное дело»
34.02.01 «Сестринское дело»
31.02.02 «Акушерское дело»
Курс 1
Подготовил:
преподаватель ПМ 04,05,07
высшей квалификационной категории
Сидорова Н.Ю. 2
г. Череповец 2017 год
Рассмотрено Рассмотрено
Методическим советом на заседании ЦМК
Протокол № ________ «Спец.дисциплины»
«___»__________2017 г Протокол № ______
Председатель «__»___________2017 г.
_____________________ Председатель _________
Автор: Н.Ю. Сидорова, преподаватель высшей категории
Рецензент: Г.Г. Гуржиева, преподаватель высшей категории
В учебном пособии изложена основная информация по теме
«Наблюдение и уход за стомированными пациентами», профессиональный
модуль «Выполнение работ по специальности «Младшая медицинская сестра»
в соответствии с ФГОС 3 поколения. Особое внимание уделено проблеме
формирования общих и профессиональных компетенций: эффективно
общаться с пациентом и его окружением, соблюдать принципы
профессиональной этики, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями, консультировать пациента и его окружение по вопросам
ухода и самоухода, оказывать медицинские услуги в пределах своих
полномочий, обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и
персонала, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
В учебном модуле также уделено внимание проблеме качественной
помощи пациентам с различными видами стом и профилактике возможных
осложнений.
Пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов к
практическим занятиям с использованием алгоритмов выполнения
манипуляций, тестовых и других заданий, глоссария. Рекомендуется для
студентов всех медицинских специальностей. 3
ПОРЯДОК РАБОТЫ С МОДУЛЕМ
1. Ознакомьтесь с названием темы и ее целями. Уясните, что Вы должны
знать, какие умения должны приобрести, чтобы овладеть темой.
2. Работа с литературой:
изучите материал по учебнику
законспектируйте материал по теме
найдите ответы на вопросы в рекомендуемой литературе
продумайте ответы на вопросы
3. Выполните задания:
ответьте на тест
сравните свои ответы с эталонами
решите ситуационные задачи
сравните свое решение с эталонами
4. Активно участвуйте в обсуждении данной темы.
5. Активно участвуйте в самостоятельной работе по указанию
преподавателя.
6. При выполнении манипуляций соблюдайте алгоритм действия.
7. При изучении темы используйте знания, полученные на других
предметах. 4
СХЕМА ИНТЕГРАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ 5
ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ
ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
ПСИХОЛОГИЯ (умение
общаться с пациентами разного
возраста)
ПМ 04,05,07 тема: Медико –
санитарное обучение и
просвещение пациентов,
ПМ02 Участие в лечебно –
диагностическом и
реабилитационном процессах,
ПМ02 Лечебная деятельность,
Учебная и производственная
практика по ПМ02.
ГЕРОНТОЛОГИЯ
(особенности работы с людьми
пожилого возраста)
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК (умения
читать назначения врача,
умения выписывать
лекарственные средства)
МИКРОБИОЛОГИЯ (знания
инфекционного процесса)
АНАТОМИЯ И
ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
(функции дыхательной,
пищеварительной,
мочевыделительной систем)
ПМ 04, 05, 07 темы: «Личная
гигиена пациента», «Питание и
кормление пациентов»,
«Наблюдение и уход за
пациентами с заболеваниями
кишечника», « Наблюдение и
уход за пациентами с
заболеваниями МВС» 6
ОБЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНИЦИИ
ФОРМИРУЕМЫЕ
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и
качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями
ОК 9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной
деятельности
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны
труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной
безопасности
ПК 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением
ПК 4.2 Соблюдать принципы профессиональной этики
ПК 4.3 Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в
условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 4.4 Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и
самоухода
ПК 4.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий
ПК 4.7 Обеспечивать инфекционную безопасность
ПК 4.8 Обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала 7
ПК 4.9 Участвовать в санитарнопросветительской работе среди населения
После изучения данной темы студенты должны:
Иметь практический опыт:
1. выявление нарушенных потребностей пациента;
2. оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий;
3. планирование и осуществление сестринского ухода;
4. ведение медицинской документации;
5. обеспечение санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на
дому;
6. обеспечение гигиенических условий при получении и доставке
лечебного питания для пациентов в лечебнопрофилактическом
учреждении (ЛПУ);
7. применение средств транспортировки пациентов и средств малой
механизации с учетом основ эргономики;
8. соблюдение требований техники безопасности и пожарной безопасности
при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций
Знать:
1. способы реализации сестринского ухода
2. технологии выполнения медицинских услуг
3. факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
4. принципы санитарногигиенического просвещения населения;
5. основы профилактики внутрибольничной инфекции;
6. основы эргономики
Уметь:
1. собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
2. определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
3. оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к
лечебнодиагностическим мероприятиям; 8
4. оказывать помощь при потери, смерти, горе
5. осуществлять посмертный уход;
6. обеспечивать безопасную больничную среду для пациента, его
окружения и персонала;
7. проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием
различных дезинфицирующих средств
8. составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и
физических нагрузок,
инфекционной безопасности,
самоухода,
употребления продуктов питания
9. использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и
обеспечения безопасного перемещения пациента 9
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
С каждым годом в России число стомированных больных
увеличивается. Эти люди сталкиваются с серьёзной проблемой – как дальше
жить со стомой. Стомированный пациент, как правило, очень тяжело
переживает свое новое состояние, в первое время после оперативного
вмешательства и особенно после выписки из больницы.
Изменение привычного образа тела, зачастую воспринимаемое им, как
приводит к ощущению физической и психологической
уродство,
неполноценности, формированию заниженной самооценки, высокой степени
неудовлетворенности жизнью. При выполнении некогда простых действий
стомированный человек сталкивается с трудноразрешимыми проблемами.
Контроль за функцией стомированного органа и поддержание гигиены тела
приобретают первостепенное значение, становясь целью жизни.
Далеко не каждый стомированный человек может самостоятельно
справиться с возникшими перед ним проблемами. Многие тратят на эту,
порой безуспешную, борьбу годы и десятилетия жизни. Ситуация
усугубляется еще и тем, что в обществе существует стереотип отношения к
стомированным людям, в котором превалируют брезгливость, грубость,
непонимание и отторжение. Это не только наносит глубочайшие
психологические и духовные травмы стомированным инвалидам, но и
становится причиной их социальной изоляции.
пожалуй,
Стомированные пациенты,
самая незащищенная в
медицинском и социальном отношении группа инвалидов. Многими
исследованиями доказано, что даже люди без рук или без ног находят свое 10
место в обществе. Совершенно иная ситуация складывается в результате
стомирования: нарушение дыхания, неконтролируемое отхождение газов и
необходимость постоянного ношения
содержимого кишечника,
мочеприемника делает для стомированных пациентов невозможным
пребывание в рабочем коллективе, в обществе друзей и знакомых. Их
жизненное пространство резко сужается, что часто приводит к разрушению
семей и даже к попыткам покончить жизнь самоубийством. В результате
страдают не только сами пациенты, но и члены их семей. В результате
стомированные люди оказываются, в большинстве своем, полностью
потерянными для общества, хотя 20‐30% из них это люди трудоспособного
возраста. Зачастую они вынуждены менять образ жизни, прерывать учебу в
вузах, характер работы, а нередко и вовсе ее теряют. Для успешного
преодоления возникающих в повседневной жизни трудностей стомированному
человеку необходимо:
иметь четкое представление об изменениях, наступивших в его
организме вследствие перенесенной операции;
получать квалифицированную помощь по уходу за стомой;
применять современные средства ухода за стомой.
Ежегодно в начале октября международное сообщество отмечает День
стомированных больных. Дата учреждена в 1993 году по инициативе членов
Международной ассоциации стомированных пациентов под эгидой ООН. С
тех пор организации такого профиля появились более, чем в 80 странах мира.
Все они координируются Ассоциацией. В 2007 году начала свою работу
Вологодская региональная общественная организация инвалидов
стомированных больных «АсстомВологда». Сегодня в ассоциации состоит
около 400 человек, это 80% всех стомированных людей области. 11
Стома (лат. Stoma, множ. Stomata) в хирургии — искусственное
отверстие, создающее сообщение между полостью любого органа (например,
кишечника, трахеи) и окружающей средой.
По месту наложения выделяют стомы:
Илеостома выведение на переднюю брюшную стенку тонкой
кишки.
Колостома выведение на переднюю брюшную стенку толстой
кишки для обхода прямой кишки или анального канала во время
выведения шлаков.
Гастростома – выведение на переднюю брюшную стенку отверстия
в желудок.
Уростома
(цистостома) выведение мочеточника в случае
отключения или удаления мочевого пузыря.
Трахеостома рассечение стенки трахеи. Представляет собой
отверстие в шее, которое проходит в дыхательное горло через трахею.
По возможности хирургической реабилитации выделяют:
Постоянные стомы, которые закрыть в дальнейшем невозможно из
за удаления части кишечника и других серьезных заболеваний.
Временные стомы, которые впоследствии планируется закрыть
после налаживания работы физиологической системы.
По количеству стволов стомы (кишечные)могут быть:
Одноствольные, когда на стенку выведена только одна кишка, через
которую выходит содержимое кишечника.
Двуствольные, когда выведены две кишки, через одну выходит кал,
а через другую – слизь.
По форме стомы (только колостомы)могут быть: 12
Выпуклые стомы, у которых наружный край кишки выступает за
уровень кожи на 12 см. Такая форма является нормой для созревшей
колостомы, пользование калоприемниками не доставляет проблем.
Плоские стомы, у которых наружный край кишки находится на одном
уровне с кожей передней брюшной стенки. Такая форма стомы может
доставлять определенные проблемы при уходе и пользовании
калоприемными мешками.
Втянутые стомы, у которых наружный край кишки не выступает над
поверхностью кожи. Считаются патологией, уход за стомой
проблематичен, как и использование калоприемников. Может
потребоваться повторная операция для создания нормальной выпуклой
стомы.
Уход за пациентом с трахеостомой.
Трахеостом я ии
(лат. tracheostomia (от др.греч.
τραχεα
— дыхательное
στ α
горло и
óμ — отверстие, проход) — хирургическая операция образования
временного или стойкого соустья полости трахеи с окружающей средой
(стома — свищ), осуществляемое путем введения в трахею канюли или
подшиванием стенки трахеи к коже. 13
Рис. 1 Введение трахеостомической трубки
Основными показаниями к трахеостомии являются:
1.Острый стеноз гортани вызванный ожогом, опухолью и др.
2. Нарушение дренажной функции трахеобронхиального дерева из – за
комы, ЧМТ идр.
3. Нарушение нервномышечного аппарата дыхания из – за ботулизма,
повреждения спинного мозга:
После постановки трахеостомической трубки у пациента могут
возникнуть осложнения. М/с должна вовремя определить их и оказать
соответствующую помощь. Осложнения в постоперационном периоде:
выпадение трубки
попадание воздуха в межфасциальное пространство
нагноение послеоперационной раны, воспаление кожи вокруг стомы
закупорка трубки при неэффективном отхождении мокроты
повреждение слизистой трахеи и кровотечение
Санация трахеи 14
Своевременная санация является непременным условием поддержания
проходимости дыхательных путей. При закупорке трубки из за
неэффективного отхождения мокроты необходимо проводить процедуру
аспирации секрета и мокроты из трахеи и бронхов.
Показания к аспирационной санации:
хаотичные кашлевые движения пациента;
видимая мокрота через прозрачную стенку эндотрахеальной трубки;
появление хрипов;
необходимость взятия проб мокроты для микробиологического
исследования.
Алгоритм санации трахеи у пациента с трахеостомической
трубкой.
Оснащение для аспирации:
вакуумный отсос с регулятором отрицательного давления и
емкостью для отсасывания жидкости;
одноразовый стерильный аспирационный катетер с мягким
эластичным наконечником;
стерильные медицинские перчатки;
стерильный физиологический раствор (для промывания катетера);
мешок Амбу, подключенный к источнику кислорода.
Тактика медицинской сестры
№ п/п Действия
Обоснование
1
2
Получить согласие пациента.
Соблюдение прав пациента.
Придать пациенту положение – Обеспечение комфортного 15
на спине, голову поворачивают в
сторону,
противоположную
санируемому бронху. Возможна
также санация в положении
больного на боку
За 23 минуты до санации
закапать 4 – 5 капель теплого 4%
раствора натрия гидрокарбоната
Провести
оксигенотерапию
(дают вдыхать увлажненный
кислород).
Сдуть
трахеостомической трубки.
манжетку
Медленно и осторожно ввести
стерильный катетер в трубку не
более, чем на 10 см.
Подключить катетер к шлангу
аспиратора
включить
и
вакуумный отсос.
Провести прерывистое удаление
мокроты, аккуратно извлекая и
поворачивая катетер вокруг
своей оси.
Длительность
одномоментного отсасывания не
должна превышать 5 секунд.
Обеспечить пациенту дыхание
воздухом,
обогащённым
кислородом.
проведения процедуры.
Для разжижения мокроты
Профилактика гипоксии.
Профилактика
трахеи.
пролежней
Исключить
прикасание
катетера к слизистой трахеи и
бронхов, т.к. это повреждает
что
слизистую оболочку,
увеличивает
риск
инфицирования.
Профилактика бронхотравм
Для более эффективного
удаления мокроты.
Профилактика гипоксии.
В случае развития нарушения
ритма сердца,
появления
признаков гипоксии в ходе
манипуляции – аспирацию
прекратить
3
4
5
6
7
8
9
10
Провести повторную аспирацию
Для более эффективного 16
удаления мокроты.
Надуть
трахеостомической трубки.
манжетку
С целью профилактики
аспирации и пролежней
трахеи.
Провести контроль показателей
мониторинга (пульс, ЧДД, АД)
Убедиться в эффективности
проведенной процедуры.
Подвергнуть
дезинфекции
использованный материал и
инструменты.
Провести
гигиеническую обработку рук.
Занести сведения о проведенной
процедуре в карту наблюдения.
Профилактика возникновения
и распространения ВБИ.
Контроль
проведения
своевременное
осложнений.
регулярности
манипуляции,
выявление
11
12
13
14
Уход за трахеостомической трубкой
Трахеостому следует расценивать как инфицированную рану. Поэтому
необходимо ежедневно проводить осмотр и обработку кожных покровов,
перевязку с заменой салфеток. Проведение перевязки выполняется
медицинской сестрой при строгом соблюдении правил асептики.
Используются стерильные инструменты и перевязочный материал.
Некоторые пациенты, выписываются из стационара с постоянной
трахеостомой. При постоянном канюленосительстве уход в домашних
условиях выполняется самим пациентом. Перед выпиской медицинская
сестра должна информировать о правилах ухода за стомой больного и его
родственников.
Алгоритм выполнения перевязки пациенту с трахеостомической трубкой.
Оснащение:
стерильная укладка с перевязочными материалами и
инструментами (пинцет, зажим, ножницы, салфетки, марлевые шарики), 17
стерильные завязки, чистые и стерильные перчатки, кожный антисептик для
обработки рук, 0,05% водного раствора хлоргекседина биглюконата, 1%
водный раствор йодопирона, по назначению врача мази с антибиотиками,
чистая пеленка (одноразовая салфетка), фартук, маска, шапочка, защитные
очки, лоток для сбора отходов класс «Б».
Тактика медсестры
Действия
Обоснование
сроки
и
годности,
Проверить
название
концентрацию
лекарственных средств. Проверить
целостность и сроки стерилизации
упаковок
изделиями
медицинского назначения.
с
Профилактика
обеспечение
безопасности.
осложнений,
инфекционной
Представиться и объяснить
предстоящей
пациенту суть
процедуры,
получить устное
согласие.
Соблюдение прав пациента.
Помочь пациенту занять положение
на спине, подложив под плечи
валик.
правильного
Обеспечение
положения для выполнения
процедуры
Надеть фартук, шапочку, маску,
защитные очки, обработать руки
кожным антисептиком,
надеть
чистые перчатки.
Разрезать и снять завязки, удалить
старую марлевую повязку.
Поместить в лоток для сбора
отходов класс «Б».
Обеспечение
безопасности.
инфекционной
правильной
Соблюдение
последовательности проведения
процедуры.
перчатки.
Снять
Провести
гигиеническую обработку рук
Обеспечение
безопасности.
инфекционной
№
п/п
1
2
3
4
5
6 Снижение риска осложнений.
Профилактика
инфицирования.
Профилактика
инфицирования.
риска
риска
риска
18
используя кожный антисептик.
Надеть стерильные перчатки.
Провести осмотр кожи вокруг
стомы, при наличии покраснения,
гнойного отделяемого сообщить
лечащему врачу.
Используя стерильный пинцет и
марлевые шарики обработать кожу
вокруг трубки и наружную часть
трахеостомического канала 0,05%
водным раствором хлоргексидина.
Обработать кожу вокруг трубки
1% водным раствором йодопирона.
Осушить кожу сухим стерильным
шариком.
По назначению врача, нанести мазь
с антибиотиком.
Профилактика
инфицирования.
Стерильную салфетку разрезать
посередине
до половины.
подложить салфетки под фланцем
(«крылышками») трубки.
На фланце
трахеостомической
трубки закрепить завязки и завязать
вокруг шеи пациента.
Сила
натяжения выбирается с таким
расчётом, чтобы под завязками
проходили 12 пальца.
Подвергнуть дезинфекции весь
использованный материал и
инструменты.
Провести
гигиеническую обработку рук.
Сделать соответствующую запись о
результатах
выполнения
манипуляции в медицинскую
Соблюдение
последовательности перевязки.
правильной
Обеспечение
положения
трубки в трахее.
устойчивого
трахеостомической
Обеспечение
безопасности.
инфекционной
за
Контроль
проведения
своевременное
регулярностью
манипуляции,
выявление
7
8
9
10
11
12
13
14 19
документацию
осложнений.
Алгоритм смены трахеостомической трубки
Оснащение: манипуляционный столик, вакуумный отсос, катетер для санации,
трахеостомическую трубку, йодопирон, шприц объемом 20 мл, чистые
марлевые салфетки, кожный антисептик, ножницы или скальпель.
Разрезать или развязать тесемки, удалить повязку
вокруг трубки.
Полностью сдуть манжету, используя шприц.
Аккуратным круговым движением вынуть
трахеостомическую трубку. 20
Очистить трехостомический канал от мокроты с
помощью санационного катетера, салфеток с
антисептиком.
Смазать новую трахеостомическую трубку
кремом (он послужит смазкой).
Проверить манжету трахеостомической трубки:
раздуть её, а затем полностью сдуть.
Аккуратно вставить трубку в трахею. В первой
фазе движения трубка располагается поперек тела
пациента, и наружный конец ее направлен вбок. В
таком положении её нужно продвинуть на 34 см в
трахею. Во второй фазе движения трубку
разворачивают на 90 градусов, так чтобы
наружный конец был направлен вверх и к ногам
больного, а сама трубка вдоль тела. Продолжают
введение вглубь трахеи. 21
Вынуть вкладышпроводник из трубки (если он
есть).
Раздуть манжету.
Очистить кожу вокруг трахеостомы салфеткой с
антисептиком и наложить повязку. Если больной
может провести без ИВЛ 510 минут, проще на
время перевязки отключить его от аппарата.
Обработать кожу вокруг трубки и наружную часть
трахеостомического
раствором
антисептика, например хлоргексидином или
мирамистином. Если есть признаки воспаления
(покраснение,
можно
использовать мази с антибиотиками.
гнойное отделяемое),
канала 22
Наложить вокруг трубки новую марлевую
повязку: трубку провести через разрез, повязку
расположить под фланцем («крылышками»).
Завязать завязки вокруг шеи. Концы завязок
закрепить к фланцу трахеостомической трубки.
Сила натяжения выбирается с таким расчетом,
чтобы под завязками проходили 12 пальца.
Завязки не должны пережимать шею. Но, в то же
время, степень их натяжения должна быть
достаточна для устойчивого положения
трахеостомической трубки в трахее.
Уход за пациентами с цистостомой
Цистостома (эпицистостома) – соустье между мочевым пузырем и
наружной поверхностью тела с целью выведения мочи в случаях когда
естественным путем она не выделяется. Операция наложения стомы
заканчивается введением головчатого катетера в полость мочевого пузыря,
наружный конец катетера подсоединяется к мочеприемнику. В нормальном
состоянии, моча накапливается в мочевом пузыре, поступая из почек, а затем
возникает позыв на мочеиспускание, сфинктер расслабляется и по уретре
моча оттекает, но существует ряд состояний, при которых возможность
мочиться самостоятельно отсутствует. Последствия чрезмерного накопления
мочи могут быть серьезными для организма (интоксикация), поэтому
необходимо немедленно опорожнить мочевой пузырь.
Вначале 23
предпринимают попытку выведения мочи с помощью катетера через уретру
но, если это невозможно врач использует другой способ – устанавливается
цистостома.
Рис. 2 Пункция мочевого пузыря
Рис. 3 Эпицистостома с катетером Фоллея
Показания к установке цистостомы:
невозможность установки уретрального катетера и необходимость
длительного пребывания дренажа в мочевом пузыре;
доброкачественная гиперплазия предстательной железы;
острый простатит; 24
травмы малого таза с разрывами уретры;
поражения позвоночника и спинного мозга
Особенности ухода за эпицистостомой до формирования мочевого свища.
После проведения пункции мочевого пузыря в образовавшееся отверстие
вводят, дренаж или катетер Фоллея. Медицинская сестра обязана:
фиксировать в сестринской истории болезни количество и качество
выделенной мочи и введенной жидкости;
своевременно отсасывать мочу через дренаж шприцем для
профилактики мочевой инфекции;
своевременно удалять мочу из мочеприемника и при необходимости
сдавать ее на анализ;
следить за повязкой, менять ее при промокании;
сообщать врачу обо всех изменениях в состоянии пациента (о
промокании повязки кровью, мочой, прекращении оттока по дренажу,
появлении свежей крови в моче и др.);
участвовать в промывании мочевого пузыря через дренаж, введенный в
эпицистостому.
Алгоритм промывания мочевого пузыря через цистостому
Оснащение: шприц Жанэ, 0,02 % фурацилин, емкость для промывных
вод, салфетки, стерильные перчатки, клеенка, мочеприемник,
антисептик для обработки рук, емкость для отходов.
Тактика медсестры
№
Действия
Обоснование
1 Информировать
пациента, Соблюдение прав пациента 25
получить
манипуляцию.
согласие
на
2 Подготовить
оснащение,
перчатки.
необходимое
чистые
надеть
3 Придать пациенту положение
лежа на спине или полусидя
4 Подложить под пациента клеенку
и пеленку, на клеенку поставить
емкость для сбора промывных
вод (лоток или судно).
Обеспечение инфекционной
безопасности.
Обеспечение
правильного
положения для выполнения
процедуры
Обеспечение инфекционной
безопасности.
5 Обработать руки антисептиком,
надеть стерильные перчатки.
Профилактика
инфицирования.
риска
6 Отсоединить
от
мочеприемника над лотком или
судном.
катетер
7 К наружному концу катетера
подсоединить шприц Жанэ с 150
– 200 мл 0,02 % фурацилина 37 –
38 0С и ввести раствор.
8 Отсоединить катетер от шприца и
вывести промывные воды в судно,
повторить до чистых промывных
вод.
9 Подсоединить наружный конец
катетера
чистому
мочеприемнику, предварительно
заполнив его 50 – 100 мл 0,02 %
фурацилина.
к
Соблюдение
последовательности
проведения процедуры.
правильной
Соблюдение
последовательности
проведения процедуры.
правильной
Соблюдение
последовательности
проведения процедуры.
правильной
Профилактика
инфицирования.
риска
риска
10 В случае намокания повязки
провести ее замену.
Профилактика
инфицирования.
11 Провести
дезинфекцию Обеспечение инфекционной 26
использованных инструментов и
материалов.
безопасности.
12 Сделать отметку о проведении
манипуляции в истории болезни.
Контроль за регулярностью
манипуляции,
проведения
своевременное
выявление
осложнений
Примечание. Мочевой пузырь промывают через эпицистостому 1 2 раза в
сутки, а после сформирования свища 2 – 3 раза в неделю.
Особенности ухода за эпицистостомой после формирования свища.
Медицинская сестра обязана:
фиксировать мочеприемник к туловищу пациента;
подсоединить катетер к мочеприемнику, обеспечив герметичность;
регулярно проводить смену мочеприемника. Если он многоразовый
дезинфицировать и дезодорировать его;
ежедневно мыть кожу вокруг цистостомы водой с мылом, тщательно
смывая остатки последнего, обрабатывать фурацилином;
при появлении мацерации кожи использовать защитные мази и пасты;
23 раза в неделю промывать мочевой пузырь через эпицистостому
водным антисептическим раствором до чистых промывных вод;
научить пациента и родственников уходу за кожей вокруг цистостомы,
мочеприемником.
Уход за урологическими пациентами в послеоперационном периоде. 27
Постель пациента должна быть надежно защищена от выделений. Все
дренажи необходимо прочно зафиксировать, правильно погрузить в
емкости для сбора мочи. В емкость для сбора мочи перед погружением
дренажа наливается 50100 мл антисептического дезодорирующего
раствора (например, фурацилина и др.).
После урологических операций моча может просачиваться вокруг
дренажей. Поэтому медицинская сестра обязана периодически менять
повязки по мере их промокания, не использовать при перевязках вату,
так как она впитывает мочу и становится источником неприятного
запаха и вторичного инфицирования раны. Повязка вокруг дренажа
состоит из нескольких слоев марлевых салфеток, которые надрезаются
с краю и укладываются сверху (по типу штанишек) с обеих сторон.
После высокого сечения мочевого пузыря с постоянной цистостомией
пользуются головчатым катетером Петцера или Малеко, которые при
сформировавшемся свище не требуют фиксации. Смена их
производится не реже одного раза в 34 недели во избежание закупорки
мочевыми солями, порчи резины и возможности отрыва головки при
удалении катетера. Смена его требует определенного навыка и
производится только врачом в условиях лечебного учереждения.
После формирования свищевого канала больного выписывают из
стационара, однако он нуждается в регулярном наблюдении и уходе
(перевязки, промывания мочевого пузыря). Уход может производить в
домашних условиях ктолибо из родственников пациента, после
соответствующего инструктажа, который проводит врач или медсестра.
Наружный конец трубки подсоединяют к мочеприемнику, который
подвешивают под одеждой у живота или бедра. При достаточной 28
вместимости мочевого пузыря больной может обходиться без
мочеприемника, затыкая наружный конец дренажной трубки пробкой и
опорожняя пузырь периодически, но не реже одного раза в 23 ч.
Рис. 4 Прикрепление мочеприемника
Уход за пациентом с кишечными стомами
Стомы кишечника устанавливаются для выведения шлаков в обход
прямой кишки и анального отверстия. Кишечную стому часто называют
противоестественным задним проходом, так как опорожнение кишечника
осуществляется не через естественный задний проход, а через отверстие,
сформированное на передней брюшной стенке.
В зависимости от отдела кишечника, выведенного на переднюю
брюшную стенку, различают следующие виды кишечных стом: колостома
(при выведении толстой кишки) и илеостома (при выведении тонкой 29
кишки). При колостоме опорожнение кишечника происходит в основном 2 3
раза в сутки, стул оформленный, а при илеостоме опорожнение кишечника
происходит очень часто, почти постоянно, стул жидкий и едкий. Частой
проблемой при илеостоме является понос, который может привести к
обезвоживанию и потере электролитов, минеральных веществ и
витаминов. Поэтому очень важно потреблять много жидкости.
Различают несколько видов колостом по месту наложения: цекостома,
асцендостома, трансверзостома, десцендостома, сигмостома. (рис.5)
Рис.5 Виды колостом
Цекостома также располагается в правой подвздошной области, выводится
слепая кишка. Поскольку она следует непосредственно за тонкой кишкой, то
из цекостомы многократно за сутки выделяется жидкий кал.
Трансвезостома может располагаться в правом или левом подреберье, а
также по средней линии живота выше пупка. Этот вид стомы формируется из
поперечной ободочной кишки. У большей части пациентов происходит
выделение кашицеобразного содержимого, легко раздражающего кожу вокруг
стомы.
Сигмостома располагается в левой
сигмовидная кишка. По сигмостоме кал выделяется, как правило один – два
раза за сутки, по консистенции полуоформленный.
подвздошной области, выводится 30
По количеству стволов стомы могут быть одноствольными (т.е.
через отверстие на передней брюшной стенке выводится один ствол
кишки) и двуствольными. Причем последние делятся на петлевые (т.е. два
ствола находятся в непосредственной близости друг от друга и выведены в
одно отверстие) и раздельные двуствольные стомы, когда на передней
брюшной стенке имеются два отверстия, т.е. два ствола, находящиеся на
некотором расстоянии друг от друга. В этом случае при использовании
средств ухода за стомой калоприемники не должны накладываться друг на
друга (даже если расстояние между стомами очень небольшое). При таких
стомах один ствол является действующим, через него происходит
опорожнение кишечника.
На действующий ствол наклеивается
калоприемник. Другой ствол может быть необходим для удаления слизи или
лечебных процедур. Его можно прикрыть мини капом (закрытым мешком
минимальной емкости) или марлевой салфеткой (рис.6).
Рис.6 Классификация стом
Средства по уходу за кишечными стомами.
Выбор средств ухода за стомой зависит от вида стомы, места ее
расположения, оформленности каловых масс, особенностей кожи вокруг
стомы, а также от предпочтений пациента. 31
Существует два вида современных средств ухода за стомой на клеевой
и
основе:
двухкомпонентные калоприемники
однокомпонентные
и
уроприемники.
Однокомпонентные калоприемники и уроприемники представляют собой
стомный мешок со встроенной клеевой пластиной (т.е. мешок на клеевой
основе). Они могут быть недренируемыми (закрытыми), дренируемыми
(открытыми) или уростомными.(рис.5)
Рис.5 Виды калоприемников и уроприемников
Двухкомпонентные калоприемники и уроприемники представляют собой
комплект, состоящий из отдельных друг от друга клеевой пластины и
стомных мешков и имеют специальное устройство для крепления мешка к
пластине – фланец (рис.6). 32
Рис.6 Двухкомпонентные калоприемники и уроприемники
Пациенты с колостомой при оформленном стуле и опорожнении
кишечника 2 3 раза в день можно применять однокомпонентные и
двухкомпонентные калоприемники.
Однокомпонентные недренируемые
(закрытые) калоприемники следует менять 2 3 раза в день. Если возникает
необходимость менять их чаще или если существует риск механического
повреждения кожи вокруг стомы, следует переходить на однокомпонентные
дренируемые или двухкомпонентные калоприемники.
В двухкомпонентных недренируемых
(закрытых) калоприемниках
пластину обычно меняют 1 2 раза в неделю, а закрытые мешки до 3х раз в
сутки. Закрытые мешки имеют встроенный фильтр, который работает
автоматически. Он эффективно нейтрализует запах и обеспечивает удаление
воздуха из мешка (рис.8).
Рис.8 Закрытый мешок с фильтром
Для пациентов с колостомой при жидком стуле или при склонности к
поносам рекомендуются дренируемые (открытые) калоприемники. Для 33
пациентов с илеостомой, однокомпонентные дренируемые (открытые)
калоприемники следует менять не чаще 1 раза в день. При отсутствии
протекания и при сохранении герметичности мешка его можно оставлять на
коже до 3х дней. При этом дренируемые (открытые) мешки следует
регулярно опорожнять.
Мини кап предназначен для пациентов с колостомой (с
оформленным стулом) для купания, активного отдыха, занятий спортом и
т.п. Он также применяется пациентами с раздельными двуствольными
стомами для ухода за недействующей стомой. Мини кап имеет внутреннюю
впитывающую прокладку и фильтр.
Тампон для стомы представляет собой полиуретановый тампон,
покрытый растворимой пленкой, установленный на круглую пластину с
клеевым слоем. Пластина оснащена фильтром,
устраняющим запах и
выпускающим из кишки воздух. При введении тампона в стому пленка
растворяется под воздействием тепла и влаги, тампон разворачивается и
принимает форму кишки. Тампон надежно блокирует выход частиц кала и
слизи. Тампон не следует применять пациентам с жидким стулом и
илеостомами.
Нейтрализатор запаха для кало / уроприемников представляет собой
концентрированную жидкость, эффективно нейтрализующую любой запах.
Необходимо нанести 6 1 0 капель в кало / уроприемник при его замене
или дренировании и потереть стенки мешка друг о друга для равномерного
распределения нейтрализующей жидкости.
Уход за кожей вокруг кишечных стом.
Уход за кожей всегда начинается с очищения. Только на чистую кожу
можно и нужно наносить питательные и защитные средства, иначе их
применение не принесет ожидаемого эффекта. Для очищения кожи можно
использовать разнообразные очищающие салфетки. Они позволяют отказаться 34
от трудоемкой процедуры мытья пациента водой с мылом. Протирание
салфетками загрязненных участков кожи удобная замена мытью. Влажные
салфетки используются для удаления любых легких загрязнений на теле, а
также для интимной гигиены человека. Масло для ухода за кожей,
обеспечивает интенсивный уход за сухими и потрескавшимися участками
кожи. Защитная пена образует сетчатую защитную пленку, которая
сохраняется на протяжении 6 часов. В течение этого времени кожу можно
мыть. Защитный крем без оксида цинка – образует на поверхности кожи
прозрачную защитную пленку. Легко распределяется и впитывается.
Рекомендуется применять на участках кожи, подверженных воспалению.
Защитный крем с оксидом цинка – образует защитную пленку и предохраняет
кожу от раздражающего воздействия мочи и кала. Крем имеет пастообразную
консистенцию, наносится тонким слоем и равномерно распределяется по
коже.
Паста в тюбике или паста в полоске хорошо выравнивает шрамы, складки
вокруг стомы, создавая ровную поверхность для надежного приклеивания кало
приемника. Паста легко моделируется, является отличным герметиком,
препятствует протеканию. Паста в тюбике содержит некоторое количество
спирта, но не раздражает кожу. При нанесении на пораженные участки кожи
может вызывать легкое покалывание. Не рекомендуется наносить пасту на
сильно раздраженную кожу.
Очиститель является эффективным средством, заменяющим мыло и воду,
растворители и другие агрессивные или высушивающие кожу вещества, и
используется для обработки кожи вокруг стомы или фистулы, а также кожи,
подверженной воздействию мочи или каловых масс при недержании. Он очищает
кожу от каловых масс, мочи, гноя, слизи, дезинфицирует и смягчает ее.
Очиститель также можно применять для удаления остатков пасты, защитной
пленки или адгезива. 35
Защитная пудра предназначена для ухода за поврежденной кожей.
При лечении мокнутия кожи и во избежание дальнейшего раздражения
необходимо, чтобы кожа под пластиной была сухой. Пудра является
хорошим абсорбентом, она эффективно поглощает избыточную влагу. Для
удаления излишков влаги следует присыпать кожу вокруг стомы
небольшим количеством порошка. Перед наклеиванием пластины остатки
порошка следует удалить.
Питание пациентов с кишечными стомами.
В задачу медицинской сестры входит проинформировать
стомированного пациента и его родственников о характере питания. Пациент
и его близкие должны знать, что характер питания оказывает решающее
влияние на частоту его стула. Любой человек со стомой кишечника
употребляет сбалансированную пищу через регулярные промежутки времени,
тщательно ее пережевывает. Нужно помнить, что косточки и другие
неперевариваемые компоненты пищи будут видны в фекалиях. Люди с
колостомой не нуждаются в ограничениях в еде, хотя многие продукты могут
вызывать метеоризм.
Большинство калоприемников не пропускают запах, а некоторые
(двукомпонентные) имеют клапаны для выпуска газов, что решает проблему
метеоризма. Людям с илеостомой в течение 4–6 недель после операции
необходимо избегать богатых клетчаткой и дающих в кале много
неперевариваемых частиц продуктов. В последующем богатые клетчаткой
продукты могут добавляться в небольших количествах. Если человек не
сможет переносить такую пищу, после двух или трех попыток ее нужно
исключить из рациона. В течение дня следует отдельно от твердой пищи
употреблять не менее 1500–2000 мл жидкости. 36
Пациент должен знать, что илеостома приводит к выключению функции
толстой кишки. Тонкая кишка лишь частично способна компенсировать
возможность толстой кишки всасывать воду и минеральные соли,
вырабатывать некоторые витамины. Способность к накоплению и
регулярному выделению содержимого утрачивается полностью. Но к концу
второго месяца после операции тонкая кишка адаптируется настолько, что
большая часть пациентов может восстановить прежние режим и характер
питания.
Пищу лучше принимать регулярно, небольшими порциями. Голодание
или ограничение количества принимаемой пищи ведут к чрезмерному
образованию газов и поносу. Ужинать лучше рано и принимать пищу в
небольшом количестве, что приведет к уменьшению количества выделений
через стому в ночное время. В то же время пациенты должны знать, каким
образом те или иные продукты влияют на опорожнение кишечника.
Продукты, ускоряющие опорожнение кишечника сахаристые вещества
(сахар, мед, фрукты), вещества богатые поваренной солью (соленья,
маринады, копчености), богатые растительной клетчаткой (черный хлеб,
сырые овощи и фрукты), жиры, растительное масло, молоко, свежий кефир,
фруктовая вода, соки, холодные блюда и напитки, мороженное.
Продукты, задерживающие опорожнение кишечника (включают в себя
вяжущие и легко усваиваемые вещества) белые сухари, творог, слизистые
супы, протертые каши, рис, теплые протертые супы и бульоны, кисели,
крепкий чай, кофе, какао, натуральное красное вино.
Продукты, не влияющие на опорожнение кишечника паровое и
рубленное мясо, рыба, яйца, измельченные фрукты и овощи ( без кожуры),
пшеничный хлеб.
Для выбора правильного режима питания пациенту с илеостомой, по
возвращении домой после операции, нужно вести дневник, где он будет 37
записывать употребляемые им продукты, их количество и время приема, а
также время опорожнения кишечника, консистенцию выделений, запах и
количество отхождений газов (по субъективным ощущениям) через стому.
Следует обязательно отмечать появление болей и количество мочи. Ведение
подобного дневника в течение первых 4 — 6 недель после операции позволят
пациенту точно установить, какие продукты и в каком количестве для него
более приемлемы.
Алгоритм смены повязки и трубки пациенту с трахеостомической
Приложение 1
трубкой.
Оснащение:
стерильная укладка с перевязочными материалами и
инструментами (пинцет, ножницы, салфетки, марлевые шарики), чистые и
стерильные перчатки, кожный антисептик для обработки рук, 0,05% водного 38
раствора хлоргекседина биглюконата, 1% водный раствор йодопирона, по
назначению врача мази с антибиотиками, чистая пеленка (одноразовая
салфетка), фартук, маска, шапочка, защитные очки, лоток для сбора отходов
класс «Б».
Тактика медсестры
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Действия
Обоснование
сроки
и
годности,
Проверить
название
концентрацию
лекарственных средств. Проверить
целостность и сроки стерилизации
упаковок
изделиями
медицинского назначения.
с
Профилактика
обеспечение
безопасности.
осложнений,
инфекционной
Получить устное согласие.
Соблюдение прав пациента.
Помочь пациенту занять положение
на спине, подложив под плечи
валик.
правильного
Обеспечение
положения для выполнения
процедуры
Обработать
антисептиком,
перчатки.
руки
кожным
надеть чистые
Обеспечение
безопасности.
инфекционной
Разрезать и снять завязки, удалить
старую марлевую повязку.
Поместить в лоток для сбора
отходов класс «Б».
Выпустить воздух из манжеты.
Аккуратно
извлечь
трахеостомическую трубку.
перчатки.
Снять
Провести
гигиеническую обработку рук
используя кожный антисептик.
Надеть стерильные перчатки.
Соблюдение
правильной
последовательности проведения
процедуры.
Обеспечение
безопасности.
инфекционной 8
9
10
11
12
39
Используя стерильный пинцет и
марлевые шарики обработать кожу
вокруг трубки и наружную часть
трахеостомического канала 0,05%
водным раствором хлоргексидина.
Аккуратно вставить трубку в
трахею. В первой фазе движения
трубка располагается поперек тела
пациента, и наружный конец ее
направлен вбок.
В таком
положении её нужно продвинуть на
34 см в трахею. Во второй фазе
движения трубку разворачивают на
90 градусов, так чтобы наружный
конец был направлен вверх и к
ногам больного, а сама трубка
вдоль тела. Продолжают введение
вглубь трахеи.
Стерильную салфетку разрезать
посередине
до половины.
подложить салфетки под фланцем
(«крылышками») трубки.
На фланце
трахеостомической
трубки закрепить завязки и завязать
вокруг шеи пациента.
Сила
натяжения выбирается с таким
расчётом, чтобы под завязками
проходили 12 пальца.
Подвергнуть дезинфекции весь
использованный материал и
инструменты.
Провести
гигиеническую обработку рук.
Профилактика
инфицирования.
риска
Профилактика травматизации.
Соблюдение
последовательности перевязки.
правильной
Обеспечение
положения
трубки в трахее.
устойчивого
трахеостомической
Обеспечение
безопасности.
инфекционной 40
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
Задание 1
Строение мочевыделительной системы
Повторив из курса анатомии строение мочевыделительной системы, назовите
все органы, относящиеся к этой
1.
2.
3.
4.
5.
системе:
Задание 2
Строение системы органов дыхания.
Повторив из курса анатомии строение дыхательной системы, определите все
органы, относящиеся к этой системе.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Задание 3
Определение понятий и терминов.
Изучив материал учебника по Основам сестринского дела, определи понятия.
1. Стома –
2. Трахеостома
3. Гастростома
4. Колостома 41
5. Илеостома
6. Цистостома
Задание 4
Уход за кожей вокруг стомы.
Изучив материал учебника по Основам сестринского дела, заполни таблицу:
Растворы и мази для ухода за кожей вокруг стомы.
№ Наименование
Раствор, для ухода кожей вокруг
стомы
1
2
3
4
5
Трахеостома
Гастростома
Колостома
Илеостома
Цистостома
Задание 5
Предметы уход за различными видами стом.
Изучив материал учебника по Основам сестринского дела, и алгоритмы
манипуляций заполни таблицу: необходимый набор предметов для ухода за
стомами
№ Название
Предметы для ухода за стомами
1
Колостома
2 Цистостома
3
4
Гастростома
Трахеостома
Задание 6 42
Тестовые задания по теме «Наблюдение и уход за стомированными
пациентами»
ВЫБРАТЬ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА
1. Кишечные стомы накладываются с целью:
1. кормления
2. выведения шлаков
3. введения лекарственных средств
4. дыхания
ВЫБРАТЬ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА
2. С целью разжижения мокроты и слизи в трахею закапывают 45 капель
стерильного теплого раствора:
1. гидрокарбоната натрия
2. перманганата калия
3. перекиси водорода
4. фурацилина
3. С целью уменьшения запаха в мочеприемник наливают раствор:
1. хлорамина
2. фурацилина
3. глюкозы
4. пюржавеля
4. Для выведения кала при стомах пациенты используют :
1. калоприемник
2. мочеприемник
3. судно
4. головчатый катетер
5. Для аспирации слизи из трахеи через отверстие трубки вводится на глубину
510 см: 43
1. гибкий резиновый катетер
2. газоотводная трубка
3. металлический катетер
4. воздуховодная трубка
6. Продукты, ускоряющие опорожнение кишечника:
1. фрукты, сырые овощи, молоко
2. творог, протертые каши, кисель
3. картофель, горох, капуста
4. чай, кофе, какао
7. Показания к аспирационной санации:
1. хаотичные кашлевые движения пациента
2. видимая мокрота через трубку
3. появление хрипов
4. все перечисленное
ВЫБРАТЬ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА
8. Показаниями к установке цистостомы являются:
1. необходимость длительного пребывания дренажа в мочевом пузыре
2. травмы малого таза с разрывами уретры
3. поражения позвоночника и спинного мозга
4. все перечисленное
9. Элементы ухода за пациентом с цистостомой
1. учитывать количество и качество выделенной мочи и введенной жидкости
2. своевременно удалять мочу из мочеприемника
3. следить за повязкой, менять ее при промокании
4. промывать мочевой пузырь
5. все перечисленное
ДОПОЛНИТЬ
10. С целью предотвращения высыхания и повреждения слизистой трахеи,
необходимо ее постоянно _______________________.
11. Показанием к трахеотомии является угроза ________________. 44
12. Калоприемники подразделяются на однокомпонетные и _________.
13. По возможностям реабилитации стомы бывают временные и ______.
14. Гастростомы накладываются с целью ____________________.
15. Пациенту с колостомой при метеоризме можно поставить _________.
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ
Задание 1
Строение мочевыделительной системы
1.почечная артерия
2.почки
3.мочеточники
4.мочевой пузырь
5.мочеиспускательный канал
Задание 2
Строение системы органов дыхания.
1. полость носа
2.полость рта
3.глотка
4.гортань
5.трахея
6.бронхи 45
7.лёгкие
Задание 3
Определение понятий и терминов.
1. Стома — искусственное отверстие, создающее сообщение между полостью
любого органа (например, кишечника, трахеи) и окружающей средой.
2. Трахеостома – отверстие в трахее выполненное операционным путем с
целью восстановления дыхания.
3. Гастростома отверстие в желудке выполненное операционным путем с
целью питания пациента .
4. Колостома выведение на переднюю брюшную стенку толстой кишки для
обхода прямой кишки или анального канала во время выведения шлаков.
5. Илеостома – стома тонкого кишечника.
6. Цистостома отверстие в мочевом пузыре выеденное на поверхность тела,
выполненное операционным путем с целью опорожнения мочевого пузыря.
Задание 4
Уход за кожей вокруг стомы.
№ Наименование
Раствор, для ухода кожей вокруг
стомы
1
2
3
4
Трахеостома
0,05% водным раствором
хлоргексидина
Гастростома
0,02 % фурацилин
Колостома
Илеостома
Защитный крем с оксидом цинка
Защитный крем с оксидом цинка 46
5
Цистостома
0,02 % фурацилин
Задание 5
Предметы уход за различными видами стом.
№ Название
Предметы для ухода за стомами
1
Колостома
Калоприемники
2 Цистостома
Уретральные катетеры
3
4
Гастростома
Гастростомическая трубка
Трахеостома
Трахеостомическая трубка
Ответы на тесты.
Задание 6
1. 2
2. 1
3. 2
4. 1
5. 1
6. 1
7. 4
8. 4
9. 5
10. увлажнять
11. асфиксия
12. двукомпонетные
13. постоянные
14. кормления
15. газоотводную трубку
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского
1.
дела: Учебное пособие. В 2 частях. – М.: 1996.
2.
«Основы сестринского дела». Учебник. – М.: Родник, 1998.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету 47
Технологии выполнения простых медицинских услуг. – М.: ФГОУ
Агкацева С.А. Инфекционный контроль и безопасность в ЛПУ. – М.:
Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского
3.
«ВУНМЦ Росздрава», 2009.
4.
«АНМИ», 2001.
5.
дела. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: Феникс, 2003.
6.
«Медицина для вас». Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: Практикум. Серия
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Основы сестринского дела : Алгоритмы манипуляций [Электронный
ресурс] : учебное пособие/ Н.В. Широкова и др – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016
2. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»
[Электронный ресурс] : учебное пособие/ Мухина С.А., Тарновская
И.И. 2е изд.,испр. И доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016.
3. Сестринское дело в хирургии [Электронный ресурс] : учебное
пособие/ Стецюк В.Г. – 4е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа,
2015
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Учебный модуль Наблюдение и уход за стомированными пациентами_Н.Ю. Сидорова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.