Презентация по литературе. Тема: "Ритм -основа искусства. Виды искусства: орнамент, музыка, литература и другие виды..."

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • Семинары
  • pptx
  • 17.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

узнать о видах искусства поможет данный материал.
Иконка файла материала Тема. Ритм -основа искусства. Виды искусства-Орнамент, мулыка, литература и другие виды..pptx

Литературное чтение. Тема: Ритм – основа искусства. Виды искусства: орнамент, музыка, литература…

Составитель: Малышева В Н

Цель. Задачи.

***Выяснить, что такое секрет орнамента.
***Что такое искусство?
*** Выяснить, как создается орнамент.
*** Что лежит в основе красоты орнамента?

Оборудование.

Выставка изделий народных промыслов, украшенных самыми разнообразными орнаментами.
Рисунки орнаментов.

Содержание урока.

*** Рассмотрите предметы, выполненные в традициях народного искусства.
Что общего в этих предметах?
Почему их называют искусством?
Предметы: полотенца, ложки, тарелки, вазы, хлебницы, салфетки и т. д. … Они красиво украшены.(Красивые рисунки).
Из чего же рождается эта красота? (рисунки очень яркие и красочные).
Что объединяет эту красоту?( рисунок).
Орнаменты могут выполняться на бумаге – трафареты, на фанере…

Содержание урока.

Рассмотрите рисунки. Какие сочетания рисунков вы видите?
Сочетания растений, животных, геометрических фигур.
Сочетание разных фигур – это и образует Орнамент.
Это латинское слово, которое обозначает Украшение.

Содержание урока.

Древние люди думали, что украшение на щите помогает в бою.
Попробуйте изобразить разные орнаменты на листах бумаги. (работают в группе по 3 человека).
Каждая группа изображает по 3 орнамента.
(Обсуждение).
ВЫВОД:
Лучше, когда значки чередуются, чтобы было красиво.

Содержание урока.

Вы открыли секрет – основу красоты орнамента. (Чередование значков в определённом порядке).
Группа чередующихся значков – это мерка, единица счёта.
Орнаменты могут быть разные. Их разделяет – создает РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК).

Содержание урока.

Ритм- повтор ритмических единиц, который является основой красоты орнамента.
Художники создают бесконечное количество орнаментов, благодаря бесконечному разнообразию ритмических рисунков.
Рисунки можно сравнивать, компоновать., делать пробелы.

Содержание урока.

Значит:
Ритмический рисунок может создаваться не только чередованием фигурок, но и чередованием пустот между группами фигурок или даже увеличением пустот между фигурками.

Содержание урока.

А музыку мы можем видеть? ( НЕТ, мы её слышим).
Слушают. * А что является основой красоты музыки?
* Есть ли в ней ритмический рисунок? * Как найти ритмическую единицу в музыке? (Музыка + текст = песня).
Прозвучала мелодия, мы её слышим, слова, звуки.
Записывают музыку специальными значками – нотами. Качества звучания разные. Влияет на это –высота звучания: НИЗКИЕ –БАСЫ, ВЫСОКИЕ _ ГОЛОСА. Запись ведется на 5 линейках, параллельных, горизонтальных. Есть мелодический рисунок.
В музыке ритмическая единица – ТАКТ.
Мелодия звучит не всегда. Есть паузы.

Содержание урока.

Итак, вы попытались понять, на чем основывается красота в разных видах искусства. Видов искусства много. Вы рассмотрели два вида- орнамент и музыку. Объединяет их: ритм, ритмический рисунок (повтор), основа ритма – мерка, единица счета. В музыке – мерка – нота, сильные и слабые звуки. Орнамент живет на предметах, которые мы видим. Живет в пространстве… А музыка – во времени. Танцор движется в пространстве, мы его видим.
ВИДЫ ИСКУССТВА ЖИВУТ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ, И ПРОСТРАНСТВЕННО- ВРЕМЕННЫЕ. Всего 3 группы.
А ЛИТЕРАТУРУ к какой группе можно отнести? Как вы думаете?
На этот вопрос ответим дома, а разберем на следующем уроке.

ДОМА: Нарисовать орнамент.

Рефлексия.

Смогли ли вы разобраться во всех вопросах, которые звучали на уроке?
Попробуйте ответить на вопрос: (Обсуждают). Ищут ответ дома. А литературу к какой группе можно отнести?
Кому было легко и интересно на уроке?
Кто затруднялся?
Кому непонятно, как выполнить домашнее задание?
Урок окончен.
Спасибо за работу на уроке. Вы, молодцы.