Конспект урока лит.чтения. 4 класс. М.И.Цветаева "Бежит тропинка с бугорка"

  • Разработки уроков
  • pdf
  • 25.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока с элементами развития функциональной грамотности учащихся 4 класса, литературный анализ произведения в стихотворной форме.
Иконка файла материала Конспект урока лит.чтения. 4 класс. М.И.Цветаева Бежит тропинка с бугорка.pdf

Тема урока: «М.И.Цветаева "Бежит тропинка с бугорка"»

Ход урока

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности                     5 мин.

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.

Метод: /репродуктивный, продуктивный/.

Форма работы: /фронтальная, групповая, парная, индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.  Организует определение темы урока

           -     ребус

2.  Организует запись темы урока.

Фронтально

Без оценивания

«М.И.Цветаева "Бежит тропинка с бугорка"»

                              Закрепление полученн

ых знаний                                                      35 мин

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и п

ервичного запоминания знаний и способов

действий, связей и отношений в объекте изучения,

 организация активных самостоятельных

действий обучающихся.

Метод: /репродуктивный, продуктивный/.

Форма работы: /фронтальная, групповая, парная,

 индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организует знакомство с биографией автора.

КАРТОЧКА

1  группа - восстанавливает ленту времени

2  группа - в парах отвечает на вопросы

 

 

 

- активное слушание: заполнение таблицы ленты времени, проверка правильности ответов на вопросы + её заполнение.

 

 

2. Организует слушание и выразительное чтение  произведения:

с. 55 /учебник/

-  слушание образца текста,

-  словарная работа /мальва - фото/

 

3. Организует анализ стихотворения      “Бежит тропинка с бугорка”.

-  определить настроение,

-  от какого лица написано стихотворение,

-  заполнить карточку стихотворения

/самостоятельно/,

 

-  выписать рифмы

-  определить построение рифмы.

лирическое стихотворение, пейзажная лирика, кольцевая рифмы /1-4, 2-3/, ЯМБ

 

 

4. Организует работу с изобразительно-выразительными средствами языка + активное слушание, подготовка к выполнению домашнего задания:

В группах

Проверка по образцу

1  гр. - Варя, Настя, Серёжа, Энтони /конторки/

2  гр. - Арина, Маша

           Егор, Лиза

           Илья, Динар

           

Оценивание (0,1,2)

2 балла - без ошибок;

1 балл – 1 ошибка

0 балл – 2 ошибки

 

Фронтально

Без оценивания

 

Динар

 

 

В парах /встречаемся на 2/ 

Проверка по образцу

Оценивание (0,1,2)

2 балла - без ошибок;

1 балл – 1 ошибка

0 балл – 2 ошибки

 

В парах /встречаемся на 4/ 

Проверка по образцу

Оценивание (0,1,2)

2 балла - без ошибок;

1 балл – 1 ошибка

0 балл – 2 ошибки

 

 

 

Индивидуально

Для проверки /встречаемся на 6/

Проверка по образцу

Оценивание на дополнительную отметку

КАРТОЧКА /индивидуальная/

Эпитеты. сонные луга, царственный замок Олицетворения - “бежит тропинка, спешат удары, 

Риторический вопрос -  Куда ушли, в какую даль вы?

Что между нами пролегло?

Сравнение  где утро рай и полдень рай

Оценивание (0,1,2)

2 балла - без ошибок;

1 балл – 1 ошибка

0 балл – 2 ошибки

 

Для выполнения второй части 

/Встречаемся на 12/

Оценивание на дополнительную отметку

Оценивание (0,1,2)

2 балла - без ошибок;

1 балл – 1 ошибка

0 балл – 2 ошибки

Итог на рефлексивной основе                                   5 мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности обучающихся на уроке, выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению.

Метод: /репродуктивный, продуктивный/.        Форма работы: / индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Подсчёт количества баллов за урок

Выбор пословицы

Д\З Рабочая тетрадь: упр. 1, 2, 3, с. 17. 

Учебник: с.55.

Поэтическая тетрадь: С. Есенин“Бабушкина сказки”,текст в учебнике, с. 56, оформить страницу тетради и выучить наизусть /сдаём 17.02/. 

Индивидуально

Заполняют оценочный лист

Записывают Д\З в дневник

 

 

 

 

            Марина Ивановна Цветаева (1892–1941) — поэтесса, переводчица. Родилась 8 октября 1892 года в Москве. Родителями будущей писательницы были Иван Владимирович Цветаев, учёный-историк, филолог, искусствовед, создатель и первый директор Музея изящных искусств, и Мария Александровна Мейн, пианистка.

       В раннем детстве Марина Цветаева начала писать стихи на нескольких языках: русском, немецком и французском. Первое образование М. И. Цветаева получила в частной женской гимназии. Кроме того, писательница обучалась в пансионах Германии, Франции и Швейцарии. 

     Уже в 1910 году, в возрасте 18 лет, писательница выпустила первый сборник «Вечерний альбом». Спустя два года публикуется второй сборник писательницы «Волшебный фонарь», а ещё через год — третий сборник «Из двух книг». Именно во втором сборнике 5 стихотворений были собраны в цикл под названием “Ока”, и в этот цикл вошло стихотворение “Бежит тропинка с бугорка”.

Интересные факты.

           В детстве Марины Ивановны её семья переезжала с места на место из-за болезни матери. Именно поэтому М. И. Цветаева в совершенстве владела французским и немецким языками. 

          В 1909 году Цветаева отправилась в Европу, чтобы стать слушательницей курса лекций по старофранцузской литературе в университете Сорбонны.

          В 1910 году вышел в свет первый сборник стихов Марины Цветаевой. Она издала книгу на собственные сбережения. Сборник сразу вызывал множество положительных отзывов.

 

Вопрос/Утверждение

Верно

Неверно

1. Марина Ивановна Цветаева родилась за границей.

 

 

2. Стихотворение “Бежит тропинка с бугорка” был опубликован в сборнике “Ока”

 

 

3. Стихотворение “Бежит тропинка с бугорка” был опубликован в сборнике “Волшебный фонарь”, когда Марине Ивановне был 21 год

 

 

4. Стихотворение “Бежит тропинка с бугорка” был опубликован в сборнике “Волшебный фонарь”, когда Марине Ивановне было 20 лет

 

 

5. Марина Ивановна знала три языка.

 

/Подчеркни в тексте, какие языки, на дополнительные +/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЛИЦЕТВОРЕНИ

Е

 

где полдень рай

СРАВНЕНИЕ

сонные луга

ЭПИТЕТ

спешат удары

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Куда ушли, в какую даль вы?

 

 

 

ОЛИЦЕТВОРЕНИ

Е

 

где полдень рай

СРАВНЕНИЕ

сонные луга

ЭПИТЕТ

спешат удары

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Куда ушли, в какую даль вы?

 

 

 

Нет в мире краше Родины нашей.

 

Человек без Родины, что соловей без песни.

 

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

 

Береги Родину,  как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

 

Жить – Родине служить.

 

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

 

Народы нашей страны дружбой сильны.