Конспект урока по литературному чтению В.Бианки "Сова"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок изучения нового материала во 2 классе
Иконка файла материала Урок чтения В. Бианки.docx

 

Тема: В. Бианки «Сова»

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.
  2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, умение анализировать поступки героев.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Планируемые результаты

Учащиеся должны уметь:

Предметные:

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное;
  • определять последовательность событий, работать с планом.

Метапредметные:

Познавательные:

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
  • выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать учителя;
  • участвовать в диалоге;
  • высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества;
  • воспитание бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с природой.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Оборудование:

  • презентация;
  • карточки для построения «Цепочки взаимосвязи»;
  • карточки с деформированным текстом;
  • карточки для самооценки

 

      

 

 

 

Ход урока:

1.Орг. момент. Создание психологической обстановки.

                          Показ слайда 1  В лесу

- Мы начинаем урок литературного чтения. Ребята, посмотрите на улыбающийся цветочек.

                          Показ слайда 2 Улыбающийся цветочек

 

У кого такое прекрасное настроение?

Подарите друг другу улыбки, нашим гостям.

Я желаю всем хорошего настроения.

 

2. Работа со скороговоркой.

 

- Поднять настроение предлагаю со скороговорки.

- Прочитайте её. Постарайтесь запомнить.

                       Показ слайда 3.Скороговорка

 Медведь лежит в густой тени.

  Его за лапу не тяни.

1.     Прочитайте скороговорку вслух спокойно.

2.     Закройте глаза, повторите её.

3.     Проговорите скороговорку быстро  друг другу.

 

- О ком говорится в скороговорке? Не случайно мы поработали над этой скороговоркой. 

 

3. Проверка домашнего задания.

 

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

                                Показ слайда 4 Портрет В.В.Бианки

- Вы подготовили пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант», давайте послушаем.

 Показ слайда 5 «Музыкант»

 

- Еще раз скажите, что объединяет все  произведения В.В.Бианки? (Он писал о природе.)

Речевая разминка

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях —

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

              Рассказы и сказки прочтешь

 И лучше знакомых зверушек

          Узнаешь, дружок, и поймешь. (слайд 1)

¾  Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.

¾    ( Когда В.В. Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже   жили у В.В. Бианки дома.)

 

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением В.В.Бианки.     (на доске портрет писателя)                                                                                                                                              - Отгадав загадку, вы узнаете его название.

Загадка:

Кто днем спит, не летает,

А ночью мышей по полю гоняет? (Сова)

                                                                                                                                  Угадайте, что за птица,                                                                                                        Света яркого боится,                                                                                                           Клюв крючком, глаза пятачком,                                                                                 Ушастая голова - это .....   (Сова)

(На доске появляется картинка совы и название произведения)

 

IV.Постановка целей урока

-Какие же цели урока поставим?

                                        Показ слайда 7. Опорные слова

Пользуясь опорными словами, поставьте цель урока.

Познакомиться с произведением……(В. Бианки)

Определить …(жанр)

Учиться правильно….(читать)

Проанализировать…..(поступки героев)

 

                                            Показ слайда 8 Бианки «Сова»

 

А вы знаете, что с давних пор сова считалась символом мудрости и знаний? Именно ее, хрустальную статуэтку, на передаче « Что? Где? Когда?» вручают самому умному знатоку.

Представьте, что мы с вами на передаче «Что? Где? Когда?»

                                                Показ слайда 9 «Что? Где? Когда?»

Сценка. Фрагмент телепередачи «Что? Где? Когда?»

Ведущий.

-Здравствуйте, уважаемые телезрители!

Сегодня, я вам расскажу об удивительном хищнике – сове. Науке известно не так много птиц, которые добывают свой корм в темное время суток.

- Что же для этого нужно? -  спросите вы.

-Хорошее зрение и слух.

Совы обладают великолепным слухом. Так, что они могли бы  стать отличными музыкантами. Летает сова бесшумно. А так как поворачивает голову на 270 градусов, не поворачивает никто.

 

Звонок.

- К нам в передачу дозвонился телезритель. Давайте послушаем его.

 

Телезритель.

-Здравствуйте!  Меня зовут Ольга Петровна. Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос.

- Какими по величине бывают совы - и чем питаются?

Ведущий.

-На вопрос телезрителя, я попрошу ответить нашего ученого по семейству сов.

 

Ученый.                           Показ слайда  10 о сове

 

Уважаемые, телезрители!

Самая маленькая сова - воробьиный сыч, его длина 17 см.

А самая большая сова – это филин, его длина 70 см.

Основной добычей сов являются мыши, может напасть на мелкую птицу, зайчонка.

Ведущий.

 - Большое спасибо  за столь познавательный рассказ.

До свидания, уважаемые телезрители!

 

-А что вы, ребята,  знаете об этой птице?

У совы большая круглая голова и небольшой, как бы приплюснутый клюв. Она может крутить своей головой в разные стороны. Большие глаза расположены на голове рядом, а не по бокам, как у других птиц. Глядит сова пристально, не мигая. Наверное, за её большую голову и внимательный взгляд люди назвали сову мудрой.(1 ученик)

У совы отличное зрение. В самую тёмную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышку. Днём сова тоже видит, но охотится только ночью. Летает сова бесшумно. У неё замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползёт жук или как под снегом бегают мыши.(2 ученик)

Гнездо сова не строит. Если найдёт чьё-то готовое, подправит немного и займёт его. В дупле, в ямке на земле, на камнях – везде может устроить гнездо сова. В её гнезде нет ни мягкой подстилки, ни пуху. Мудрейшая птица на свете – сова. (3 ученик)

 

-А какая орфограмма встречается в этом слове? (безударная гласная)

-Как проверить безударную гласную? Сова-совы

«А вы знаете?», что

 С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книгах  о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).

Иногда  это слово используют в переносном значении.

-Кого называют совами? Совами называют людей, которые привыкли поздно вставать.

V.Работа по теме урока

-Поработаем со словами, которые встретим в тексте

1.Словарная работа

 Перед вами лежат цветные листочки. Выполним первое задание

1.Прочитайте сначала по слогам, потом целыми словами:

хо-ро-нишь-ся - хоронишься           /прячешься/

сто-ро-нишь-ся  -   сторонишься   /обходишь стороной/

рас-сер-ди-лась -  рассердилась

от-ча-ян-на-я -  отчаянная

пе-ре-кли-ка-ют-ся - перекликаются

за-гля-ды-ва-ют -  заглядывают

 

2. Выполним 2 задание

Прочитайте целыми словами:

стар – старик – стариковом

шмель – шмелиные

корм – кормовой

глаза – глазищами

лез – вылезла

носить – переносить

 4.Первичное чтение произведения.

(Читает учитель и хорошо читающие учащиеся)

Наверное, вам  встретились слова, значение которых,   вам  было непонятно. Я предлагаю поработать над ними.

Посмотрите на доску.

Как можно заменить слова и выражения? (слайд 3)

Клевер кормовистый - клевер, предназначенный для корма скоту.

Утекает — убегает.

Хорониться — прятаться, таиться.

 Раздолье — много места.

Как бы худа не вышло — как бы беды не было.

Чай белить — добавлять молоко в чай.

Цветень-пыльца, мельчайшие желтые зернышки

Пойло – питательное питье для скота

 

5.Обсуждение рассказа

Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».

- Скажите, сказку или рассказ мы читаем?

- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)

 (Это сказка, так -как звери разговаривают, с ними происходят приключения.)А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

В.В. Бианки называл свои истории «сказки – не сказки», так как они содержат много  достоверного и правдивого  материала о природе.  А сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными.

Таким образом, В.В.  Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

 

Работа над содержанием сказки

¾  Почему сова рассердилась на старика? Найдите и прочитайте в тексте. (Старик не считал своим другом сову)

¾  Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

¾  Что стали делать мыши?

¾  Почему шмели нужны лугу?

¾  Что произошло с клевером на лугу?

¾  Кому был необходим клевер?

¾  Что произошло с коровой?

 

- Найдите  и выразительно прочитайте три предупреждения совы.

1 ряд - стр. 147, 2 ряд - стр.148 начало, 3 ряд – стр.148 середина.

 

1)   Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

2)   Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

3)   Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

 - Что отвечал старик на предупреждения совы? (А, пускай идут, пускай летят… Он не задумывался о последствиях.)

- Когда он понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало чай белить.) Что он сделал? (Пошел просить у совы прощения.)

- Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно было питаться.)

Физкультминутка. Давайте немного отдохнём и продолжим чтение.(Проводится игра "Птицы прилетели".  Если дети слышат название птиц - машут руками, а если насекомых - приседают)

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, комары, орлы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, бабочки, стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, иволги, кукушки, даже совы сплюшки.

VII.Закрепление изученного

·       Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.             ВРЕМЯ 2 МИН!

- Ребята, подумайте: какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.)

- Попробуем  восстановить эту цепочку.  Будем работать в группах, для этого повернитесь друг к другу лицом.  Это ваша группа. Возьмите листок белого цвета: на нем изображены объекты живой и неживой природы, которые встретились в сказке. Вам нужно с помощью стрелочек найти взаимосвязь между ними.

Работа в группе и объяснение ПО ДВЕ СВЯЗИ ОТ ГРУППЫ.

-  Составьте цепочку взаимосвязи.

   сова —мыши —шмели —клевер —корова —молоко – чай

-Убедил ли нас писатель в том, что человек связан с природой и зависит от нее.           

— Какой вывод можно сделать из прочитанного рассказа?

 

Через сказку В.В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к ней зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

Показ слайда 23. Вывод

                

Очень часто писатели прячут главную мысль в пословицах.

На доске:

1) Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься.

2) Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

З) Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

 

- Найдите пословицу  и объясните её значение. Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

 

Самостоятельная работа.

Карточка с деформированным  текстом. 

Работа в паре. ВРЕМЯ 2 МИН!

- А сейчас немножко поработаем самостоятельно. Работать будете парами. Возьмите белого цвета и положите перед собой. На нем записан отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их вставить.

Ученики читают по 1 предложению (проверка по слайду)

Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг ______________ пугать. Мыши со страху попрятались в __________________.  ______________ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок  летать. _________ красный стал на лугу наливаться.

(Старика, мышей, норы, шмели, клевер)

 

                           Рефлексия 

Что нового узнали на уроке?

За что вы бы похвалили себя?

Что у вас особенно получилось?

 Показ слайда 24. Итог

 

Подведение итогов урока

— С каким рассказом познакомились сегодня на уроке?

— Кто его автор?

Чему учит нас сказка В.В.Бианки?

— Какой вывод можно сделать из прочитанного рассказа?

                    Показ слайда 23. Вывод

 

(Животные помогают человеку, а человек должен помогать животным.)

 

6. Оценка знаний учащихся.

 

 

11. Домашнее задание Показ слайда 25. Домашнее задание.