Литературное чтение.Тема:Ритм – основа искусства. Виды искусства: орнамент, музыка, литература…
Составитель: Малышева В Н
Цель. Задачи.
***Выяснить, что такое секрет орнамента.
***Что такое искусство?
*** Выяснить, как создается орнамент.
*** Что лежит в основе красоты орнамента?
Оборудование.
Выставка изделий народных промыслов, украшенных самыми разнообразными орнаментами.
Рисунки орнаментов.
Содержание урока.
*** Рассмотрите предметы, выполненные в традициях народного искусства.
Что общего в этих предметах?
Почему их называют искусством?
Предметы: полотенца, ложки, тарелки, вазы, хлебницы, салфетки и т. д. … Они красиво украшены.(Красивые рисунки).
Из чего же рождается эта красота? (рисунки очень яркие и красочные).
Что объединяет эту красоту?( рисунок).
Орнаменты могут выполняться на бумаге – трафареты, на фанере…
Содержание урока.
Рассмотрите рисунки. Какие сочетания рисунков вы видите?
Сочетания растений, животных, геометрических фигур.
Содержание урока.
Древние люди думали, что украшение на щите помогает в бою.
Попробуйте изобразить разные орнаменты на листах бумаги. (работают в группе по 3 человека).
Каждая группа изображает по 3 орнамента.
(Обсуждение).
ВЫВОД:
Лучше, когда значки чередуются, чтобы было красиво.
Содержание урока.
Вы открыли секрет – основу красоты орнамента. (Чередование значков в определённом порядке).
Группа чередующихся значков – это мерка, единица счёта.
Орнаменты могут быть разные. Их разделяет – создает РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК).
Содержание урока.
Ритм- повтор ритмических единиц, который является основой красоты орнамента.
Художники создают бесконечное количество орнаментов, благодаря бесконечному разнообразию ритмических рисунков.
Рисунки можно сравнивать, компоновать., делать пробелы.
Содержание урока.
Значит:
Ритмический рисунок может создаваться не только чередованием фигурок, но и чередованием пустот между группами фигурок или даже увеличением пустот между фигурками.
Содержание урока.
А музыку мы можем видеть? ( НЕТ, мы её слышим).
Слушают. * А что является основой красоты музыки?
* Есть ли в ней ритмический рисунок? * Как найти ритмическую единицу в музыке? (Музыка + текст = песня).
Содержание урока.
Итак, вы попытались понять, на чем основывается красота в разных видах искусства. Видов искусства много. Вы рассмотрели два вида- орнамент и музыку. Объединяет их: ритм, ритмический рисунок (повтор), основа ритма – мерка, единица счета. В музыке – мерка – нота, сильные и слабые звуки. Орнамент живет на предметах, которые мы видим. Живет в пространстве… А музыка – во времени. Танцор движется в пространстве, мы его видим.
ВИДЫ ИСКУССТВА ЖИВУТ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ, И ПРОСТРАНСТВЕННО- ВРЕМЕННЫЕ. Всего 3 группы.
А ЛИТЕРАТУРУ к какой группе можно отнести? Как вы думаете?
На этот вопрос ответим дома, а разберем на следующем уроке.
Рефлексия.
Смогли ли вы разобраться во всех вопросах, которые звучали на уроке?
Попробуйте ответить на вопрос: (Обсуждают). Ищут ответ дома. А литературу к какой группе можно отнести?
Кому было легко и интересно на уроке?
Кто затруднялся?
Кому непонятно, как выполнить домашнее задание?
Урок окончен.
Спасибо за работу на уроке. Вы, молодцы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.