Игнатова Вероника Васильевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория,
МБОУ СОШ №1 г.Рославля Смоленской области
Формирование нравственных чувств у младших школьников средствами проектной технологии на уроках обучения грамоте и литературного чтения
(ОС «Школа России»)
При формировании нравственных качеств у младших школьников учитель встречается с определёнными трудностями.
1. Обучающиеся начальных классов не понимают значения многих слов, обозначающих нравственные качества человека: прилежание, отзывчивость, милосердие, и т.д.
2. В учебники по литературному чтению включены прекрасные тексты с духовно- нравственной проблематикой. Но дети при анализе художественных произведений не могут правильно подобрать слова для характеристики героев, например, или оценки своего внутреннего состояния.
Таким образом, ребята не могут полноценно усвоить нравственный смысл прочитанного на уроке, а, значит, и воспитать в своих душах необходимые качества.
Для решения этой проблемы в практике начальной школы составляют словари нравственных качеств. Причём они могут быть, как напечатаны в конце учебника или рабочей тетради их авторами, так и составляться сами детьми под руководством учителя.
Я попробовала решить проблему на основе деятельностного подхода: на протяжении четырёх лет обучения в начальной школе осуществить проект «Живая азбука нравственности».
После периода обучения грамоте по программе «Школа России» в Азбуке авторами учебника ребятам предлагается осуществить проект «Живая азбука». Мы «раздвигаем» рамки этого проекта, у нас он называется «Живая азбука нравственности». Первоклассники с помощью родителей не просто на основе творческого подхода изготавливают модель буквы, но узнают слово - нравственное качество, начинающееся с этой буквы. Затем выясняют значение и создают рисунок, передающий это значение.
Далее детские работы хранятся в классе, пополняются новыми словами по мере изучения новых художественных произведений из учебника по литературному чтению на уроках классного чтения и из детских книг на уроках чтения внеклассного.
При анализе художественных произведений я открываю нужную страницу нашего проекта, вызываю автора к доске, чтобы напомнить детям смысл нравственного понятия, которое встретилось на уроке.
Таким образом, нужные слова постепенно включаются в словарный запас младшего школьника и названные нравственные качества формируются в его душе.
Приложение 1. Работы обучающихся
Рисунок 1 Егор С., 7 лет, "Гостеприимство"
Рисунок 2 Настя П., 6 лет, "Красота души"
Рисунок 3 Алексей П., 6 лет, "Рассудительность"
Приложение 2 Защита проекта «Живая азбука нравственности»
Рисунок 4 Защита проекта "Живая азбука нравственности"
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.