Проект " Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим"
Оценка 4.6

Проект " Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим"

Оценка 4.6
Работа в классе +1
docx
Междисциплинарный 3
7 кл—10 кл
18.08.2022
Проект " Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим"
Приобщение воспитанников к духовно – нравственным ценностям русского народа через знакомство с культурным и социальным наследием русского народа
Проект Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа № 9 с наличием интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" города Сарова (МБОУ «Школа-интернат № 9»)

 

 

 

 

Социальный проект

«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»

 

 

Подготовили:

классный руководитель 10-12 классов Комарова Т.И.

воспитатель 6 группы Заметалина В.А.

 

 

 

г. Саров, 2020

 

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.»

(Д.С.Лихачёв)

Пояснительная записка

Данный проект был  разработан и реализован  в рамках духовно-нравственного направления школьной Программы  воспитания и социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Программа направлена на   организацию нравственного уклада школьной жизни, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместно социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

В процессе разработки и  реализации проекта  учитывались следующие характерные трудности у обучающихся  с ОВЗ: неустойчивость мыслительных операций (анализа, синтеза, абстракции, сравнения), трудности в выделении специальных признаков объекта, инертность мышления, «вязкость» и непоследовательность суждений, трудность формирования взаимообразных связей. Умственно отсталым школьникам свойственны узость восприятия, трудности запоминания и сохранения информации, неточность воспроизведения (не могут сформулировать основную мысль, стараются пересказать услышанное дословно). У детей с умственной отсталостью внимание привлекается с трудом, плохо концентрируется и легко рассеивается. Речь школьников отличается  бедным словарным запасом (особенно активным), маловыразительна, фразы упрощенные, учащиеся плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций.  Отмечается повышенная тревожность, снижена критичность к себе и своим поступкам,  неадекватная  самооценка. А также имеются затруднения в коммуникативной сфере.

У большинства воспитанников  в недостаточной степени сформированы понятия о нравственных нормах. В основном обучающие имеют представления о таких понятиях, как добро и зло, что такое хорошо и плохо, но при этом мало умеют использовать их на практике, ребята с трудом принимают  верное решение в ситуациях нравственного выбора. Формирование духовно-нравственных качеств у обучающихся с ОВЗ возможно только при помощи ознакомления их с правилами поведения и нравственными нормами. Поэтому основными формами, приемами и методами работы при реализации проекта являются: беседы; игры нравственного и духовно-нравственного содержания; рукоделие и все виды творческой художественной деятельности обучающихся; проведение совместных праздников, просмотр презентаций, фильмов диафильмов; использование  аудиозаписей и технических средств обучения; экскурсии; целевые прогулки.

 

 

Паспорт проекта

Вид проекта: долгосрочный.

Тип проекта: социальный, познавательный,  творческий, групповой.

Сроки проведения: 2020-2021 учебный год

Участники: Обучающиеся 10-12 классов

  

Цели проекта: приобщение  воспитанников к духовно – нравственным ценностям русского народа через знакомство с  культурным и социальным наследием русского народа 

Задачи:

·       знакомить с русскими народными традициями, праздниками, играми,  устным народным творчеством, народными промыслами Нижегородской области;

·       прививать интерес к духовно культуре русского народа через обычаи,   обряды, праздники, народное творчество, искусство;

·       развивать умение  самостоятельно  принимать решение в ситуациях нравственного выбора;

·       развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников;

·       развивать коммуникативные навыки, обогащать и активизировать словарный запас;

·       воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к русским традициям, гордость за свой великий русский народ.

Направления проектной деятельности

 Информационный блок: подбор методической и художественной литературы по теме проекта.

Технологический блок: разработка конспектов воспитательных занятий.

Организационный блок: организация развивающей предметно –пространственной среды.

Материально – техническое обеспечение:

·       произведения русского народного творчества;

·       историческая литература;

·       наглядный материал: иллюстрации, альбомы;

·       дидактические игры;

·       медиотека по  заданной теме;

·       интерактивные технологии: ноутбук, проектор, мультимедийный экран, цифровой фотоаппарат.

Условия реализации проекта: методические разработки, интеграция со специалистами школы и сотрудниками краеведческих музеев г. Сарова и г. Арзамаса.

Предполагаемые результаты реализации проекта

·       воспитанники проявляют познавательную активность, интерес к  духовно – нравственным ценностям русского народа;

·       расширяют словарный запас, усваивают знания о декоративно – прикладном искусстве России, ее традициях;

·       обучающиеся в качестве подарка своим родителям  по собственным эскизам вырезают разделочные доски и оформляют их в технике «Городецкая роспись»;

·       участвуют в  Региональном конкурсе «Пасха красная»;

·       воспитанники создают и оформляют  для школьного музея «Русская горница» познавательно – тематический альбом «По страницам народной мудрости»

         Используемые методы:

·       словесные: беседы, чтение художественной литературы, рассказы детей;

·       наглядные: демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, видеозаписей, фотографий), посещение краеведческих музеев г. Сарова и г. Арзамаса,  просмотр и обсуждение  с воспитанниками видеоматериала  духовно – нравственной направленности;

·       игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде (с ролями, игровыми действиями);

         Оригинальность проекта:

        В современной жизни мостик в прошлое – это мостик, который переброшен от одного поколения к другому. Очень важно, чтобы прошлое не забывалось, а переносилось в будущее через знания нового поколения посредством реализации проектов по истории своей малой родины и по истории России в целом. А это привьет любовь к родной культуре, к традициям русского народа  и  к нашему Отечеству. Этот проект позволяет не только получить знания в ненавязчивой форме, но и через познавательную и творческую деятельность прикоснуться к истокам народной мудрости, проникнуться  духовно – нравственными ценностями русского народа.

         Использование современных образовательных технологий:

·       игровые технологии;

·       технология исследовательской деятельности;

·       технология проектной деятельности.

         Проект «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»  реализуется в специально организованной деятельности старших школьников, совместной деятельности педагогов и детей; самостоятельной деятельности воспитанников.

         В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что технология проектирования объединяет детей общими впечатлениями, развивает  их коммуникативные навыки. Взаимодействие с работниками школы и сотрудниками краеведческих музеев г. Аразмаса и г. Сарова позволяет осуществить основные направления музейной педагогики, знакомит с народными промыслами, бытом крестьян, с историей развития русского костюма, игрушки, воспитывает чувства патриотизма, гордости за русский народ.

Этапы реализации проекта

        Этап I. Информационно – накопительный.

·       Определение целей проекта.

·       Сбор и анализ литературы.

·   Взаимодействие со специалистами.

Этап II. Организационно – практический.

·       Проведение образовательной деятельности по познавательному развитию

·       Интеграция образовательных областей: «Литература», «История», «Обществознание» (чтение художественной литературы, украшение аппликативным способом кокошника, роспись новогодней игрушки, дымковской игрушки и др., знакомство с русскими народными подвижными играми: «Горелки», «Кондалы» и др.),

·       Посещение и проведение занятий в школьном музее «Русская горница»

·       Экскурсии в  краеведческие музеи городов Сарова и Арзамаса

·       Виртуальные экскурсии по музеям России.

         Этап III. Заключительный.

·       Открытое развлечение «Посиделки».

·       Изготовление и оформление разделочных досок в технике «Городецкая роспись»

·       Создание и оформление для школьного музея «Русская горница» познавательно – тематического альбома «По страницам народной мудрости».

·       Выставка детских творческих работ.

·       Оценка этапов реализации проекта.

         Этап IV. Контрольно – рефлексивный.

·       Подведение итогов.

Содержание проектной деятельности

 

Время проведения

Тема занятий

Задачи

Форма проведения

Сентябрь

«Как жили наши предки»

 

Познакомить учащихся с устройством русской избы, крестьянским бытом, предметами обихода и домашней утварью крестьянских изб в России. 

Воспитательное занятие

«Предметы старины»

Обобщить и систематизировать знания о предметах народного быта: печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено.

Посещение школьного музея «Русская горница»

Октябрь

«Быт и нравы наших предков»

Познакомить детей с русским народным костюмом, его особенностями; обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм - это труд, мастерство  русских женщин.

Воспитательное занятие

«Домострой. Семейные ценности»

Содействовать расширению знаний о семье, о нравственных нормах и морали; формировать ценностное отношение к семье.

Воспитательное занятие

Ноябрь

«Бабушкины игрушки»

Расширить представления детей о народной игрушке.

Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре через образ народной игрушки.

Экскурсия в городской  музей

«Куклы – обереги»

Учить делать куклу из ниток, соломы. Дать представление о значении кукол – оберегов.

Экскурсия в Арзамасский историко – художественный музей

Декабрь

«Народные промыслы Нижегородской области»

Расширять  знания  учащихся о  народных  промыслах Нижегородской области (хохломская роспись, полховско-майданская роспись, городецкая роспись, казаковская филигрань, варнавинская резьба по кости), историей их создания и художественной ценностью.

Воспитательное занятие

«Городецкая роспись»

Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.

Виртуальная экскурсия

Январь

«Русские национальные инструменты»

Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами (свистулька, жалейка, балалайка, гармошка, трещотки, деревянные ложки.

Воспитательное занятие

Февраль

«Зимние забавы»

Прививать любовь к русскому фольклору, развивать интерес к традициям, быту и укладу жизни прошлых поколений, знакомить с народными играми и забавами.

Развлечение

«Богатырская сила России»

Познакомить детей с подвигами героев – богатырей (Илья Муромец, Никита Кожемяка и др.). Воспитывать чувство гордости  и уважения  к предкам.

Воспитательное занятие

Март

«Праздники на Руси. Масленица»

Дать детям знания о народном празднике Масленица. Познакомить  с историей возникновения и традициями празднования Масленицы.

Общешкольный праздник «Широкая масленица»

«История минувшего времени:

колодцы Руси»

Познакомить детей с видами колодцев на Руси, их значением в быту

Воспитательное занятие

Апрель

«Светлый праздник «Пасха»

Формировать общечеловеческие духовные ценности на примере знакомства с традиционным православным праздником Пасхи.

Воспитательное занятие

«Пасхальные сувениры»

Продолжать знакомить детей с народными праздниками; рассказать о значении праздника Пасхи для русского народа. Развивать желание самим создавать пасхальные сувениры

Мастерская

(участие в  конкурсе «Пасха Красная»)

Май

 

«Духовные магниты»  Саровской земли»

Расширять знания учащихся о природных памятниках Сарова, их обитателях, истории создания

Экскурсия по природным памятникам Сарова и прилежащих земель

«Хороводы мы водили»

Раскрыть значение хороводных игр для русского народа, знакомить детей с хороводными играми.

 Экскурсия в Арзамасский историко – художественный музей

 

 Итоги реализации проекта:

 - для проведения занятий в школьном мини – музее «Русская горница» учащимися 10-12 классов оформлен познавательно - тематический альбом «По страницам народной мудрости» (Приложение 1);

- подготовлены и оформлены стенгазеты «Мудрость народная», «Пословицы и поговорки русского народа»;

 - обогащен словарный запас детей по теме проекта;

 -активизирована познавательная активность детей, развит интерес к исследовательской деятельности;

 - сформировано умение детей работать в коллективе;

 - сформирован интерес у детей к творческой деятельности;

         Мероприятия проекта не оставили детей равнодушными: экскурсии в городские краеведческие музеи, виртуальные экскурсии вызвали много ярких положительных эмоций. Дети прикоснулись к истории, они смогли подержать в руках утюги, которые нагревались углями; увидели прялку, чугуны, ухват, настоящую русскую печь.

         Проделанная работа позволяет сделать выводы, что в сложном деле воспитания подрастающего поколения патриотами свое  Родины особое значение имеет тесное взаимодействие  работников школы  с сотрудниками городских краеведческих музеев.

 

 

Литература:

1.     Васильева Т.А. Печем русские пряники//Воспитатель ДОУ. 2018. № 2.

2.     Мухлынина О. Л. Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Россия – путешествие в прошлое» // Воспитатель ДОУ. 2018. № 3.

3.     Косарева. В. Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3 – 7 лет. – Волгоград: Учитель.- 2012.

4.     Мир  народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия/сост. В.П.Ватаман. – Волгоград:Учитель, 2009.- 175 с.

5.     Патриотическое воспитание. 1-4 классы: классные часы, праздники/авт. – сост. Е.А.Дмитриева[ и др.]. – Волгоград: Учитель.- 113 с.

6.     Соловьева Е., Царенко Л. Наследие. И быль, и сказка. – М.: Обруч, 2011.

7.     Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России.// Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – Москва, 2016.

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Познавательно - тематический альбом

«По страницам народной

памяти»

 

 

 

Выполнили обучающиеся10-12 классов МБОУ «Школа – интернат №9» г. Саров, Нижегородская область

 

 

 

 

 

                        Где селились наши предки.

 

 

Наши праотцы садились, оседали, ставили свои дома и хозяйственные постройки в лесистых местах, по берегам рек и озёр. "Возле леса жить - голодному не быть". В лесу зверь и птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы. Недаром столько пословиц и поговорок сложил народ о дарах леса, например, о грибах:

Где один гриб, там и другой.

Грибы ищут - по лесу рыщут.

Поздний гриб - поздний снег.

Рядом селились родственники и просто соседи (те, кто рядом оседает). Постепенно образовывалось село (сесть, селиться). Строились не день и не два. Сначала надо было освоить участок. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Так возникла заимка (от слова занимать), а первые постройки назывались починками (от слова почин, т.е. начало).

Изба, клеть, амбар, овин, гумно, банька - вот что такое крестьянская усадьба. Строились широко - ведь земли много, строительного материала хватит на всех. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать. Для строительства больше всего годилась сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надёжная.

Дома строили большие, с учётом прибавления в семействе; иногда в два этажа, со светёлкой. "Семья сильна, когда над ней крыша одна", - так считали наши предки. Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки:

Семья в куче - не страшна туча.

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

Как  жили и чем занимались наши предки.

 

 

 

Образ жизни наших далёких славянских предков в разных местах не мог быть одинаков. На плодородных полях в долине Днепра поляне собирали богатые урожаи. Поэтому здесь жили большими поселениями и занимались в основном земледелием. На богатых заливных лугах можно было разводить скот.

Древляне, жившие в лесах, промышляли охотой, собирали мёд, ягоды и грибы. Жили они небольшими деревнями, удалёнными друг от друга. Но все славяне занимались хлебопашеством: сеяли гречиху и просо. Первыми жилищами славян служили землянки или небольшие постройки из хвороста. Крыши они покрывали соломой. Со временем наши предки научились обмазывать стены своих домов глиной. Древляне первыми стали строить деревянные дома.

 Для отопления и приготовления пищи в середине жилища строили очаг, дым от которого выходил через отверстие в крыше или стене. Из дерева же они делали столы, лавки, миски и ложки. Дома делали с несколькими выходами, чтобы при нападении можно было покинуть жилище. Из шкур лесных зверей они делали шубы и шапки. А из сотканного льняного полотна мужчинам шили шаровары и рубахи, а женщинам — длинные сорочки и накидки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работы    мальчиков

(Артем Н., Сергей М., Дмитрий С., Станислав Г.)

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попробуем это и мы.

(экскурсии в краеведческие музеи г.Арзамаса и г.Сарова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

Как питались  наши предки.

 

 

Прежде ели просто, да жили лет со сто!

         Ещё со времён средневековой древности на Руси возделывались  рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо. Давно наши предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели "тайнами" выпечки различных изделий из забродившего теста. Вот почему в пище наших предков существенное значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий издавна стали традиционными для праздничных столов: курники — на свадьбах, пироги, блины — на масленицу, "жаворонки" из теста — в весенние праздники. Не менее типичны для русской традиционной кухни блюда из всевозможных круп: различные каши, крупеники, блины, овсяные кисели, запеканки, блюда на основе гороха, а также из чечевицы. Из древности, сквозь века дошли до наших дней и стали основными на нашем огороде такие культуры как кaпуcтa, свёкла и репа. Наиболее широко применялась на Руси квашеная капуста, которую было возможно сохранять до нового урожая.  Репа в России до начала XIX вв. имела такое значение, как сегодня картофель. Репу использовали повсеместно и из репы готовили множество блюд, фаршировали, варили, парили. Репу использовали как начинку для пирогов, из неё приготовляли квас. Ранней весной для питания использовали крапиву. Ее ошпаривали, а потом поедали мягкие листья, содержащие полный набор витаминов.

Древлянам  помогал выжить лес. Охота позволяла запасать мясо. Охотились на кабанов, туров, лосей, барсуков и зайцев. Особенно ценились белки, обладающие очень нежным мясом. В старину большую роль в питании играли лесные орехи. Масло и ореховый жмых тоже использовали в пищу - добавляли в каши, ели с молоком, с творогом. Лес был также источником меда (бортничество). В лесах собирали грибы, которые варили, а еще больше сушили, чтобы в течение зимы отваривать и добавлять в кашу. Белок грибов подобен мясному и имеет отличный вкус. В лесах собирали ягоды, дикие груши и яблоки, коренья и большое количество лекарственных растений.

  По весне добывали сладковатый березовый и кленовый соки. Эти соки помогали ранней весной получить набор витаминов и сладости. Особое место занимала рыбалка. Ловили с помощью вятелей – ловушек, сплетенных из ивового прута. Рыба на столе наших предков была значительно чаще, чем мясо. Наверное, тогда и стали готовить уху.

 

 

 

Кроссворд  «Овощи»

(Валерия В.)

 

 

 

По горизонтали:

1.В огороде хоть росла, знает ноты "соль" и "фа" (фасоль)

2.Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый. А верхушка зелена, вся на солнышке она (редис)

3. Летом зеленеет, к осени краснеет (помидор)

4.Этот овощ - генерал, овощам всем командир. Если вы его сварили, не забудьте снять мундир (картошка)

5. Как надела 100 рубах, заскрипела на зубах (капуста).

 

 

По вертикали:

1. Над землей трава, в земле бордовая голова (свекла).

2. Он кусает, но не пес. Зубки есть, но где же рот? Носит белый пиджачок. А когда ссыхается, на дольки распадается (чеснок).

3. Расту на грядке я, длинная, оранжевая, сладкая (морковь).

4. Кругла, желта, гладка, а откусишь - сладка (репа).

5. Раскололся тесный домик на две половинки, и посыпались оттуда бусинки -дробинки  (горошек).

6. Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели (лук).

7. В огороде желтый мяч, только не бежит он вскачь, он как полная луна, вкусные в нем семена (тыква).

 

История рукоделия на Руси.

 

 

В древности человек изображал на скалах рисунки, это можно считать рукоделием, так как это творчество, и в эти рисунки он вкладывал свои эмоции, поскольку первые наскальные изображения создавались именно с этой целью (так появилась письменность). Добытая шкура зверя на охоте, сшитая первая немудренная одежда-это все рукоделие.

В дальнейшем стали появляться различные его виды. Так выделились вышивка крестом, вязание, шитье (разные его виды), дизайн интерьера.

Вышивка. Это выглядит завораживающе, когда на твоих глазах на ткани появляются причудливые узоры, животные, растения и даже целые города.

Трудно сказать, когда появился этот вид рукоделия, но во многих музеях есть работы по вышивке. Самый пик популярности был в 18 веке. Появились направления: городская и домашняя вышивка. Городской стиль вышивки был очень переменчивым, он зависел от моды и появляющихся материалов. В его основе лежали культурные традиции и обычаи. У этого стиля вышивки были строгие каноны: рисунок должен был располагаться близко к телу: на рукавах, подоле и воротнике. Одеяла и полотенца вышивали рисунком, связанным с плодородием и земледелием. Самыми распространенными видами вышивки на Руси были: гладь, счётный крест, полу гладь и сквозное шитьё.

Вязание. Это тоже один из самых популярных видов рукоделия. Интересно, что изначально вязание считалось мужским видом рукоделия, им занимались мужчины, только какое-то время спустя этим видом рукоделия стали заниматься и женщины тоже.

Существует очень много видов и техник вязания: крючком, спицами, филейное вязание.

Шитье. Это не только популярный, но и один из древних видов рукоделия.

Дизайн интерьера - это тоже своего рода рукоделие. Оно появилось от необходимости сначала просто обустраивать жилье, а потом и желания украшать и благоустраивать его. Существует много концепций в дизайне интерьера. Определенные правила и принципы. Это очень увлекательно - подбирать различные предметы и утварь, чтобы потом из этого всего создать шедевр дизайнерского мастерства.

 

 

 

 

 

Работы девочек

(Ангелина М., Юлия В.,Валерия В.)

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что умели крестьянские дети 100 лет назад.

 

 

         В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства, и никто не перечил ему. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка хвалили, подчёркивая, что он принёс пользу всей семье.

«Отец сына не на худо учит»

Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.

Во вторые семь лет наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.

Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

 

 

 

 

 

Увидеть это наяву.

(экскурсии в краеведческие музеи г.Сарова и г.Арзамаса)

                                                                                                              

              

 

 

 

 

 

 

                    

 

Что умел мальчик 100 лет назад.

 

         В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства ( плести лукошки и короба, лапти). Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи. Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности – он должен был научиться пахать и молотить. Уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату.

Работа на земле

В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».

С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте.

Уход за скотиной

Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.

Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с  ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».

 

 

Деревянная свистулька (Дмитрий С.)

 

 

 

http://cdn01.ru/files/users/images/ef/ca/efca973bc097bc1f47278a2189d17bb2.jpg

 

Рисунок «Маленький мужичок» (Артем Н.)

 

 

 

 

 

Что умела девочка 100 лет назад.

 

 

         С 5-6 лет девочки  уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной, а к 10 годам девочка становилась пряхой.

 «Бабий кут»- это «женское царство» у печи. Обычно оно отделялось от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты.Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме.

Пестунство

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. Первую куклу девочка делала в 13-14 лет, по аккуратности исполнения работы судили, насколько будущая невеста готова к замужеству. Наряжали народную любимицу по-разному, в зависимости от области.В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени.

 

 

 

 

Мы тоже умеем это делать.

(экскурсия  в  школьный  музей «Русская горница»)

 

 

   

 

 

    

 

Обряды и праздники.

 

 

         Обряды–это обычаи народа, его традиции. Они помогают людям общаться, обобщать и передавать свой опыт через совместную деятельность. Через обряды человек осознаёт, что живёт в обществе и причастен к нему всеми сторонами своей индивидуальной жизни.

Все праздники в честь богов наши предки соотносили со временами года и связаны они были с сельскохозяйственными работами. Праздник проводов старого года и встречи нового, например, длился в течение 12 дней. В эти дни во всех очагах сначала гасили огонь, а потом добывали трением новый «живой» огонь, на котором пекли хлеб и пытались по разным признакам гадать о том, что ждёт сородичей в наступающем году и каким он будет.

  Праздник «Масленица» отмечался накануне и после дня весеннего равноденствия и означал приход весны. Это была тризна по умершей зиме – стуже – и радостное веселье по поводу возрождения к новой жизни светлого божества весеннего плодородия и любви – Лады.

Впору сева яровых, когда зерно ложилось в землю, но ещё не проросло, славяне обращались к своим предкам, тоже покоившимся в земле, с просьбой помочь им получить богатый урожай. Этот праздник дошёл и до нашего времени и называется сейчас так же, как и в древности, - Радоница.

В самом начале лета отмечался день бога Солнца – Ярилы, когда убирали лентами молодую березку и украшали ветками жилище.

Сложные обряды сопровождали и остальные важные моменты жизни наших предков: свадьбу, рождение детей, смерть. Магические действия, заклинания помогали защитить человека от злых духов, которых тоже вокруг наших предков было великое множество.

 

 

 

 

 

 

 

Масленичные забавы.

     

 

 

 

 

 

Русская народная игра «Игровая»

 

 

 

 

Куклы-обереги.

 

 

Куклы-обереги — важная часть народной культуры. Раньше без нее не обходился ни один ребенок, да и взрослому члену семьи иногда тоже делалась кукла. Когда муж уходил на войну, вместо него во главе стола ставилась куколка-оберег. Её задачей была защита хозяина от всех опасностей на его пути. Эта традиция существовала вплоть до 20 столетия.

Существуют различные виды кукол. Они отличались и по назначению, и материалами. Самые первые куклы делались из золы, и только позже их стали делать из льна или соломы. Также для изготовления кукол подходила глина, ткань, дерево и даже тесто. 

 По назначению куклы делились на игровые, обрядовые и обережные. Первые из них не имели никакой магической функции, они служили, как понятно из названия, детям для игр.

Вторые же использовались, чтобы отметить какой-либо календарный праздник либо переход из одного состояния в другое. Например, широко распространена была кукла Коляда, которая создавалась на зимнее солнцестояние.

Обережные куклы сами по себе также могут делиться на несколько категорий. Например, существуют те, что защищают ребенка от болезней или сглаза; обереги для молодых девушек или парней;  для защиты благополучия семьи и так далее.  Также различались сферы защиты и помощи кукол. Например, кукла Берегиня  — хранительница семейного очага. Бессонницу делали для маленького ребенка, который часто просыпался по ночам. Считалось, будто она отгоняет бессонницу и кошмары, приносит хорошие сны.

Славянская кукла-оберег сопровождала человека с первых дней и до конца жизни. Талисман мать делала для ребёнка, еще до рождения, подкладывая ляльку в колыбель, чтобы там не поселилась нечисть. Позднее — это была первая игрушка малыша.

 

 

 

 

 

 

Мастер – класс по изготовлению оберегов.

 

 

 

                                             

       

 

 

 

 

 

 

Как мы узнаём о прошлом.

 

 

         Память народа живёт в устном творчестве: былинах, древних сказаниях, пословицах и поговорках. Многие из них дошли до нас из  дали веков.

По берегам древних рек, среди степей и на лесных полянах возвышаются молчаливые свидетели давних событий – курганы. Курганы – это древние могилы, хранящие покой давно умерших предков.

Существует отдельная наука, которая изучает памятники древности. Это наука называется археологией. Археологи проводят раскопки древних поселений, изучают то, что таилось в земле многие столетия, и на основании этих находок воссоздают реальную картину прошлого.

Во время раскопок учёные часто находят кости домашних и диких животных, зерна различных злаков, осколки старинной утвари, детские игрушки из глины, украшения. Очень часто именно археологам удается ответить на вопросы, которые безуспешно пытались решить многие поколения ученых.

Во время археологических раскопок были найдены берестяные грамоты. Подобных находок множество.

Подобно крохотным ручейкам, текут и текут к нам из прошлого немногие сохранившиеся до наших дней сказания и тексты, подлинные предметы быта и, сливаясь, наполняют могучий и светлый поток истории нашей Родины. Учёные их так и называют – исторические источники. Они дают представления о развитии языка древних славян, повествуют об их личных и хозяйственных делах.

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа № 9 с наличием интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа № 9 с наличием интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" города

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества

Паспорт проекта Вид проекта: долгосрочный

Паспорт проекта Вид проекта: долгосрочный

Условия реализации проекта: методические разработки, интеграция со специалистами школы и сотрудниками краеведческих музеев г

Условия реализации проекта: методические разработки, интеграция со специалистами школы и сотрудниками краеведческих музеев г

Проект «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим» реализуется в специально организованной деятельности старших школьников, совместной деятельности педагогов и детей; самостоятельной деятельности воспитанников

Проект «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим» реализуется в специально организованной деятельности старших школьников, совместной деятельности педагогов и детей; самостоятельной деятельности воспитанников

Подведение итогов. Содержание проектной деятельности

Подведение итогов. Содержание проектной деятельности

Экскурсия в городской музей «Куклы – обереги»

Экскурсия в городской музей «Куклы – обереги»

Никита Кожемяка и др.). Воспитывать чувство гордости и уважения к предкам

Никита Кожемяка и др.). Воспитывать чувство гордости и уважения к предкам

Итоги реализации проекта: - для проведения занятий в школьном мини – музее «Русская горница» учащимися 10-12 классов оформлен познавательно - тематический альбом «По страницам народной…

Итоги реализации проекта: - для проведения занятий в школьном мини – музее «Русская горница» учащимися 10-12 классов оформлен познавательно - тематический альбом «По страницам народной…

Приложение 1. Познавательно - тематический альбом «По страницам народной памяти»

Приложение 1. Познавательно - тематический альбом «По страницам народной памяти»

Где селились наши предки.

Где селились наши предки.

Как жили и чем занимались наши предки

Как жили и чем занимались наши предки

Работы мальчиков (Артем

Работы мальчиков (Артем

Попробуем это и мы. (экскурсии в краеведческие музеи г

Попробуем это и мы. (экскурсии в краеведческие музеи г

Как питались наши предки.

Как питались наши предки.

Кроссворд «Овощи» (Валерия

Кроссворд «Овощи» (Валерия

История рукоделия на Руси.

История рукоделия на Руси.

Работы девочек (Ангелина М.,

Работы девочек (Ангелина М.,

Что умели крестьянские дети 100 лет назад

Что умели крестьянские дети 100 лет назад

Увидеть это наяву. (экскурсии в краеведческие музеи г

Увидеть это наяву. (экскурсии в краеведческие музеи г

Что умел мальчик 100 лет назад

Что умел мальчик 100 лет назад

Рисунок «Маленький мужичок» (Артем

Рисунок «Маленький мужичок» (Артем

Что умела девочка 100 лет назад

Что умела девочка 100 лет назад

Мы тоже умеем это делать. (экскурсия в школьный музей «Русская горница»)

Мы тоже умеем это делать. (экскурсия в школьный музей «Русская горница»)

Обряды и праздники.

Обряды и праздники.

Куклы-обереги. Куклы-обереги — важная часть народной культуры

Куклы-обереги. Куклы-обереги — важная часть народной культуры

Мастер – класс по изготовлению оберегов

Мастер – класс по изготовлению оберегов

Как мы узнаём о прошлом.

Как мы узнаём о прошлом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2022