Презентация по литературному чтению. Тема: Малые литературные жанры. "Ярмарка идей".

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 14.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знакомство с малыми литературными жанрами.Развитие памяти, речи, навыков коллективной работы.
Иконка файла материала Презентация.Малые литературные жанры. Ярмарка идей..pptx

Литературное чтение. Тема: Малые литературные жанры. « ярмарка идей!»

Составитель:
Малышева В .Н .

Цели урока.

Познакомиться с малыми фольклорными жанрами: пословицами, поговорками, песнями, потешками, считалками, загадками…
Развивать память, речь, артистические способности, навыки коллективной работы,
Воспитывать интерес к устному народному творчеству, истории русского народа.

Оборудование.

класс разделён на группы по 4-5 человек.
Плакаты.
Карточки с заданиями.
Жетоны.
Ярмарка поделок.

Содержание урока.

Организационный момент.
Дети готовы рассказывать скороговорки, потешки, считалки, пословицы.
Задания распределены в группах.
Актуализация знаний. Начинаем нашу ярмарку.
Беседа.
*** Какие жанры устного народного творчества вам знакомы?
(Перечисляют).
*** Что такое устное народное творчество?
*** Почему оно так называется?
(Устное – передается из уст в уста. Народное –создано народом. Творчество – что – то придумывают, творят.)

Содержание урока.

6. Изучение нового материала.
Устное народное творчество ещё называют ФОЛЬКЛОРОМ.(народной мудростью). Это кладовая языка народа. Пословица научит. Песня развеселит.
---Каждая команда получает «путёвку»-порядок движения по ярмарке.

Содержание урока.

7 ЗАКРЕПЛЕНИЕ. «ЯРМАРКА». --- Прилавок « Пословицы ».
*** Что же такое « ПОСЛОВИЦА»?
(Это изречение. Мысль с содержанием народной мудрости.)
*** Игра: «Закончи пословицу».
---Без труда не вытащишь …
---Поспешишь-…
--- Волков бояться -…
--- Как аукнется, так …
---Мороз не велик, а…
---Старый друг лучше…
---Век живи-…
---Глаза боятся, а …

Содержание урока.

Собери пословицу.
Здоровье, деньги, купить.
Лезть, за, слово, карман.
Дело, бояться, мастер.
Чьё, знает, мясо, кошка.
Игрушки, мышки, кошки, слёзки.
Работает, ест, кто.
Кулаки, драка, машут, после.
Жить, кошка, собака.
Голова, ноги, покой, дурная, дает.

Угадай пословицу.
Л*ди, а не ст*ны созд+ют г*р*да.
Бе* т*уда не вы*ащи*ь ры*ку из п*уда.
За 2 за**ами по*они*ься, ни од*ого не пой*аеш*.

Содержание урока.

Прилавок «Пословицы» -3 жетона.
(получает команда).

---Второй прилавок.
«Песни. Потешки».
Вспомнить песенки, частушки, прибаутки.
КАРТОЧКА1.
« УБАЮКАЙ МАЛЫША»
Баю, баюшки, баю, а я песенку спою.
Ай,люли,люленькии, прилетели гуленьки, стали гули ворковать, стал ребенок засыпать.

Содержание урока.

---Карточка 2 .
Развесели малыша, он плачет.
Ладушки…
Идёт коза рогатая…
---Карточка 3.
«Долго не было дождя».
Спой закличку. Позови дождь.
Дождик, дождик , пуще! Дам тебе я гущи…

---Карточка 4. «Дразнилки».
Ябеда, корябеда, соленый огурец…

Жадина ,жадина жадина, , говядина.

Второй Прилавок - - 4 жетона.

Содержание урока.

---Прилавок «Скороговорки».
Появились давно.
***Для чего знать скороговорки?
---Полезно говорить, ---можно соревноваться.
---Вырабатывать четкую речь.

Игра:
---«Отгадай скороговорку.»
***На дворе трава, на траве дрова.
-Повтори быстро:
***На осинке росинки засверкали утром перламутром.

Содержание урока.

-Прилавок «Загадки ».
Карточки с загадками.(в коробочках.)
***Кто быстрее?»

О неживой природе.
О животных
Об овощах и фруктах.
Об инструментах.
Каждая загадка – житон.

---«Прилавок «Игры».
***«Гуси – лебеди.»- жетон за игру.
8. В кабинете подсчитать количество жетонов в команде. ***Наградить.
9. Итог урока.
Можно купить за жетоны поделку, сделанную на уроках труда.

спасибо за работу!

Урок окончен.