Конспект урока по литерному чтению в 3 классе на тему: "Рассказ "Еще про Мальку"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс, тема "Еще про Мальку"
Иконка файла материала литература (2).docx

ГБОУ Школа №7 Красносельского района

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

 

урока литературного чтения  в 3 классе

на тему: «чтение и разбор рассказа «Еще про Мальку.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2025

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
конструирования урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литературное чтение

Класс

3

Тема урока

 

Чтение и разбор рассказа Василия Белова «Ещё про Мальку»

 

Дидактическая цель

 

Создание условий для знакомства с произведением «Ещё про Мальку»

Дидактические задачи урока

- Закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при чтении рассказа;

Развивающие задачи урока

-развитие творческих способностей, мышление, воображение, внимание;
-развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

 

Воспитательные задачи урока

-проводить рефлексию своей работы на уроке;

-воспитывать интерес к литературному чтению посредством подбора интересных и увлекательных заданий.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л 1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве

Л 2. В созданных самостоятельно ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МПознавательные

МП 1. Ориентироваться в своей системе знаний

МП 2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

МП3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

 

МРегулятивные

МР 1. Под руководством учителя выделять учебную задачу, принимать  условия её выполнения.

МР3. Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

 

МКоммуникативые

МК 1. Слушать и понимать других.

МК 2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться

МК3. Донести свою позицию до других, оформлять свою позицию в устной и письменной речи

П1 –уметь воспринимать текст на слух

П2 – уметь вычленять из текста информацию

П3 – уметь анализировать текст

П4 – знать признаки рассказа

П5 – уметь составлять последовательность событий

П6 – уметь пересказывать текст в соответствии с планом текста

Решаемые учебные

проблемы

(учебная задача)

Знакомство с творчеством Василия Белова

Основные понятия,  изучаемые на уроке

Признаки рассказа, персонажи

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

ИКТ, здоровьесберегающая, рефлексивная.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, интерактивная доска, проектор

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

1.     Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

Для ученика

 

 

Литературное чтение, 3 класс, 1 часть

Авторы: Климанова

Издательство: Просвещение, серия «Школа России»

Год издания: 2023

 

 

1.       https://infourok.ru/

 

2.       http://school13yalta.ru/

 

3.       https://www.youtube.com/

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературное чтение, 3 класс, 1 часть

Авторы: Климанова

Издательство: Просвещение, серия «Школа России»

Год издания: 2023

 

Раздаточный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Обучение грамоте

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ПР

1.Организационный момент.

Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; проверяет готовность к уроку.

-Здравствуйте, ребята! У нас с вами урок литературного чтения. На уроке нам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь.

 

 

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место.

 

2.Актуализация полученных ранее знаний.   

-Итак, ребята, давайте вспомним, что вы читали и разбирали на прошлом уроке литературного чтения. Посмотрите на слайд. Кто это? А как назывался рассказ?

 -Молодцы! А кто-нибудь помнит как звали автора?

-Совершенно верно, Василий Белов.

-Давайте немного освежим в памяти сюжет. На слайде у вас подсказка в виде картинок. Кто является главным героем рассказа? Какие еще есть герои в этом рассказе? Где происходят действия рассказа?

-Молодцы! Давайте вспомним, что происходило в этом рассказе. Какие события вам запомнились больше всего? О чём вообще был этот рассказ? Что вы можете сказать о Мальке? Какая она? Почему Малька, несмотря на то, что её разлучили с щенками, все равно навещает одного из них?

-А какая главная мысль этого рассказа? Что нам хотел сказать автор? Чему нас научил этот рассказ?

 

-Молодцы!

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Целеполагание 

-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с историей Мальки.

-Как вы думаете, какую цель мы можем поставить на этот урок?

-Совершенно верно, молодцы!

 

 

 

 

 

-Познакомиться с продолжением истории о Мальке

 

 

 

 

 

 

4.Открытие нового знания

Учитель предлагает прочитать название сказки, рассмотреть иллюстрации на слайде и предположить о чем будет рассказ.

 

 

 

 

5.Первичное восприятие

Рассказ читает артист Надежда Никулина, дети в это время следят за текстом.

Физ. минутка

 

 

 

 

 

 

7.Проверка первичного восприятия литературного произведения.

Детям задаются вопросы по эмоциональному восприятию:

-Мы сейчас с вами прослушали рассказ. К какому жанру мы может отнести это произведение? Почему? Какие признаки указывают нам на то, что это рассказ?

 

 

-Отлично! Молодцы!

 

 

 

 

 

-Рассказ, реальные события, небольшой объем, малое количество действующих лиц, описание одного события

 

 

 

 

 

 8.Постановка учебной задачи.

 

-Прежде чем вы начнете читать самостоятельно, посмотрите на слайд, кто может прочитать мне пословицы?

«Для матери ребёнок до ста лет дитёнок», «Ради деток мать готова себя продать».

-Как вы понимаете эти пословицы?

-В течение урока, мы будем знакомиться с продолжением истории про Мальку и вы должны будете мне ответить, подходят эти пословицы или нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

9.Вторичное восприятие литературного произведения

Дети читают сказку по цепочке. По ходу чтения останавливаются на выделенных или сложных для понимания словах и учитель объясняет значение.

Детям предлагается ряд вопросов:

-Давайте вспомним, каких персонажей мы с вами встретили, читая это произведение? Перечислите их.

 

ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ

-Какое время года было в этом рассказе? Найдите слова в тексте, которые подтверждают ваш ответ.

-Почему перебраться на другой берег можно было только на лодке? Найдите ответ в тексте.

-Найдите в тексте, как Малька перебиралась на другой берег?

-Кто помог Мальке выбраться из реки? Как? Найдите в тексте.

 

 

-Скажите пожалуйста, как мы можем охарактеризовать Мальку? Какая она? Что мы можем сказать о её поступке?

-Совершенно верно! Откройте, пожалуйста, ваши рабочие тетради на странице 28. Посмотрите на задание №3. Вам нужно составить небольшой текст-описание Мальки.

-А что мы можем сказать о Феде? Какими чертами обладает этот человек? Как мы можем описать его поступок, он хороший или плохой?

-Как вы думаете, нужно ли помогать животным?

-А зачем?

-Вы бы помогли Мальке на месте Феди?

-Молодцы!

-Давайте попробуем восстановить последовательность событий в рассказе. Посмотрите на слайд. У нас есть небольшой план, который описывает события в тексте, но пункты этого плана перемешались, нам нужно расставить их в правильном порядке.

-Что происходило в начале рассказа? Какой пункт плана может нам подойти?

-А то происходило потом?

И так далее, по аналогии.

ПЛАН:

-Обязанность Мальки

-Речка разлилась, и лава исчезла

-Малька, несмотря на опасность, пытается переплыть реку

-Мальку сносит течением

-Федя спасает Мальку на лодке

-Малька, даже замёрзшая и промокшая, продолжает думать о щенке

 

-Молодцы! А кто может мне пересказать этот текст с помощью плана?

-Вы большие молодцы! Спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Малька, Федя и рассказчик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Обощение

Учитель предлагает вернуться к пословицам: «Для матери ребенок что лет дитёнок», «Ради деток мать готова себя продать» и доказать, что они точно описывают сюжет рассказа

 

 

 

 

11.Этап объяснения домашнего задания.

-Мы с вами прочитали рассказы о Мальке. Вашим домашним заданием будет сделать № 4, с.28 в рабочих тетрадях.  

 

 

 

12.Подведение итогов. Рефлексия.

-С каким произведением мы с вами знакомились на уроке?

-Какие качества главной героини вам понравились? Почему?

-Вспомните пословицы, которые являются главной мыслью произведения

 

Посмотрите на слайд, продолжите предложение:

Я узнал…

Мне было интересно…

Я не понял…

 

- На этом наш урок закончен. Надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое и интересное.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru