Тема: В. Бианки «Сова»
Цели урока:
Планируемые результаты
Учащиеся должны уметь:
Предметные:
Метапредметные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Оборудование:
Ход урока:
1.Орг. момент. Создание психологической обстановки.
Показ слайда 1 В лесу
- Мы начинаем урок литературного чтения. Ребята, посмотрите на улыбающийся цветочек.
Показ слайда 2 Улыбающийся цветочек
У кого такое прекрасное настроение?
Подарите друг другу улыбки, нашим гостям.
Я желаю всем хорошего настроения.
2. Работа со скороговоркой.
- Поднять настроение предлагаю со скороговорки.
- Прочитайте её. Постарайтесь запомнить.
Показ слайда 3.Скороговорка
Медведь лежит в густой тени.
Его за лапу не тяни.
1. Прочитайте скороговорку вслух спокойно.
2. Закройте глаза, повторите её.
3. Проговорите скороговорку быстро друг другу.
- О ком говорится в скороговорке? Не случайно мы поработали над этой скороговоркой.
3. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
Показ слайда 4 Портрет В.В.Бианки
- Вы подготовили пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант», давайте послушаем.
Показ слайда 5 «Музыкант»
- Еще раз скажите, что объединяет все произведения В.В.Бианки? (Он писал о природе.)
Речевая разминка
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях —
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь. (слайд 1)
¾ Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.
¾ ( Когда В.В. Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома.)
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением В.В.Бианки. (на доске портрет писателя) - Отгадав загадку, вы узнаете его название.
Загадка:
Кто днем спит, не летает,
А ночью мышей по полю гоняет? (Сова)
Угадайте, что за птица, Света яркого боится, Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова - это ..... (Сова)
(На доске появляется картинка совы и название произведения)
IV.Постановка целей урока
-Какие же цели урока поставим?
Показ слайда 7. Опорные слова
Пользуясь опорными словами, поставьте цель урока.
Познакомиться с произведением……(В. Бианки)
Определить …(жанр)
Учиться правильно….(читать)
Проанализировать…..(поступки героев)
Показ слайда 8 Бианки «Сова»
А вы знаете, что с давних пор сова считалась символом мудрости и знаний? Именно ее, хрустальную статуэтку, на передаче « Что? Где? Когда?» вручают самому умному знатоку.
Представьте, что мы с вами на передаче «Что? Где? Когда?»
Показ слайда 9 «Что? Где? Когда?»
Сценка. Фрагмент телепередачи «Что? Где? Когда?»
Ведущий.
-Здравствуйте, уважаемые телезрители!
Сегодня, я вам расскажу об удивительном хищнике – сове. Науке известно не так много птиц, которые добывают свой корм в темное время суток.
- Что же для этого нужно? - спросите вы.
-Хорошее зрение и слух.
Совы обладают великолепным слухом. Так, что они могли бы стать отличными музыкантами. Летает сова бесшумно. А так как поворачивает голову на 270 градусов, не поворачивает никто.
Звонок.
- К нам в передачу дозвонился телезритель. Давайте послушаем его.
Телезритель.
-Здравствуйте! Меня зовут Ольга Петровна. Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос.
- Какими по величине бывают совы - и чем питаются?
Ведущий.
-На вопрос телезрителя, я попрошу ответить нашего ученого по семейству сов.
Ученый. Показ слайда 10 о сове
Уважаемые, телезрители!
Самая маленькая сова - воробьиный сыч, его длина 17 см.
А самая большая сова – это филин, его длина 70 см.
Основной добычей сов являются мыши, может напасть на мелкую птицу, зайчонка.
Ведущий.
- Большое спасибо за столь познавательный рассказ.
До свидания, уважаемые телезрители!
-А что вы, ребята, знаете об этой птице?
У совы большая круглая голова и небольшой, как бы приплюснутый клюв. Она может крутить своей головой в разные стороны. Большие глаза расположены на голове рядом, а не по бокам, как у других птиц. Глядит сова пристально, не мигая. Наверное, за её большую голову и внимательный взгляд люди назвали сову мудрой.(1 ученик)
У совы отличное зрение. В самую тёмную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышку. Днём сова тоже видит, но охотится только ночью. Летает сова бесшумно. У неё замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползёт жук или как под снегом бегают мыши.(2 ученик)
Гнездо сова не строит. Если найдёт чьё-то готовое, подправит немного и займёт его. В дупле, в ямке на земле, на камнях – везде может устроить гнездо сова. В её гнезде нет ни мягкой подстилки, ни пуху. Мудрейшая птица на свете – сова. (3 ученик)
-А какая орфограмма встречается в этом слове? (безударная гласная)
-Как проверить безударную гласную? Сова-совы
«А вы знаете?», что
С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.
Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.
В книгах о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).
Иногда это слово используют в переносном значении.
-Кого называют совами? Совами называют людей, которые привыкли поздно вставать.
V.Работа по теме урока
-Поработаем со словами, которые встретим в тексте
1.Словарная работа
Перед вами лежат цветные листочки. Выполним первое задание
1.Прочитайте сначала по слогам, потом целыми словами:
хо-ро-нишь-ся - хоронишься /прячешься/
сто-ро-нишь-ся - сторонишься /обходишь стороной/
рас-сер-ди-лась - рассердилась
от-ча-ян-на-я - отчаянная
пе-ре-кли-ка-ют-ся - перекликаются
за-гля-ды-ва-ют - заглядывают
2. Выполним 2 задание
Прочитайте целыми словами:
стар – старик – стариковом
шмель – шмелиные
корм – кормовой
глаза – глазищами
лез – вылезла
носить – переносить
4.Первичное чтение произведения.
(Читает учитель и хорошо читающие учащиеся)
Наверное, вам встретились слова, значение которых, вам было непонятно. Я предлагаю поработать над ними.
Посмотрите на доску.
Как можно заменить слова и выражения? (слайд 3)
Клевер кормовистый - клевер, предназначенный для корма скоту.
Утекает — убегает.
Хорониться — прятаться, таиться.
Раздолье — много места.
Как бы худа не вышло — как бы беды не было.
Чай белить — добавлять молоко в чай.
Цветень-пыльца, мельчайшие желтые зернышки
Пойло – питательное питье для скота
5.Обсуждение рассказа
Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».
- Скажите, сказку или рассказ мы читаем?
- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)
- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)
(Это сказка, так -как звери разговаривают, с ними происходят приключения.)А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)
В.В. Бианки называл свои истории «сказки – не сказки», так как они содержат много достоверного и правдивого материала о природе. А сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными.
Таким образом, В.В. Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.
Работа над содержанием сказки
¾ Почему сова рассердилась на старика? Найдите и прочитайте в тексте. (Старик не считал своим другом сову)
¾ Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?
¾ Что стали делать мыши?
¾ Почему шмели нужны лугу?
¾ Что произошло с клевером на лугу?
¾ Кому был необходим клевер?
¾ Что произошло с коровой?
- Найдите и выразительно прочитайте три предупреждения совы.
1 ряд - стр. 147, 2 ряд - стр.148 начало, 3 ряд – стр.148 середина.
1) Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
2) Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
3) Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
- Что отвечал старик на предупреждения совы? (А, пускай идут, пускай летят… Он не задумывался о последствиях.)
- Когда он понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало чай белить.) Что он сделал? (Пошел просить у совы прощения.)
- Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно было питаться.)
Физкультминутка. Давайте немного отдохнём и продолжим чтение.(Проводится игра "Птицы прилетели". Если дети слышат название птиц - машут руками, а если насекомых - приседают)
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, комары, орлы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, бабочки, стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, иволги, кукушки, даже совы сплюшки.
VII.Закрепление изученного
· Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке. ВРЕМЯ 2 МИН!
- Ребята, подумайте: какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.)
- Попробуем восстановить эту цепочку. Будем работать в группах, для этого повернитесь друг к другу лицом. Это ваша группа. Возьмите листок белого цвета: на нем изображены объекты живой и неживой природы, которые встретились в сказке. Вам нужно с помощью стрелочек найти взаимосвязь между ними.
Работа в группе и объяснение ПО ДВЕ СВЯЗИ ОТ ГРУППЫ.
- Составьте цепочку взаимосвязи.
сова —мыши —шмели —клевер —корова —молоко – чай
-Убедил ли нас писатель в том, что человек связан с природой и зависит от нее.
— Какой вывод можно сделать из прочитанного рассказа?
Через сказку В.В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к ней зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.
Показ слайда 23. Вывод
Очень часто писатели прячут главную мысль в пословицах.
На доске:
1) Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься.
2) Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
З) Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
- Найдите пословицу и объясните её значение. Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?
Самостоятельная работа.
Карточка с деформированным текстом.
Работа в паре. ВРЕМЯ 2 МИН!
- А сейчас немножко поработаем самостоятельно. Работать будете парами. Возьмите белого цвета и положите перед собой. На нем записан отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их вставить.
Ученики читают по 1 предложению (проверка по слайду)
Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг ______________ пугать. Мыши со страху попрятались в __________________. ______________ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. _________ красный стал на лугу наливаться.
(Старика, мышей, норы, шмели, клевер)
Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
За что вы бы похвалили себя?
Что у вас особенно получилось?
Показ слайда 24. Итог
Подведение итогов урока
— С каким рассказом познакомились сегодня на уроке?
— Кто его автор?
Чему учит нас сказка В.В.Бианки?
— Какой вывод можно сделать из прочитанного рассказа?
Показ слайда 23. Вывод
(Животные помогают человеку, а человек должен помогать животным.)
6. Оценка знаний учащихся.
11. Домашнее задание Показ слайда 25. Домашнее задание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.