В.Голявкин "В шкафу" 3 класс. Азбука этикета.

  • Разработки уроков
  • pdf
  • 25.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературного чтения с акцентом на этическую составляющую произведения.
Иконка файла материала Конспект урока лит.чтение. 3 класс. 2 вариант. В.Голявкин В шкафу.pdf

 

Учитель: Карпичко Ольга Владимировна

Класс:

Предмет: литературное чтение

 

Тема урока: В. В. Голявкин “В шкафу”

Единица содержания: применять план анализа произведения для понимания его главной мысли.

 

Цель урока:   

обучающий аспект:

-         знать композиционные особенности текста повествование (познавательные универсальные учебные действия);

-         уметь характеризовать произведение с опорой на текст, составлять планы разных видов (познавательные универсальные учебные действия);

-         уметь характеризовать героя произведения с опорой на текст, аудио информацию, собственный жизненный опыт (познавательные универсальные учебные действия);

-         уметь определять главную мысль произведения с помощью плана анализа произведения (познавательные универсальные учебные действия).

 

развивающий аспект:

-         развивать умение самостоятельно ставить цель, планировать и оценивать свою деятельность (регулятивные универсальные учебные действия);

-         развивать логическое мышление: умение анализировать, выстраивать логическую последовательность, выделять главное, сравнивать, делать выводы (регулятивные универсальные учебные действия);

-         развивать умение применять полученные знания для решения реальных жизненных ситуаций и умение объяснять собственный выбор (познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные действия);

 

воспитывающий аспект:

-         воспитывать нравственные качества (личностные универсальные учебные действия);

-         воспитывать понимание взаимосвязи между собственными решениями и формированием нравственных качеств личности (личностные универсальные учебные действия);

-         воспитывать культуру общения в ходе разных форм взаимодействия (коммуникативные универсальные учебные действия);

  

Тип урока: урок комплексного применения знаний

 

Этапы урока:

-         подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;

-         применение знаний;

-         итог на рефлексивной основе.

Ход урока

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности                     4 мин.

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.

Метод: /репродуктивный, продуктивный/.          Форма работы: /фронтальная, индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организует определение темы и задач урока. Учитель неожиданно в странном виде /неуместном/ заходит в класс:

-          Ну, что? Приветики! Как делишки?

-          Что это мы тут сидим?

Переодеваясь:

-          Что-то не так? Я смотрю, вы удивлены!

-          Разве, когда я вошла, я была похожа на учителя?

-          А сейчас?

-          Обычно учитель по-другому ведёт себя и выглядит, когда приходит на урок!

Берёт в руки стопку “тетрадей”

-          Я сейчас раздам вам необыкновенные тетради, переверните их, и мы по цепочке прочитаем слова на обратной стороне.

 

ОБЛАКО СЛОВ /слайд/

 

 

 

 

 

-          Значит, войдя в класс так странно, я нарушила основные правила школьного ЭТИКЕТА!

-          Пользуясь облаком слов, продолжайте мою речь!

-          Итак, у нас сейчас урок чтения и речь пойдет именно об этикете, а поможет нам в этом, как вы, наверное, догадались литературное произведение автора Виктора Голявкина

-          Правильно! И называется оно «В шкафу». 

-          Вот вы сами и определили тему урока! Я ее дополню: В. Голявкин «В шкафу». Правила этикета

-          В облаке слов есть число 95, обратите на него внимание, потому что в этом году исполнилось 95 лет со дня рождения этого замечательного детского писателя.

-          Кто внимательный? Какое еще число есть в облаке слов? (отвечают 30)

-          30 минут – это время нашего урока, время, за которое вы повзрослеете на еще одно произведение!

-          Сейчас хочу вам предложить, опираясь на свой жизненный опыт, ответить на такой интересный вопрос:

-          Как вы думаете, Всегда ли весело, когда шалишь?

 

 

 

 

 

 

 

Реакция детей

 

 

Ответы детей - ДА.

 

Знакомятся с карточкой, произносят по цепочке слова  

Поведение, правила, этикет, азбука, уместный вид, воспитанность, место, школа, чтение, произведение, Виктор Голявкин, 95, В шкафу, ситуация, взросление, 30 минут, понимание, внимание, оценка, человек, шалость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“В. Голявкин «В шкафу». Правила этикета”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимают решение при ответе на поставленный вопрос.

Голосуют Да/Нет/Может быть с помощью кристаллов. Без оценивания

 

-          Свой ответ покажите с помощью кристалла. Положите его рядом с табличкой Да/Нет/Может быть

-          К этому вопросу мы обязательно вернёмся в конце урока.

-          Вы ответили на вопрос, опираясь на свой жизненный опыт, а Виктор Владимирович Голявкин создавал произведения, учитывая свой жизненный опыт детства.

-          Сегодня мы познакомимся с его рассказом “В шкафу” и сделаем вывод, какое же основное правило этикета должен знать каждый воспитанный школьник! 

-          С произведением всегда удобно работать по плану.

-          Сегодня на уроке будем использовать вот такой план.

ПЛАН УРОКА /слайд/

1.  Факты биографии автора.

2.  Знакомство с текстом произведения.

3.  Составление плана произведения.

4.  Герой. Его чувства и переживания.

5.  Основная мысль текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с планом работы на уроке

 

 

 

 

                  Применение знаний и способов действий                               20 мин

Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, усвоения знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Метод: /продуктивный/.       Форма работы: /фронтальная, групповая, парная, индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организует знакомство с биографией автора.

1. Биография автора.                                                /4 мин/

    ЧЕК-ЛИСТ /слайд/

-          Начнём со знакомства с биографией автора.

-          Сейчас вы будете выполнять задание 1 рабочего листа урока. Послушайте внимательно задание:  - прочитайте самостоятельно отрывок из биографии Виктора Голявкина.

-          прочитайте вопрос к тексту.

-          найдите в тексте слово, которое является ответом на этот вопрос, и подчеркните его. Время 1 мин.

-          А теперь в паре договоритесь и предположите: «О чём и о ком рассказ «В шкафу»?»

-          Кто хотел бы высказать свое предположение?

-          Поднимите руки те пары, кто согласен с предположением ребят, что рассказ будет о мальчишках и их шалостях.

-          Молодцы! Все справились с данным заданием верно!

-          Поставьте в РЛ, в кружочке для баллов – 2 балла.

           

     ЧЕК-ЛИСТ /слайд/

 

2.Знакомство с текстом произведения.                 /5 мин./ 

   ЧЕК-ЛИСТ /слайд/

 

В парах 

Знакомятся с фотографией

В.В.Голявкина, текстом биографии. Определяют свой вопрос, общий вопрос.

Каждый отвечает на свой вопрос по тексту биографии. Вместе договариваются и предполагают, о чем рассказ.

Проверка учителем

Оценивание (0,1,2)

 

Кто-то из ребят отвечает.

Остальные сигнализируют поднятием руки

 

 

 

 

Вносят результат в оценочный лист

 

 

 

  

 

 

 

-          Ребята, вам шлет привет мой ученик, сейчас он восьмиклассник, он записал для вас текст рассказа и сейчас будет его читать!

-          Следите за чтецом по тексту произведения и поставьте в тексте вертикальную линию, когда услышите вот такой звуковой сигнал.

 

    ЧЕК-ЛИСТ /слайд/

 

3.  План произведения                                             /7 мин./   

    ЧЕК-ЛИСТ /слайд/

 

-          С текстом рассказа мы познакомились.

-          Переходим к следующему этапу урока – составлению плана. 

-          Чтобы составить план рассказа «В шкафу», поработаем в группах.

-          Для эффективной работы повторим правила работы в группе. Как вы думаете, какие это правила? (если в замешательстве. Показать на плакат)

-          Отлично, теперь я вижу, что вы готовы.

-          Внимательно слушаем задание: разделиться на группы по моей команде, в своей группе расположить пункты плана или иллюстрации в правильном порядке, наклеить в этом порядке карточки на основу и прикрепить готовый план на доску. Напомню, вы можете пользоваться текстом произведения, в котором только что делали пометки.

-          У каждого из вас на столе лежит карточка-полоска, на которой есть геометрическая фигура. Найдите -            Итак, разделимся на группы.

-          Те, у кого треугольники соберитесь возле этой парты, у кого круги – возле этой, у кого квадраты – возле этой.

-          Приступайте к работе - восстановите план. Время 1 мин.

-          Капитаны группы прикрепите на доску планы

/результат работы группы/ -    Вернитесь на свои места.

-          Проверим, что получилось по цветовому ключу на экране.

-          Обратите внимание, у нас получились разные виды планов!

-          Группа треугольников – каждый поставьте в своём рабочем листе баллы, группа квадратов…, группа кругов… 

           

     ЧЕК-ЛИСТ /слайд/

 

4.  Характеристика героя                                         /5 мин./

    ЧЕК-ЛИСТ /слайд/

 

-          А теперь обратимся к герою, его чувствам и переживаниям. 

Слушают аудиофайл с актёрским образцом и читают про себя, “следят по тексту”.

Ставят вертикальную линию в тексте, когда слышат звуковой сигнал, тем самым деля текст на смысловые части.

Без оценивания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делятся на группы

 

 

В группах  

 

 

 

 

Проверка по образцу

Оценивание (0,1,2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-          Предлагаю поработать индивидуально и выполнить тест – задание №3 в РЛ.

-          В каждом вопросе выберите один верный ответ и отметьте его крестиком.

-          Проверьте по образцу на слайде.

-          Оцените свою работу /поставьте баллы в окошке справа/.

 

 

Индивидуально 

Все выполняют задание теста на карточке.

Самопроверка по образцу

Оценивание (0,1,2)

                                         Итог на рефлексивной основе                                                 6 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей.

Метод: /репродуктивный, продуктивный/.           Форма работы: / индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организует подведение итогов урока.

1.Организует самооценивание работы на уроке.

-          На уроке вы 3 раза оценивали себя баллами

-          Посчитайте, сколько всего баллов вы набрали за урок, и обведите в кружок того человечка, который соответствует набранному числу баллов.

-          У кого человечек стоит на самой верхней ступеньке? У кого на средней?

-          Теперь вы можете сделать главный вывод, сформулировать основную мысль рассказа

«Виктора Голявкина «В шкафу» 

2.  Организует рефлексию по содержанию урока.

-          Для этого вернёмся к проблемному вопросу урока.

-          Всегда ли весело, когда шалишь?

-          Кто хочет поменять место своего кристалла, может сделать это и объяснить, почему вы изменили своё мнение!

-          Мы пришли к выводу: Действительно, не все шалости заканчиваются хорошо и весело!

-          Тогда какова основная мысль этого текста?

 

-          Оказывается, это и есть основное правило

ЭТИКЕТА (его азы)

-          “Поведение человека должно быть уместным и вежливым!”

-          Кто из вас был внимательным? 

-          Какие ещё правила этикета прозвучали сегодня на уроке?

3.  Эмоциональный акцент.

-          В самом начале урока я чуть было не нарушила основное правило этикета, но быстро исправилась!

-          А вот закончить урок я хочу, продемонстрировав ещё одно правило этикета! 

-          Я пришла к вам в гости, а в гости с пустыми руками не ходят! Я из своего города привезла вам подарки на память! Да, кстати, именные кристаллы — это тоже мой вам подарок, который может долго напоминать вам об азах этикета!

Суммируют баллы и раскрашивают человечка на лестнице:  5/6 баллов  “высокий”

 3/4 балла “средний”

 2/0 балла “низкий”

 

 

 

 

 

 

 

Фронтально

Без оценивания

Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают мнение, аргументируют.

 

 

 

Прежде чем пошутить, нужно подумать, уместно ли это!

 

 

 

 

 

Называют правила работы в группе

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ПОВЕДЕНИЕ

ПРАВИЛА

ЭТИКЕТ

АЗБУКА

УМЕСТНЫЙ ВИД

ВОСПИТАННЫЙ

МЕСТО

ШКОЛА

ЧТЕНИЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Виктор Голявкин 95

“В шкафу”

СИТУАЦИЯ

ВЗРОСЛЕНИЕ

30 МИНУТ

ПОНИМАНИЕ

ВНИМАНИЕ

ОЦЕНКА

ЧЕЛОВЕК

ШАЛОСТЬ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рабочий лист урока

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 /ПРЕЗЕНТАЦИЯ/